г. Саратов |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А12-8949/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 21.11.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 23.11.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Волгоградской области апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2022 года по делу N А12-8949/2022
по заявлению Публичного акционерного общества "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, 121353, г. Москва, м.о. Можайский, ул. Беловежская, д. 4)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210, 400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований предмета спора: Акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (ОГРН 1023402971272, ИНН 3443029580, 400075, г. Волгоград, ул. им. Шопена, д. 13), Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" (ОГРН 1037710060684, ИНН 7710473036, 404354, г. Котельниково, ул. Ленина, д. 7, пом. II), Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр Энергоэффективности" (ОГРН 1063444061230, ИНН 3444137429, 400066, г. Волгоград, ул. Голубинская, д. 1),
об оспаривании постановления, представления,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Волгоградоблэлектро" - Фомина Ж.С., представитель по доверенности от 28.05.2020 годаN 84 (срок доверенности до 31.12.2022 года), имеет высшее юридическое образование; Ребергер Г.В., представитель по доверенности от 28.05.2020 года N 88, имеет высшее юридическое образование; Воронцова Н.М., представитель по доверенности от 16.11.2021 года, имеет высшее юридическое образование;
от Общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" - Степанов А.А., представитель по доверенности от 16.06.2022 года (срок доверенности до 13.04.2023 года), имеет высшее юридическое образование;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Фролов В.П., представитель по доверенности от 10.01.2022 года N 01-03-33-13 (срок доверенности до 31.12.2022 года), имеет высшее юридическое образование;
от Публичного акционерного общества "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" - Климова В.С., представитель по доверенности от 03.12.2020 года N 244-20, имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, административный орган, антимонопольный орган) от 22.03.2022 N 034/04/9.21-89/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.03.2022 по делу N034/04/9.21-89/2022.
Решением суда первой инстанции от 01 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениям к ней, в которых просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" (далее - ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий") поддерживает доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Акционерное общество "Волгоградоблэлектро" (далее - АО "ВОЭ") возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в соответствии со статьей 262 АПК РФ.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.08.2022, 27.09.2022, 25.10.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзывов на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению УФАС по Волгоградской области в отношении Общества дела об административном правонарушении N 034/04/9.21-89/2022, послужило заявление АО "ВОЭ" (т. 2 л.д. 68) содержащее данные, указывающие на наличие в бездействии ПАО "ФСК ЕЭС" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пунктов 61 и 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N 861).
Рассмотрев жалобу АО "ВОЭ", антимонопольный орган посчитал, что действия ПАО "ФСК ЕЭС" по нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта АО "ВОЭ" к электрическим сетям нарушает требования пунктов 61 и 69 Правил технологического присоединения.
Учитывая, что ранее вступившим в законную силу постановлением Волгоградского УФАС России от 20.06.2020 N 034/04/9.21-1094/2019 ПАО "ФСК ЕЭС" было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление исполнено 20.10.2020), бездействие ПАО "ФСК ЕЭС" квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
17 февраля 2022 года уполномоченным должностным лицом УФАС по Волгоградской области в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" составлен протокол N 034/04/9.21-89/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в присутствии защитников ПАО "ФСК ЕЭС" Королевой А.Ю. по доверенности от 03.12.2019 N272-19, Ашихмина Ю.Н. по доверенности от 25.05.2021 N122-21, Каучменко И.А. по доверенности от 11.02.2022 N21-22 (т. 1 л.д. 28-33). О месте и времени составления протокола ПАО "ФСК ЕЭС" извещено надлежащим образом.
Определением от 17.02.2022 N 04-9/1000 о назначении времени и места рассмотрения дела N 034/04/9.21-89/2022 об административном правонарушении, рассмотрение данного дела назначено на 02.03.2022 в 09 часов 00 минут по месту нахождения антимонопольного органа.
Определением от 02.03.2022 N 04-9/1405 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N 034/04/9.21-89/2022, рассмотрение данного дела назначено на 17.03.2022 в 09 часов 00 минут по месту нахождения антимонопольного органа (т. 3 л.д. 87-88).
О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО "ФСК ЕЭС", а также АО "ВОЭ" уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми отправлениями с почтовыми идентификаторами N 80087170744992, N 80087170745005 (т. 3 л.д. 85-86).
22 марта 2022 года антимонопольным органом вынесено постановление N 034/04/9.21-89/2022 о привлечении ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. (т. 1 л.д. 115-125).
Кроме того, УФАС по Волгоградской области вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22.03.2022 по делу N 034/04/9.21-89/2022, согласно которому ПАО "ФСК ЕЭС" необходимо повторно рассмотреть заявление АО "ВОЭ", поданное в ПАО "ФСК ЕЭС" от 20.01.2020 N731/26 о восстановлении актов о технологическом присоединении по яч. 12 и 29 ПС "Котельниково" (жилой район "Дубовая роща"), провести проверку соблюдения дисциплины труда в порядке статей 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении должностных лиц, ответственных за восстановление актов о технологическом присоединении по яч.12 и 29 ПС "Котельниково" (жилой район "Дубовая роща"), рассмотрев вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 26-27).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением ПАО "ФСК ЕЭС" оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества в его совершении, соблюдения антимонопольным органом установленной законом процедуры и срока привлечения к административной ответственности, соразмерности назначенного размера штрафа, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Согласно доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней, суд проигнорировал довод Общества о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности. ПАО "ФСК ЕЭС" полагает, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности, составляющий один год с момента совершения правонарушения, истек 06.02.2022. Кроме того, ПАО "ФСК ЕЭС", вменяя Обществу повторное совершение административного правонарушения, в протоколе от 17.02.2022 N 034/04/9.21-89/2022 и в постановлении от 23.03.2022 N 034/04/9.21-89/2022 не указал, в чем заключаются обстоятельства повторности.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований нормативных актов.
Субъектом указанного административного правонарушения, является субъект естественной монополии, обеспечивающий подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Указание на форму вины применительно к юридическим лицам не может расцениваться как несовместимое с их качественными характеристиками как субъектов права. Вместе с тем, использование широкого подхода к определению виновности юридического лица предполагает, что невозможность установления конкретной формы вины не исключает привлечение юридического лица к ответственности (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.
При этом, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Из материалов дела видно, что между АО "ОЭ" и ПАО "ФСК ЕЭС" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 21.06.2012 N 623/П, на основании которого ПАО "ФСК ЕЭС" (исполнитель) оказывает АО "ВОЭ" (заказчик) услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с соответствующим заявлением, к которому прилагаются документы, предусмотренные пунктом 62 Правил N 861.
Согласно пункту 61 Правил N 861 лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.
Сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 65 указанных Правил).
Пунктом 67 Правил N 861 установлено, что сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо перехода права собственности или иного предусмотренного законом права на энергопринимающие устройства, выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий или технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) объекта капитального строительства (земельного участка, энергопринимающего устройства), с обязательным направлением копий в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В силу пункта 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды объектов электросетевого хозяйства N 6-ЭСХ от 27.12.2019 АО "ВОЭ" во временное владение и пользование были приняты КЛ/ТП/РП, которые ранее входили в состав комплекса энергопринимающих устройств, сооруженных ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" в рамках исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, по результатам которого ПАО "ФСК ЕЭС" выдан акт об осуществлении технологического присоединения от 09.04.2018 NБП/11-18-М 1 (т. 1 л.д. 37-40).
Согласно пункту 5.2. распоряжения филиала Пригородные МЭС ПАО "ВОЭ" от 13.02.2019 N 10-26/01-01-03 "О приеме электросетевых объектов на эксплуатационнотехническое обслуживание" до ввода в РГ1-2 ЛЭП 10 кВ Л-1 и Л- 2 ПС 220/110/35/10 кВ Котельниково находятся на балансе и оперативном управлении ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий", то есть являются опосредованно присоединенными к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" (т. 1 л.д. 75-77).
20 января 2020 года АО "ВОЭ" обратилось в ПАО "ФСК ЕЭС" с заявлением на восстановление актов о технологическом присоединении по яч. 12 и 29 ПС "Котельниково" (жилой район "Дубовая роща") (т. 1 л.д. 34).
Письмом от 06.02.2020 N М5/6/308 ПАО "ФСК ЕЭС" сообщило АО "ВОЭ", что в приложении 1 к договору аренды (Перечень имущества передаваемого в аренду) в явном виде отсутствуют сведения о передаче в аренду РП-2 и двух КЛ 10 кВ от РП-2 до ПС 220 кВ Котельниково. На основании изложенного, ПАО "ФСК ЕЭС" предложило ГБУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" проинформировать ПАО "ФСК ЕЭС" о факте передачи в аренду РП-2 10 кВ и двух КЛ 10 кВ от РП-2 к линейным ячейкам N 12, N 29 в ЗРУ-10 кВ ПС 220 кВ Котельниково, от ГБУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" в пользу ПАО "ВОЭ" (т. 1 л.д. 49-50).
16 июля 2021 года АО "ВОЭ" обратилось в ПАО "ФСК ЕЭС" с заявлением на восстановление актов о технологическом присоединении по Л-12 и Л-29 ПС "Котельниково" (т. 1 л.д. 62).
Письмом от 30.07.2021 N М5/6/1281 ПАО "ФСК ЕЭС" сообщило АО "ВОЭ", что в приложении 1 к договору аренды объектов электросетевого хозяйства N 6-ЭСХ от 27.12.2019 (Перечень имущества передаваемого в аренду), наименование объектов права, указанных в акте - отсутствует. В связи с чем, предложено привести заявление и приложения (документы-основания) в соответствии с нормами Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 и направить в филиал ПАО "ФСК ЕЭС"-МЭС Юга для организации дальнейшей работы.
10 сентября 2021 года АО "ВОЭ" направило в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" заявление, с приложением документов, в котором просило принять все меры по рассмотрению заявления от 30.07.2021 N М5/6/1281 с учетом дополнения от 09 сентября 2021 (т. 1 л.д. 66-69).
Письмом от 24.09.2021 ПАО "ФСК ЕЭС" повторно отказало АО "ВОЭ" в переоформлении акта о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ввиду отсутствия у АО "ВОЭ" непосредственного присоединения к яч. 12 и 29 ПС 220 "Котельниково" и, соответственно, отсутствием оснований у ПАО "ФСК ЭЕС" восстановления (переоформления) Акта ТП от 09.04.2018 N БП/11-18-М1 с указанием в качестве заявителя АО "ВОЭ" (т. 1 л.д. 70-71).
13 октября 2021 года АО "ВОЭ" направило в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" заявление, с приложением документов, в котором просило в течении 7 дней направить в свой адрес переоформленный на АО "Волгоградоблэлектро" акт об осуществлении технологического присоединения (т. 1 л.д. 72-74).
Только 26 октября 2021 письмом N М5/6/1788, ПАО "ФСК ЕЭС" направило в адрес АО "ВОЭ" оригинал переоформленного акта ТП (т. 1 л.д. 80-81).
В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения N БП/11/18-М1 от 09.04.2018 технологическое присоединение объектов ООО "ЕвроХим- ВолгаКалий" состоялось позже указанных в Правилах N 861 сроков.
В силу пункта 5 Правил N 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
АО "ВОЭ" является потребителем ПАО "ФСК ЕЭС" и, следовательно, отказывая потребителю в заключении договора сетевая организация ПАО "ФСК ЕЭС" нарушает законные права и интересы потребителя АО "ВОЭ".
Оборудование, перечисленное в пункте 3 распоряжения филиала Пригородные МЭС ПАО "ВОЭ" от 13.02.2019 N 10-26/01-01-03 "О приеме электросетевых объектов на эксплуатационно-техническое обслуживание", находится на балансе филиала Пригородные МЭС, в оперативном управлении уполномоченного-административно-технического персонала Котельниковского участка филиала Пригородные МЭС, в оперативном ведении диспетчера ОДС филиала Пригородные МЭС, на техническом обслуживании персонала Котельниковского участка филиала Пригородные МЭС.
Пунктом 5.2 указанного распоряжения установлено, что ЛЭП ЮкВ Л-1 и л-2 ПС 220/110/35/1 ОкВ Котельниково до ввода в РП-2 находится на балансе ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий", в оперативном управлении ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий".
Согласно пункту 5.3 указанного распоряжения оборудование В-10 в яч. 12 и 29 ПС 220/110/3 5/ЮкВ Котельниково находится на балансе ПАО "ФСК ЕЭС".
Таким образом, оборудование АО "ВОЭ", перечисленное в пункте 3 указанного распоряжения, является опосредовано присоединенным к сетям ПАО "ФСК ЕЭС".
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ПАО "ФСК ЕЭС" относительного того, что в явном виде отсутствуют сведения о передаче в аренду РГТ-2 и двух кабельных линий 10 кВ от Рп-2 до ПС Котельниково.
ГБУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" представлен ответ на запрос ПАО "ФСК ЕЭС", согласно которому в соответствии с договором аренды объектов электросетевого хозяйства N 6-ЭСХ от 27 декабря 2019 года, во временное владение и пользование АО "ВОЭ" передан объект "Обеспечение п. Дубовая роща г. Котельниково с инженерными коммуникациями и сооружениями 1-я очередь", расположенный в г. Котельниково Волгоградской области, жилой район "Дубовая роща", зона А и Б протяженностью 15 000 м кадастровый N34:13:130032:1882. Указанный объект состоит из 13 ТП, в том числе 1 РП и кабельных линий общей протяженностью 15 000 м и подключен опосредованно через сети ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" (2KBJ1-10 кВ) от ячеек N12, N 29 ПС 220/110/35/10 кВ "Котельниково" (ПАО "ФСК ЕЭС") в соответствии с прилагаемой к письму схемой нормального режима.
Таким образом, заявителю было известно обо всех объектах электросетевого хозяйства, переданных в аренду АО "ВОЭ", в соответствии с договором аренды объектов электросетевого хозяйства N 6-ЭСХ от 27 декабря 2019 года, во временное владение и пользование АО "ВОЭ".
Судами обеих инстанций установлено, что факт нарушения ПАО "ФСК ЕЭС" требований пунктов 61, 69 Правил N 861 подтвержден материалами дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ранее ПАО "ФСК ЕЭС" привлекалось к административной ответственности Волгоградским УФАС России за аналогичное правонарушение.
Довод Общества, нашедший свое отражение в апелляционной жалобе, об отсутствии оснований у административного органа для квалификации административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергается представленными в дело доказательствами.
Как указывалось ранее, ПАО "ФСК ЕЭС" прежде уже привлекалось к административной ответственности УФАС по Волгоградской области по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ на основании постановления по делу об административном правонарушении от 22.05.2020 N 034/04/9.21-1094/2019. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу NА12-14328/2020 указанное постановление УФАС по Волгоградской области вступило в законную силу.
Поскольку вменяемое правонарушение Обществом совершено после вступления в законную силу указанного постановления, его действия (бездействие)
имеют признак повторности, что образует административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая, что ПАО "ФСК ЕЭС" на дату совершения административного правонарушения являлось привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (постановление исполнено 20.10.2020), следовательно, повторное нарушение ПАО "ФСК ЕЭС" требований Правил N 861 в данном случае образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Волгоградское УФАС России сделало правильный вывод о наличии в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания данной нормы следует, что наличие или отсутствие вины юридического лица не зависит от осознанности или неосознанности действий его сотрудников. Для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и, соответственно, непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ПАО "ФСК ЕЭС" во вмененном правонарушении антимонопольным органом доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ антимонопольный орган обоснованно привлек ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ, поскольку временем совершения правонарушения является 24 сентября 2021 года (отказ от 24.09.2021 N М5/6/1597) и 26.10.2021 (письмо N М5/6/1788 от 26.10.2021).
В соответствии с частью 6 статьи 4.5. КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, сроки давности привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истекли.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
При определении меры наказания антимонопольным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Оспариваемое по делу представление направлено на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, следовательно, является законным и обоснованным.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Руководствуясь частью 3 статьи 211 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2022 года по делу N А12-8949/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8949/2022
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРО", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОЛГОГРАДСКИЙ ЦЕНТР ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ", ООО "ЕВРОХИМ-ВОЛГАКАЛИЙ"