г. Чита |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А19-12537/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2022 года по делу N А19-12537/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иртекс" (ОГРН 1023801750500, ИНН 3812029224, далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, далее - ответчик, ТУФАУГИ) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме N 38-СС/5686 от 06.05.2022; обязании устранить допущенные нарушения прав путем предварительного согласования ООО "Иртекс" предоставления земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, принадлежащих ООО "ИРТЕКС".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1023801759410, ИНН 3812011072), Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2022 года по делу N А19-12537/2022 исковые требования удовлетворены.
ТУФАУГИ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению апеллянта, истцом не приведены доводы, а судом не сделаны выводы о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности действиями Территориального управления и положениям какого закона или иного нормативного правового акта данные действия не соответствуют. Нормами земельного законодательства императивно закреплено, что при наличии существующего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставление земельного участка в аренду не представляется возможным. Кроме того, в случае наличия утвержденного органом местного самоуправления утвержденного проекта межевания территории образование земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории недопустимо.
Лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.10.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости ООО "Иртекс" является собственником нежилого здания кафе площадью 929,6 кв.м, расположенного, по адресу: г. Иркутск, ул. Старокузмихинская, 39, с кадастровым номером 38:36:000029:3995, что подтверждается записью о регистрации права 38-01/00-52/2004-286 от 06.10.2004.
ООО "Иртекс" 24.03.2022 года обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4569 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:21857, на праве аренды без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для целей эксплуатации существующего здания.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 38:36:000029:21857 находится в собственности Российской Федерации и передан на постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись.
Письмом от 06.05.2022 N 38-СС/5686 заинтересованным лицом отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый к предварительному согласованию земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, к заявлению не приложены сведения и документы, подтверждающие наличие утвержденного проекта межевания территории, в границах которого расположен образуемый участок.
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (подпункт 2 статьи 39.16 Кодекса).
Вместе с тем, особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружение, установлены статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой следует, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения такого объекта не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Из материалов дела следует, что согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости ООО "Иртекс" на праве собенности принадлежит нежилое здание кафе площадью 929,6 кв.м, расположенное, по адресу: г. Иркутск, ул. Старокузмихинская, 39, с кадастровым номером 38:36:000029:3995, что подтверждается записью о регистрации права 38-01/00-52/2004-286 от 06.10.2004.
При таких обстоятельствах, руководствуясь принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суд первой инстанции пришел к парильному выводу о том, что ООО "Иртекс", как собственник объекта недвижимости, в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации вправе приобрести часть земельного участка, занятого этим зданием и необходимого для его эксплуатации.
Указанный вывод судов согласуется с правовым подходом, изложенным в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Довод о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с отсутствием отказа ИНЦ СО РАН от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, оформленного в установленном порядке, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании приведенных норм материального права, регламентирующих порядок предоставления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, занятого зданием или сооружением и направленных на соблюдение принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
При наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11.
При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации
С целью установления площади и координат земельного участка, необходимого заявителю для использования и эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости, в ходе судебного разбирательства заявлено ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы. Заявителем предложено поставить перед экспертом вопрос: определить координаты и площадь земельного участка, необходимого обществу с ограниченной ответственностью "Иртекс" для эксплуатации и использования принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером 38:36:000029:3995, площадью 929,6 кв.м., по адресу г. Иркутск, ул. Старо-Кузьмихинская, дом 39, результаты отразить графически. В судебном заседании 08.09.2022 года представитель заинтересованного лица пояснил, что по размеру земельного участка нет вопросов, в связи с чем, проведение землеустроительной судебной экспертизы нецелесообразно. Также в судебном заседании представитель Росимущества признал факт, что заявителю для эксплуатации принадлежащего ему нежилого здания с кадастровым номером 38:36:000029:3996, площадью 929,6 кв.м., по адресу г. Иркутск, ул. Старо-Кузьмихинская, дом 39 испрашиваемый земельный участок площадью 4569 кв.м необходим в координатах согласно Схемы расположения участка, предоставленной вместе с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка 24.03.2022 г.
С учетом признания заинтересованным лицом указанного факта, отсутствия возражений третьих лиц относительно площади испрашиваемого участка, суд первой инстанции в порядке части 3 статьи 70 АПК правомерно посчитал установленным указанный факт.
О наличии ограничений, обременений относительно испрашиваемого земельного участка к предварительному согласованию лицами, участвующими в деле, не заявлено и судом первой инстанции не установлено.
Довод заявителя жалобы о том, что в случае наличия утвержденного органом местного самоуправления проекта межевания территории образование земельного участка на кадастровом плане территории недопустимо, отклоняется по следующим мотивам.
Согласно положениям статей 42, 43, 45 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории должно учитываться местоположение существующих объектов капитального строительства.
Статьей 31 Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденных решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 установлено, что использование зданий, сооружений, земельных участков под ними должно осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц как правообладателей объектов капитального строительства (объектов незавершенного строительства), а также с учетом сложившейся планировки территории и фактического использования земельного участка предусмотрено, что в случае если существующий объект капитального строительства, право на который зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства, находится на земельном участке, границы которого не определены в установленном порядке, но который необходимо образовать, уточнить границы земельного участка, то такой земельный участок подлежит образованию, уточнению границ исключительно с целью дальнейшей эксплуатации (капитального ремонта) объекта капитального строительства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявитель владеет объектом недвижимости, для эксплуатации которого испрашивается образуемый земельный участок, с 2004 года - запись о праве собственности в ЕГРН N 38-01/00-52/2004-286 от 06.10.2004 года, что ранее утверждения решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 года N 006-20-260430/6 Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, а также утвержденного в их развитие постановлением администрации города Иркутска от 15.08.2017 N 031-06-818/17 Проекта межевания территории планировочного элемента С-03-15.
Проект межевания территории планировочного элемента С-03-15, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 15.08.2017 N 031-06-818/17, не предусматривает образование участка испрашиваемого заявителем и необходимого для дальнейшей эксплуатации объекта капитального строительства. Границы элемента О69 включают в себя объект недвижимости, принадлежащий заявителю, а также автомобильную дорогу общего пользования. Следовательно, при оформлении и утверждении проекта межевания территории планировочного элемента С-03-15 не были учтены сложившаяся планировка территории, фактическое использование земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства заявителя.
Таким образом, Проект межевания территории планировочного элемента С-03-15 не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и должен быть приведен принявшим его органом в соответствие с Градостроительным кодексом и Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск.
На основании части 2 статьи 13 АПК РФ проект межевания территории планировочного элемента С-03-15, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 15.08.2017 N 031-06-818/17, не подлежит применению в части испрашиваемого земельного участка, а значит - его образование может быть осуществлено на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 и статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в реализации ООО "Иртекс" преимущественного права на получение спорного земельного участка по тем основаниям, которые указаны в письме от 06.05.2022 N 38-СС/5686 года, является незаконным.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "Иртекс", выраженное в письме от 06.05.2022 N 38-СС/5686, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вопреки утверждению апеллянта, отказ собственнику нежилого здания в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы такого лица в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а неправильном толковании приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2022 года по делу N А19-12537/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12537/2022
Истец: ООО "ИРТЕКС"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Сокольникова Елена Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4793/2023
19.07.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5457/2022
29.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3455/2023
03.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5457/2022
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1395/2023
24.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5457/2022
28.09.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12537/2022