город Воронеж |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А08-1586/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД": Безбородовой Е.Н., генерального директора общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" на основании выписки из ЕГРЮЛ; Некрасовой Ю.З., представителя по доверенности от 01.04.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "ТЗК "БЕЛОГОРЬЕ": Шпай А.И., представителя по доверенности от 01.10.2020;
от УФАС по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; Кислинской С.А., представителя по доверенности N 11/22 от 10.01.2022 (после перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью ТЗК "ПЛАНЕТА": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конфренции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" (ИНН 3123386550, ОГРН 1163123062409) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.05.2022 по делу N А08-1586/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" (ИНН 3123386550, ОГРН 1163123062409) к УФАС по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) о признании незаконным и отменить решение УФАС по Белгородской области по дел N031/01/10/060/2021 от 26.11.2021 о нарушении антимонопольного законодательства, о признании незаконным и отменить предписание УФАС по Белгородской области N 58 о 25.11.2021 нарушении антимонопольного законодательства,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью ТЗК "ПЛАНЕТА" (ИНН 3664067801), общество с ограниченной ответственностью "ТЗК "Белогорье" (ИНН 3123287824),
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" (далее - ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД", общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС по Белгородской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения УФАС по Белгородской области по делу N 031/01/10/060/2021 от 26.11.2021 о нарушении антимонопольного законодательства и признании незаконным и отмене предписания УФАС по Белгородской области N 58 от 25.11.2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены ООО ТЗК "ПЛАНЕТА", ООО ТЗК "Белогорье".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.05.2022 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ООО ТЗК "ПЛАНЕТА" явку полномочных представителей не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие представителей общества в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" поддержали доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО ТЗК "Белогорье", УФАС по Белгородской области возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом представленного дополнения), отзывов на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что в УФАС по Белгородской области поступило заявление ООО "ТЗК "Белогорье" по воспрепятствованию деятельности общества путем отказа ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" в допуске на территорию аэропорта для обслуживания воздушных судов по ранее заключенным договорам с авиакомпаниями на обеспечение авиатопливом и оказание услуг по заправке транспортных средств (вх.N 6497 от 08.12.2020).
Как установлено УФАС по Белгородской области, ООО "ТЗК "Белогорье", является оператором на осуществление аэропортовой деятельности на основании сертификата соответствия по авиатопливообеспечению при наличии средств заправки (аэродромные топливозаправщики) в том числе в аэропорту г.Белгород.
01.01.2020 между ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" и ООО "ТЗК "Белогорье" были заключены договор аренды N 4009/2019/А и договор субаренды N 4010/2019/А.
Согласно условиям настоящих договоров, в субаренду ООО "ТЗК "Белогорье" было передано движимое и недвижимое имущество с целью осуществления производственной деятельности по заправке воздушных судов в аэропорту г. Белгорода.
Письмом от 18.11.2020 исх. N 1275 ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" уведомило ООО "ТЗК "Белогорье" об отсутствии намерения пролонгировать договоры субаренды N 4009/2019/А, N 4010/2019/А от 01.01.2020 на 2021 год.
ООО "ТЗК "Белогорье" заключены договоры с авиакомпаниями на заправку воздушных судов, а также на хранение авиатоплива (договор N 07 от 25.02.2020, заключенный с АО "Авиакомпания "ИрАэро", договор N 18-08-06-2016-ГСМ от 20.05.2020, договор N 18 от 15.07.2017, заключенный с ООО "Курс-2-М", договор N 151- Н6-15 от 01.04.2015 заключенный с ЗАО "Нордавиа-региональные авиалинии", договор N 09 от 02.04.2015 заключенный с АО "Авиакомпания НордСтар" (ранее - ОАО "Авиакомпания "Таймыр"), договор N 26 от 20.09.2018, заключенный с ООО "Пилот - 2-М", договор N 12 от 20.04.2012 заключенный с ОАО "ЦУГА "РусАэро", договор N 13 от 20.09.2019, заключенный с ООО "Авиакомпания "СКОЛ", договор N 08 от 20.03.2012, заключенный с ООО "Авиэйшн Лоджистик Сервисес", в том числе для заправки воздушных судов авиакомпаний-партнеров ГТАО "Аэрофлот", ООО "Северный ветер", ООО "Авиакомпания "Икар", договор N 16 от 27.07.2020, заключенный между АО "Авиакомпания "Азимут", договор N 31 от 07.05.2019, заключенный с ООО Авиапредприятие "Газпром авиа", договор N 22 от 28.10.2020, заключенный с ООО "Авиакомпания "Победа", договор N 20 от 01.04.2015 заключенный с ОАО АТК "Ямал", договор N 26 от 07.06.2012, заключенный с ЗАО Авиационная компания "РусЛайн", договор N 15 от 08.05.2018, заключенный с ПАО "Авиакомпания "Сибирь", договор N11 от 25.05.2017, заключенный с АО "Ред Винге").
Также ООО "ТЗК "Белогорье" заключен госконтракт по гособоронзаказу на заправку авиаГСМ авиации ОАО СП ФСБ России, которая базируется в аэропорту г.Белгород.
Согласно письменным пояснениям представителя ООО "ТЗК "Белогорье", после появления в городе Белгороде ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА", ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" стало рассылать уведомления в авиакомпании о том, что действующий договор аренды комплекса движимого и недвижимого имущества, на базе которого осуществляется авиатопливообеспечение ВС в аэропорту города Белгород - Международный аэропорт Белгород имени В.Г. Шухова, между главным оператором и оператором авиатопливообеспечения ООО "ТЗК "Белогорье" действует до 31.12.2020 включительно и не пролонгирован.
Так же в уведомлении указано, что с целью организации бесперебойного авиатопливообеспечения необходимо учитывать данную информацию при планировании авиатопливообеспечения в аэропорту в г. Белгород с 01.01.2021.
В ходе рассмотрения настоящего дела Белгородским УФАС России были направлены запросы информации контрагентам ООО "ТЗК "Белогорье", с которыми у последнего заключены договоры с авиакомпаниями на заправку воздушных судов, а также на хранение авиатоплива, с просьбой указания причин отказа от заправки ВС по договору, заключенному с ООО "ТЗК "Белогорье", сведения о наличии/отсутствии уведомлений от ООО "Международный аэропорт Белгород" о том, что между ООО "Международный аэропорт Белгород" и ООО "ТЗК "Белогорье" отсутствуют договоры на топливообеспечение воздушных судов на 2021 год (с приложением данных уведомлений); сведения о наличии/отсутствии писем от ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" с предложением заключения договоров на 2021 год, а также информация о наличии у ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" в собственности и аренде комплекса имущества на территории ООО "Международный аэропорт Белгород".
Согласно ответу АО "ЦУГА "Русаэро" (исх.N 3265 от 15.07.2021), между ООО "ТЗК "Белогорье" и АО "ЦУГА "Русаэро" заключен договор N 12 от 20.04.2012, предусматривающий заправку воздушных судов и поставку авиатоплива в аэропорту г.Белгорода. Однако в январе 2021 года, ООО "ТЗК "Белогорье" не выполнило заявку на заправку воздушного судна, в связи с чем, АО "ЦУЕА "Русаэро" было вынуждено обратиться к услугам по авиатоплиообеспечению к ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА".
Согласно ответу ООО "Авиаэйшен Лоджистик Сервисес" (ООО "АЛС") (исх.N 625-04 от 15.06.2021), между ООО "ТЗК "Белогорье" и ООО "АЛС" заключен договор на оказание комплекса услуг по приему, анализу, хранению и выдаче авиатоплива.
Между тем, как следует из материалов дела ООО "АЛС" не пользуется услугами ООО "ТЗК "Белогорье" по следующим причинам: ООО "ТЗК "Белогорье" не эксплуатирует склад ГСМ, находящийся на территории ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД".
Указанное обстоятельство может повлиять на своевременность оказания услуг по топливообеспечению воздушных судов. ООО "ТЗК "Белогорье" не имеет согласованной ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" технологии взаимодействия. Указанные обстоятельства являются существенными, так как указанный документ имеет существенное значение для авиакомпаний - партеров ООО "АЛС", в том числе для группы компаний ПАО "Аэрофлот". Авиакомпании-партеры ООО "АЛС" имеют действующие контракты с ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА", в связи с чем, услуги по авиатопливообеспечению оказываются последним.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" направило в адрес АО "Авиакомпания "Азимут" (исх.N 1494 от 23.12.2020), АО "РЭД ВИНГС" (исх.N 1497 от 23.12.2020), МАО "Аэрофлот" (исх.N 1496 от 23.12.2020), ООО Авиакомпания Победа" (исх.N 1495 от 23.12.2020) письма следующего содержания: " Уважаемый...! Настоящим письмом уведомляем, что действующий договор аренды комплекса движимого и недвижимого имущества, на базе которого осуществляется авиатопливообеспечение ООО "ТЗК "Белогорье" ВС в аэропорту г.Белгород Международный аэропорт Белгород имени В.Г. Шухова, между главным оператором и оператором авиатоплиообеспечения ООО "ТЗК "Белогорье" (ООО "ТЗК "Белогорье", адрес местонахождения: г.Белгород, пр-т Б.Хмельницкого, д. 195В, оф. 307, ОГРН 1113123014949, ИНН 3123287824, КПП 312301001, генеральный директор Губин Юрий Николаевич) действует до 31.12.2020 и не пролонгирован. С целью организации бесперебойного авиатопливообеспечения, прошу учитывать данную информацию, при планировании авиатопливообеспечения в аэропорту г.Белгород с 01.01.2021".
В ходе рассмотрения настоящего дела представителями ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" факт нарушения антимонопольного законодательства не признан. Даны письменные пояснения относительно факта нарушения срока выдачи пропусков, а также отсутствия возможности пролонгировать договоры субаренды (вх.1787 от 22.04.2021, вх.N 4493 от 21.09.2021).
Также, в ходе рассмотрения заявления ООО "ТЗК "Белогорье", поданного в Белгородское УФАС России, из Белгородской транспортной прокуратуры поступила следующая информация (вх.N 567э).
При проверке доводов ООО "ТЗК "Белогорье" относительно незаключения аэропортом договора аренды имущества склада ГСМ на 2021 год установлено, что ООО "ТЗК "Белогорье" арендовало в ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" в 2019 и 2020 годы комплекс движимого имущество (транспортные средства, резервуары) и недвижимого имущества (нежилое здание и земельный участок).
Стоимость аренды по состоянию на январь 2020 года составляла 698 479,94 руб., на декабрь 2020 года - 200 000 руб.
В октябре 2020 года в адрес аэропорта обратилось ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" с предложением заключить договор аренды топливозаправочного комплекса, в ходе устных переговоров стоимость аренды, предложенная ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" аэропорту в месяц, составила 925 501,52 руб.
В связи с предложением ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" более выгодных условий аренды имущества, чем ООО "ТЗК "Белогорье", ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" заключило договор аренды на 2021 год на здание проходной ГСМ и земельный участок с ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА".
ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" является оператором на осуществление аэропортовой деятельности на основании сертификата соответствия по авиатопливообеспечению при наличии средств заправки (аэродромные топливозаправщики) в том числе в аэропорту г.Белгород, также как и ООО "ТЗК "Белогорье".
При этом установлено, что ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" входит в одну группу лиц с ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД".
В настоящее время ООО "ТЗК "Белогорье" арендует имущество, необходимое для топливозаправочной деятельности в п. Чернянка Белгородской области, от заключения договора аренды помещений, расположенных в грузовом терминале аэропорта, ООО "ТЗК "Белогорье" отказалось.
При проверке доводов ООО "ТЗК "Белогорье" относительно отказа аэропорта в выдаче постоянных пропусков на 2021 год на территорию аэродрома со стороны аэропорта транспортной прокуратурой выявлена грубая волокита при рассмотрении заявки ООО "ТЗК "Белогорье" на выдачу пропусков на 2021 год.
Для бесперебойного осуществления деятельности наряду с вышеуказанными договорами между ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" (исполнитель) и ООО "ТЗК "Белогорье" (заказчик) был заключен договор N 4183/2020/УС от 01.01.2020 на оформление пропускных документов для допуска в зону транспортной безопасности ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД".
В соответствии с пунктом 1.1. данного договора, исполнитель обязуется оформить разовые и постоянные пропуска для допуска в зону транспортной безопасности ООО "ТЗК "Белогорье" на основании заявления, а заказчик обязуется принять и оплатить оказываемые услуги в порядке и на условиях, предусмотренных данным договором.
В качестве приложения к данному договору указана форма постоянного пропуска с указанием следующих граф заполнения: организация, ФИО, дата и место рождения, должность, серия и номер паспорта, дата и место выдачи паспорта, цель пребывания в зоне транспортной безопасности.
ООО "ТЗК "Белогорье" в целях получения пропусков на работников и автотранспортные средства на 2021 год, задействованных в обслуживании воздушных судов, 23.10.2020 обратилось в ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" с соответствующей заявкой (вход. N 1381/1 от 23.10.2020).
Поданная заявка ООО "ТЗК "Белогорье" в установленном законом и Руководством пользователя аэропорта города Белгорода РП 01- 2020 порядке и сроки ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" не рассмотрена, ответ на обращение ООО "ТЗК "Белогорье" не предоставлен.
С заявлением о выдаче постоянных пропусков ООО "ТЗК "Белогорье" неоднократно обращалось в ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" неоднократно, что подтверждается следующими исходящими письмами: N 407 от 10.11.2020; N 467 от 08.12.2020; N 485 от 09.12.2020; N 490 от 14.12.2020; N 496 от 15.12.2020.
Так, в соответствии с письмом ООО "ТЗК "Белогорье", направленного в адрес ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" от 10.11.2020 исх. N 407, ООО "ТЗК "Белогорье" также обращается для оформления пропусков для въезда на территорию аэропорта специальной техники в 2021 году.
В последующем, а именно 10.11.2020, 08.12.2020, 09.12.2020, 15.12.2020 ООО "ТЗК "Белогорье" направлялись заявки на выдачу постоянных пропусков на транспортные средства и работников, задействованных в обслуживании воздушных судов.
Письмом от 08.12.2020 исх. N 1411 на обращение ООО "ТЗК "Белогорье" ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" указало, что для получения постоянных пропусков ООО "ТЗК "Белогорье" необходимо представить в адрес аэропорта актуализированные заявления согласно Постановлению Правительства РФ N 05.10.2020 N 1605.
Вместе с тем, формы заявок на постоянные пропуска, являющиеся приложением к Руководству пользователя аэропорта города Белгорода РП 01-2020, утверждённому приказом Генерального директора ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" от 18.08.2020 N 164, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605, по состоянию на 15.01.2021 не приведены.
ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" только 16.12.2020 направило заявки ООО "ТЗК "Белогорье" для выдачи постоянных пропусков для проезда на территорию аэропорта в УФСБ России по Белгородской области для последующего согласования.
Постоянные пропуска были согласованы УФСБ России по Белгородской области 14.01.2021 и выданы ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" на автотранспортные средства и работников ООО "ТЗК "Белогорье". До выдачи ООО "ТЗК "Белогорье" постоянных пропусков заезд на территорию аэропорта осуществлялся по разовым пропускам.
Согласно пояснениям, данным представителем ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" в ходе заседания Комиссии 24.11.2021, формы заявок на постоянные пропуска, являются приложением к Руководству пользователя аэропорта города Белгорода РП 01-2020, утверждённому приказом Генерального директора 000 "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" от 18.08.2020 N 164, в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605.
Указанные действия ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" квалифицированы УФАС по Белгородской области как злоупотребление доминирующим положением главного оператора аэропорта, которое выразилось в несоблюдении обществом порядка выдачи постоянных пропусков для въезда на территорию аэропорта г.Белгород на 2021 год для ООО "ТЗК "Белогорье" с целью бесперебойного авиатопливообеспечения по ранее заключенным договорам с авиакомпаниями, а также в целях авиатопливообеспечения ОАО СН ФСБ России, а также в направлении писем АО "Авиакомпания "Азимут", АО "РЭД ВИНГС", ПАО "Аэрофлот", ООО Авиакомпания Победа", что создало возможность ущемления прав ООО "ТЗК "Белогорье" и ограничение конкуренции на рынке услуг по заправке воздушных судов (авиатопливообеспечению) и нарушающими требования, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Посчитав решение УФАС по Белгородской области по делу N 031/01/10/060/2021 от 26.11.2021 о нарушении антимонопольного законодательства предписание УФАС по Белгородской области N 58 от 25.11.2021 о нарушении антимонопольного законодательства, в котором данные выводы отражены, незаконным и не соответствующим фактическим обстоятельствам возникших спорных взаимоотношений, общество обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункты 8 и 9).
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.
Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Соответственно, полномочия антимонопольного органа состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении негативного влияния на соответствующую сферу обращения товаров со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в том числе, в тех ситуациях, когда экономические возможности таких лиц предопределены нормативным регулированием.
Отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции является основанием для принятия антимонопольным органом решения об отказе в возбуждении дела.
Как установлено судом, ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" является хозяйствующим субъектом, имеющим сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
Таким образом, на общество распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум N 2), по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
Как указано в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума N 2 по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" регулирует деятельность субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах (абзац 6 статьи 4).
Согласно пункту 1 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом действующее законодательство не содержит конкретного перечня услуг по обслуживанию воздушных судов.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Следовательно, под услугами по обслуживанию воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации следует понимать любые услуги, оказанные авиакомпании (заказчику) в рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, поскольку такие услуги являются составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах и представляют собой комплекс мер, направленных на осуществление воздушной перевозки.
Согласно пункту 3 статьи 40, статье 42 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - часть единой системы организации воздушного движения и является комплексом сооружений, включающего в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения и предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Сторонами отношений по обеспечению авиационной безопасности, в том числе по предотвращению доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, является аэропорт и эксплуатант.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из пунктов 5, 9 статьи 1 указанного Закона, объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя, в числе прочего, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъектами транспортной инфраструктуры выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
На основании пункта 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее - ФАП N 142) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта установлены Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта" (далее - Требования N 1605).
Согласно подпункту 36 пункта 6 Требований N 1605 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать своевременную и полную реализацию мер, предусмотренных планом обеспечения безопасности, в том числе:
не допускать проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части, в сектор свободного доступа, перевозочный и технологический секторы, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры;
не допускать преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов, постов объекта транспортной инфраструктуры, зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, проходов на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в перевозочный и технологический секторы с нарушением Правил организации допуска;
выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частях, в секторе свободного доступа, перевозочном и технологическом секторах, на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ частей и указанных секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2), исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
При этом, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.
В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта суд принимает во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований) (абзацы 4 и 5 пункта 11 постановления Пленума ВС РФ N 2).
В абзаце третьем пункта 11 постановления Пленума ВС РФ N 2 указано, что при возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.
Антимонопольным органом должны быть установлены признаки злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, судебная коллегия пришла к выводу о том, что у антимонопольного органа не имелось оснований для распространения статьи 10 Закона о защите конкуренции на ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" и для вывода о несоблюдении заявителем установленного данной нормой запрета на злоупотребление доминирующим положением.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Исходя из приведенного правового регулирования, нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
Из оспариваемых актов УФАС по Белгородской области следует, что предметом оценки и доказывания недобросовестности действий монополиста явилось поведение ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" по рассылке уведомлений в авиакомпании о том, что действующий договор аренды комплекса движимого и недвижимого имущества, на базе которого осуществляется авиатопливообеспечение ВС в аэропорту города Белгород - Международный аэропорт Белгород имени В.Г. Шухова, между главным оператором и оператором авиатопливообеспечения ООО "ТЗК "Белогорье" действует до 31.12.2020 включительно и не пролонгирован. Так же в уведомлении указано, что с целью организации бесперебойного авиатопливообеспечения необходимо учитывать данную информацию при планировании авиатопливообеспечения в аэропорту в г. Белгород с 01.01.2021.
Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, ООО "ТЗК "Белогорье" указало, что ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" входит в одну группу лиц с ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД", настаивая на лишении ООО "ТЗК "Белогорье" права осуществлять нормальную хозяйственную деятельность на территории аэропорта, поскольку основная масса компаний после рассылки уведомлений просто перешла к аффилированной к аэропорту топливозаправочной компании ООО "ТЗК ПЛАНЕТА".
Соглашаясь с данными доводами, антимонопольный орган и суд первой инстанции указал, что направление ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" писем в адрес АО "Авиакомпания "Азимут" (исх.N 1494 от 23.12.2020), АО "РЭД ВИНГС" (исх.N 1497 от 23.12.2020), ПАО "Аэрофлот" (исх.N 1496 от 23.12.2020), ООО Авиакомпания Победа" (исх.N 1495 от 23.12.2020) с учетом присутствия на территории деятельности аэропорта лица, входящего в одну группу с главным оператором аэропорта ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и осуществляющим вид деятельности аналогичный ООО "ТЗК "Белогорье" - заправка воздушных судов (авиатопливообеспечение) является действиями по ограничению конкуренции и нарушающими запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем такие выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств настоящего дела и основаны на ошибочном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В пунктах 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как установлено судом, 01.01.2020 между ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" и ООО "ТЗК "Белогорье" были заключены договор аренды N 4009/2019/А и договор субаренды N 4010/2019/А.
Согласно условиям настоящих договоров, в субаренду ООО "ТЗК "Белогорье" было передано движимое и недвижимое имущество с целью осуществления производственной деятельности по заправке воздушных судов в аэропорту г. Белгорода.
Письмом от 18.11.2020 исх. N 1275 ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" уведомило ООО "ТЗК "Белогорье" об отсутствии намерения пролонгировать договоры субаренды N 4009/2019/А, N 4010/2019/А от 01.01.2020 на 2021 год.
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам в т.ч. сдавать в аренду, продавать.
Действующее законодательство не содержит требований к арендодателям о необходимости обосновывать свои решения по выбору субъекта арендных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, учитывая положения статей 209, 407, 606, 610, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, действие указанных договоров прекратилось 31.12.2020 по истечении согласованного сторонами срока их заключения.
В рамках рассмотрения настоящего спора ООО "ТЗК "Белогорье" не подтвердило, что относится к категориям арендаторов, указанных в пункте 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, у ООО "ТЗК "Белогорье" не возникло право на заключение новых договоров, а обязанность возвратить движимое и недвижимое имущество с целью осуществления производственной деятельности по заправке воздушных судов в аэропорту г. Белгорода возникла у ООО "ТЗК "Белогорье" с момента прекращения срока действия договоров.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имеются обстоятельства, исключающие возвращение указанного имущества из аренды, не представлено.
В таком случае, уведомления об истечении срока действия договоров содержат информацию о достоверных сведениях.
Доказательств обратного антимонопольным органом суду не представлено.
Из содержания уведомлений не следует, что ООО ТЗК "Белогорье" ограничено в допуске на территорию аэродрома и не сможет оказывать услуги по топливообеспечению, не дается оценка качеству и надежности работы ООО ТЗК "Белогорье". Так же письма не дают рекомендаций и предложений авиакомпаниям по обращению к какой-либо другой топливозаправочной компании.
Кроме того, наличие или отсутствие направленных писем не изменяет факта окончания срока действия договоров и их дальнейшую не пролонгацию.
Сведений о том, что по приведенным основаниям деятельность ООО "ТЗК "Белогорье" по заправке воздушных судов не территории аэропорта в 2021 году была прекращена, материалы дела не содержат. Фактов отказа лиц, в адрес которых уведомления поступили, от услуг ООО "ТЗК "Белогорье" в спорном периоде не установлено.
Напротив, ответы компаний АО "ЦУГА "Русаэро" (исх.N 3265 от 15.07.2021) и ООО "Авиаэйшен Лоджистик Сервисес" (исх.N 625- 04 от 15.06.2021), напрямую подтверждают отсутствие факта влияния направленных уведомлений на принятие решения о работе с той или иной топливозаправочной компанией.
Судебной коллегией также учтено, что услуги по авиатопливообеспечению воздушных судов оказываются на основании договоров, заключенных между авиакомпаниями и топливозаправочными компаниями.
Как установлено судом, ООО "ТЗК Белогорье" было передано в аренду следующее имущество: стальные резервуары, площадку бетонную с ограждением для размещения агрегата фильтрации топлива, нефтерезервуары, МАЗ 5337, помещения N 4, N 18,22 на 2 этаже нежилого здания с кадастровым номером 31:16:0201017:264 (здание ИАС), здание проходной ГСМ, здание склада ГСМ, здание насосной ГСМ, земельный участок (31:16:0201017:128), агрегат фильтрации топлива АФТ-30-4-С/81 М2, Полуприцеп-топливозаправщик ТЗ-22 ЧМЗАП-5524П, Топливозаправщик аэродромный 56132-0000010-31, резервуары для хранения ПОЖ,насосы винтовые, счётчики расхода жидкости, краны шаровые, краны шаровые,пост кнопочный управления насосами, щит управления, трубопровод из нержавеющей стали, система контроля и диспетчеризации.
Следовательно, заключение сделок по купле продаже и аренде имущества между аэропортом и ООО "ТЗК "ПЛАНЕТА" не может быть квалифицировано в качестве злоупотребления обществом доминирующим положением.
Учитывая изложенное, проанализировав весь объем представленных антимонопольным органом доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что рассматриваемые действия общества следует расценивать как совершенные в процессе обычной хозяйственной деятельности с целью организации бесперебойного авиатопливообеспечения, учитывая специфику деятельности аэропорта, и не доказывают фактов необоснованных препятствий к осуществлению деятельности ООО "ТЗК "Белогорье", не направлены на создание дискриминационных условий для конкретного хозяйствующего субъекта (ООО "ТЗК "Белогорье") либо создания преференций какому-либо другому хозяйствующему субъекту.
По эпизоду несоблюдения ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" порядка выдачи постоянных пропусков для въезда на территорию аэропорта г.Белгород на 2021 год для ООО "ТЗК "Белогорье" с целью бесперебойного авиатопливообеспечения по ранее заключенным договорам с авиакомпаниями, а также в целях авиатопливообеспечения ОАО СН ФСБ России и выводов антимонопольного органа о создании угрозы ущемления прав ООО "ТЗК "Белогорье", установлено следующее.
Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" (далее - Правила N 599) определяют общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах с целью предупреждения создания условий, которые ставят потребителя (нескольких потребителей) в неравное положение по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при доступе к объектам инфраструктуры аэропортов и к услугам в аэропортах (пункт 1).
Согласно абзацу 4 пункта 2 Правил N 599 "потребителями" являются авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах.
Согласно пункту 5 названных Правил потребитель, который намерен заключить договор об оказании услуг естественных монополий, направляет оператору в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах.
Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждены приказом Минтранса России от 21.06.2010 N 137.
Положениями пункта 17 Правил N 599 установлено, что согласование и подтверждение заявок производятся главным оператором в соответствии с технической возможностью аэропорта на каждый срок действия расписания (зимний сезон, летний сезон).
Соблюдение порядка обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, установленного Правилами N 599, является обязанностью общества.
В своей деятельности общество также обязано руководствуется требованиями законодательства в области транспортной и авиационной безопасности. В частности, в области пропускного и внутриобъектового режима следует Правилам организации допуска на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта", до 05.10.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 886, далее "Правила".
Согласно пункту 8 Правил организации допуска на объекты транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, письменные обращения на выдачу постоянных или разовых пропусков физическому лицу должны содержать полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, инициирующего выдачу пропуска, установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства (регистрации), занимаемую должность, серию, номер, дату и место выдачи документа, удостоверяющего личность, а также цели и временной интервал пребывания в секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и срок (период), на который требуется оформить пропуск.
Пункт 9 Правил содержит информацию о выдаче пропусков для служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов. Согласно нему, заявления о выдаче пропуска для служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, инициирующего выдачу пропуска, сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лиц, под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также цели и временной интервал пребывания в секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и срок (период), на который требуется оформить пропуск.
Более подробных выводов в части регламента по срокам выдачи, порядку выдачи пропусков указанные Правила, как и Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605, не содержат.
Порядок допуска на территорию международного аэропорта г. Белгорода, порядок оформления пропусков и сроки подачи документов утверждены приказом генерального директора ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" от 18.08.2020 N 164 в "Руководстве пользователя аэропорта города Белгорода РП 01-2020" (далее - Руководство).
Согласно пункту 4.2.4.2 Руководства для оформления постоянного пропуска на физическое лицо и транспортное средство, для прохода/проезда на территорию аэропорта, пакет документов подается за три рабочих дня до 14:00 часов фактической даты получения пропуска.
Согласно пункту 4.2.3 Руководства ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" для оформления пропуска пользователь аэропорта города Белгорода должен направить в адрес Оператора аэропорта заявку на поучение пропуска по форме приложения А (в зависимости от требуемого вида пропуска). Письменная заявка на выдачу постоянных и (или) разовых пропусков заполняется на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств, без сокращений слов, аббревиатур, исправлений и помарок.
Согласно пункту 4.2.4.3 Руководства основанием для отказа в выдаче пропуска (разового, постоянного) для прохода/проезда в зону транспортной безопасности аэропорта является недостоверно или неполно указанная информация в заявке, неполный пакет документов и возможно другие причины.
Согласно пункту 4.2.10 при истечении срока действия постоянного пропуска пользователь аэропорта обязан в срок не позднее, чем за 60 календарных дней до истечения срока действия пропуска подать заявление уполномоченным транспортной безопасности работникам Оператора аэропорта на выдачу пропусков в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными п.4.2.2-4.2.5 настоящего Руководства.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 для оформления постоянного пропуска на физическое лицо и транспортное средство, для прохода/проезда на территорию аэропорта, пакет документов подается за три рабочих дня до 14 часов фактической даты получения пропуска.
Кроме того, в целях детализации порядка оформления и оплаты пропусков между ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" (исполнитель) и ООО "ТЗК "Белогорье" (заказчик) был заключен договор N 4183/2020/УС от 01.01.2020 на оформление пропускных документов для допуска в зону транспортной безопасности аэропорта (далее - договор).
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора заказчик обязан предоставить исполнителю необходимые, заранее определенные сторонами документы или их копии, требующиеся для оформления пропусков.
К необходимым документам относятся: письменное обращение от заказчика к исполнителю, договоры (трудовые соглашения) работников заказчика, которым необходимо выдать пропуска, справки об отсутствии/наличии судимости работников Заказчика, медицинское заключение, включающее в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (в соответствии с пунктом 3.1 статьи 52 Воздушного Кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ для лиц из числа специалистов авиационного персонала).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.8 заказчик обязан предоставить исполнителю договор, заключенный с авиакомпанией на обслуживание воздушных судов.
Таким образом, выдача пропусков по условиям заключенного договора ставится в прямую зависимость от заключенного ООО "ТЗК "Белогорье" договора с авиакомпанией на обслуживание воздушных судов.
Как установлено судебной коллегией, в целях получения постоянных пропусков на работников и автотранспортные средства на 2021 год, задействованных в обслуживании воздушных судов, стороны договора также руководствовались его условиями.
Оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что действия общества соответствуют выше приведенным требованиям законодательства и условиям заключенного договора, и не могут быть расценены в качестве нарушений части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, что свидетельствует о незаконности вынесенных антимонопольным органом актов.
Как установлено судебной коллегией по результатам совокупной оценки представленных антимонопольным органом доказательств по данному факту, в рамках поданных заявок N 381 от 23.10.2020 и N 407 от 10.11.2020 ООО "ТЗК Белогорье" не предоставило необходимого пакета документов для оформления постоянных пропусков в установленном Руководстве порядке.
Последовательность совершенных ООО "ТЗК Белогорье" действий, нашедших свое отражение в представленной переписке сторон, позволило суду апелляционной инстанции установить отсутствие вменяемых антимонопольным органом нарушений со стороны ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД".
Из материалов дела не усматривается и судом не установлено совершение ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" каких-либо конкретных действий, вследствие которых были созданы неравные условия доступа на товарный рынок по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Из материалов дела не следует, что ООО "ТЗК Белогорье" было намеренно лишено в спорном периоде возможности воспользоваться услугами аэропорта.
Ссылка ООО "ТЗК Белогорье" на нарушение ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" сроков ответа на направленные заявителем заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий и не принятие решения об отказе в выдаче пропусков, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку данные обстоятельство не охватываются событием нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как установлено судом, окончательные заявки ООО "ТЗК Белогорье", с приложением полного пакета, требуемых документов были предоставлены в адрес общества 14.12.2020, поскольку в последующем, а именно 10.11.2020, 08.12.2020, 09.12.2020, 15.12.2020 ООО "ТЗК "Белогорье" направлялись заявки на выдачу постоянных пропусков на транспортные средства и работников, задействованных в обслуживании воздушных судов, в дополнении к ранее поданной, восполняя тем самым недостатки формы, установленной в приложении к Руководству.
Как указано заявителем и ООО ТЗК "Белогорье" не опровергнуто, что до 14.12.2020 ООО ТЗК "Белогорье" не направляло в адрес общества договоры с авиакомпаниями на заправку воздушных судов, а также на хранение авиатоплива (договор N 07 от 25.02.2020, заключенный с АО "Авиакомпания "ИрАэро", договор N 18-08-06-2016-ГСМ от 20.05.2020, договор N 18 от 15.07.2017, заключенный с ООО "Курс-2-М", договор N 151-Н6-15 от 01.04.2015, 01.04.2015, заключенный с ЗАО "Нордавиа-региональные авиалинии", договор N 09 от 02.04.2015, заключенный с АО "Авиакомпания НордСтар" (ранее - ОАО "Авиакомпания "Таймыр"), договор N 26 от 20.09.2018, заключенный с ООО "Пилот -2-М", договор N 12 от 20.04.2012, заключенный с ОАО "ЦУГА "РусАэро", договор N 13 от 20.09.2019, заключенный с ООО "Авиакомпания "СКОЛ", договор N 08 от 20.03.2012, заключенный с ООО "Авиэйшн Лоджистик Сервисес", в том числе для заправки воздушных судов авиакомпаний-партнеров ПАО "Аэрофлот", ООО "Северный ветер", ООО "Авиакомпания "Икар", договор N 16 от 27.07.2020, заключенный между АО "Авиакомпания "Азимут", договор N 31 от 07.05.2019, заключенный с ООО Авиапредприятие "Газпром авиа", договор N 22 от 28.10.2020, заключенный с ООО "Авиакомпания "Победа", договор N 20 от 25.04.2012, заключенный с ОАО АТК "Ямал", договор N 26 от 07.06.2012, заключенный с ЗАО Авиационная компания "РусЛайн", договор N 15 от 08.05.2018, заключенный с ПАО "Авиакомпания "Сибирь", договор N11 от 25.05.2017, заключенный с АО "Ред Вингс"), что исключало возможность установления обществом правовых оснований нахождения на территории аэропорта данного лица, срока выдачи пропуска и технической возможности.
Как следует из материалов дела, 16.12.2020, после получения полноценного пакета документов заявки на пропуска, во исполнение пункта 17 Правил и требований статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" были направлены на согласование в Управление ФСБ России по Белгородской области.
Также письмом N 1537 от 29.12.2020 предложило ООО "ТЗК Белогорье" производить оформление разовых пропусков.
При этом судебной коллегией учтено, что данными действиями общество приняло достаточные и необходимые меры по предоставлению ООО "ТЗК Белогорье" доступа к инфраструктуре аэропорта, что соотносится с критерием добросовестности, поскольку выдача разовых пропусков на время согласования письменных обращений на оформление постоянных пропусков не противоречит требованиям федерального законодательства. (Письмо Ространснадзора N 2.1.9-261 от 03.02.2021).
В спорный период сотрудникам ООО "ТЗК ПЛАНЕТА" для допуска на территорию аэродрома так же оформлялись разовые пропуска, что подтверждается выкопировкой из журнала выдачи пропусков.
Постоянные пропуска были согласованы УФСБ России по Белгородской области 14.01.2021 и выданы ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" на автотранспортные средства и работников ООО "ТЗК "Белогорье".
Таким образом, действия аэропорта в отношении заявок ООО "ТЗК "Белогорье" совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав.
Учитывая конкретный обстоятельства рассматриваемого спора, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что вменяемые обществу нарушения не подпадают под признаки злоупотребления доминирующим положением, запрет на которое предусмотрен статьей 10 Закона о защите конкуренции.
По мнению судебной коллегии, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, антимонопольный орган не представил доказательств, подтверждающих, что действия общества ущемляют интересы ООО "ТЗК Белогорье" или влекут недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Давая оценку действиям ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" антимонопольный орган не учел и тот факт, что между обществом и ООО "ТЗК Белогорье" отсутствовал сложившийся порядок поведения по вопросу выдачи постоянных пропусков, в том числе в рамках исполнения договора N 4183/2020/УС от 01.01.2020, а также не сделал анализ о достаточности информации, предоставлявшейся ООО "ТЗК Белогорье" до 14.12.2020, для принятия аэропортом решения об оказании запрашиваемой услуги.
Тогда как следует также отметить, что с учетом приведенного правового регулирования, исполнение функции главного оператора по выдаче пропуска не сводится только к безусловному рассмотрению заявки, поскольку порядок выдачи постоянного пропуска представляет собой последовательность строго регламентированных действий, что исключает осуществление деятельности ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" в нарушении действующего законодательство в области транспортной безопасности.
Кроме того, выдавая предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия обществом мер по соблюдению порядка выдачи постоянных пропусков путем внесения изменений в формы заявок на постоянные пропуска, являющиеся приложением к Руководству пользователя аэропорта города Белгорода РП 01-2020, утверждённому приказом Генерального директора ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" от 18.08.2020 N 164, в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605, антимонопольный орган не выяснил значимые обстоятельства и не привел нормы права, положенные в его основу.
Как установлено судебной коллегией Приложение А к Руководству содержит форму заявок, идентичность содержание которых нашло свое отражение в письмах (заявках) ООО "ТЗК Белогорье", что были предметом оценки в рамках данного дела.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции стороны не оспаривали того обстоятельства, что претензий по форме заявки друг к другу не возникло, данные основания не приведены обществом как недостатки не позволившие рассмотреть заявки ООО "ТЗК Белогорье" по существу в более ранние сроки.
В силу частей 2 и 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании недействительными решения и принятого на его основе предписания и необходимости отмены обжалуемого судебного акта.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на антимонопольный орган.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.05.2022 по делу N А08-1586/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по делу N 031/01/10/060/2021 от 26.11.2021 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области N 58 от 25.11.2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области устранить допущенные решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по делу N 031/01/10/060/2021 от 26.11.2021 и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области N 58 от 25.11.2021 нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) в пользу общества с ограниченной ответственностью "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД" (ИНН 3123386550, ОГРН 1163123062409) 9 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1586/2022
Истец: ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ БЕЛГОРОД"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
Третье лицо: Белгородская транспортная прокуратура, ООО "Топливозаправочная компания "Белогорье", ООО ТЗК "ПЛАНЕТА"