г. Самара |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А65-2455/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от Общества с ограниченной ответственностью Агромолл" - представителя Назырова Т.Ш. (доверенность от 05.07.2022),
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2022 года по делу N А65-2455/2021 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственность Агромолл", с. Верхняя Уратьма (ОГРН 1021602514977, ИНН 1630004856)
к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан,
- о признании незаконным действия, выразившегося в ответе исх. N 7486/Исх. от 23.12.2020 по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования;
- об обязания устранить допущенное нарушение прав путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Агромолл" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - ответчик):
- о признании незаконным действия, выразившегося в ответе исх. N 7486/Исх. от 23.12.2020 по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования;
- об обязании устранить допущенное нарушение прав путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения.
Определением суда от 22 июля 2021 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - третье лицо).
Определением от 30.09.2021 по ходатайству ответчика производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-23110/2021.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2022 по делу N А65-23110/2021 вступило в законную силу в связи с чем определением суда от 19.04.2022 производство по настоящему делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2022 года заявление удовлетворено. Отказ Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", выраженный в письме от 23.12.2020, в предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 признан незаконным. Суд обязал Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственность "Агромолл" путем подготовки и направления договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 на 49 лет.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2022 года по делу N А65-2455/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на наличие оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков, приведенных в оспариваемом письме от 23.12.2020.
Определением суда апелляционной инстанции от 03.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 19.10.2022.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором ООО "Агромолл" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2022 года по делу N А65-2455/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Определением суда апелляционной инстанции от 19.10.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 21.11.2022.
В суд от заявителя поступили письменные пояснения.
Кроме того, в суд от ответчика и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственность "Агромолл" на основании договора аренды земельного участка N 01-16-223 от 25.11.2016 МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" переданы в аренду сроком на 5 лет земельные участки:
- с кадастровым номером 16:30:050501:697 площадью 109 320 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, Макаровское сельское поселение;
- с кадастровым номером 16:30:050501:696 площадью 2 636 395 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, Нижнеуратьминское сельское поселение;
- с кадастровым номером 16:30:000000:2840 площадью 6 662 852 кв.м., расположенный по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, Макаровское сельское поселение.
Общество с ограниченной ответственность "Агромолл" обратилось в МКУ "Управление земельных и имущественных отношений обратилось с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696, по результатам рассмотрения которого ответчик письмом исх. N 7486/ИСХбр от 23.12.2020 отказал в предоставлении указанных земельных участков.
Основанием для отказа в предоставлении земельных участков явились следующие обстоятельства:
1. нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах - на землях сельскохозяйственных угодий, где градостроительный регламент не установлен; в зоне природных ландшафтов Р-2 и на землях лесного фонда;
2. пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2840 с границами Заинского лесничества.
Заявитель, полагая, что данный отказ ответчика противоречит закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Одним из оснований для отказа в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду на новый срок явилось нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах - на землях сельскохозяйственных угодий, где градостроительный регламент не установлен; в зоне природных ландшафтов Р-2 и на землях лесного фонда со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Ссылка ответчика на нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах судом правомерно отклонена исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2, 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пунктов 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обусловлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на таком принципе как сохранение целевого использования земельных участков.
Пункт 1 статьи 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статья 79 названного закона регламентирует особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
Однако, градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 ГрК РФ).
В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии приказом от 10.11.2020 N П/0412, принятого взамен классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Довод ответчика о расположении испрашиваемых земельных участков на землях сельскохозяйственных угодий со ссылкой на Правила землепользования и застройки сельских поселений Макаровского сельского поселения необоснован, поскольку испрашиваемые заявителем земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для них установлено ранее и не изменено - для сельскохозяйственного производства, и не противоречит видам разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором.
Заявитель обратился с заявлением о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения в аренду на новый срок именно для целей сельскохозяйственного производства в отсутствие каких-либо противоречий с установленной Правилами землепользования и застройки территориальной зоной и установленным видом разрешенного использования.
Ответчик, возражая относительно заявленных требований, указывает, что согласно градостроительной документации испрашиваемые земельные участки входят в территориальную зону сельскохозяйственных угодий, земельный участок с кадастровым номером 16:30:000000:2840 - в территориальную зону чересполосица сельскохозяйственных угодий, зону природных ландшафтов Р-2.
Согласно Правилам землепользования и застройки Макаровского сельского поселения, утвержденных Решением Совета Макаровского сельского поселения от 05.03.2013 N 3:
- земельный участок с кадастровым номером 16:30:050501:697 расположен частично в санитарных разрывах автодорог, полностью в границах Макаровского нефтяного месторождения, частично в водоохранной зоне поверхностных водных объектов р. Уратьминка; в СЗЗ объектов ДЛИ;
- земельный участок с кадастровым номером 16:30:000000:2840 расположен предположительно частично в санитарных разрывах автодорог, частично в водоохранной зоне поверхностных водных объектов р. Старая.
Согласно Правилам землепользования и застройки Нижнеуратьминского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером 16:30:050501:696 расположен частично в границах Мельнинского нефтяного месторождения, в СЗЗ, на территорию попадают СЗЗ от объектов ДЛИ на земельный участок с кадастровым номером 16:30:050501:681, с кадастровым номером 16:30:050501:682, СЗЗ кладбища на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050501:708, частично в водоохранной зоне поверхностных водных объектов (приток р. Уратьма).
По мнению ответчика, указанные зоны не соответствуют основному виду разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
Между тем, испрашиваемые земельные участки используются в данный момент обществом на основании договора аренды N 01-16-223 от 25.11.2016, то есть ранее указанные земельные участки уже были предоставлены обществу в аренду и их нахождение в указанных зонах не явилось препятствием для предоставления земельных участков.
Судом установлено, что МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственность "Агромолл" о признании недействительным договора аренды от 25.11.2016 N 01-16-223 земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:050501:696, 16:30:000000:2840, применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права аренды общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимагропром" на земельные участки с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:050501:696, 16:30:000000:2840 и их возврата из пользования ООО "Нефтехимагропром" (ООО "Агромолл").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2022 по делу А65-23110/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2022 в иске отказано.
Кроме того, из материалов дела не следует, что заявителем планируется осуществление на испрашиваемых земельных участках деятельности, противоречащей целям использования земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания правомерным отказа ответчика по основанию расположения испрашиваемых земельных участков на землях сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020, арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов в соответствии с условиями, закрепленными подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. В этом случае опубликования извещения, предусмотренного статьей 39.18 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка не требуется.
Таким образом, в силу исключения, предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ законодатель предоставил право на заключение нового договора аренды без проведения торгов арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок сельскохозяйственного назначения в течение всего срока действия договора аренды.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о заключении нового договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения подлежит установлению (выяснению) следующие обстоятельства:
1. дата обращения с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка (до истечения срока действия ранее заключенного договора или после);
2. факт использования земельного участка по назначению (надлежащее использование) или с нарушением законодательства Российской Федерации.
В данном случае заявитель обратился с заявлением о заключении нового договора аренды до истечения срока действия ранее заключенного договора. Доводы об использовании испрашиваемых земельных участков на новый срок не по назначению ответчиком не приведены, соответствующие доказательства не представлены.
Вместе с тем, ответчиком приведены в качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков в аренду иные доводы.
Так, вторым основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков явилось пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2840 с границами Заинского лесничества со ссылкой на пункт 24 статьи 39.16 ЗК РФ.
При рассмотрении заявления общества о предоставлении земельных участков ответчиком направлен запрос в Министерство лесного хозяйства РТ, в ответ на который, Министерство письмом исх. N 14-3252 от 13.04.2020 сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:30:050501:696 и 16:30:050501:697 не пересекаются с землями лесного фонда, а земельный участок с кадастровым номером 16:30:000000:2840 пересекается с границами Заинского лесничества.
Из пояснений третьего лица следует, что по состоянию на 01.01.1999 испрашиваемый земельный участок включен в границы Заинского лесхоза и отражен в учете лесного фонда. При лесоустройстве 2004 года данный участок был отражен во всех картографических материалах 30 выделом 110 кварталом Ямашинского участкового лесничества.
Судом установлено, что лесной участок поставлен на кадастровый учет в 2010 году. Между тем, отсутствует описание границ Заинского лесничества в связи с чем и довод о пересечении границ земельного участка с границами Заинского лесничества документально не подтвержден.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) над сведениями государственного лесного реестра (далее - ГЛР).
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ не распространяются, в том числе, на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Испрашиваемые земельные участки используются обществом по целевому назначению, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Более того, в силу части 1 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Согласно части 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Общество в настоящее время использует земельные участки по целевому назначению, в связи с чем, имущественные права и законные интересы Российской Федерации не нарушены.
На основании Федерального закона N 583-ФЗ от 27.12.2018, внесшего изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, законодателем осуществлена легализация нахождения лесов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, независимо от обстоятельств нахождения лесов на таких землях.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Частью 8 статьи 60.2. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В случае если такой орган не совершил действия, предусмотренные частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", при наличии противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, принадлежность земельного участка к определенной категории земель должна определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Доказательства обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на спорный земельный участок, доказательств направления в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в орган регистрации прав уведомления об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на указанный земельный участок в материалы дела не представлены, судом факт обращения ответчика в установленном порядке не установлен.
Федеральное агентство лесного хозяйства письмом исх. N АВ-03-46/19524 от 08.10.2019 поручило Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ФГБУ "Рослесинфорг" и Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан осуществить проверку законности возникновения прав на земельные участки, указанные в уведомлениях, и оценку перспектив судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. При подготовке заключения о наличии перспектив судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, содержащего выводы о наличии оснований для обращений в суд, необходимо в срок не позднее семи календарных дней с момента вынесения Заключения подготовить и направить в суд соответствующее исковое заявление.
Между тем, доказательств исполнения поручения от 08.10.2019 третьим лицом также не представлено.
Поскольку указанное в пункте 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ условие не наступило, в данном случае применению подлежат нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
В ЕГРН сведения о границах Заинского лесничества отсутствуют. В то же время, как следует из выписок из ЕГРН испрашиваемые земельные участки не имеют пересечений с землями лесного фонда.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Изложенное свидетельствует о приоритете сведений ЕГРН над сведениями ГЛР в настоящем случае.
Кроме того, суд посчитал необходимым отметить, что в Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из владения к гражданам, чье право собственности на них зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 22 июня 2017 года N 16-П).
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О следует, что Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков; федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, сведения о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами лесничества подлежат исключению.
В обжалуемом судебном акте также верно отмечено, что довод ответчика об отсутствии права на заключение нового договора аренды со ссылкой на возникновение у арендатора такого права только после истечения срока действия действующего договора является необоснованным, поскольку в силу исключения, предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка. Кроме того, такое основание, приведенное ответчиком в ходе судебного разбирательства, не указано в оспариваемом отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Ссылка ответчика на отсутствие факта нарушения прав и законных интересов также правомерно отклонена, поскольку незаконный отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемый отказ незаконным и обязав ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и направления договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 на 49 лет.
Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют доводы, положенные в обоснование принятого им отказа в предоставлении заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:050501:697, 16:30:000000:2840, 16:30:050501:696 и приводимые в суде первой инстанции.
Между тем, доводы ответчика рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа обстоятельств дела и норм права с отражением мотивов в обжалуемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 по делу N А65-8936/2022.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 августа 2022 года по делу N А65-2455/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2455/2021
Истец: Общество с ограниченной ответственность "Агромолл", с.Верхняя Уратьма
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г.Нижнекамск
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд