г. Москва |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А40-25878/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и АО "Черномортранснефть" на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-25878/22 по заявлению: АО "Черномортранснефть" к Росприроднадзору о признании,
при участии:
от заявителя: |
Щаднева Е.В. по доверенности от 26.11.2021, Староверова В.Е. по доверенности от 23.09.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Черномортранснефть", далее Общество, заявитель, обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, далее Росприроднадзор, о признании незаконным акта от 19.11.2021 года N 0904-67Пл-А/125-1021 и предписания от 19.11.2021 года N 0904-67Пл-П/125-1021 в части пунктов 3-9,12,14,16,21,24-28,30-31,33-47,49-54,56-64,66-73,75-80,82-86,88-101,104-117,119-120.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2022 заявленные требования удовлетворены частично, за исключением признания недействительными п.45, 104,106,109 оспариваемого предписания, производство по делу в части признания недействительным акта проверки прекращено на основании п.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее АПК РФ.
Не согласившись с указанным решением, заявитель, Росприроднадзор, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просят его отменить и принять новый судебный акт с учетом позиций, отраженных в апелляционных жалобах.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции откладывалось в порядке ст. 158 АПК РФ.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Яковлевой Л.Г. на судью Попова В.И., рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель Росприроднадзора поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, Заинтересованное лицо) на основании решения о проведении выездной проверки от 05.10.2021 N РЕ-09/67, учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 77210020001601180208, 77210020001601180169, 7721002000160118015. 77210020001601180111, 77210020001601180086, 77210020001601180063, 77210020001601180050, 77210020001601182024, 77210020001601180005, 77210020001601179429, 77210020001601179371, 77210020001601179340, 77210020001601179279, 77210020001601179214, 77210020001601179157, 77210020001601179092, 77210020001601179034, 77210020001601178997, 77210020001601178960, 77210020001601178616, 77210020001601178594, 77210020001601178542, 77210020001601178508, 77210020001601178471, 77210020001601177553, 77210020001601177451 в период с 14.10.2021 по 19.11.2021 была проведена плановая выездная проверка Акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - АО "Черномортранснефть", Заявитель) соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлен Акт плановой выездной проверки от 19.11.2021 N 0904-67Пл-А/125-1021 (далее - Акт), а также выдано Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.11.2021 N 0904-67Пл-П/125-1021 (далее - Предписание).
АО "Черномортранснефть", не согласившись с результатами плановой выездной проверки, 13.12.2021 обратилось с соответствующей Жалобой на Акт и Предписание в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
В соответствии с Решением Росприроднадзора по итогам рассмотрения Жалобы от 21.01.2022 (далее - Решение), Жалоба Заинтересованного лица частично удовлетворена, Акт и Предписание отменены в части.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования в части п. 3-9, 12, 14, 16, 21, 24-28, 30-31, 33-44, 46-47, 49-54, 56-64, 66-73, 75-80, 82-86, 88-101, 105, 107-108, 110-113, 115-117, 119-120 предписания, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 3 предписания АО "Черномортранснефть" не проведена корректировка данных инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (проведенная в 2017 году) в виду вступления в силу (25.04.2019) приказа Минприроды России от 31.07.2018 N 341, "Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N96-03 "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В рамках нормативного регулирования разработаны Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. N 422) (далее - Правила); Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (утв. Приказом Минприроды России от 31.07.2018 г. N 341) (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Приказа Минприроды России N 341 от 31.07.2018 Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно пункту 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом.
Однако методики, действующие до 16.05.2016, не были включены в перечень Методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, отраженный в Распоряжении Минприроды России 14.12.2020 N 35-р. Согласно письму Минприроды России от 10.10. 2019 г. N 12-50/12483-ОГ до включения в Перечень соответствующей методики расчета выбросов на предприятиях определенной отрасли промышленности для определения выбросов загрязняющих веществ Минприроды России полагает возможным использовать в части, не противоречащей законодательству, методики, рекомендованные АО "НИИ Атмосфера", Санкт-Петербург.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440" (далее - постановление N 109) внесены изменения в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - постановление N440).
В соответствии с Приложением N 18 к постановлению N 440 до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто административным органом, что все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2017 году "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терекли-Мектеб" были разработаны до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 4 предписания АО "Черномортранснефть" используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогично суд первой инстанции обоснованно сослался на письмо Минприроды России от 10.10.2019 г. N12-50/12483-ОГ, разъясняющее применение различных методик до включения в Перечень соответствующей методики расчета выбросов на предприятиях определенной отрасли промышленности для определения выбросов загрязняющих веществ.
Все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2017 году "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терекли-Мектеб" были разработаны до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 5 предписания Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен АО "Черномортранснефть" на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов:- в связи с не проведением корректировки инвентаризации источников выбросов (произведенной в 2017 году) в виду вступления в силу (25.04.2019) приказа Минприроды России от 31.07.2018 N 341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Между тем аналогично выше изложенному, согласно письму Минприроды России от 10 октября 2019 г. N 12-50/12483-ОГ до включения в Перечень соответствующей методики расчета выбросов на предприятиях определенной отрасли промышленности для определения выбросов загрязняющих веществ Минприроды России полагает возможным использовать в части, не противоречащей законодательству, методики, рекомендованные АО "НИИ Атмосфера", Санкт-Петербург.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 N 109 (далее - постановление N 109) внесены изменения в постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - постановление N440). В соответствии с Приложением N 18 к постановлению N 440 до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2017 году "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терекли-Мектеб" были разработаны до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 6 предписания Программа производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть" разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов: - в связи с не проведением корректировки инвентаризации источников выбросов (произведенной в 2017 году) в виду вступления в силу (25.04.2019) приказа Минприроды России от 31.07.2018 N 341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Результаты осуществления производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть", содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Суд отмечает, что программа производственного экологического контроля ЛЭУ "Терекли-Мектеб"разработана на основании достоверной "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2017 году Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терекли-Мектеб" были разработаны до вступлении в силу постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 7 предписания Результаты осуществления производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть", содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом Программа производственного экологического контроля ЛЭУ "Терекли-Мектеб" разработана на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Согласно п. 8 предписания АО "Черномортранснефть" осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Однако, "Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терекли-Мектеб" (далее Проект ПДВ) содержат достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, т.к. Проект ПДВ разработан на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Согласно п. 9 предписания промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду, произведен по методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Однако расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду (вх. N 4372 от 03.12.2020) содержит достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Согласно п. 12 предписания АО "Черномортранснефть" осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021 год не в соответствии с утвержденными требованиями.
АО "Черномортранснефть" осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления в строгом соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020N 1028: всех видов отходов 1-5классов опасности (п.4); в учет включены все образовавшиеся отходы (п.6); -при организации учета проведена паспортизация отходов с установлением класса опасности и состава отходов, информация о составе отходов приведена оформлена в соответствии с приложением 1 к Порядку (п.7);
- учет ведется на основании фактических данных о количестве отходов, отраженных в актах приема-передачи и актах выполненных работ (п.8);
- учет ведется по мере образования, передачи отходов другим лицам в электронном виде (п.9);
- полнота, непрерывность и достоверность учета отходов обеспечена (п. 15). Формы учета, представленные в приложениях 1-3 к Порядку, являются Рекомендуемыми образцами.
Предписание в этой части является незаконным и необоснованным, не содержит ясные и четкие формулировки о выявленных нарушениях и конкретных мероприятиях, подлежащих выполнению в целях прекращения и/или устранения такого нарушения в установленный срок.
Согласно п. 14 предписания Заявка на актуализацию сведений об объекте 82-0105-000298-П АО "Черномортранснефть" содержит недостоверные сведения об источниках выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно: согласно инвентаризации, проведенной в 2021 году, увеличилось общее количество ИЗАВ: - изменился перечень ЗВ (добавились 11 новых веществ); исключены 4 источника загрязнения атмосферного воздуха, в том числе узел приема СОД, при этом в заявке на актуализацию от 30.08.2021 отражены сведения об узле пуска-приема СОД (противоречит данным отчета об инвентаризации от 12.03.2021)
Однако заявка на актуализацию сведений об объекте 82-0105-000298-П АО "Черномортранснефть" содержит достоверные сведения об источниках выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Сведения об источниках выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в заявке на актуализацию данных, соответствуют "Отчету по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников НПС "Махачкала".
По данным инвентаризации, проведенной в 2021 году исключены 4 источника загрязнения атмосферного воздуха, в том числе: ИЗАВ N 6044 - Узел приема СОД, ИЗАВ N 6045 - Узел пуска-приема СОД.
Данные источники отсутствуют в заявке на актуализацию данных от 30.08.2021 N 5015687, поданной в личном кабинете природопользователя.
В заявке на актуализацию сведений включен существующий источник - N 6029 - Узел пуска СОД.
Согласно п. 16 предписания АО "Черномортранснефть" назначило начальника НПС Абакарова Т.И., инженера по ООС 1-й категории ОЭБиРП ТРУМН Гаджиева М.А. ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду по НПС "Махачкала" в отсутствии подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Между тем начальник НПС "Махачкала" Абакаров Т.И., инженер по ООС 1-й категории ОЭБиРП ТРУМН Гаджиев М.А., прошли подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности: Абакаров Тагир Исалович, что подтверждается соответствующими удостоверениями о повышении квалификации ДО N 001816 от 27.12.2017; Гаджиев Муслим Асланович - удостоверение о повышении квалификации N 231201153488 от 31.08.2021. Иного материалы дела не содержат.
Согласно п. 21 предписания АО "Черномортранснефть" назначило начальника НПС Касумова Г.Г., инженера по ООС 1-й категории ОЭБиРП ТРУМН Гаджиева М.А. ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду по НПС "Махачкала" в отсутствии подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Между тем, как указал заявитель, начальник НПС "Самур" Касумов Г.Г. не является ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду по НПС "Махачкала".
Касумов Г.Г. и Гаджиев М.А. являются ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, по НПС "Самур", прошли подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что подтверждается соответствующим удостоверениями о повышении квалификации (ДО N 001817 от 27.12.2017; N 231201 153488 от 31.08.2021).
Согласно п. 24 предписания Расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду, произведен по методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Однако, расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду (вх. N 6604 от 09.09.2020) содержит сведения в области охраны атмосферного воздуха на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников НПС "Самур", что в соответствует разъяснениям, данным письмом Минприроды России от 10 октября 2019 г. N 12-50/12483-ОГ, о чем ранее указано.
Согласно п. 25 предписания Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен АО "Черномортранснефть" на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов в связи с использованием следующей методики: "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", С-П, 2012 г., не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Суд отмечает, что при разработке инвентаризации НПС "Самур" "Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. НИИ "Атмосфера" не применялось при определении количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ. Данное Методическое пособие использовано как справочная литература при описании работ по нормированию. Ссылка на использование Методических указаний приведена в расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в списке используемых источников.
Согласно п. 26 предписания Программа производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть" разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов: "Методическое пособие по расчету. нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", С-П, 2012 г., не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Программа производственного экологического контроля НПС "Самур" разработана на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
При разработке инвентаризации НПС "Самур" "Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. НИИ "Атмосфера" (дополненное, переработанное), С.-П., 2012 г. (далее - Методическое пособие) не применялось при определении количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ. Данное Методическое пособие использовано как справочная литература при описании работ по нормированию. Ссылка на использование Методических указаний приведена в расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в списке литературы.
Согласно п. 27 предписания, результаты осуществления производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть", содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Результаты осуществления производственного экологического контроля НПС "Самур", содержат достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, т.к. Программа производственного экологического контроля" разработана на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Вместе с тем, все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2020 году Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС "Самур" были разработаны до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 28 предписания АО "Черномортранснефть" осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Однако, в АО "Черномортранснефть" осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
"Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС "Самур" далее Проект ПДВ) содержит достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, т.к. Проект ПДВ разработан на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников". Все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2020 году Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС "Самур" были разработаны до вступления в CII.IV постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 30 предписания АО "Черномортранснефть" осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021 год не в соответствии с утвержденными требованиями.
Между тем судом первой инстанции установлено, что АО "Черномортранснефть" осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020N 1028.
Согласно п. 31 предписания АО "Черномортранснефть" в отчете инвентаризации, в проекте предельно допустимых выбросов и декларации о воздействии на окружающую среду информация представлена недостоверная (искаженная) информация, а именно: информация о количестве и видах выбрасываемых загрязняющих веществах. Между тем допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о вменяемом нарушении Росприроднадзором не представлено.
Согласно п. 33 предписания АО "Черномортранснефть" проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) проведена с использованием методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, утвержденный Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Согласно п. 34 предписания Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих веществ для ЛЭУ "Терская" разработана в 2020 году.
Суд первой инстанции отразил, что методики, действующие до 16.05.2016, не были включены в перечень Методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, отраженный в Распоряжении Минприроды России 14.12.2020 N 35-р. Согласно письму Минприроды России от 10.10. 2019 г. N 12-50/12483-ОГ до включения в Перечень соответствующей методики расчета выбросов на предприятиях определенной отрасли промышленности для определения выбросов загрязняющих веществ Минприроды России полагал возможным использовать в части, не противоречащей законодательству, методики, рекомендованные АО "НИИ Атмосфера", Санкт-Петербург.
Согласно п. 34 предписания АО "Черномортранснефть" не представлена в уполномоченный орган (в межрегиональное управление Росприроднадзора) декларация о воздействии на окружающую среду объекта 11 категории ЛЭУ "Терская".
Однако Декларация о воздействии на окружающую среду объекта II категории ЛЭУ "Терская" была представлена в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора (РСО-Алания) в установленный срок -13.11.2020 посредством внесения в Личный кабинет Природопользователя (ЛК ПП) и отправки в электронном виде, подписанная ЭП, по окончании срока действия разрешительной документации (входящий N 58658-28341-10351-769 от 23.11.2020).
Согласно п. 35 предписания АО "Черномортранснефть" используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 36 предписания Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Согласно п. 37 предписания Программа производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть" разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов.
Программа производственного экологического контроля ЛЭУ "Терская" разработана на основании достоверной "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Суд отметил, что аналогично п.34,35,36 все методики, применяемые АО "Черномортранснефть" при проведении в 2020 году "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терская" были разработаны до вступления в силу постановления Правительства РФ от 16.05.2016 г. N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками".
Согласно п. 38 предписания Результаты осуществления производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть", содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, результаты осуществления производственного экологического контроля ЛЭУ "Терская", содержат достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, т.к. Программа производственного экологического контроля ЛЭУ "Терская" разработана на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Согласно п. 39 предписания АО "Черномортранснефть" осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Вместе с тем, "Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛЭУ "Терская" (далее Проект ПДВ) содержат достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, т.к. Проект ПДВ разработан на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Согласно п. 40 предписания Расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду, произведен по методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Однако, расчет массы промышленные сбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду ЛЭУ "Терская" содержит достоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха на основании "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников".
Оспаривая выводы суда первой инстанции по п.41, 42, 115, 120 Предписания Росприроднадзор фактически обоснует свою позицию в жалобе только в отношении п.41,42 Предписания.
Между тем как верно указал суд первой инстанции недостатки заявления Общества о постановке на учет объекта НВОС НПС "Подкумок" связаны с некорректной работой автоматизированной системы "Модуль природопользователя", разработчиком которого является Росприроднадзор.
Объединение источников емкости сбора утечек ЕП-25 в количестве 2 шт. в один источник допускается в соответствии с требованиями п.8.1 и 8.8 Методов расчета рассеивания выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
Установленные на РВС дыхательные клапаны не являются специальными устройствами отвода выбросов, а предназначены для герметизации газового пространства в резервуаре и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения, что соответствует сведениям о назначении изделия, указанным в паспорте на дыхательный клапан.
При проведении проверки в отношении Общества, должностными лицами Росприроднадзора наличие на площадке технологического колодца (источник 6013) установлено не было, что отражено в акте проверки Общества. Как было пояснено Обществом в суде, технологический колодец (источник 6013) имеется на площадке, в 2019 году технологический колодец был засыпан и забетонирован. Вместе с тем доказательства наличия технологического колодца (источник 6013) в ходе проверки представлены не были.
Согласно п. 43 предписания АО "Черномортранснефть" представлена недостоверная информация, содержащаяся в декларации о воздействии на окружающую среду о количестве источников выбросов загрязняющих веществ, объеме и массе выбросов.
Однако, Декларация о воздействии на окружающую среду разработана на основании актуальных данных Инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников для НПС "Подкумок".
Источником выделения ИЗАВ 6004 (Технологические колодцы 1-5) является единица запорной арматуры, а источником загрязнения - является технологическая площадка, объединяющая всю запорную арматуру.
В соответствии пп. 8.1 и 8.8 "Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее методы)", утв. Приказом от 6 июня 2017 г. N 273 допускается в целях ускорения и упрощения расчетов сократить количество рассматриваемых источников выброса путем их объединения в отдельные (точечные) виртуальные источники выбросов с мощностью выброса, равной суммарной мощности этих источников, если такие их параметры выброса, как высота и диаметр устья, температура и скорость выхода ГВС из устьев источников, удовлетворяют приведенному в данном пункте критерию близости.
Однотипные источники выброса/выделения: выхлопные трубы дизельгенераторов аварийной ДЭС в количестве 2 шт. удовлетворяет требованиям п. 8.1 и 8.8 Методов и поэтому объединены в один источник 0004.
Выбор типа источников выбросов (организованный, неорганизованный) влияет только на результаты расчёта рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Валовый выброс (т/год) загрязняющих веществ, на который исчисляется плата за НВОС - остается без изменений.
Согласно п. 44 предписания АО "Черномортранснефть" не представлены ежеквартальные отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части) за период 2018, 2019, 2021 в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления.
Однако Ежеквартальные отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части) за период 2018, 2019, 2021 в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного Управления были представлены Обществом в установленные сроки, что подтверждается почтовыми квитанциями об отправке и сопроводительными письмами.
Согласно п. 46 предписания, в заявке о постановке объекта N 07-0126-001192-П на учет в государственном реестре, представлены недостоверные сведения, а именноотсутствуют сведения о наличии на объекте программы производственного экологического контроля;некорректно указаны географические координаты места нахождения источников выбросов (источники по указанным координатам располагаются в Терском районе Кабардино - Балкарской Республики).)
Между тем как верно указал суд первой инстанции Заявка о постановке на учет объекта N 07-0126-001192-П была сформирована в Модуле природопользователя (версия 5.3.1x64), сведения о наличии на объекте программы производственного экологического контроля были включены в заявку. Территориальное управление Росприроднадзора рассмотрело данную заявку без замечаний и выдало свидетельство о постановке на учет. Географические координаты места нахождения источников выбросов в заявке о постановке объекта N 07-0126-001192-П на учет в государственном реестре указанные корректно.
Согласно п. 47 предписания Данные в области обращения с отходами и статистические данные в области обращения с отходами за 2020 г. искажены, в части указания: в журнале в области обращения с отходами и статистических данных в области обращения с отходами за 2020 г. иного вида отхода согласно ФККО в отличие от переданного согласно акта сдачи-приемки выполненных работ N 8 от 30.09.2020.
Между тем Обществом представлены недостоверные сведения в области обращения с отходами за 2020 год, а именно: цели передачи отхода 4 класса опасности "шины пневматические автомобильные отработанные" сторонним организациям для дальнейшего обращения с ним.
Между тем фактически речь идет о допущенной опечатки в виде указания на образование отхода "Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные" за 2020 год, которая не повлекла за собой искажение данных в отчетной документации, представленной Росприроднадзор, так как на объекте НВОС ПП "Незлобная" образуются два вида отхода, входящие в одну группу Федерального классификационного каталога отходов: "Шины пневматические автомобильные отработанные" и "Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные".
В части нарушения, указанного в абзаце 2 пункта 47 Предписания суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Общества, поскольку на основании соглашения с Министерством ЖКХ Ставропольского края от 08.05.2018 N 2-46 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами 000 "ЖКХ" с 01.01.2019 выполняет функции регионального оператора на территории расположения объекта НВОС ПП "Незлобная".
Согласно ст. 24.6, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Порядок заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Согласно п. 13 раздела 2 указанного Постановления Правительства РФ региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с договором от 20.02.2019 N Ю-003258 (ЧТН-250/04/19), заключенным между Обществом и ООО "ЖКХ", в обязанности последнего входит обеспечение транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ.
В материалы дела представлено письмо ООО "ЖКХ" от 26.11.2021 N 21-12597 (том 2 л.д. 94) о передаче отходов специализированным предприятиям на обработку с последующей передачей образуемых ими отходов на размещение организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Отходы V класса опасности "Смет с территории практически неопасный" передаются по договору от 29.03.2021 N ЧТН-351/04/21, заключённому Обществом с ИП Серяк В.Н., который осуществляет транспортирование отходов к местам размещения (захоронения) и размещение отходов на специализированном полигоне, включенном в государственный реестр (ГРОРО). Также Обществом в материалы дела предоставлен договор от 15.01.2021 N 16, заключенный ИП Серяк В.Н. с собственником специализированного полигона, включенного в ГРОРО - 000 "Сфера-М", на размещение (захоронение) отходов.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о фактической передаче образовавшихся в деятельности Общества отходов на захоронение лицам, имеющим объекты размещения отходов на законном основании.
Росприроднадзор в апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции относительно признания незаконными пунктов 77, 80, 82, 84, 89, 90, 92, 93, 97, 98, предписания.
В данной группе Росприроднадзор не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений в деятельности Общества на объектах НВОС НПС "Заречье", Промплощадка "Тихорецкая", НПС "Карская", ЛПДС "Крымская", Производственная база "Афипская", ЛПДС "Псекупская" и НПС "Кущевская".
Данная группа оспариваемых пунктов Предписания относится к допущенному, по мнению Росприроднадзору, нарушению со стороны Общества в виде учета источников выбросов, оборудованных дыхательными клапанами как неорганизованных ИЗАВ, которые Росприроднадзором напротив, отнесены к организованным ИЗАВ.
Между тем, методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ОАО "НИИ Атмосфера", 2012 год, введено в действие письмом Минприроды РФ N 05-12-47/4521 от 29.03.2012) также определен перечень неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся, в т.ч. неплотности технологического оборудования, в том числе работающего при избыточном давлении (дыхательные клапана) (раздел 1.2, пункт 4).
В соответствии с п. 4 Порядка проведения инвентаризации установлено, что в качестве стационарных ИЗАВ учитываются ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух:-через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа,трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства(далее - организованные ИЗАВ); -в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно- защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ).
Установленные на резервуарах, емкостях хранения дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в емкостях для регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения, что прямо отражено в паспорте на данное изделие в разделе "Назначение".
В соответствии с п. 30 Порядка проведения инвентаризации на всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
Расчет качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров (утв. приказом Госкомэкологии России от 08.04.1998 N 199) и при изменении типа источника (организованный/неорганизованный) суммарное количество выбросов и их качественный состав останется без изменений поскольку тип источника влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Таким образом, резервуары и емкости, оборудованные дыхательными клапанами, не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа.
Иного Росприроднадзором в нарушение ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано.
Приводя доводы в апелляционной жалобе по данной группе оспариваемых пунктов Предписания Росприроднадзор также отдельно не соглашается с выводами суда о недействительности пункта 77 Предписания в части наличия недостоверной информации об источниках выбросов ввиду изменения характеристик технологических процессов, а именно:1) Отсутствуют доказательства окончания эксплуатации источника 6049 с 2021года.
Вместе с тем суд обосновано указал в Решении, что источник 6049 - стоянка личного автотранспорта сотрудников не эксплуатируется на объекте НВОС НПС "Заречье" с 2021 года, так как доставка сотрудников к месту работы производится вахтовым транспортом согласно принятым Обществом условиям Коллективного договора АО "Черномортранснефть" (том 2 л.д.126), в связи с чем установленный нормативный срок корректировки данных инвентаризации, установленный п. 45 Порядка проведения инвентаризации - не позднее года со дня возникновения обстоятельства, по состоянию на момент проведения проверки объектов Общества не наступил.
На источнике 0037 установлена вторая вытяжная вентиляционная труба.
Вместе с тем суд обосновано указал в Решении, что источник 0037 - пункт питания
на объекте НВОС НПС "Заречье", оснащенный одной вытяжной вентиляционной трубой, при проведении работ в рамках реализации текущего ремонта по объекту "Павильон на 40 мест", был дополнительно оснащен одной вытяжной вентиляционной трубой, что подтверждается актом приемки законченного текущего ремонта от 30.12.2020 (том 2л.д. 128), в связи с чем установленный нормативный срок корректировки данных инвентаризации, установленный п. 45 Порядка проведения инвентаризации - не позднее года со дня возникновения обстоятельства, по состоянию на момент проведения проверки объектов Общества также не наступил.
Приведенные обстоятельства исключают наличие нарушений экологических требований со стороны Общества и свидетельствуют о правомерном вынесении Решения в части оспариваемого пункта Предписания.
В отношении указанных в апелляционной жалобе Росприроднадзора пп.91,113 Предписания установлено следующее.
Согласно п. 91,113 предписания АО "Черномортранснефть" осуществляет деятельность в области переработки (производство), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного на несколько объектов одновременно, входящих в состав КРУМН НПС (ЛПДС, НПС) имеющих разные критерии.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
План ЛРН для площадочных объектов Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводов (КРУМН) разработан, утвержден и согласован в установленном законодательством РФ порядке в 2019 году.
Площадочные объекты КРУМН объединены в составе одного Плана ЛРН в соответствии с декларацией промышленной безопасности опасного производственного объекта, включенной в реестр ДПБ (peг. номер 18-21(03).0014-00-МТ).
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в пункте 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.
Обязательные требования законодательства в области промышленной и экологической безопасности по разработке планов ЛРН для каждого структурного подразделения, входящего в состав одного опасного производственного объекта, отсутствуют.
Согласно п. 94 предписания АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" допущено нарушение требований к содержанию программы производственного экологического контроля для объекта НВОС N 03-0123-001711-П, а именно, Программа производственного экологического контроля АО "Черномортранснефть" разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, а именно отсутствуют сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: емкости хранения нефти РГС-20; емкости для отработанного масла РГС-5, оборудованные дыхательными клапанами.
Между тем Программа производственного экологического контроля ПБ "Афинская" разработана на основании достоверной "Инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" ПБ "Афинская" КРУМН.
Стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: емкости хранения нефти РГС-20 учтен в Программе производственного экологического контроля, как площадной источник N 6011.
Выбор типа источников выбросов (организованный, неорганизованный) влияет только на результаты расчёта рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Валовый выброс (т/год) загрязняющих веществ, на который исчисляется плата за НВОС - остается без изменений.
Согласно п. 96 предписания АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" при осуществлении хозяйственной деятельности допускает выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышение нормативов ПДВ на источнике выбросов N 0044 по следующим загрязняющим веществам: азота оксид (экспертное заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 20.10.2021 N30).
Однако, при проведении контрольных мероприятий 14.10.2021 для обеспечения отбора проб специалистами Отдела по Республике Адыгея ЦЛАТИ по Краснодарскому краю филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" был осуществлен запуск котельной при температуре окружающего воздуха +21,2°С (протокол отбора (измерений) проб промышленных выбросов от 14.10.2021 N 76 ПВ).
Отбор проб выбросов от котельной ЛПДС "Пшехская" осуществляется в точке отбора проб на высоте 6 м при общей высоте трубы 23 м и в потоке горячих газов до выброса из источника продолжается трансформация оксида азота в диоксид азота.
В соответствии с методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом от 6 июня 2017 г. N 273 при определении выбросов оксидов азота (MNOx) в пересчёте на NO2 для всех технологических процессов. необходимо разделить их на составляющие: азота оксид и азота диоксид.
Между тем в соответствии с п. 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, и на основании Приказа Краснодарского РУМН АО "Черномортранснефть" от 11.10.2021 N 1848 отопительный период на котельной ЛПДС "Пшехская" должен был начаться, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 "С и ниже.
Таким образом, внеплановый запуск котельной, не работающей при таком температурном показателе в штатной режиме, был осуществлен непосредственно для целей отбора проб. В такой ситуации делать вывод о выбросе загрязняющих веществ на данном источнике как о выбросе, осуществляемом в ходе текущей хозяйственной деятельности Общества, недопустимо.
Согласно п.п. 99, 111, 117 Предписания содержат сведения неверное указание в Предписании номеров объектов НВОС, так НПС "Псекупская" номер объекта НВОС 03-0123-001712-П. тогда как в п. 99 Предписания указан иной номер объекта НВОС - 60-0161-000134-П; НПС "Кущевская" номер объекта НВОС 03-0123-001786-П. тогда как в п. 111 Предписания указан иной номер объекта НВОС - 60-0161-000134-П; ЛПДС "Хадыженская" номер объекта НВОС 03-0123-001714-П. тогда как в п. 117 Предписания указан иной номер объекта НВОС - 60-0161-000134-П.
Суд первой инстанции установил, что указанные пункты Предписания вынесены в отношении объектов НВОС, идентификационные номера которых не соответствуют объектам НВОС Общества, выступившим предметом проверки Росприроднадзора.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства соответствия программ производственного экологического контроля по данным объектам требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденным Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, с учетом категории объекта НВОС, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, что не опровергнуто административным органом.
По пункту 119 Предписания как указывает в апелляционной жалобе Росприроднадзор судом не учтено, что в соответствии с предоставленным ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" протоколом испытаний (измерений) вода 25.10.2021 N 433, в результате проведения лабораторных исследований (прилагается к акту проверки: стр. 105, п. 105), измерений и испытаний, установлено превышение нормативов допустимого сброса (НДС) по следующим загрязняющим веществам: -нефтепродукты, установлена фактическая концентрация - 0,25 мг/дмЗ, НДС - 0,046 мг/дмЗ, превышение НДС в 5 раз.
Между тем, исследовав и оценив информацию о нарушении, указанном Росприроднадзором в пункте 119 Предписания, ссылку на заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", выполнившего в рамках проверки исследование проб производственно-дождевых сточных вод на выпуске с очистных сооружений (объект НВОС ЛПДС "Хадыженская") в балку без названия на содержание нефтепродуктов, суд первой инстанции установил, что применение методики ПНД Ф 14.1:2:4.5-95 "Количественный химический анализ вод. Методика измерений массовой концентрации нефтепродуктов в питьевых, поверхностных и сточных водах методом ИК-спектрометрии" с диапазоном измерения от 0,05 до 50 мг/дмЗ для измерения содержания в водном объекте нефтепродуктов, утвержденный НДС которых составляет - 0,046 мг/дм, не предусмотрено.
При этом суд обоснованно руководствовался приказом Кубанского бассейнового водного управления от 12.12.2018 N 290-пр "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты", утвердившем для объекта НВОС Общества НДС веществ и микроорганизмов в балку без названия.
С учетом изложенного, диапазон методики ПНД ф 14.1:2:4.5-95 исключает возможность ее применения для измерения содержания нефтепродуктов на уровне НДС.
Кроме того, объем отобранной специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" пробы составил 1.0 дмЗ. что подтверждается актом отбора проб воды от 19.10.2011 N 433, тогда как в соответствии с указанной методикой объем отобранной пробы должен быть 21 максимальным - 2.0 дмЗ. поскольку изначально неизвестно содержание нефтепродуктов в очищенной сточной воде (п. 8.2. методики), что исключает корректность результата. полученного по результатам такого исследования.
Обратного административный орган не доказал.
Учитывая изложенное выше, апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в обжалуемой Росприроднадзором части решения. Фактические обстоятельства судом установлены верно, выводы соответствуют установленным обстоятельствам, номы материального права применены верно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Росприроднадзора не установлено.
Относительно доводов апелляционной жалобы Общества, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Общество оспаривает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пп.45 (абз 2),104,106,109.
Оспариваемое Предписание по результатам проверки объекта НВОС "Подкумок" во втором абзаце описываемого в пункте 45 Предписания нарушения указано, что "АО "Черномортранснефть" на объекте НПС "Подкумок" представлены недостоверные сведения в области обращения с отходами за 2020 г.. а именно, что отходы передаются на захоронение лицам, не имеющих объектов размещения отходов (в собственности или эксплуатации).
Между тем на основании соглашения с Министерством ЖКХ Ставропольского края от 08.05.2018 N 2-46 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЖКХ" с 01.01.2019 выполняет функции регионального оператора на территории расположения объекта НВОС НПО "Подкумок".
Согласно ст. 24.6, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Порядок заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Согласно п. 13 раздела 2 указанного Постановления Правительства РФ региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с договором от 20.02.2019 N Ю-003258 (ЧТН-250/04/19), заключенным между Обществом и ООО "ЖКХ", в обязанности последнего входит обеспечение транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ.
В материалы дела представлено письмо ООО "ЖКХ" от 26.11.2021 N 21-12597 (т.д. 2 л.д. 94) о передаче отходов специализированным предприятиям на обработку с последующей передачей образуемых ими отходов на размещение организациям. имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Отходы V класса опасности "Смет с территории практически неопасный" передаются по договору от 29.03.2021 N ЧТН-351/04/21, заключённому Обществом с ИП Серяк В.Н., который осуществляет транспортирование отходов к местам размещения (захоронения) и размещение отходов на специализированном полигоне, включенном в государственный реестр (ГРОРО). Также Обществом в материалы дела предоставлен договор от 15.01.2021 N 16, заключенный ИП Серяк В.Н. с собственником специализированного полигона, включенного в ГРОРО - 000 "Сфера-М", на размещение (захоронение) отходов.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о фактической передаче образовавшихся в деятельности Общества отходов на захоронение лицам, имеющим объекты размещения отходов на законном основании.
Таким образом, Общество в рамках настоящего спора подтвердило соблюдение возложенной на него п. 15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" обязанности в соответствии с действующим законодательством в области обращения с отходами по обеспечению полноты, непрерывности и достоверности учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что необоснованно не учтено судом первой инстанции при вынесении Решения.
Кроме того апелляционной инстанцией учтено следующее.
Росприроднадзор в предписании указал, что Обществом не разработан паспорт на отход "смет с территории предприятия малоопасный" IV класса опасности, который образуется на территории объекта НВОС ПП "Шесхарис" площадка "Грушовая".
В ходе проведения проверки Росприроднадзором специалистами Сочинского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" был произведен отбор проб отходов "смет с территории предприятия" для подтверждения класса опасности по отношению к окружающей среде (акт отбора проб отходов от 20.10.2021 N 37).
По результатам исследования проб отходов ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" оформлены и предоставлены в материалы проверки следующие документы:протокол биотестирования проб отходов от 26.10.2021 N 271Б0;протокол морфологического состава проб отхода от 26,10.2021 N 2700;экспертное заключение от 29.10.2021 N 83.
В соответствии с экспертным заключением от 29.10.2021 N 83 в ходе токсикологического анализа установлено, что водная вытяжка из пробы отхода оказывает вредное воздействие на гидробионт, проба отхода относится к IV классу опасности для окружающей среды.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", образующийся на территории объекта НВОС N 03-0123-001778-П отход "смет с территории предприятия малоопасный" (код по ФККО 7 33 390 01 71 4) является отходом IV класса опасности, в связи с чем Обществу выданы пункты 104,106,109 обжалуемого Предписания.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Общества по данным пунктам Предписания суд первой инстанции исходил из достоверности выполненных привлеченной Росприроднадзором при проведении проверки лабораторией ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" и указал, что в акте отбора проб отходов от 20.10.2021 N 37 имеется отметка представителя Общества об отсутствии замечаний к отбору проб отхода.
Вместе с тем, в данных учета в области обращения с отходами для указанного объекта НВОС за 1, 2, 3 кварталы 2021 года, отходы "смет с территории предприятия малоопасный" Обществом не учтены в связи с отсутствием фактического образования данного отхода на объектах Общества, что необоснованно не учтено судом при отказе в удовлетворении требований Общества о признании незаконными советующих пунктов N 104,106,109 Предписания.
Так, Обществом с 2004 года неоднократно проводилось отнесение к конкретному классу опасности отходов "смет с территории предприятия" с отбором проб и проведением биотестирования водной вытяжки из отхода.
В 2013 году отход "мусор, смет с территории предприятия" (код ФККО 912 000 00 00 00 0) был отнесен к V (пятому) классу опасности аккредитованной лабораторией ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" по Приказу Минприроды от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды" и результатам протокола биотестирования от 25.02.2013 N 142.
После включения отхода "Смет с территории предприятия практически неопасный" с кодом ФККО 7 33 390 02 71 5 в Федеральный классификационный каталог отходов аккредитованная лаборатория 000 "Экоцентр" подтвердила отнесение данного отхода к V (пятому) классу опасности (протокол биотестирования от 23.03.2015 N 338). После изменений "Критериев отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды" в 2016 году было проведено отнесение данного отхода к конкретному классу опасности. По результатам проведения биотестирования, проведенного аттестованной лабораторией 000 "Аналитическая лаборатория Кубани", на основании протокола от 24.10.2016 N 241-Б отход - "Смет с территории предприятия" отнесен к V (пятому) классу опасности.
Кроме того, в акте отбора проб отходов от 20.10.2021 N 37 ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" указано, что "отбирались параллельные пробы с Экоаналитической лабораторией ПК "Шесхарис" АО "Черномортранснефть". Общество направило параллельный отбор проб отхода "смет с территории предприятия" для исследования в аккредитованную лабораторию ООО "Биопотенциал". В соответствии с Протоколом N 268-Б от 27.10.2021 исследований (испытаний) и измерений отход "смет с территории предприятия" отнесен к V (пятому) классу опасности с оценкой "Отсутствие острого токсического действия" (Приложение N 59 к заявлению Общества, т.д. 3 л.д. 71).
Кроме указанных лабораторий лабораторные исследования отхода "смет с территории предприятий" проводились Центром лабораторно-аналитического контроля и экологического мониторинга Минприроды России по Краснодарскому краю (ФГУ "Краснодарэкомониторинг"), по результатам которых отход отнесён к V классу опасности, что подтверждается Протоколом N 3846 морфологического состава отхода (Приложение 19 к письменным объяснениям Общества, представленным к судебному заседанию 27.07.2022).
Таким образом, представленные Обществом в материалы дела результаты исследований, выполненных в 2004, 2013, 2015, 2016 и подтверждающих отнесение отхода "смет с территории предприятия" к V классу опасности, свидетельствуют о том, что Обществом правильно определен класс опасности данного отхода. Доказательств иного Росприроднадзором в материалы дела не представлено.
29.10.2021 в соответствии с экспертным заключением от 29.10.2021 N 83 ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" впервые было установлено, что отход "смет с территории предприятия" относится к IV классу опасности для окружающей среды. До этого момента все предыдущие экспертные заключения относили данный отход к V классу.
Даже в случае достоверности вновь полученных результатов исследований, обязанность по ведению учета отхода "смет с территории предприятия малоопасный" для объекта НВОС ПП "Шесхарис" площадка "Грушовая" могла возникнуть у Заявителя только с момента отнесения данного отхода к IV классу опасности для окружающей среды, т.е. с 29.10.2021.
Апелляционной инстанции в указанной части также принимаются во внимания выводы Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края по делу 12-84/2022, 12-108/22 отраженные в решениях от 22.04.22, 21.04.22 вступивших в законную силу, где суд общей юрисдикции также пришел к выводу о том, что спорные отходы следует относить к V классу опасности для окружающей среды.
Пункт 104 Предписания в части отсутствия информации о массе выбросов загрязняющих веществ с учетом резервуаров РВС-30000 N N 9-14. не основан на предоставленных в материалы дела доказательствах также подлежит признанию недействительным исходя из следующего.
На производственной площадке (ПП) "Грушовая" перевалочного комплекса (ПК) "Шесхарис" осуществляют хозяйственную деятельность два производственных объекта: ПП "Грушовая" ПК "Шесхарис" и АО "Транснефть терминал" (АО "ТНТ"), которые входят в состав организаций системы ПАО "Транснефть".
Общество с момента ввода в эксплуатацию РВС-30000 N 9-14 хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией указанных резервуаров, на территории указанного объекта НВОС не осуществляло, что подтвердило представленными в материалы дела надлежащими и достаточными доказательствами (Приложение N 57 к заявлению Общества, т.д. 3 л.д. 50-59).
Так, резервуары РВС-30000 N N 9,10 переданы в аренду АО "Транснефть Терминал" (АО "ТНТ") с 01.01.2020 (в соответствии с договорами аренды, ДО NN 38, 39 от 20.01.2020 и 21.01.2020 соответственно). Резервуары РВС-30000 NN 11,12 переданы в аренду АО "ТНТ" с 01.06.2020, резервуары РВС-30000 NN 13, 14 переданы в аренду АО "ТНТ" с 12.06.2020 (в соответствии с договорами аренды ДС NN 40, 41, 42 от 21.04.2020 и 28.05.2020 соответственно).
Таким образом, резервуары РВС-30000 N N 9,10,11,12,13,14 эксплуатируются АО "Транснефть Терминал" и учтены в нормативной документации данной организации.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению в полном объеме, решение суда первой инстанции изменению с учетом выводов настоящего судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-25878/22 изменить.
Дополнить резолютивную часть решения Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-25878/22 следующим: Признать недействительным предписание Росприроднадзора от 19.11.21 в части абзаца 2 пункта 104, пунктов 106,109.
В остальной части решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-25878/22 оставить без изменения.
Взыскать с Росприроднадзора в пользу АО "Черномортранснефть" расходы по госпошлине по апелляционной жалобе 1500 руб.
Возвратить из федерального бюджета АО "Черномортранснефть" 1500 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25878/2022
Истец: АО "ЧЕРНОМОРСКИЕ МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ"
Ответчик: Росприроднадзор
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5370/2023
09.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68667/2022
02.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68667/2022
24.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68666/2022
03.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-25878/2022