город Томск |
|
29 ноября 2022 г. |
ДелоN А03-6162/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Сорокиной Е.А., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евдокия" (N 07АП-10429/2022) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.09.2022 по делу N А03-6162/2022 (судья Винникова А.Н.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евдокия", с. Волчиха Волчихинский район Алтайского края (ОГРН 1022202577715, ИНН 2238003065) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) об обязании произвести перерасчет арендной платы за 2021 год согласно уменьшенному годовому объему заготовки путем заключения дополнительного соглашения с внесением соответствующих изменений в Приложение N 5 и 7 договора аренды лесного участка на 2021 год.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Чередниченко Н.М. по доверенности от 05.03.2022, Шуваев М.Н., руководитель (посредством веб-конференции);
от ответчика - без участия (извещен).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евдокия", с. Волчиха Волчихинский район Алтайского края (далее по тексту - ООО "Евдокия", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее по тексту - Минприроды Алтайского края, Министерство, ответчик) об обязании произвести перерасчет арендной платы за 2021 год согласно уменьшенному годовому объему заготовки путем заключения дополнительного соглашения с внесением соответствующих изменений в Приложение N 5 и 7 договора аренды лесного участка на 2021 год.
Исковые требования со ссылкой на часть 4 статьи 71, части 2, 4, 5 статьи 73, часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 450, 452, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы изменением годового объема заготовки за 2021 год, в связи с чем, необходимо произвести перерасчет арендной платы за 2021 год согласно уменьшенному годовому объему заготовки путем заключения дополнительного соглашения с внесением соответствующих изменений в Приложение N 5 и 7 договора аренды лесного участка на 2021 год.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Евдокия" обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что исковое требование не содержит ссылки на пункт 3 статьи 614 ГК РФ, предметом исковых требований в рассматриваемом споре является перерасчет арендной платы из-за неисполнения со стороны арендодателя (ответчика) обязательств по договору аренды лесного участка, а именно непредставление части среднегодового объема заготовки в количестве 7,10 тыс. м3. Своими действиями арендодатель всячески препятствовал арендатору к пользованию арендованным имуществом, отказал арендатору в принятии лесной декларации.
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения со ссылками на то, что своевременное непринятие истцом мер по внесению изменений в договор после введения в действие приказа МПР N 534, которым исключена рубка единичных деревьев как отдельного мероприятия, ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил, ходатайств об отложении заседания не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-рации дело рассматривается в отсутствие представителей извещенного ответчика.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и письменные пояснения, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Евдокия" (арендатор) и Управлением лесами Алтайского края (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 15.12.2008 N П-8/1, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в границах Волчихинского и Егорьевского районов, Волчихинского лесничества площадью 19815, 5820 га (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 22.07.2010 N 2).
Договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 15.12.2008 N П-8/1, зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 18.12.2008, номер государственной регистрации 22-22-24/049/2008-691.
В пункте 1.4. договора указано, что арендатору передается лесной участок для заготовки древесины в объемах согласно Приложению N 4.
Срок действия договора - 49 лет, с 07.09.2005 (пункт 8.1. договора).
Распределение ежегодного объема заготовки древесины на лесном участке по видам рубок на 2015 и последующие годы определен в Приложении N 4 дополнительного соглашения к договору N 3 от 24.10.2011 года и составляет 45,04 тыс. м3.
Указанный объем заготовки используется в порядке определения (расчете) арендных платежей на соответствующий год (Приложение N 7 дополнительного соглашения N 10 к договору от 16.03.2020).
01.01.2021 вступил в силу приказ от 30.07.2020 N 537 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил ухода за лесами" (далее - Приказ N 537), в соответствии с которым были исключены рубки единичных деревьев из общего годового объема заготовки на 2021 год по вышеуказанному договору в количестве 7,10 тыс.м3.
В связи с чем, годовой объем пользования для арендатора за 2021 год снизился с 45,04 тыс.м3 до 37,94 тыс.м3.
Дополнительным соглашением N 10 от 16.03.2020 в Приложении N 7 приведен расчет арендной платы на 2020, 2021, 2022 годы. До вступления в законную силу Постановления N 537 арендная плата за 2021 год составляла 6 307 569 руб. при годовом объеме заготовки 45,04 тыс. м3.
После исключения из ежегодного объема заготовленной древесины рубок единичных деревьев в 2021 году арендатором была произведена заготовка в уменьшенном объеме (на 16%), что подтверждается лесной декларацией за 2021 год, предоставляемых в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также отчетом об использовании лесов за 2021 год (форма N 1-ИЛ).
При изменении годового объема заготовки размер арендной платы за 2021 год составляет 5 307 488 руб., то есть меньше на 1 000 081 руб.
Поскольку своевременное внесение арендных платежей является существенным условием оговора, нарушение которого может привести к его расторжению, обязательства истца по внесению арендной платы за 2021 год исполнены в полном объеме, то есть в размере 6 307 569 руб.
Полагая, изменение годового объема заготовки является основанием для перерасчета арендной платы, истец обратился с письмом за исх. N 60 от 31.03.2022 к ответчику с просьбой о перерасчете арендной платы в соответствии с измененным годовым объемом заготовки за 2021 год.
Письмом от 21.07.2021 исх. N 24/П/4637 ответчик отказал в подписании договора с учетом изменений, сославшись на то, что основания для перерасчета арендных платежей за указанный период отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что договор аренды был заключен по результатам проведения лесного конкурса.
В дальнейшем, распоряжением управления лесами Алтайского края от 04.10.2007 N 258 ранее заключенный договор аренды был переоформлен путем заключения договора аренды от 15.12.2008 N П-8/1 в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска. Непринятие же арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-О).
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
На основании положений части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Федеральным законом от 21.07.2014 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму, которой предусмотрена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения и количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Истец просит внести изменения в договор аренды за 2021 год, то есть за прошлый период, полагая, что превалирующим обстоятельством для удовлетворения такого требования является изменение характеристик лесного участка.
Пунктом 10 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534 установлен исчерпывающий перечень видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями в зависимости от возраста рубок лесных насаждений и целей ухода за лесами. Согласно подп. "к" п. 10 Правил, к рубкам ухода относятся рубки единичных деревьев, в том числе семенников, выполнивших свою функцию, которые осуществляются при рубках осветления, рубках прочистки.
При этом, в подпунктах "а" и "б" пункта 10 Правил, определены цели проведения рубок осветления и рубок прочистки - улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород; регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также продолжение формирования породного и качественного состава молодняков.
Ранее, действовала редакция пункта 10 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом МПР от 22.11.2017 N 626, предусматривающая, что рубка единичных деревьев, в т.ч. семенников, выполнивших свою функцию, должна осуществляться при рубках осветления, рубках прочистки, а также проводиться как отдельное мероприятие, если она не проводилась в процессе рубок осветления, рубок прочистки.
Таким образом, лесное законодательство до 01.01.2021 допускало проведение рубок единичных деревьев как отдельное мероприятие по уходу за лесами.
Вступившими в действие с 01.01.2021 Правилами ухода за лесами, рубка единичных деревьев в качестве отдельного мероприятия по уходу за лесами исключена.
Указанная информация была доведена до общества радиограммой от 24.09.2021 N 18. Не смотря на это, истец ранее не предпринял меры по внесению изменений в договор в части исключения рубок единичных деревьев и перерасчета арендной платы на 2021 год.
Учитывая, что истцом была внесена арендная плата в соответствии с условиями договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в договор за прошлый период, поскольку это противоречит статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как момент изменения условий сделки необходимо устанавливать с даты вступления в законную силу судебного решения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2019 N 301- ЭС19-9586).
Ссылка апеллянта на недобросовестное поведение Министерства, которое выражалось в отказе арендатору в принятии лесной декларации, суд апелляционной инстанции считает подлежащей отклонению за необоснованностью.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.01.2022 по делу N А03-17282/2021 решение Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края об отказе в приеме лесной декларации общества с ограниченной ответственностью "Евдокия" от 11.10.2021 N 3, оформленное письмом от 18.10.2021 N 395, признано незаконным как несоответствующее Правилам ухода за лесами, утвержденным приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534 и Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539. На Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края возложена обязанность по приему лесной декларации от 11.10.2021 N 3, поданной обществом с ограниченной ответственностью "Евдокия".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.02.2022 г. по делу N А03- 16401/2021 решение Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, оформленное письмом N 396 от 18.10.2021, об отказе в приеме лесной декларации от 11.10.2021 N 4 признано незаконным. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обязано устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Евдокия", путем принятия лесной декларации от 11.10.2021 N 4 общества с ограниченной ответственностью "Евдокия".
Таким образом, права истца были восстановлены, при этом указанные обстоятельства не являются с у4четом изложенного выше основаниями для внесения изменения в договор.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия для доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.09.2022 по делу N А03-6162/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евдокия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Е.А. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6162/2022
Истец: ООО "Евдокия"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-791/2023
29.11.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10429/2022
29.09.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6162/2022
31.08.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6162/2022
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-791/2023
29.11.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10429/2022
28.09.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6162/2022