г. Чита |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А19-27114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Кайдаш Н.И., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционные жалобы Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 сентября 2022 года по делу N А19-1292/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр обеспечения ресурсами" (ОГРН 1213800006760, ИНН 3817051047) к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820) о взыскании 470 088 рублей 72 копейки,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928), Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Железногорского муниципального образования (Иркутская область, Усть-Илимский район, Железнодорожный рабочий поселок, ул. Ленина, 68),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр обеспечения ресурсами" (далее - истец, ООО "Центр обеспечения ресурсами") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству жилищной политики и энергетики иркутской области (далее - ответчик, Министерство энергетики) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании убытков в сумме 470 088 рублей 72 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Иркутской области (далее - Министерство финансов) и Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам), Отдел по управлению муниципальным имуществом Железнодорожного муниципального района (далее - Отдел).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены.
С Иркутской области в лице Министерства энергетики за счет казны Иркутской области в пользу ООО ""Центр обеспечения ресурсами" взысканы убытки в сумме 470 088 рублей 72 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство энергетики и Министерство финансов обратились с апелляционными жалобами.
Министерство энергетики в апелляционной жалобе полагает, что наличие факта межтарифной разницы у истца в спорный период является недоказанным. Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Министерство финансов в апелляционной жалобе считает обжалуемое решение необоснованным. По мнению Министерства финансов, объём фактически оказанных услуг истцом не подтверждён. Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объёме.
ООО ""Центр обеспечения ресурсами" в представленном письменном отзыве на апелляционные жалобы выражает своё несогласие с ними. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Служба по тарифам в письменном отзыве на апелляционные жалобы поддерживает позицию, представленную в пределах установленной компетенции регулирующего органа при рассмотрении настоящего дела.
Отдел отзыв на апелляционные жалобы не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако участвующие в деле лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Министерство энергетики и Служба по тарифам представили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителей.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01 июля 2021 года Отдел (далее также - ссудодатель и ООО "Центр обеспечения ресурсами" (далее также - ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования объектами коммунального инфраструктуры и имущества, предназначенного для обслуживания объектов коммунального значения, находящегося на территории Железнодорожного муниципального образования N 1.
По Актам приема-передачи (Приложение N 1 и N 2 к Договору безвозмездного пользования) объекты коммунального назначения 01 июля 2021 года переданы ООО "Центр обеспечения ресурсами" для использования в соответствии с их назначением (пункт 1.1, 2.2.2 Договора безвозмездного пользования).
Постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 401 от 22 июля 2021 года ООО "Центр обеспечения ресурсами" определен единой теплоснабжающей организацией в границах теплоснабжения р.п. Железнодорожный; для ООО "Центр обеспечения ресурсами" утверждены тарифы на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение.
В период с 01 июля 2021 года истец осуществлял горячее водоснабжение и отопление, холодное водоснабжение и водоотведение на территории Железнодорожного муниципального образования.
В связи с отсутствием утвержденных для истца тарифов, руководствуясь положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о соразмерной цене, при начислении платы ООО "Центр обеспечения ресурсами" руководствовался тарифами, утвержденными для предыдущей ресурсоснабжающей организации, оказывавшей те же коммунальные услуги и использовавшей те же объекты коммунальной инфраструктуры - Акционерное общество работников Народное предприятие "Концессия-Илим".
Полагая, что разница между установленным и экономически обоснованным тарифами, подлежит возмещению ООО "Центр обеспечения ресурсами" за счет казны субъекта Российской Федерации, истец, ссылаясь на положения статей 15, 16, 1069 ГК РФ, часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 25. 30, 60, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), Постановление Пленума ВАС РФ от 06 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что требование о взыскании 470 088 рублей 72 копеек подлежали удовлетворению, исходя из следующего.
С 01 июля 2021 года истец осуществлял горячее водоснабжение и отопление, холодное водоснабжение и водоотведение на территории Железнодорожного муниципального образования.
В связи с отсутствием утвержденных для истца тарифов, руководствуясь положениями статьи 424 ГК РФ о соразмерной цене, при начислении платы ООО "Центр обеспечения ресурсами" руководствовался тарифами, утвержденными для предыдущей ресурсоснабжающей организации, оказывавшей те же коммунальные услуги и использовавшей те же объекты коммунальной инфраструктуры - Акционерное общество работников Народное предприятие "Концессия-Илим".
Указанные тарифы были утверждены:
- приказами Службы по тарифам N N 339-спр, 340-спр, 341-спр от 06 декабря 2019 года в редакции приказа N 396-спр от 17 декабря 2020 года, в соответствии с которыми с 01 июля по 31 декабря 2021 года тариф на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, составляет 2 028,76 руб/Гкал (без НДС) для населения (центральная котельная, котельные N 4 и N 6) - 2 028,08 руб/Гкал (с НДС) и для населения (котельная N 3) - 1 1883,20 руб/Гкал (с НДС); тариф на горячую воду для потребителей, в случае дифференциации тарифов по схеме подключения, составляет 158,80 руб/м3 (без НДС), для населения (центральная котельная, котельные N 4 и N 6) - 143,16 руб/м3 (с НДС) и для населения (котельная N 3) - 123,62 руб/м3 (с НДС);
- постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 649 от 24 декабря 2020 года, в соответствии с которым с 01 июля по 31 декабря 2021 года тариф на питьевую воду (холодное водоснабжение) для прочих потребителей составляет 54,28 руб/м3 (без НДС), население без учета потребителей по ул. Пионерской 30,63 руб. (без НДС) и 27,34 руб/м3 для населения по ул. Пионерская (без НДС);
- постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 650 от 24 декабря 2020 года, в соответствии с которым с 01 июля по 31 декабря 2021 года тариф на водоотведение для прочих потребителей составляет 105,54 руб/м3 (без НДС) и население 57,17 руб/м3 (без НДС).
За период до утверждения истцу тарифов, ООО "Центр обеспечения ресурсами" оказал населению р.п. Железнодорожный услуги по холодному водоснабжению в объеме 8 828,39 куб.м., отоплению в объеме 11 397,85 Гкал, горячему водоснабжению в объеме 4 038,86 куб.м., ОДН в объеме 64,71 куб.м., водоотведению и очистке сточных вод в объеме 3 788,85 куб.м.
В связи с оказанными услугами теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения населению Железнодорожного муниципального образования экономические потери истца за период с 01 июля по 24 ноября 2021 года по услугам теплоснабжения и горячего водоснабжения и в период с 01 по 11 июля 2021 года по услугам холодного водоснабжения и водоотведения, рассчитанные как разница между стоимостью поставленного коммунального ресурса, определенной на основании экономически обоснованного тарифа, и стоимостью поставленного коммунального ресурса, определенной по установленному уполномоченным органом тарифу, составили 470 088,72 рублей.
Истец, в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 02 декабря 2021 года обратился в Министерство энергетики.
Распоряжением Министерства энергетики принято решение от 29 декабря 2021 года N 58-405-мр истцу отказано в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов.
Отказ мотивирован тем, что ООО "Центр обеспечения ресурсами" не имеет права на получение субсидии раннее срока действия тарифов, установленных приказами Службы по тарифам на тепловую энергию, горячую воду (25 ноября 2021 года) и Постановлением Железнодорожного муниципального образования на питьевую воду и водоотведение (12 июля 2021 года).
Заинтересованное лицо согласно части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Одним из способов защиты гражданских прав является взыскание убытков.
Убытки в соответствии со статьей 15 ГК РФ - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, требующее возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий органов местного самоуправления, должно доказать противоправность действий (бездействия) органов местного самоуправления, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органов местного самоуправления и понесенными убытками, а также размер убытков.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Судом первой инстанции установлено, что у истца отсутствовала возможность отказаться от производства и поставки коммунальных ресурсов населению.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 года N 22-О указано, что гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью. Ответственность за вред, причиненный государственными и муниципальными органами или их должностными лицами, наступает при доказанности незаконности действий, причинной связи между этими действиями и возникшими убытками, а также их размера.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Вопросы установления регулируемых цен на холодную и горячую воду с использованием закрытой системы горячего водоснабжения регламентированы положениями Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 406), Закона Иркутской области от 06 ноября 2012 года N 114-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Закон N 114-ОЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 3 Закона N 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи.
К регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся:
1) горячее водоснабжение, в том числе: а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; б) транспортировка горячей воды.
Согласно пунктам 2, 5 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии со статьей 32 Закона N 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных статьей 32 Закона N 416-ФЗ, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. утвержденными Правительством Российской Федерации.
При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования) регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила N 406), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Введение предельных уровней тарифов, т.е. предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 15-18 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, части 13 - 15 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении") и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем, применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство холодной и горячей воды, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях ресурсоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), следовательно, субъект Российской Федерации обязан возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
Служба по тарифам наделена полномочиями по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 23.1 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 07 июня 2012 года N 303-пп).
В заявленном истом периоде Службой по тарифам устанавливались тарифы в отношении АОР НП "Концессия-Илим": на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду и водоотведение.
При этом, согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 416-ФЗ полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия по установлению тарифов в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы в отношении объектов Железнодорожного муниципального образования в спорном периоде осуществляла администрация Железнодорожного муниципального образования в соответствии с законом Иркутской области от 06 ноября 2012 года N 114-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Закон N 114-03).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 114-03 органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи (в данном случае - установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также подвоз холодной воды, и обслуживаемые указанными регулируемыми организациями потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих регулируемых организаций.
Таким образом, в спорном периоде, полномочия по установлению тарифов для ООО "ЖКХ" на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, осуществляла администрация Железнодорожного МО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 416-ФЗ: органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
В соответствии с пунктами 12, 13, 16 Правил N 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов.
Пунктом 22 Правил N 406 предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.
По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Необходимо отметить, что орган регулирования вправе отказать в открытии дела в случае предоставления неполного пакета документов согласно пункту 17 Правил N 460.
При этом, часть документов, предусмотренных пунктом 17 Правил N 460, как отмечает истец, требуют времени на их подготовку.
Так, согласно подпунктам "л", "о" необходимо представить документы, подтверждающие проведение торгов и договоры, заключенные по результатам проведения этих торгов.
Вместе с тем, статьями 15 и 17 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 229-ФЗ) установлены определенные сроки.
В частности, в силу статьи 15 Закона N 229-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
На основании статьи 17 Закона N 229-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, подготовка обосновывающих документов занимает у организации определенное время, обусловленное действующим законодательством.
Материалами дела подтверждается, что тарифы для ООО "Центр обеспечения ресурсами" были утверждены:
- приказами Службы по тарифам N 79-317-спр, 79-318-спр, 79-319-спр от 23 ноября 2021 года, в соответствии с которыми с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2022 года тариф на тепловую энергию для потребителей, в случае дифференциации тарифов по схеме подключения, составляет 2 739,78 руб/Гкал (без НДС), для населения (центральная котельная, котельные N 4 и N 6) - 2 028,08 руб/Гкал (с НДС) и для населения (котельная N 3) - 1 1883,20 руб/Гкал (с НДС); тариф на горячую воду для потребителей, в случае дифференциации тарифов по схеме подключения, составляет 195,35 руб/м3 (без НДС), для населения (центральная котельная, котельные N 4 и N 6) - 143,16 руб/м3 (с НДС) и для населения (котельная N 3) - 123,62 руб/м3 (с НДС);
- постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 376 от 12 июля 2021 года, в соответствии с которым с 12 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года тариф на питьевую воду (холодное водоснабжение) для прочих потребителей составляет 52,88 руб/м3 (без НДС), население без учета потребителей по ул. Пионерской 30,63 руб. (без НДС) и 27,34 руб/м- для населения по ул. Пионерская (без НДС);
- постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 377 от 12 июля 2021 года, в соответствии с которым с 12 июля 2021 года по 31 декабря 2022 года тариф на водоотведение для прочих потребителей составляет 112,42 руб/м3 (без НДС) и население 57,17 руб/м3 (без НДС);
- постановлением Администрации Железнодорожного муниципального образования N 650 от 24 декабря 2020 года, в соответствии с которым с 01 июля по 31 декабря 2021 года тариф на водоотведение для прочих потребителей составляет 105,54 руб/м3 (без НДС) и население 57,17 руб/м3 (без НДС).
С 1 июля 2021 года и до установления тарифов ООО "Центр обеспечения ресурсами" осуществляло производственную деятельность по тарифам, установленным в отношении АОР НП "Концессия-Илим".
В связи с оказанием услуг населению по горячему водоснабжению и отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению на территории Железнодорожного муниципального образования в вышеуказанный период у истца, по независящим от него причинам, возникли убытки в виде межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, применяемыми для населения.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденными тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы является прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичная правовая позиция изложена в пунктах 1-3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Доказательства возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде (в том числе, предоставление субсидий в целях компенсации выпадающих доходов или предоставление компенсации в иной форме), в материалах дела отсутствуют.
В рассматриваемом случае межтарифная разница в тарифах на холодную воду подлежит возмещению Иркутской областью, поскольку соответствующие тарифные решения были приняты Службой по тарифам - органом исполнительной власти Иркутской области.
При этом, межтарифная разница, возникшая при установлении администрацией Мишелевского МО тарифов на горячее водоснабжение, также подлежит возмещению Иркутской областью, поскольку:
1) указанная обязанность предусмотрена Постановлением N 439-ПП;
2) законами Иркутской области не предусмотрена обязанность муниципалитетов компенсировать межтарифную разницу, субвенции на такую компенсацию муниципалитету не выделялись;
3) согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей": судам следует учитывать, что акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публичноправового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публичноправового образования.
В данном случае администрацией Мишелевского МО установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду на основании стоимости холодной воды и тепловой энергии (обязательные показатели), рассчитанных службой по тарифам Иркутской области при установлении тарифов на холодную воду и тепловую энергию, поставляемые потребителям п. Мишелевка.
При этом согласно пункту 23.1 Положения о Службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-ПП Служба по тарифам в рамках своих полномочий вправе отменять решения органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, принятых в соответствии с переданными им отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
Принятые администрацией Мишелевского МО рассматриваемые тарифы на горячую воду, поставляемую ООО "ЖКХ" потребителям п. Мишелевка, уч. Таежный Службой по тарифам не отменялись.
Таким образом, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого (служба по тарифам) утвердил обязательные показатели, то есть - Иркутская область.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года N 25 определяет, что в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 мая 2019 года N 13.
Возражая против удовлетворения исковых требований, оспаривая их обоснованность, Министерство энергетики указало, что истцом не представлены договоры оказания услуг по всем потребителям; поквартирные карточки потребителей услуг; реестры внесенных оплат потребителями за оказанные услуги, отчет по продажам; отчет по лицевым счетам; регистры бухгалтерского учета: оборотно-сальдовые ведомости по счетам.
Истец доводы ответчика оспорил в возражениях на дополнительный отзыв. В частности, со ссылками на положения пункта 1 статьи 539 ГК РФ и пункта 1 статьи 540 ГК РФ, ООО "Центр обеспечения ресурсами", указало, что заключение письменного договора с каждым потребителем коммунальных услуг не является обязательным. Договорные отношения между РСО и потребителем коммунальных услуги возникают в момент фактического потребления коммунальной услуги и влекут все установленные законом права и обязанности сторон.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
С учетом содержания приведенных норм ГК РФ, суд первой инстанции верно согласился с позицией истца и признал необоснованными и подлежащими отклонению доводы ответчика о необходимости предоставлении всех договоров оказания коммунальных услуг с потребителями - физическими лицами в письменной форме, поскольку договоры поставки соответствующих коммунальных ресурсов были заключены в спорный период между истцом и потребителями (населением) конклюдентными действиями: население фактически потребило предоставленные коммунальные ресурсы, в свою очередь, ООО "Центр обеспечения ресурсами" выставило в спорный период потребителям платежные документы (квитанции) для осуществления оплаты поставленных коммунальных ресурсов (оказанных коммунальных услуг).
Довод ответчика о необходимости предоставления поквартирных карточек в обоснование объемов поставленных коммунальных ресурсов также судом первой инстанции правомерно отклонён как необоснованный, ответчик не обосновал ссылками на положения нормативно-правовых актов в подтверждение заявленного довода.
Кроме того, в соответствии с агентским договором N 041/11-Д от 01 июля 2021 года ООО "Центр обеспечения ресурсами", выступающий в качестве Принципала, поручает, а ООО "Иркутскэнергосбыт", выступающий в качестве Агента, обязуется за вознаграждение от имени и за счет Принципала совершать юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации ресурсов и коммунальных услуг, а именно:
- производить действия согласно действующего законодательства по начислению платы за ресурсы и коммунальные услуги по тарифам, установленным для Принципала, пени за просрочку оплаты за ресурсы и коммунальные услуги потребителям Принципала в р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района;
- осуществлять прием (сбор) денежных средств за ресурсы и коммунальные услуги с потребителей Принципала и перечислять собранные денежные средства на установленных настоящим договором условиях;
- истребовать в претензионном и (или) судебном порядке (за исключением сопровождения исполнительного производства) задолженность потребителей перед Принципалом, возникшей с 01 июля 2021 года и в течение срока действия Договора;
- осуществлять печать и доставку платежных документов потребителям;
- размещать от имени Принципала в ГИС ЖКХ информацию в соответствии с исполнением приказа Минкомсязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 26 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" согласно Приложению N 1 к настоящему договору "Перечень информации, размещаемой агентом в ГИС ЖКХ";
- загружать в систему Oktapod информацию для расчета мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате за коммунальные услуги в форме денежной компенсации в формате нормативных документов.
В обоснование объемов поставленных населению ресурсов и расчета размера убытков истцом в материалы дела представлены: отчеты агента, в которых указаны суммы начислений и оплат по каждому потребителю за период июль-ноябрь 2021 года; оборотносальдовые ведомости за период июль-ноябрь 2021 года; согласованный главой Железнодроожного муниципального образования отчет о фактически сложившихся за отчетный период с 01 июля по 24 ноября 2021 года, реестры заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) на 2021 год; реестры заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения (холодное водоснабжение и водоотведение); договоры с потребителями; платежные документы, выставленные ООО "Центр обеспечения ресурсами" в адрес потребителей за период с июля по ноябрь 2021 года, протоколы лабораторных испытаний.
Допустимость и достаточность представленных истцом платежных документов за период июль - октябрь 2019 года в качестве доказательства объема отпущенных коммунальных услуг населению подтверждается положениями части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктами 25, 30, 60, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Фактические объемы также подтверждены отчетом по продажам в разбивке по месяцам, видам услуг и муниципальным образованиям. Правильность применения истцом нормативов потребления коммунальных услуги при расчете объема оказанных коммунальных услуг также подтверждается Распоряжением администрации Железнодорожного муниципального образования N 18 от 18 января 2021 года "Об утверждении структуры жилищного фонда Железнодорожного муниципального образования на 2021 год".
При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьих лиц о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств поставленного объема коммунальных ресурсов (размера убытков) судом апелляционной инстанции равно как судом первой инстанции отклоняются как необоснованные и опровергающиеся материалами дела.
По мнению ответчика, услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения за летний период ООО "Центр обеспечения ресурсами" не оказывались, поэтому начисление платы за летний период не должно производиться.
Согласно пункту 1 Приказа Министерства энергетики от 30 сентября 2016 года N 117-мпр установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется на территориях муниципальных образований Иркутской области в соответствии с перечнем согласно приложению N 2 - равномерно в течение календарного года.
Муниципальные образования Усть-Илимского района указаны в пункте 31 приложения N 2 к приказу N 117-мпр.
В летний период ресурсоснабжающими организациями проводятся мероприятия по капитальному ремонту и подготовке к зимнему отопительному периоду, что также требует финансовых затрат.
Кроме того, расходы ресурсоснабжающей организации на энергоресурсы (уголь, электроэнергию) в течение года распределяются неравномерно. Максимальные затраты - в зимние месяцы, которые не покрываются в полном объеме суммой, предъявляемой потребителям к оплате. Расходы в летние месяцы снижаются, что позволяет покрыть убытки зимних месяцев.
Таким образом, расчет услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с 01 июля по 24 ноября 2021 года правомерен, соответствует принятым самим ответчиком нормативным актам о равномерном начислении платы за отопление в течение года и установленным ответчиком нормативам потребления коммунальных услуг (Приказы Министерства энергетики N 27-мпр от 31 мая 2013 года, N 58-38-мпр от 17 ноября 2020 года, N 58-5-мпр от 17 февраля 2021 года).
Согласно представленному истцом расчету сумма невозмещенной в спорный период Иркутской областью межтарифной разницы истца по Железнодорожному муниципальному образованию составила:
по холодному водоснабжению - 102 230 рублей 14 копеек,
по горячему водоснабжению - 207 921 рублей 51 копеек,
по отоплению - 36 773 рублей 44 копеек,
по водоотведению - 122 163 рублей 63 копеек,
а всего - 470 088 рублей 72 копеек.
При установлении тарифов на горячее и холодное водоснабжение Служба по тарифам устанавливает плановые показатели полезного отпуска.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Суд первой инстанции верно отметил, что к моменту установления тарифов ООО "Центр обеспечения ресурсами" осуществляло регулируемую деятельность в течении нескольких месяцев, то есть фактические данные за три предыдущих года не предоставлялись, ввиду их отсутствия.
В силу пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06 декабря 2013 года N 87 истец представляет расчет исковых требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу. Расчет размера исковых требований по всем услугам произведен, исходя из фактически поставленных ресурсов, объем которых подтвержден всеми необходимыми документами.
Ответчик документально расчет истца не опроверг, доказательства поставки коммунальных ресурсов в ином объеме не представил, мотивированных возражений относительно имеющихся в материалах дела первичных и иных документов за рассматриваемый период помесячно, показаний приборов учета и тарифов, не высказал, обоснованность примененных истцом для расчета тарифов не оспорил.
Представленный ответчиком контррасчет судом первой инстанции правильно не принят во внимание, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", в случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного государственного задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат, подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, учетом положений, установленных федеральными законами.
Истец, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязан нести ответственность по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого обществом, и обязано возместить ресурсоснабжающей организации выпадающие доходы.
Материалами дела подтверждается факт наличия на стороне истца убытков в виде межатриффной разницы, их размер, а также наличие причинно-следственной связи между их возникновением и принятием государственным органом Иркутской области мер по тарифному регулированию.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права применительно к предмету и основаниям заявленных требований и обстоятельств данного конкретного дела, такой обязательный элемент состава правонарушения как вина ответчика заключается в неисполнении установленной законом обязанности по возмещению образовавшейся разницы между экономически обоснованной ценой на производство и поставку коммунальных ресурсов и ценой, по которой в силу мер государственного регулирования общество осуществляло их продажу.
При таких обстоятельствах, исходя из предмета и основания заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь действующим законодательством и разъяснениями высшего судебного органа, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 сентября 2022 года по делу
N А19-1292/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Кайдаш Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1292/2022
Истец: ООО "Центр Обеспечения Ресурсами"
Ответчик: Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования, Служба по тарифам Иркутской области