г. Красноярск |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А33-13030/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН 7734135124 ОГРН 1027739057500) на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 12 сентября 2022 года по делу N А33-13030/2022,
при участии в судебном заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Авиационная Сервисная Компания": Карасёва Н.В., представитель по доверенности N 31 от 22.12.2021, диплом, паспорт; Четвериков М.Г., генеральный директор общества на основании приказа N11 от 11.09.2020, паспорт;
от ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации": Подъельцев А.В., представитель по доверенности от 20.09.2021, (по доверенности в порядке передоверия от филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" от 18.07.2022 N Д-117), диплом, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авиационная сервисная компания" (далее - истец, ООО "Авиационная сервисная компания") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" (далее - ответчик, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Аэронавигация Центральной Сибири") о признании недействительным (ничтожным) одностороннего отказа от договора N АЦС0593/2021 от 08.04.2022 и применении последствий недействительности сделки в виде признания договора N АЦС0593/2021 от 08.04.2022 действующим.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 12.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Красноярское МТУ Росавиации) (ИНН 2466212621, ОГРН 1082468040434).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 27.10.2022, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители ответчика поддержали ранее изложенные доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений. Просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании поддержал ранее изложенные доводы отзыва на апелляционную жалобу с учетом представленных дополнительных пояснений. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04.03.2022 года на www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32211198107 о проведении в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" аукциона в электронной форме на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море. Место дислокации - Диксон. Тип ПСВС - Ми-8 (Ка-32) (оказание услуг по ПСО).
Заказчиком услуги выступило ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" (ответчик).
Местом дислокации поисково-спасательного воздушного судна является: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, п. Диксон. Местом сдачи-приёмки оказанных услуг: Российская Федерация, 660022, Красноярский край, город Красноярск, улица Аэровокзальная, дом 26.
По итогам аукциона в электронной форме N 32211198107 его победителем признано ООО "Авиационная Сервисная Компания" (исполнитель, истец) с предложением о цене договора 162 407 955,99 руб.
На электронной площадке utp.sberbank-ast.ru между ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и ООО "Авиационная Сервисная Компания" 08.04.2022 заключён договор N АЦС0593/2021 (далее - договор). Согласно пункту 2.1 предметом договора является оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море. Место дислокации - Диксон. Тип ПСВС - Ми-8 (Ка-32).
Целью оказания услуг по ПСО является поддержание в постоянной готовности ПСВС и экипажей к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море (п. 2.1.1 договора).
Целью выполнения дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках является подготовка дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море (п. 2.1.2 договора).
Содержание и требования к оказываемым исполнителем услугам, определены техническим заданием (приложение N 1) (п.2.2 договора).
Оказание услуг осуществляется исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления такого вида услуг, устанавливающих требования к качеству такого вида услуг, в соответствии с условиями договора и технического задания (п. 2.6 договора).
Пунктом 3.2.3 договор предусмотрена обязанность заказчика сообщать в письменной форме исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 2 рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
В соответствии с п. 3.4.3 договора исполнитель обязан обеспечить дежурство подготовленных ПСВС и экипажей, их содержание в постоянной готовности к проведению ПСО(Р), в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями настоящего договора.
Исполнитель приступает к выполнению обязательств по данному договору после подписания договора заказчиком и получения заключения территориального органа Росавиации о готовности ПСВС и экипажей. Для оказания услуг предоставляются ПСВС, имеющие действующие документы, установленные законодательством Российской Федерации, подтверждающие летную годность и государственную регистрацию (учет) воздушного судна. При истечении срока действия данных документов в период действия договора исполнитель своевременно продлевает их без ущерба исполнения договора и предоставляет заказчику.
Согласно п. 4.1. договора общая цена договора составляет 162 407 955 рублей 99 копеек НДС не облагается. Цена договора является твердой и включает в себя все установленные законодательством налоги, сборы и другие обязательные платежи, затраты, издержки и иные расходы исполнителя, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением договора.
Пунктом 4.4. договора предусмотрено планируемое время на выполнение тренировочных полетов в период оказания услуг, которое составляет в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) 60 часов за период действия договора, из расчета: не более 22,5 часа в 2022 г., не более 30 часов в 2023 г., не более 7.5 часа в 2024 г.
Согласно п. 8.1 договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Срок предоставления услуг по настоящему договору с 01.04.2022 по 31.03.2024 г. (п. 8.2 договора).
В силу п. 10.6 договора расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 10.7 договора заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств с письменным уведомлением исполнителя за 15 (пятнадцать) рабочих дней о предстоящем расторжении в случаях: выявления оказания услуг по договору ненадлежащего качества и/или если недостатки не были устранены либо являются существенными и не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; в случае нарушения требований, установленных ст. 3.4.1 договора; если исполнитель не приступает к исполнению договора в срок, установленный договором; если в ходе исполнения договора установлено, что исполнитель и (или) оказываемая им услуга не соответствуют установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) оказываемой услуги или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии оказываемой услуги таким требованиям, что позволило ему стать победителем при определении поставщика.
В материалы дела представлены: приложение N 1 - Техническое задание, приложение N 2 - Протокол о стоимости Услуг по ПСО в части дежурства ПСВС и экипажей. Место дислокации - Диксон. Тип ПСВС - Ми-8 (Ка-32), приложение N 3 - Протокол о стоимости услуг по выполнению тренировочных полетов. Место дислокации - Диксон. Тип ПСВС - Ми-8 (Ка-32), приложение N 4 - Форма Акта сдачи-приемки оказанных услуг по ПСО в части дежурства ПСВС МИ-8 (Ка-32) и экипажей и выполнению тренировочных полетов, приложение N 5 - Форма Акта сверки расчетов и стоимости оказанных Услуг по ПСО в части дежурства ПСВС Ми-8 (Ка-32) и экипажей и выполненных тренировочных полетов, приложение N 6 - Антикоррупционная оговорка.
В соответствии с пп. 5, 8 и 10 Технического задания к договору, услуги по ПСО должны оказываться в соответствии с Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 N 530 (далее по тексту - ФАП N 530) и приказом Минтранса РФ от 03.06.2014 N 148; ПСВС должны быть оснащены оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, утверждённым приказом Минтранса России от 03.06.2014 N 148 (ПСВС гражданской авиации оснащаются оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением РПСБ (региональной поисково-спасательной базой), от которой назначается СПДГ); Подготовка экипажей ПСВС должна соответствовать требованиям пунктов 4.1 и 8 "Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ)", утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 N 148 и требованиями Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее по тексту - ФАП N128).
Пунктом 11 Технического задания отдельно требуется допуск к полётам на ПСО(Р) над морем, а также специальная подготовка по эвакуации пострадавших, в том числе людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
Согласно представленному в материалы дела акту проверки воздушного судна МИ-8Т RА-06108 и экипажей ООО "Авиационная Сервисная Компания" на допуск к осуществлению дежурств по поисково-спасательному обеспечению полетов на посадочной площадке Диксон от 08.04.2022 комиссией Красноярского МТУ Росавиации проведена документарная проверка экипажей и ВС МИ-8Т RА-06108 ООО "Авиационная Сервисная Компания" на допуск к осуществлению дежурств по ПСОП на посадочной площадке Диксон.
В результате проведенной проверки комиссией Красноярского МТУ Росавиации выявлены следующие недостатки (раздел 5 акта проверки):
отсутствие специального оборудования (сетки-корзины каркасной, конуса и др.) для эвакуации пострадавших, терпящих или потерпевших бедствие людей на море;
отсутствие индивидуальных защитных средств экипажа для выполнения полетов над морем;
отсутствие плота ПСН-6-М или его аналога по весовым и габаритным параметрам с возможностью десантирования (заявлен плот спасательный речной надувной сбрасываемого типа ПСР-У ПС).
В заключении акта проверки от 08.04.2022 указано, что в результате документарной проверки, выполненной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и действующего законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации, установлено, что воздушное судно МИ-8Т РА-06108 и экипажи ООО "Авиационная Сервисная Компания" для выполнения услуги по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с местом дислокации - посадочная площадка Диксон, по договору АЦС 0593/2021, соответствуют установленным требованиям при наличии специального оборудования (сетки-корзины каркасной, конуса и др.) для эвакуации пострадавших, терпящих или потерпевших бедствий людей на море и устранении недостатков, указанных в разделе 5.
В материалы дела представлено письмо исх.N Исх-12394/01 от 14.04.2022 начальника управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта М.Ю. Костылева, из содержания которого следует, что исходя из данных акта проверки воздушного судна МИ-8 РА-06108 и экипажей ООО "Авиационная Сервисная Компания" на допуск к осуществлению дежурств по поисково-спасательному обеспечению полетов на посадочной площадке Диксон от 08.04.2022 дежурство по ПСО, в соответствии с заключенным договором, возможно только после устранения замечаний, указанных в п. 5 Акта и проведения тренировочных полетов экипажами ООО "Авиационная Сервисная Компания" над водной поверхностью в установленном объеме, в соответствии с пунктом 2 акта и получения допуска к их выполнению.
Согласно акту проверки воздушного судна МИ-8Т RА06108 и экипажей ООО "Авиационная Сервисная Компания" на допуск к осуществлению дежурств по поисково-спасательному обеспечению полетов на посадочной площадке Диксон от 20.04.2022 комиссией Красноярского МТУ Росавиации проведена документарная проверка экипажей и ВС МИ-8Т РА-06108 ООО "Авиационная Сервисная Компания" на допуск к осуществлению дежурств по ПСОП на посадочной площадке Диксон.
В результате проведенной проверки комиссией Красноярского МТУ Росавиации установлено следующее:
допуск командиров ВС ООО "Авиационная Сервисная Компания" к выполнению полетов по поиску и спасению с применением радиотехнических средств, десантированию людей и грузов с применением парашютных систем над земной поверхностью на вертолете Ми-8Т - имеются, оформлены приказом;
допуск командиров ВС ООО "Авиационная Сервисная Компания" к выполнению полетов по поиску и спасению с применением радиотехнических средств над водной поверхностью на вертолете Ми-8Т, а также специальная подготовка по эксплуатации пострадавших, в том числе людей, терпящих или потерпевших бедствие на море будут проведены при появлении "открытой воды" в месте дислокации (посадочная площадка Диксон) в соответствии с положениями раздела 11.1 РПП ООО "Авиационная Сервисная Компания" "Программа подготовки членов летного экипажа вертолета Ми-8 и его модификаций", в том числе и в процессе выполнения дежурными экипажами ООО "Авиационная Сервисная Компания" тренировочных полетов и участия в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасения (место дислокации - посадочная площадка Диксон), в объеме 60 часов за период действия договора N АЦС 0593/202, из расчета не более 22,5 часа в 2022 г., не более 30 часов в 2023 г., не более 7.5 часа в 2024 г.;
В заключении акта проверки от 20.04.2022 указано, что в результате документарной проверки, выполненной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и действующего законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации, установлено, что воздушное судно МИ-8Т РА-06108 и экипажи ООО "Авиационная Сервисная Компания" для выполнения услуги по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с местом дислокации - посадочная площадка Диксон, по договору АЦС 0593/2021, соответствуют спасательным требованиям. Недостатки, указанные в разделе 5 акта проверки воздушного судна МИ-8 РА-06108 и экипажей ООО "Авиационная Сервисная Компания" на допуск к осуществлению дежурств по поисково-спасательному обеспечению полетов на посадочной площадке Диксон от 08.04.2022, устранены в полном объеме.
В материалы дела представлены полученные работниками истца удостоверения, подтверждающие подготовку в ФГАУ ДПО "ЦС САП" по программе: "Подготовка авиационного персонала в сфере авиационно-космического поиска и спасения", включающей предметы: организация и выполнение ПСР, десантирование СПДГ и аварийно- спасательного имущества и снаряжения, радиотехнический и визуальный поиск ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей.
Истцом получен сертификат эксплуатанта N АР-07-19-028. В материалы дела представлены приказы о допуске к полетам ПСР.
В ходе исполнения договора истцом оказывались ответчику услуги, что подтверждено представленным в материалы дела актом 01 от 30.04.2022, подписанным ответчиком с замечаниями. Из пояснений сторон следует, что указанный акт возвращен ответчиком истцу в июне 2022 г.
Ответчиком 04.05.2022 истцу вручено уведомление от N АЦС-1655/1.2 о расторжении договора N АЦС0593/2021 от 08.04.2022, из содержания которого следует, что услуги по договору от 08.04.2022 N АЦС 0593/2021 ООО "Авиационная Сервисная Компания" оказывались ненадлежащего качества и не соответствуют установленным документацией о закупке требованиям к оказываемой услуге. В указанном письме ответчик указал на отсутствие у ООО "Авиационная Сервисная Компания" допусков командиров ВС к выполнению полетов по поиску и спасению с применением радиотехнических средств, десантированию людей и грузов с применением парашютных систем над водной поверхностью на вертолете Ми-8Т, а также специальной подготовки по эвакуации пострадавших, в том числе людей, терпящих или потерпевших бедствие на море. Сославшись на акт Красноярского МТУ Росавиации от 20.04.2022, ответчик указал на то, что данный недостаток не устранен, допуск к осуществлению дежурств возможен только после проведения тренировочных полетов экипажами над водной поверхностью в установленном объеме. Данное уведомление имеет ссылку на письмо начальника управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта от 14.04.2022 N Исх-12394/01.
Полагая, что услуги по договору оказывались надлежащим образом, в соответствии с условиями договора, а выявленные актом МТУ Росавиации от 08.04.2022 недостатки устранены, что следует из содержания акта от 20.04.2022, односторонний отказ ответчика от исполнения договора является недействительным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ответчиком наличия оснований для расторжения договора от 08.04.2022 N АЦС0593/2021, в связи с отсутствием доказательств нарушения условий договора истцом.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В статьях 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Судом первой инстанции верно квалифицирован заключенный между сторонами договор, который является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регламентированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и условиями договора.
В силу пункта 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 782 Кодекса заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Кодекса предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Уведомлением от 04.05.2022 N АЦС-1655/1.2 ответчик отказался от исполнения договора от 08.04.2022 N АЦС0593/2021 в одностороннем порядке.
Из содержания уведомления следует, что услуги по договору от 08.4.2022 N АЦС 0593/2021 ООО "Авиационная Сервисная Компания" оказывались ненадлежащего качества и не соответствуют установленным документацией о закупке требованиям к оказываемой услуге.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от исполнения договорного обязательства может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
В силу п. 10.6 договора расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 10.7 договора заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств с письменным уведомлением исполнителя за 15 (пятнадцать) рабочих дней о предстоящем расторжении в случаях:
выявления оказания услуг по договору ненадлежащего качества и/или если недостатки не были устранены либо являются существенными и не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок;
в случае нарушения требований, установленных ст. 3.4.1 договора;
если исполнитель не приступает к исполнению договора в срок, установленный договором;
если в ходе исполнения договора установлено, что исполнитель и (или) оказываемая им услуга не соответствуют установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) оказываемой услуги или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии оказываемой услуги таким требованиям, что позволило ему стать победителем при определении поставщика.
В названном письме ответчик указал на отсутствие у истца допусков командиров воздушного суда к выполнению полетов по поиску и спасению с применением радиотехнических средств, десантированию людей и грузов с применением парашютных систем над водной поверхностью на вертолете Ми-8Т, а также специальной подготовки по эвакуации пострадавших, в том числе людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
Согласно п. 2.1 предметом договора является оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море. Место дислокации - Диксон. Тип ПСВС - Ми-8 (Ка-32).
Целью оказания услуг по ПСО является поддержание в постоянной готовности ПСВС и экипажей к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море (п. 2.1.1 договора).
Целью выполнения дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках является подготовка дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море (п. 2.1.2 договора).
Содержание и требования к оказываемым исполнителем услугам, определены техническим заданием (приложение N 1) (п.2.2 договора).
В соответствии с п. 5 Технического задания к договору услуги по поисково-спасательному обеспечению должны оказываться в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530, приказом Минтранса России от 03.06.2014 N 148 "Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств", Инструкцией по поиску и спасанию в Сибирской зоне авиационно-космического поиска и спасания и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления услуг по поиску и спасанию.
В силу п. 8 Технического задания к договору ПСВС должны быть оснащены оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем утвержденным приказом Минтранса России от 03.06.2014 N 148 (ПСВС гражданской авиации оснащаются оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением РПСБ, от которой назначается СПДГ).
Согласно п. 10 Технического задания к договору подготовка экипажей ПСВС должна соответствовать требованиям пунктов 4.1 и 8 "Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ)", утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 N 148 и требованиями Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
В соответствии с п. 11 Технического задания к договору экипажи ПСВС должны иметь допуск к полетам на ПСО (Р), в том числе над морем, к выполнению посадок на площадки, подобранные с воздуха, а также пройти специальную подготовку по эвакуации пострадавших, в том числе людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, и не иметь перерывов по данному виду работ.
Дополнительные условия: наличие десантного оборудования; наличие оборудование типа АРК-У2; наличие поисковых фар (переносной прожектор); наличие плота ПСН-6-М или его аналога по весовым и габаритным параметрам с возможностью десантирования; наличие аварийных радиомаяков (радиобуев) на частоте 406,025 МГц и 121,5 МГц; наличие лебедки для подъема пострадавших с режима висения; наличие у всех членов экипажа индивидуальных защитных средств летчика для выполнения полетов над морем; наличие минимального остатка наработки часов агрегатов с ограниченными ресурсами для ПСВС не менее 30 часов; возможность оперативного переоборудования для эвакуации носилочных пострадавших; наличие усиленного троса ПРП - принудительного раскрытия парашюта.
Согласно п. 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Согласно п. 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами (п.2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6.5 ФАП N 128 авиационный персонал, выполняющий авиационные работы, должен иметь подготовку, соответствующую виду выполняемых работ.
Согласно п. 1 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 N 530 (далее по тексту - ФАП N 530), настоящие Правила устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее - поиск и спасание), а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
Пунктом 13.1 ФАП N 530 установлено, что авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), обязаны содержать в постоянной готовности:
- поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, - для авиационных предприятий;
- поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, спасательные парашютно-десантные группы и наземные поисково-спасательные команды - для организаций государственной и экспериментальной авиации.
Привлечение к поисково-спасательным операциям (работам) сил и средств осуществляется на основании приказов руководителей соответствующих авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации и планов дежурств сил и средств.
Согласно п. 4.1 Приказа Минтранса России от 03.06.2014 N 148 "Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств" экипажи ПСВС должны быть подготовлены к выполнению радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, десантированию СПДГ и аварийно-спасательного имущества и снаряжения. Экипажи поисково-спасательных вертолетов должны быть подготовлены к выполнению посадок на площадки, подобранные с воздуха, а также к эвакуации пострадавших.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, воздушное законодательство Российской Федерации не содержит требований к обеспечению подготовки экипажей ПСВС отдельно над земной поверхностью и отдельно над водной поверхностью/морем.
В соответствии с абз. 2 п. 3.4.3 договора N АЦС0593/2021 от 08.04.2022, заключённого по итогам аукциона, исполнитель приступает к выполнению обязательств по договору после подписания договора заказчиком и получения заключения территориального органа Росавиации о готовности ПСВС и экипажей.
Как следует из материалов дела, истцом получен сертификат эксплуатанта N АР-07-19-028, удостоверяющий, что истец соответствует требованиям воздушного законодательства РФ к юридическим лицам, выполняющим поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы. В материалы дела представлены приказы о допуске к полетам ПСР.
Кроме того, истцом в материалы дела представлены полученные работниками истца удостоверения, подтверждающие подготовку в ФГАУ ДПО "ЦС САП" по программе: "Подготовка авиационного персонала в сфере авиационно-космического поиска и спасения", включающей предметы: организация и выполнение ПСР, десантирование СПДГ и аварийно- спасательного имущества и снаряжения, радиотехнический и визуальный поиск ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей.
Таким образом, истцом получены необходимые удостоверения и сертификаты.
Довод ответчика об отсутствии тренировочных полетов экипажа над водной поверхностью не является правомерным основанием для расторжения договора.
Пунктом 4.4. договора предусмотрено планируемое время на выполнение тренировочных полетов в период оказания услуг, которое составляет в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) 60 часов за период действия договора, из расчета: не более 22,5 часа в 2022 г., не более 30 часов в 2023 г., не более 7.5 часа в 2024 г.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, тренировочные полеты должны производиться в ходе исполнения договора.
На основании изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению апелляционным судом как несостоятельные
Из пояснений истца следует, что на момент проведения проверки и составления актов МТУ Росавиации от апреля 2022 года возможность проведения тренировочных полетов отсутствовала в связи с отсутствием "открытой воды" с учетом места расположения объекта (Диксон) и погодных условий.
Согласно п. 13 Приказа Минтранса России от 03.06.2014 N 148 ПСВС должны быть оснащены оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении N 7 к настоящим Требованиям.
Согласно Акту проверки готовности воздушного судна Ми-8Т RA-06108 и экипажей истца на допуск к осуществлению дежурств по поисково-спасательному обеспечению полётов на посадочной площадке Диксон от 08.04.2022 установлено, что указанное воздушное судно и экипажи исполнителя соответствуют требованиям, установленным для выполнения услуг, являющихся предметом заключённого договора при наличии специального оборудования для эвакуации пострадавших на море и устранения недостатков, указанных в разделе 5 акта. При этом в разделе 4 Акта от 08.04.2022 установлено: "ПСВС Ми-8Т RA-06108 оснащено аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, согласно приложения N 7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 г. N 148".
Согласно Акту проверки готовности воздушного судна Ми-8Т RA-06108 и экипажей ООО "Авиационная Сервисная компания" на допуск к осуществлению дежурств по поисково-спасательному обеспечению полётов на посадочной площадке Диксон от 20.04.2022 установлено, что указанное воздушное судно и экипажи исполнителя соответствуют требованиям, установленным для выполнения услуг, являющихся предметом заключённого договора, недостатки, указанные в разделе 5 Акта от 08.04.2022 устранены в полном объёме.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что выявленные в ходе проверки Красноярского МТУ Росавиации недостатки, зафиксированные в акте от 08.04.2022, устранены, что следует из представленного акта проверки от 20.04.2022.
При указанных обстоятельствах, ненадлежащее исполнение обязательств истцом по договору не подтверждено материалами дела.
Ссылка ответчика на письмо начальника управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта М.Ю. Костылева от 14.04.2022 исх.N 12394/01 также правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное письмо изготовлено 14.04.2022, тогда как актом Красноярского МТУ Росавиации от 20.04.2022 установлено устранение недостатков, выявленных ранее; указано на соответствие истца установленным требованиям с целью исполнения договора NАЦС 0593/2021.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих об оказании истцом услуг ненадлежащего качества, ответчиком в материалы дела не представлено, в то время как из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец полностью соответствует требованиям действующего законодательства и условиям договора. Выявленные в ходе проверки (акт проверки от 08.04.2022) недостатки не являются нарушающими требования действующего законодательства и условий договора. Кроме того, указанные недостатки истцом устранены (акт проверки от 20.04.2022).
В этой связи требование истца о признании недействительным (ничтожным) одностороннего отказа от договора, выраженного в уведомлении от 04.05.2022 N АЦС-1655/1.2, обоснованно признано судом первой инстанции правомерным, подлежащим удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что решение ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не повлекло юридических последствий, на которые оно было направлено (пункт 12 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).
С учетом изложенного, требование истца о признании договора от 08.04.2022 N АЦС0593/2021 действующим, также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апеллянта о том, что спорный контракт заключен в типовой форме, истец не обжаловал порядок проведения закупочных процедур и положения закупочной документации в установленном законом порядке, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку вопрос о наличии нарушений, послуживших основанием для его расторжения, разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств спора и существа обязательства. Права и обязанности сторон в договоре должны быть изложены в соответствии с нормативными актами, регулирующими соответствующий тип правоотношений.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что несовершение третьим лицом процессуальных действий (неявка в судебное заседание) препятствовало рассмотрению искового заявления судом первой инстанции по имеющимся доказательствам, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание представителя третьего лица с учетом его надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания и непоступления от него каких-либо отзывов на исковое заявление не препятствовала суду первой инстанции в рассмотрении искового заявления по существу в отсутствие третьего лица применительно к статье 156 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в целом дублируют доводы, изложенные заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Заявленные доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При этом согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2022 года по делу N А33-13030/2022 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2022 года по делу N А33-13030/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13030/2022
Истец: ООО "АВИАЦИОННАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Третье лицо: Красноярское МТУ Росавиации, Третий ААС