г. Москва |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А40-86667/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2022 по делу N А40-86667/22
по заявлению ПАО "Межгосударственная акционерная корпорация "Вымпел"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве
о признании недействительным решения ИФНС N 33 по г.Москве N 5168 от 26.11.2021,
при участии:
от заявителя: |
Болдырев О.Т. по доверенности от 09.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
Галактионова Н.А. по доверенности от 28.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межгосударственная акционерная корпорация "Вымпел" (далее - Заявитель, ПАО МАК "Вымпел", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 33 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения ИФНС N 33 по г. Москве N 5168 от 26.11.2021 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2022 заявление ПАО МАК "Вымпел" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС N 33 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Инспекции при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год на получателей дивидендов истца налоговым органом на основании акта N 24253 от 05.10.2021 ИФНС N 33 по г. Москве вынесено решение N 5168 от 26.11.2021, которым Общество привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ с наложением штрафа в размере 410 500 рублей.
Основанием привлечения к ответственности послужили данные в справках по форме 2-НДФЛ за 2020 года, в связи с представлением недостоверных сведений в персональных данных физических лиц - получателей дивидендов: недостоверно указаны дата рождения налогоплательщика, серия, номер и код документа удостоверяющего личность налогоплательщика, ИНН налогоплательщика.
Налогоплательщик, не согласившись с решением, подал жалобу в УФНС России, которая зарегистрирована в ИФНС России N 33 по г. Москве 29.12.2021. Решением от 21.02.2022 N21-10/020026@ УФНС России по г. Москве жалоба была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
На основании оспариваемого решения, налоговым органом вынесено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 162000 от 21.12.2021 на сумму 410 500 рублей.
В связи с неисполнением требования вынесено решение N 1691 от 02.02.2022 о взыскании штрафа за счет денежных средств налогоплательщика, также приняты обеспечительные меры в виде приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. В целях недопущения срыва сроков выполнения работ в рамках государственного оборонного заказа требование налогового органа об уплате штрафа исполнено Обществом, что подтверждается платежным поручением N 386 от 07.02.2022.
При этом Заявитель указал, что оплата штрафа не свидетельствует о согласии с вынесенным решением и просит суд признать его незаконным. В обоснование заявление указал, что Общество, заполняя справки по форме 2-НДФЛ, учитывало информацию из лицевых счетов акционеров (получателей дивидендов), зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев акций ПАО МАК "Вымпел".
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок предоставления сведений о доходах физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.
Отношения по ведению реестра ценных бумаг и получению эмитентом ценных бумаг информации об акционерах от реестродержателя регулируются Федеральным законом от 26.12.1994 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), Положением Банка России от 27.12.2016 N 572-П "О требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг" (далее - Положение Банка России от 27.12.2016 N 572-П).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона об АО общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
Обязанность по ведению реестра акционеров в акционерном обществе возлагается на реестродержателя (регистратора), информацию из которого ПАО "МАК "Вымпел" получает по письменному запросу. Сведения о владельцах лицевых счетов, полученных эмитентом от держателя реестра акционеров и являются для последнего достоверными. Иных легальных источников информации о персональных данных зарегистрированных лиц у эмитента нет.
В материалы дела представлены копии документов, полученного от реестродержателя с персональными данными акционеров, включенных в список лиц, в отношении которых выплачивались дивиденды.
При этом ни эмитент, ни реестродержатель не вправе требовать от акционеров актуализацию персональных данных, в том числе для целей осуществления выплаты дивидендов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг или реестр акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, и предоставление информации из таких реестров.
Как следует из материалов дела, реестр владельцев именных ценных бумаг Общества ведет ООО "Оборонрегистр", ИНН 7731513346, (далее - Регистратор) в соответствии с договором N 180 от 17.12.2009.
На основании пунктом 1.1 указанного договора Регистратор принимает на себя обязательства осуществлять сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг Общества.
Во исполнение Положения Банка России от 27.12.2016 N 572-П приказом генерального директора ООО "Оборонрегистр" N 1-док от 02.02.2022 утверждены Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии с пунктом 10.1.8.1 Правил зарегистрированное физическое лицо обязано не реже одного раза в 3 (три) года обновлять информацию о персональных данных путем заполнения анкеты-заявления.
Таким образом, обязанность по предоставлению актуальной и достоверной информации лежит на физическом лице, владельце ценных бумаг.
Однако с указанной обязанностью владельцев ценных бумаг не корреспондируется ответственность за ее неисполнение. Держатель реестра и эмитент не несут ответственность за действия или бездействия владельцев ценных бумаг, влекущие несоответствие фактических персональных данных и данных об акционере, содержащиеся в системе ведения реестра акционеров владельцев ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что реестр акционеров ПАО "МАК "Вымпел" ведется с 1994 года. Межгосударственная акционерная корпорация "Вымпел" (МАК "Вымпел") была создана Соглашением правительств Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь от 23.01.1992 N 3. В состав МАК "Вымпел" вошли активы предприятий: НИИДАР, РТИ им. ак. А.Л. Минца, НПП "Пирамида", Кировского приборостроительного завода, Особого конструкторско-технологического бюро - подразделения НИИ Радиоприборостроения, бывшего Центрального научно-производственного объединения "Вымпел".
Требования к системе ведения реестра акционеров по состоянию на 1994 год были закреплены в Положении о реестре акционеров акционерного общества, утвержденном распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 18 апреля 1994 года 840-р и протоколом Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 2. В частности, пунктом 2.6. указанного Положения установлены правила открытия лицевого счета и информации, содержащейся в нем об его владельце-физическом лице: "Лицевой счет открывается держателем реестра акционеров на имя каждого зарегистрированного лица одновременно с внесением записи в регистрационный журнал. Лицевому счету присваивается номер, отличный для каждого лицевого счета. Лицевой счет должен содержать данные:
- о номере лицевого счета;
- о зарегистрированном лице с указанием, является ли оно собственником или номинальным держателем акций;
- для физических лиц - фамилия, имя и отчество, данные документа, удостоверяющего личность, адрес, данные об уполномоченном представителе, в случае его назначения".
Таким образом, в момент открытия лицевого счета в реестре акционеров АООТ "МАК "Вымпел" по нормам права, действовавшим в 1994 году, ни дата рождения, ни ИНН не были обязательными данными, которые должны были быть внесены в содержание лицевого счета. Любые последующие изменения в данных лицевого счета могут быть внесены только по инициативе его владельца по его распоряжению, либо по решению суда. Держатель реестра не вправе изменять или дополнять данные о владельцах лицевых счетов по собственной инициативе.
В пункте 3.4 постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" установлен перечень основных документов, используемых регистратором для ведения реестра, а также установлен порядок заполнения анкеты. При этом были разработаны и утверждены типовые формы документов ведения системы реестра владельцев ценных бумаг. Однако информация по уже открытым лицевым счетам переносилась в новые формы, и графы, содержание которых стало обязательным, оставались незаполненными до момента, пока владелец лицевого счета не обращался к держателю реестра с распоряжением о проведении операции по его лицевому счету по изменению персональных данных.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона об АО (действовавшим до 01.07.2016) лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. В случае непредставления им информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
В момент утверждения Плана приватизации МАК "Вымпел" лица, получившие право на приобретение акций Общества, находились в возрастной категории 65 лет и старше. В ходе развития и изменения законодательства в части требований к ведению реестра акционеров у большинства владельцев ценных бумаг отсутствовала физическая возможность отслеживать данные изменения и своевременно обновлять персональные данные.
Законодательством, регулирующим отношения в сфере ведения реестра, не закреплены обязанности регистратора по осуществлению проверки актуальности персональных данных, розыска акционеров с целью получения актуальных сведений.
Следовательно, за актуальность сведений, содержащихся в реестре акционеров ПАО "МАК "Вымпел", внесение в них изменений зарегистрированные лица (получатели дивидендов) отвечают самостоятельно.
Согласно пункту 4 статьи 230 НК РФ лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 НК РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, из пункта 4 статьи 230 НК РФ прямо следует, что налоговыми агентами, осуществляющими выплату дивидендов, сведения о лицах-получателях дивидендов представляются, если соответствующая информация имеется в наличии.
В случае наличия таких сведений в системе ведения реестра акционеров, такая информация считается достоверной для эмитента и держателя реестра до тех пор, пока владелец лицевого счета не обратится с соответствующим распоряжением о совершении операции о внесении изменений по его лицевому счету. Иных легальных источников информации о зарегистрированных в реестре акционеров лицах у эмитента и держателя реестра нет.
В отношении довода ИФНС N 33 по г. Москве о незаполненном поле "ИНН в Российской Федерации" в разделе 2 справки по форме 2-НДФЛ "Данные о физическом лице - получателе дохода", что налоговый агент при заполнении формы 2-НДФЛ должен указать ИНН физического лица суд первой инстанции правильно указал следующее.
Если ИНН у физического лица нет, этот реквизит не заполняется. Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного статьей 126.1 НК РФ (письмо ФНС от 17.08.2018 N ПА-4-11/15942).
По доводу ответчика об указании недостоверных сведений о серии и номере документа, удостоверяющего личность (указаны паспорта СССР при коде гражданства страны 643 (Российская Федерация) и ошибке в коде документа, удостоверяющего личность ("91" иные документы, при указании паспортов СССР предусмотрен код "01") пояснил, что в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденному приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ при указании паспорта СССР предусмотрен код документа "91-иные документы". Следовательно, довод ИФНС N 33 по г. Москве о наличии ошибки в коде документа, удостоверяющего личность, является необоснованным.
Порядок предоставления сведений о доходах физических лиц, утвержденный Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ устанавливает порядок заполнения поля "Гражданство (код страны)", в котором указывается числовой код страны, гражданином которой является налогоплательщик. Код страны указывается согласно Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира". Факт указания серии и номера паспорта СССР, как документа, удостоверяющего личность, не предусматривает указание кода страны гражданства - "01", т.к. данный код отсутствует в Общероссийском классификаторе стран мира (ОКСМ).
Таким образом, в случае отсутствия данных о коде страны "код страны гражданства" автоматически заполняется в соответствии с имеющимся кодом в ОКСМ, а именно указывается код "643" (Российская Федерация).
По существу довода Ответчика о допущенных ошибках в дате рождения (во всех справках указана дата рождения 01.01.1901) пояснил, что ПАО "МАК "Вымпел" осуществляет представление справок по форме 2-НДФЛ в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Прохождение контрольных соотношений и отправка отчета возможно в случае, если налоговый агент заполнил поле "дата рождения", которое является обязательным для заполнения. Система обработки отчетности пользователей при заполнении формы справок 2-НДФЛ не предусматривает возможность выбора налоговым агентом в указанном поле варианта "неизвестно".
В случае отсутствия данных о дате рождения физического лица (получателя дивидендов) - поле "дата рождения" автоматически заполняется датой "01.01.1901".
Таким образом, у налогового агента в случае отсутствия данных о дате рождения физического лица отсутствует возможность оставления поля "дата рождения" пустым при заполнении форм отчетности 2-НДФЛ, что не может являться основанием для привлечения к налоговой ответственности. Пустое поле в разделе "дата рождения" не предусмотрено автоматизированной системой телекоммуникационных каналов связи.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Инспекция не проанализировала наличие/отсутствие вины в действиях Общества.
В нарушение правовых подходов привлечения к ответственности, сформулированных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П Инспекцией был применен формальных подход, без обязательного учета факта наличия (отсутствия) вины в действиях Общества.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ).
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются в том числе, обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 4 пункт 1 статье 111 НК РФ).
Вина налогоплательщика является обязательным элементом состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ.
Судом установлено, что у Общества отсутствовал умысел на совершении вменяемого нарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлениях от 06.02.2018 N 6-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, допущенные налоговые правонарушения требуют мер государственной принуждения, пропорциональных опасности таких нарушений.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, Обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Меры юридической ответственности и правила их применения должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины.
Вменяемое Обществу нарушение не привело к неблагоприятным экономическим последствиям и не нанесло вред бюджету. Кроме того, Общество получило аккредитацию и включено в реестр организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, обеспечение деятельности которых имеет приоритетное значение для государства в настоящих условиях.
Таким образом, суд первой инстанции правильному правильно указал, что отраженный в решении штраф не соответствует вменяемому нарушению, которое не породило негативных последствий. Обратного не доказано.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение ИФНС N 33 по г. Москве N 5168 от 26.11.2021 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.10.2022 по делу N А40-86667/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86667/2022
Истец: ПАО "МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОРПОРАЦИЯ "ВЫМПЕЛ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 33 ПО Г. МОСКВЕ