г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А21-984/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Горбатовской О.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Чечеткой С.С.
при участии:
от истца (заявителя): Слепченко А.В. - доверенность от 27.01.2022
от ответчика (должника): Фролова Н.В. - доверенность от 24.12.2021, Голомаздина М.В. - доверенность от 01.03.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35278/2022) ООО "Торгово-производственная компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2022 по делу N А21-984/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "Торгово-производственная компания"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным и отмене решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" (ОГРН: 1183926014766; адрес: 238590 Калининградская область, г. Пионерский, ул. Вокзальная, д. 20 кв. 82) (далее - ООО "ТПК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Калининградской областной таможни (ОГРН: 1083925999992; адрес: 236016, г.Калининград, ул.Артиллерийская, д.26, стр.1) (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) от 02.12.2021 об отказе в восстановлении тарифных преференций по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551, об обязании восстановить тарифные преференции по декларациям на товары N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551.
Решением от 15 сентября 2022 года суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, привлечь к рассмотрению дела в качестве третьего лица Федеральную таможенную службу, перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и вынести новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить. Податель жалобы указывает на то, что таможенным органом не были предприняты все достаточные меры для проверки сертификатов соответствия, а именно не был направлен запрос о верификации в Правительство Малайзии, что свидетельствует о неполноте таможенного контроля. Ссылается на то обстоятельство, что сертификаты на товары по спорным ДТ выданы в сентябре 2021 года, то есть после даты предоставления в распоряжение ЕЭК Письма Министерства Малайзии, а за восстановлением тарифных преференций общество обратилось в октябре 2021 года, в связи с чем образцы оттисков печатей и подписей должностных лиц, содержащихся в письме от июля 2020 года, являлись на момент рассмотрения обращения устаревшими.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, представители таможенного органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Довод апелляционной жалобы о привлечении к участию в дело в качестве третьего лица и переходе к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, подлежит отклонению апелляционным судом на основании следующего.
Частью 1 статьи 51 АПК РФ предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из материалов дела не следует, что Общество обращалось в суд первой инстанции с ходатайством о привлечении ФТС к участию в дело в качестве третьего лица, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения указанного ходатайства.
Основания, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для рассмотрения дела апелляционным судом по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции отсутствуют, поскольку судом первой инстанции не принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в дело.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Обществом по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551 в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ 4000000) ввезен товар - "заменитель какао-масла" (происхождение Малайзия, заявленный код товара 1516 20 980 1 ТН ВЭД ЕАЭС).
При таможенном декларировании товара декларантом не заявлялись тарифные преференции, в графе 47 ДТ "исчисление таможенных пошлин и налогов" указана ставка ввозной таможенной пошлины 12%.
12.10.2021 Общество направило в Таможню обращения о восстановлении тарифных преференций, в том числе по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551, по которым получило отказ по основанию отсутствия в сертификатах, заверенных комбинированными печатями с подписями должностных лиц, фамилий лиц, уполномоченных на такое заверение.
В связи с обращением Общества была проведена проверка, результаты которой оформлены актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10012000/025/261121/А0106, копия которого также направлена в адрес Общества письмом Таможни от 02.12.2021 N 25-20/25717.
Полагая, что отказ таможенного органа является незаконным и подлежащим отмене, заявитель в порядке статьи 198 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Восстановление тарифных преференций осуществляется в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" (далее - Решение N 64).
В соответствии с пунктом 2 Решения N 64 тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий: в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций; в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом таких товаров представлены в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289: мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары; корректировка декларации на товары; сертификат о происхождении товара; иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций; обращение, указанное в абзаце четвертом настоящего пункта, зарегистрировано таможенным органом не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары, а в случае, если правилами определения происхождения ввозимых товаров определен иной срок, - не позднее последнего дня срока, определенного такими правилами.
Из материалов дела следует, что по результатам анализа документов, приложенных к обращениям, и сведений, содержащихся в электронной базе данных таможни, заявленных при декларировании товаров по рассматриваемым ДТ, выявлено следующее.
По ДТ N N N10012020/161120/0133837 и N10012020/281120/0139551 в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ 4000000) осуществлен выпуск товара "заменитель какао-масла" (происхождение Малайзия, заявленный код товара 1516 20 980 1 ТН ВЭД ЕАЭС).
При таможенном декларировании вышеуказанного товара декларантом не заявлены тарифные преференции, в графе 47 ДТ "Исчисление таможенных пошлин и налогов" указана ставка ввозной таможенной пошлины 12%.
На день регистрации рассматриваемых ДТ Республика Малайзия входила в перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Декларируемые товары включены в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 13.01.2017 N 8.
Одним из условий восстановления тарифных преференций в соответствии с пунктом 2 Решения N 64 является требование о выполнении в отношении товаров условий предоставления тарифных преференций, установленных Правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее - Правила).
В соответствии Правилами тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным Правилами, а также, если выполняются следующие условия: 1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23 - 26 Правил; 2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 Правил; 3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V Правил; 4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI настоящих Правил. Пунктом 48 раздела VI Правил установлено, что страны-пользователи направляют в Евразийскую экономическую комиссию (далее также - Комиссия): 1) наименования и адреса уполномоченных органов (организаций) и оригиналы образцов их оттисков печатей (в 6 экземплярах) с указанием даты начала их применения; оттиски печатей должны быть отчетливыми для целей проведения идентификации на предмет их подлинности; 2) наименования и адреса верифицирующих органов (при наличии).
Страны пользователи информируют Комиссию о любых изменениях в информации, указанной в пункте 48 Правил, и представляют уточняющие сведения о таких изменениях, в том числе указывают дату начала применения новых печатей, а также представляют пояснения, взамен каких ранее направленных образцов оттисков печатей они представлены (пункт 53 раздела VI Правил).
В силу пункта 56 Правил, тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 Правил.
В рамках административного сотрудничества в июле 2020 года в Евразийскую экономическую комиссию Малайзией направлены копии образцов оттисков печатей, структура официальной печати, список и подписи должностных лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении формы "А", выданные в Малайзии (далее - Письмо).
Согласно Письму, структура официальной печати включает в себя оттиск круглой печати "MALAYSIA *MINISTRY* OF INTERNATIONAL TRADE END INDUSTRY" и имя уполномоченного подписавшего "Name of Authorized Signatori".
В ходе проверки соблюдения условий предоставления тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551, таможенным органом установлено, что сертификаты о происхождении товаров формы "А" N N KL-202109-GCF-45493W-000624 от 10.09.2020, KL-202109-GCF-45493W-000618 от 09.09.2021, представленные в качестве основания для восстановления тарифных преференций по рассматриваемым ДТ, заверены комбинированными печатями с фамилиями должностных лиц, отсутствующими в Письме.
В связи с несоблюдением страной - пользователем системой тарифных преференций (Малайзией) требований, предусмотренных пунктом 48 и пунктом 53 раздела VI Правил, Калининградская областная таможня оставила без удовлетворения обращения о восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран предоставляются в соответствии с положениями статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о Союзе).
Страна пользователь системы тарифных преференций в соответствии с международными договорами Российской Федерации должна выполнить определенные действия и создать определенные условия для обеспечения возможности Российской Федерации как государству - члену Евразийского экономического союза законно и обоснованно применить тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из страны - пользователя системы тарифных преференций. Такие условия и действия закреплены в Правилах определения страны происхождения товаров, которые относятся к международным договорам, формирующим договорно-правовую базу Евразийского экономического союза.
На дату декларирования товаров по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551 и по настоящее время действуют Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 года N 60.
Условия, установленные Правилами, при выполнении которых в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются тарифные преференции, дифференцируются на три основных блока: критерии происхождения; документальное свидетельство; административное сотрудничество. Согласно подпункту 4 пункта 22 Правил, тарифные преференции предоставляются в отношении товара, если страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI Правил.
В силу пункта 56 Правил, тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 Правил. Только одновременное выполнение указанных условий позволяет стране ввоза - Российской Федерации применять систему тарифных преференций в отношении соответствующих товаров.
Таким образом, для получения тарифных преференций в отношении своих товаров страна - пользователь системы тарифных преференций должна предоставить определенные сведения, включая оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Если такие оттиски не предоставлены, тарифный преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из страны, не предоставившей соответствующие оттиски, применить невозможно.
Вместе с тем, указанное предписание адресовано не декларанту и не относится к стадии таможенного декларирования товаров. Указанные оттиски должны быть предоставлены страной - пользователем системы тарифных преференций заблаговременно в целях обеспечения возможности проверки сертификатов, удостоверяемых уполномоченными органами развивающейся или наименее развитой страны, при таможенном декларировании товаров в стране ввоза. Выполнение данного предписания возможно только путем совершения конкретных действий уполномоченными органами страны - пользователя системы тарифных преференций, что еще раз подчеркивает, что субъектом пользователем системы тарифных преференций является не декларант, а конкретная развивающаяся или наименее развитая страна.
Судом первой инстанции установлено, что в адрес Министерства международной торговли и промышленности Малайзии (МГП) ФТС России направлено письмо от 01.10.2019 N 06-92/60575 о необходимости соблюдения требований административного сотрудничества в части представления актуальных оригиналов образцов оттисков печатей уполномоченных органов Малайзии.
В июле 2020 года до Евразийской экономической комиссии письмом Министерства международной торговли и промышленности Малайзии (MITI) были доведены образцы оттисков печатей, структура официальной печати, список и подписи должностных лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении формы "А".
Сертификаты, представленные для восстановления тарифных преференций по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551, заверены комбинированными печатями с фамилиями должностных лиц, отсутствующими в Письме.
Таможенным органом отказано в предоставлении тарифных преференций по причине несоблюдения Малайзией требования по административному сотрудничеству.
В подтверждение указанного таможенным органом предоставлено письмо Министерства международной торговли и промышленности Малайзии от 28.07.2020 "О направлении копий образцов оттисков печатей и подписей, уполномоченных органов Малайзии" с грифом "для служебного пользования", в котором отсутствуют образцы оттисков комбинируемых печатей с фамилиями и именами тех должностных лиц, которые указаны в спорных сертификатах.
Каких-либо других писем, в период с 28.07.2020 до даты декларирования товаров, а также по день обращения общества за восстановлением тарифных преференций, проведения проверки документов и сведений и направления в адрес общества письма от 02.12.2021 N 25-20/25717 в таможню не поступало, что опровергает доводы заявителя об использовании таможней устаревших данных относительно образцов печатей.
В подтверждение указанного, в отделе документационного обеспечения таможни запрошена информация о поступлении писем ФТС России со сведениями, предоставленными уполномоченными органами Малайзии в распоряжение Евразийской экономической комиссии об образцах оттисков печатей, их структуре, списках и подписях должностных лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении формы "А", выданных в Малайзии. Довод Общества о то, что таможенный орган не воспользовался правом направить в уполномоченный орган, выдавший сертификат о происхождении товара, запрос о верификации (пункт 57 Правил) подлежит отклонению.
Нарушение условий предоставления тарифных преференций не может быть устранено путем направления международного запроса, поскольку такой запрос не устраняет факт отсутствия образца оттиска печати, которым заверен сертификат о происхождении товара, на дату декларирования товаров, и, соответственно, на дату распространения на такие товары тарифного преференциального режима.
Согласно разделу VI Правил запрос о верификации направляется при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или документ о происхождении товара содержит недостоверные сведения, а также в целях выборочной проверки.
Получение образцов оттисков печатей компетентных органов развивающихся и наименее развитых стран по инициативе страны ввоза, которая предоставляет тарифный преференциальный режим в целях содействия экономическому развитию таких стран, Правилами не предусмотрено.
Обязанность по направлению образцов оттисков печатей, а также о любых изменениях в информации, указанной в пункте 48 Правил, возложена Правилами на страну пользователя системой тарифных преференций.
Согласно подпункту 2 пункта 62 Правил, таможенные органы государств- членов отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из страны-пользователя, в случае если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные пунктом 22 Правил.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 63 Правил таможенный орган государства-члена отказывает в предоставлении тарифных преференций без направления запроса о верификации в случае если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные подпунктами 1, 2 и 4 пункта 22 и пунктом 30 Правил.
Подпунктом 4 пункта 22 Правил предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным настоящими Правилами, а также, если страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI настоящих Правил.
В рассматриваемом случае требования к административному сотрудничеству Малайзией не соблюдены. Образец оттиска печати уполномоченного органа не должен просто существовать и использоваться в стране происхождения. На дату предоставления тарифного преференциального режима он должен быть уже предоставлен стране ввоза как стороне международного договора, которая проводит проверку наличия такого образца и только после этого предоставляет тарифный преференциальный режим в отношении соответствующих товаров.
Таким образом, в силу положений пункта 56 раздела VI Правил страной пользователем системы тарифных преференций Малайзией не соблюдены требования по административному сотрудничеству, следовательно, решение об отказе в восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10012020/161120/0133837 и N 10012020/281120/0139551, обоснованно признано судом первой инстанции правомерным, что повлекло законный и обоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что таможенный орган не воспользовался правом направить в уполномоченный орган, выдавший сертификат о происхождении товара, запрос о верификации, что предусмотрено пунктом 57 Правил.
Как пояснили представители таможенного органа, нарушение условий предоставления тарифных преференций не может быть устранено путем направления международного запроса, поскольку такой запрос не устраняет факт отсутствия образца оттиска печати, которым заверен сертификат о происхождении товара на дату декларирования товаров и, соответственно, на дату распространения на указанные товары режима тарифной преференции.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным. Основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Общества апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 сентября 2022 года по делу N А21-984/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-984/2022
Истец: ООО "Торгово-производственная компания"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ