г. Тула |
|
6 декабря 2022 г. |
Дело N А09-11732/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) - Жуковой А.В. (доверенность от 24.12.2021), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2022 по делу N А09-11732/2021 (судья Частикова О.В.),
УСТАНОВИЛ:
управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - управление Росреестра по Брянской области) о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Брянск на объект незавершенного строительства площадью 817,6 кв.м с кадастровым номером 32:28:0012501:888, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, пер. Кирова, 110.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению заявителя, по смыслу части 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) при государственной регистрации прав на объект недвижимости, поступающий в собственность Российской Федерации или муниципального образования, с заявлением о государственной регистрации должно обратиться публично-правовое образование, принимающее имущество в собственность. Иное толкование закона позволяло бы зарегистрировать право собственности и, соответственно, возложить обязанности собственника на публично-правовое образование без учета волеизъявления последнего. Между тем, управление с заявлением о государственной регистрации права на спорное имущество не обращалось. Доказательств того, что межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества) наделено полномочиями на обращение с заявлением о государственной регистрации права от имени управления, суду не представлено. Таким образом, в нарушение положений статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация произведена без подачи заявления от имени публично-правового образования, в чью собственность переходит недвижимое имущество.
Управление Росреестра по Брянской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от 18.02.2015 N 23-р "О безвозмездной передаче федеральной собственности - 403/1000 доли в праве общей долевой собственности на незавершенную строительством первую очередь детского сада на 140 мест общей площадью 817,6 кв.м, расположенной по адресу: Брянская область, г. Брянск. Бежицкий район, пер. Кирова, д. 110, в собственность муниципального образования "город Брянск" в муниципальную собственность городского округа город Брянск передано 403/1000 доли в праве общей долевой собственности на незавершенную строительством первую очередь детского сада на 140 мест общей площадью 817,6 кв.м, расположенной по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, пер. Кирова, д. 110.
Управлением Росреестра по Брянской области 15.07.2021 на основании распоряжения от 18.02.2015 N 23-р, акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность муниципального образования "город Брянск" и заявления МТУ Росимущества зарегистрировано право собственности (403/1000 доли) муниципального образования городской округ город Брянск Брянской области на объект недвижимого имущества: объект незавершенного строительства с кадастровым номером 32:28:0012501:888 расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, пер. Кирова, д.110.
Полагая, что действия управления Росреестра по Брянской области по государственной регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на вышеуказанное недвижимое имущество не соответствуют закону и нарушает его законные права и интересы, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-0 и от 04.12.2007 N 828-О-П.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 3, части 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
На основании части 2 статьи 14 названного Закона одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Статья 19 Закона N 218-ФЗ обязывает орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости.
В рассматриваемом случае распоряжение о передаче имущества является законным (доказательств обратного материалы дела не содержат), отказ администрации города от подписания передаточного акта не влечет правовых последствий, свидетельствующих о непередаче имущества. Передаточный акт в таком случае утверждается передающей стороной в одностороннем порядке, что и было сделано МТУ Росимущества.
Таким образом, на регистрацию перехода права собственности на спорный объект недвижимости были представлены все необходимые документы, в том числе распоряжение от 18.02.2015 N 23-р, передаточный акт.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно заключил, что регистрирующий орган обоснованно осуществил государственную регистрацию права.
Частью 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, на которую ссылается заявитель, предусмотрено, что при подаче заявления о государственной регистрации прав от Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
В данном случае с таким заявлением в регистрирующий орган обратилось МТУ Росимущества, которое в соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденным приказом Росимущества от 19.12.2016 N 471, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным Положением.
Довод управления о том, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество должно обращаться муниципальное образование город Брянск, как принимающая сторона, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании права. Часть 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ такого правила не предусматривает.
Приведенный подход соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной постановлении от 11.04.2022 по делу N А09-5115/2021.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия находит правильным вывод суда области о том, что оспариваемая государственная регистрация произведена регистрирующим органом правомерно, в соответствии с требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22.08.2022 по делу N А09-11732/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11732/2021
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области