город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2022 г. |
дело N А32-7207/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Деминой Я.А., Долговой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой А.О.,
при участии посредством веб-конференции:
от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю: представитель по доверенности от 14.06.2022 Немцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу финансового управляющего Рычкова Виталия Михайловича на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 по делу N А32-7207/2018 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Югана Александра Матвеевича
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Югана Александра Матвеевича (далее также - должник) в Арбитражный суд Краснодарского края обратилось Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 287365, 20 рублей, в том числе 429 рублей основного долга, 286 936, 20 рублей пени.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 требование Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в сумме 287365, 20 рублей, из которых: 429 рублей - основного долга; 286936, 20 рублей - пени включено в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя Югана Александра Матвеевича.
Требования в сумме 286936,20 рублей пеней учтены в реестре требований кредиторов отдельно, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Не согласившись с принятым судебным актом, финансовый управляющий должника Рычков Виталий Михайлович обжаловал определение суда первой инстанции от 06.10.2022, в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемое определение отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что требование уполномоченного органа поступило в суд после закрытия реестра требований кредиторов. Кроме того, ходатайство о восстановлении срока на включение УФНС России по Краснодарскому краю в реестр не подавало ни в суд первой инстанции, ни финансовому управляющему. В связи с этим, финансовый управляющий полагает, что срок на включение в реестр требований кредиторов требования УФНС России по Краснодарскому краю был восстановлен без оснований. Также, по мнению подателя апелляционной жалобы, УФНС России по Краснодарскому краю не могло не знать о введении процедуры банкротства ИП Югана М.А., поскольку ранее УФНС России по Краснодарскому краю в срок неоднократно обращалась с заявлениями о включении требования в реестр требований кредиторов.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Краснодарскому краю просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал правовую позицию по спору по доводам, отраженным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя уполномоченного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании индивидуального предпринимателя Юган Александра Матвеевича несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 заявление принято, возбуждено производство по делу о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2019 индивидуальный предприниматель Юган Александр Матвеевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим должника утвержден Рычков Виталий Михайлович.
Согласно сведениям, размещенным в официальном источнике (издательский дом - "КоммерсантЪ"), сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства (реализация имущества гражданина) опубликовано 26.01.2019 N 14.
В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с настоящим заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ИП Юган Александра Матвеевича.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве, отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве установлено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Закона о банкротстве конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (абзац четвертый статьи 2 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Федерального закона.
Пункт 1 статьи 100 Закона о банкротстве позволяет кредиторам предъявить требование к должнику, приложив к нему судебный акт, а при его отсутствии - иные документы, подтверждающие обоснованность требования.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
При рассмотрении заявлений о включении в реестр требований кредиторов в силу требований статей 100, 142 Закона о банкротстве судом проверяются обоснованность заявленных требований, определяется их размер и характер.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Согласно статье 40 Закона о банкротстве кроме документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам; доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, акты, товарно-транспортные накладные и иные документы); иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора. К заявлению кредитора должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 22.07.2002 N 14-П и от 19.12.2005 N 12-П, процедуры банкротства носят публично-правовой характер; разрешаемые в ходе процедур банкротства вопросы влекут правовые последствия для широкого круга лиц (должника, текущих и реестровых кредиторов, работников должника, его учредителей и т.д.).
С учетом специфики дел о банкротстве при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 305-ЭС18-413 по делу N А40-163846/2016, по смыслу пункта 26 постановления N 35 на суде, рассматривающем вопрос о включении требований в реестр, лежит самостоятельная обязанность более тщательной проверки данных требований, в первую очередь, в целях предотвращения "попадания в реестр" недобросовестных кредиторов либо кредиторов с фиктивной задолженностью, что в итоге приводит к негативным последствиям в виде уменьшения процента голосов на собрании и снижению доли удовлетворения независимых добросовестных кредиторов с реальными требованиями.
Следовательно, в деле о банкротстве суд обязан вне зависимости от доводов лиц, участвующих в деле, оценить действительность заявленного требования о включении в реестр и соответствие закону процессуальных и материально - правовых интересов заявителя.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов, заявитель ссылается на задолженность по обязательным платежам перед Российской Федерацией: по земельному налогу в сумме 429 рублей и пени по НДФЛ, налогу на имущество, земельному налогу за период с 2014 по 2017 годы в общей сумме 286 936,20 рублей, а всего - 287365,20 рублей.
В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве, под обязательными платежами должника понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, либо может быть выполнена досрочно.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (часть 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что на основании судебных приказов о взыскании с должника в пользу уполномоченного органа задолженности по обязательным платежам возбуждены исполнительные производства: 01.10.2018 N 42285/18/23068-ИП, 08.05.2018 N 15666/18/23068-ИП, 28.11.2019 N 91029/19/23068-ИП, 16.02.2021 N 101231/21/23068-ИП. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися на официальном сайте ФССП России.
Дата окончания исполнительных производств: 22.05.2020.
Поскольку требование заявителя подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, возражения не представлены, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Возражений относительно заявленного размера задолженности не поступало, как и доказательств погашения должником задолженности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование УФНС России по Краснодарскому краю является обоснованным.
В указанной части судебный акт не оспаривается, апелляционная жалобы доводов не содержит.
Включая в третью очередь реестра требований кредиторов требование УФНС России по Краснодарскому краю, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Оценивая основания для восстановления срока на предъявление требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что на уровне высшей судебной инстанции выработан ряд правовых позиций, изложенных в определении Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2019 N 304-ЭС17-1382(8), согласно которым в исключительных случаях лицо может претендовать на включение задолженности в реестр требований кредиторов юридического лица, даже несмотря на то, что требование заявлено с опозданием, то есть после закрытия указанного реестра (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В исключительных случаях лицо может претендовать на включение задолженности в реестр требований кредиторов юридического лица, даже несмотря на то, что требование заявлено с опозданием, то есть после закрытия указанного реестра (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве). В частности, это относится к следующим ситуациям:
- предъявление требования взыскателем по исполнительному производству, который получил уведомление от конкурсного управляющего о передаче последнему исполнительного листа в связи с окончанием исполнительного производства (часть 5 статьи 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве").
Суд установил, что на основании судебных приказов о взыскании с должника в пользу уполномоченного органа задолженности по обязательным платежам возбуждены исполнительные производства: 01.10.2018 N 42285/18/23068-ИП, 08.05.2018 N 15666/18/23068-ИП, 28.11.2019 N 91029/19/23068-ИП, 16.02.2021 N 101231/21/23068-ИП. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися на официальном сайте ФССП России. Дата окончания исполнительных производств: 22.05.2020
При прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры банкротства должника, для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю, его индивидуальная осведомленность о банкротстве должника и необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что выяснению и оценке подлежат такие обстоятельства как: отсутствие или наличие доказательств возврата исполнительного документа взыскателю или поступления исполнительного документа в адрес должника от службы судебных приставов; уведомления взыскателя о передаче исполнительных документов арбитражному управляющему и информирования последним взыскателя о порядке обращения с соответствующим требованием к должнику.
Кроме того, в материалы спора не представлены документы, свидетельствующие о направлении управляющим уведомления кредитору о возбуждении в отношении должника дела о несостоятельности (банкротстве). Доказательства недобросовестности кредитора, который своевременно не получил от судебного пристава-исполнителя информацию об окончании исполнительного производства, а от финансового управляющего - сведения о получении им исполнительного документа и необходимости заявления требований в рамках дела о банкротстве, материалах дела отсутствуют.
Само по себе размещение на сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в картотеке арбитражных дел информации о возбуждении дела о банкротстве должника не означает, что все кредиторы должны знать об этом. В связи с этим, получение кредитором исполнительного листа на основании вступившего в законную силу судебного акта и предъявление его в службу судебных приставов является разумным поведением, ожидаемым от любого кредитора, не получившего исполнение своего требования от должника.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, учитывая вышеназванные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае срок предъявления требований заявителем не пропущен.
Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными в указанной части, судебная коллегия руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на сторонах лежит обязанность доказывать обстоятельства, на которых они строят свои доводы и возражения.
Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве, в ходе процедуры реализации имущества гражданина, требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве, надлежащим уведомлением заинтересованных лиц о введении в отношении должника процедуры банкротства является публикация в печатном издании, определяемом регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с главой X, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат, в том числе сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве).
Пунктом 3 статьи 213.7 Закона о банкротстве определен порядок опубликования сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
Как указано выше, сведения о введении в отношении должника процедуры реализации имущества опубликованы в издании от 26.01.2019.
Таким образом, реестр требований кредиторов закрыт 26.03.2019.
Как указано выше, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", в случае пропуска конкурсным кредитором двухмесячного срока предъявления требования в процедуре реализации имущества должника, указанный срок может быть восстановлен по ходатайству кредитора. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
С рассматриваемым требованием уполномоченный орган обратился 06.10.2021, то есть после закрытия реестра.
Между тем, как установлено судом, при обращении с рассматриваемым требованием, уполномоченным органом не было заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в установлении задолженности в третью очередь реестра требований кредиторов.
Соответствующие доводы были заявлены финансовым управляющим в рамках рассмотрения обособленного спора судом первой инстанции.
Возражая против доводов управляющего в указанной части, уполномоченным органом указано о том, что им не утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, поскольку исполнительные производства окончены 22.05.2020, в связи с введением процедуры банкротства, что свидетельствует о том, что срок предъявления исполнительных документов к исполнению прерывался. Между тем, трехгодичный срок предъявления исполнительного документа к исполнению и двухмесячный срок предъявления кредитором своего требования в процедуре реализации имущества гражданина по своей правовой природе разные.
Учитывая наличие возбужденных исполнительных производств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что не пропущены сроки предъявления по ним исполнительных документов к исполнению.
Между тем, мотивированного ходатайства о восстановлении пропущенного двухмесячного срока предъявления требования к должнику в процедуре реализации
На основании части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Пропуск срока подачи заявления при отсутствии оснований для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Удовлетворение требования кредитора, заявленного по истечении установленного двухмесячного срока и при отсутствии ходатайства о восстановлении этого срока повлекло бы собою нарушение закреплённых в статьях 6, 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципов арбитражного судопроизводства - законности, состязательности, равноправия сторон, равенства всех перед судом и законом и, следовательно, ущемление прав и законных интересов другой стороны по делу. Это обусловлено тем, что, восстанавливая указанный срок по свой собственной инициативе, без соответствующего ходатайства от кредитора и, соответственно, не зная, по каким причинам он этот срок пропустил, суд тем самым ставил бы в преимущественное положение данного кредитора, заранее констатируя, что, каковы бы ни были причины пропуска этого срока, они в любом случае признаются судом уважительными.
То есть, в отсутствие ходатайства суд первой инстанции не вправе был по собственной инициативе рассмотреть вопрос о восстановлении срока на предъявление требований.
Кроме того, применительно к рассматриваемому случаю, у суда первой инстанции в любом случае отсутствовали правовые основания восстановления срока на предъявление требований к должнику.
Действительно, в связи с введением процедуры банкротства (в рассматриваемом случае реализации имущества) изменяются правоотношения должника с кредитором в рамках исполнительного производства.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 указанного Федерального закона.
При получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.
Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства направляются арбитражному управляющему в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства. Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства (части 4 и 5 статьи 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно пункту 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" разъяснено, что судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве. Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим.
Несмотря на то, что процедура банкротства должника является публичной, сведения о введении любой процедуры банкротства публикуются в электронной и бумажной версиях издания "Коммерсантъ", размещаются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются на общедоступном официальном федеральном информационно-справочном ресурсе "Картотека арбитражных дел", законодатель и судебная практика исходят из того, что взыскатель, поручивший исполнение судебного решения государственной службе, специально созданной для этих целей, имеет разумные ожидания того, что он будет проинформирован путем индивидуального извещения об объективной невозможности продолжения процедуры взыскания, начатой по его заявлению, в связи с банкротством должника. Возложение на подобного взыскателя обязанности по самостоятельному отслеживанию публикаций о судьбе должника является чрезмерным (части 4 и 5 статьи 69.1 Закона об исполнительном производстве, пункт 15 постановления Пленума N 59).
При прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры конкурсного производства (реализации имущества), для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю, его индивидуальная осведомленность о банкротстве должника и необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов. Суды должны выяснить и оценить отсутствие или наличие доказательств возврата исполнительного документа взыскателю или поступления исполнительного документа в адрес должника от службы судебных приставов; уведомления взыскателя о передаче исполнительных документов арбитражному управляющему и информирования последним взыскателя о порядке обращения с соответствующим требованием к должнику.
Заявленные требования кредитора основываются на судебных приказах от 08.11.2017 по делу N 2А-3183/2017, от 09.11.2017, от 16.04.2018 по делу N 2А-1533/2018, во исполнение которых выданы исполнительные листы. Исполнительные производства от 01.10.2018 N 42285/18/23068-ИП, от 08.05.2018 N 15666/18/23068-ИП, от 28.11.2019 N 91029/1923068-ИП окончены 20.05.2020 на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.
В рассматриваемом случае, для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю, его индивидуальная осведомленность о банкротстве должника и необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов. Суды должны выяснить и оценить отсутствие или наличие доказательств возврата исполнительного документа взыскателю либо поступления исполнительного документа в адрес должника от службы судебных приставов; уведомления взыскателя о передаче исполнительных документов арбитражному управляющему и информирования последним взыскателя о порядке обращения с соответствующим требованием к должнику.
Таким образом, в отношении требований кредиторов, на принудительное исполнение которых выдан исполнительный лист, на основании которого в последующем было возбуждено исполнительное производство, предусмотрен особый порядок исчисления срока для их предъявления в рамках дела о банкротстве.
При этом, общее правило о том, что кредитор должен знать о банкротстве должника с даты соответствующей публикации в средствах массовой информации, в данном случае не применяется.
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019) разъяснено, что взыскатель, поручивший исполнение судебного решения государственной службе, специально созданной для этих целей, имеет разумные ожидания того, что он будет проинформирован путем индивидуального извещения об объективной невозможности продолжения процедуры взыскания, начатой по его заявлению, в связи с банкротством должника. Возложение на подобного взыскателя обязанности по самостоятельному отслеживанию публикаций о судьбе должника является чрезмерным, а срок закрытия реестра требований кредиторов должника для такого непроинформированного взыскателя нельзя признать пропущенным.
Верховным Судом Российской Федерации выработан ряд правовых позиций, согласно которым в исключительных случаях лицо может претендовать на включение задолженности в реестр требований кредиторов юридического лица даже несмотря на то, что требование заявлено после закрытия реестра. Такие исключения применяются, в случаях, когда возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно отсутствовала и кредитор не должен нести негативные последствия (в виде понижения очередности) за несовершение тех действий, совершить которые он был не в состоянии. Данный правовой вывод изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2019 N 304-ЭС17-1382 (8).
При прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры конкурсного производства (реализации имущества), для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю, его индивидуальная осведомленность о банкротстве должника и необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов. Суды должны выяснить и оценить отсутствие или наличие доказательств возврата исполнительного документа взыскателю или поступления исполнительного документа в адрес должника от службы судебных приставов; уведомления взыскателя о передаче исполнительных документов арбитражному управляющему и информирования последним взыскателя о порядке обращения с соответствующим требованием к должнику.
Исходя из положений абзаца 2 части 4 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в судебном акте.
Для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю, его индивидуальная осведомленность о банкротстве должника и необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов. Суды должны выяснить и оценить отсутствие или наличие доказательств возврата исполнительного документа взыскателю либо поступления исполнительного документа в адрес должника от службы судебных приставов; уведомления взыскателя о передаче исполнительных документов арбитражному управляющему и информирования последним взыскателя о порядке обращения с соответствующим требованием к должнику.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 указанного Федерального закона.
При получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.
Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства направляются арбитражному управляющему в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства. Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства (части 4 и 5 статьи 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Как указано выше и не оспаривается лицами, участвующими в деле, исполнительные производства были окончены 22.05.2020 на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", то есть в связи с признанием должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему.
Следовательно, уполномоченный орган не позднее 22.05.2020 знал или должен был знать о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве и введении процедуры банкротства.
В своем отзыве уполномоченный орган также ссылается на то, что исполнительные производства от 01.10.2018, 08.05.2018, 28.11.2019 были окончены 22.05.2020, между тем, не указывает объективные причины, препятствующие уполномоченному органу подать свое требование в суд в разумные срок после окончания исполнительного производства.
Как указано выше, настоящее заявление подано уполномоченным органом в арбитражный суд 06.10.2021, то есть, спустя полтора года после окончания исполнительных производств.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что ранее уполномоченным органом своевременно неоднократно была предъявлена к включению в реестр требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам.
Так, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2018 по делу N А32-7207/2018 требования ФНС России в лице УФНС России по Краснодарскому краю в размере 39 000 000 рублей недоимки включены во вторую очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя Юган Александра Матвеевича; требование в размере 4 431 837,52 рублей недоимки, 17 189 259,22 рублей пени, 10 000 рублей штрафа включены в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя Юган Александра Матвеевича; требования в части 17 189 259,22 рублей пени, 10 000 рублей штрафа учтены отдельно в реестре требований кредиторов, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края 28.02.2019 по делу N А32-7207/2018 требование УФНС России по Краснодарскому краю в размере 163 800 рублей включено задолженности во вторую очередь реестра требований кредиторов ИП Юган Александра Матвеевича; требование УФНС России по Краснодарскому краю в размере 2 941 200 рублей задолженности, 300 614,85 рублей пени включено в третью очередь реестра требований кредиторов ИП Юган Александра Матвеевича; требования в части 300 614,85 рублей пени учтены отдельно в реестре требований кредиторов, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Кроме того, представители УФНС России по Краснодарскому краю неоднократно участвовали в обособленных спорах об оспаривании сделок и разрешению разногласий в рамках дела N А32-7207/2018, что отражено в определении Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-7207/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А32-7207/2018, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2021.
Таким образом, уполномоченный орган по меньшей меры в 2018 году уже достоверно знал о возбуждении настоящего дела о банкротстве, мог и должен был предъявить требования в срок, установленный законодательством.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае УФНС России по Краснодарскому краю не привело ни одного доказательства, объективно свидетельствующего об уважительности причин пропуска двухмесячного срока предъявления требования в процедуре реализации имущества гражданина, о том, что срок пропущен по независящим от уполномоченного органа причинам.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления требований уполномоченного органа в третью очередь реестра требований кредиторов.
Последствия пропуска срока специально урегулированы пунктом 4 статьи 142 Закона. Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
С учетом изложенного, требование уполномоченного органа подлежит удовлетворению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, то есть за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2021 по делу N А53-26141/2019, от 13.05.2021 по делу N А32-41435/2019, от 25.10.2021 по делу N А53-24280/2019, от 19.07.2022 по делу N А32-5225/2021, от 31.08.2022 по делу N А32-39171/2019, от 08.09.2022 по делу N А32-38879/2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, неправильно применил нормы материального права и принял незаконный судебный акт, что в силу положений части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и принятия нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 188, 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 по делу N А32-7207/2018 отменить.
Признать обоснованным требование Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю к индивидуальному предпринимателю Юган Александру Матвеевичу в сумме 287365 рублей 20 копеек, из них: недоимка - 429 рублей; пеня - 286936 рублей 20 копеек, подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, в порядке пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7207/2018
Должник: Юган Александр Матвеевич
Кредитор: Большаков Сергей Васильевич, ГК "Агенство по страхованию вкладов", ГК "Агенство по страхованию кредитов", ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности Внешэкономбанк", ГК "Внешэкономбанк", Государственная корпарация "Банк Развития и Внешнеэкономической деятельности ("Внешэкономбанк"), ОАО "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК", ООО "АгроГарант", ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР"НООСФЕРА, ООО "Нефтеперерабатывающий завод "Северный Кузбасс", ООО "СнабРесурс", ООО "СтройМонтаж" в лице конкурсного управляющего ООО "СтройМонтаж" Лобастов Алексей Михайлович, ООО Титан-Агро, ООО ФИНОЙЛ, ПАО "СБербанк России", Суздалев Олег Михайлович, Тарима О Ю
Третье лицо: АО "Кемсоцинбанк", ВЭБ.РФ, ГК РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", ООО "АНГК", ООО "НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД "СЕВЕРНЫЙ КУЗБАСС", Рычков В.М., УФНС по КК, УФНС по Краснодарскому краю, УФРС по КК, НП САУ "Авангард", Рычков Виталий Михайлович, УФНС России по Краснодарскому краю, Ф/у Рычков В.М., Финансовый управляющий Рычков Виталий Михайловияч
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12023/2024
23.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10992/2024
13.11.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7281/2024
26.09.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10409/2024
23.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7603/2024
16.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7129/2024
12.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4891/2024
23.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17052/2023
14.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11261/2023
28.07.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8739/2023
30.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14821/2022
08.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19614/2022
08.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19502/2022
25.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19574/2022
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9684/2022
06.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9838/2022
08.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-512/2022
29.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1679/2022
03.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9557/2021
03.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9369/2021
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6101/2021
22.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2812/2021
21.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4614/2021
29.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20149/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7207/18
08.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16416/19
06.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16415/19