город Ростов-на-Дону |
|
08 декабря 2022 г. |
дело N А53-20958/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Деминой Я.А., Долговой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешевая аптека" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2022 по делу N А53-20958/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешевая аптека" о признании требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области незаконным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешёвая аптека" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области от 12.11.2021 N 14199.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2022 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ИРФС-Дешевая аптека" обжаловало решение суда первой инстанции от 14.09.2022 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не принято во внимание, что налоговое законодательство предусматривает возможность проведения в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля вне рамок проверки путем истребования информации относительно конкретной сделки. При этом действующее законодательство разграничивает перечень документов (информации), которые налоговый орган может истребовать в ходе проведения налоговой проверки и вне рамок ее проведения. В целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью налогоплательщика его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность налогоплательщика представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении. Таким образом, при истребовании документов (информации) в порядке пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, содержание направляемого налоговым органом требования должно не только раскрывать индивидуализирующие признаки истребуемых документов, позволяющие исполнить такое требование, но и однозначно свидетельствовать о том, что истребование указанных в требовании документов обусловлено возникшей в рамках мероприятий налогового контроля обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретной сделки у участников данной сделки.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 27 по Ростовской области в рамках возложенных полномочий, в адрес налогового органа по месту нахождения общества в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проведения налоговых проверок направлено поручение об истребовании документов (информации) N 21291 от 11.11.2021.
Поручение об истребовании документов (информации) N 21291 от 11.11.2021 передано в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области 11.11.2021 по электронным каналам связи.
Инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проводимых мероприятий налогового контроля в целях исполнения вышеназванного поручения в адрес общества 12.12.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено требование N 14199 от 12.11.2021 о предоставлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) N 21291 от 12.12.2021.
Требование получено налогоплательщиком 23.11.2021.
В ответ на требование от 12.11.2021 N 14199 ООО "ИРФС - Дешёвая аптека" направило в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области письмо, в котором общество просило инспекцию предоставить решение руководителя налогового органа о проведении каких-либо действий/проверок в отношении ООО "Согласие"- Дешёвая аптека" как контрагента; предоставить информацию о том, что ООО "Согласие"- Дешёвая аптека" является контрагентом и в отношении каких-либо других юридических лиц; указать по каким конкретным сделкам ООО "ИРФС - Дешёвая аптека" обязано предоставить информацию.
Как указывает заявитель, Межрайонная ИФНС России N 24 по Ростовской области запрашиваемую информацию не представила, на требование общества не ответила.
В связи с чем, ООО "ИРФС- Дешёвая аптека" в УФНС России по Ростовской области была направлена жалоба.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области N 15-18/929 от 14.03.2022 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 14.03.2022 N 15-18/929, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе:
- требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом;
- осуществлять другие права, предусмотренные Кодексом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах Российской Федерации), налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (статья 2 Закона о налоговых органах Российской Федерации).
Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, истребование документов (информации) при возникновении вне рамок налоговых проверок обоснованной необходимости их получения относительно конкретной сделки является одной из форм мероприятий налогового контроля, предусмотренной главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогового органа истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.
В частности, пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Из смысла изложенных правовых норм в их неразрывной совокупности следует, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 названной статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации а в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому липу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Согласно пункту 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 названной статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Таким образом, лицо, у которого истребуются соответствующие документы (информация), не вправе оставить без исполнения законное требование налогового органа.
Форма требования о представлении документов (информации) (далее - Форма) утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 27 по Ростовской области в рамках возложенных полномочий, в адрес налогового органа по месту нахождения общества в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проведения налоговых проверок направлено поручение об истребовании документов (информации) N 21291 от 11.11.2021.
Поручение об истребовании документов (информации) N 21291 от 11.11.2021 передано в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области 11.11.2021 по электронным каналам связи.
Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации вне рамок проводимых мероприятий налогового контроля в целях исполнения вышеназванного поручения в адрес общества 12.11.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено требование N14199 от 12.11.2021 о предоставлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) N 21291 от 11.11.2021.
Обжалуемое требование получено налогоплательщиком 23.11.2021 в 10 час. 14 мин.
Поручение и требование составлены по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094) (далее - приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628).
В письме Федеральной налоговой службы от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ изложена позиция, согласно которой при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
Исходя из вышеизложенного, налоговые органы наделены полномочиями по истребованию документов (информации) относительно конкретной сделки, которые не ограничены рамками налоговых проверок, однако в таком случае налоговый орган должен руководствоваться общими принципами (целесообразность, разумность, обоснованность).
В соответствии с названными поручением и требованием обществу надлежало представить штатную расстановку (с указанием ФИО и должностей), в период 01.01.2018 - 31.12.2020.
Налоговый орган не обязан сообщать лицу, у которого он запрашивает документы, подробные причины, по которым он посчитал необходимым направить требование.
В рассматриваемом случае в требованиях указано на обоснованную необходимость получения документов (информации) относительно штатной расстановки.
Поручение и требование содержат необходимую информацию, позволяющую идентифицировать сделку, запрашиваемые документы и сведения.
В соответствии со сложившейся судебной практикой налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых документов к контрольным мероприятиям налогового органа, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющегося в установленном порядке контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.06.2019 по делу N А72-12585/2018.
Налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информацию) о сделках которого запрошена по которым он посчитал необходимым направить требование в порядке, установленном статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, иной вывод привел бы к незаконному разглашению налоговой тайны (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации)
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу N А19-22283/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2018 по делу N А42-5184/2017.
Из буквального изложения пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена возможность отказа лица, получившего требование о представлении документов (сведении) от его исполнения.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованными доводы заявителя жалобы об отсутствии права у налогового органа истребовать у налогоплательщиков и их контрагентов документы и информацию в отсутствие оснований, установленных пунктами 1, 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, штатная расстановка запрошена налоговым органом без указания на конкретную сделку, налоговым органом запрошен документ обязанность по составлению, которого не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Лицо, у которого истребуются документы (информация) не вправе давать оценку ее необходимости и достаточности, а выставление требования налоговым органом о представлении информации (документов) не нарушают права этого лица.
Оценивать насколько документы относятся к проверяемому периоду - это компетенция налогового органа. Из норм действующего налогового законодательства не следует, что инспекция должна обосновать связь запрашиваемых документов с проводимой проверкой, достаточно на это указать в требовании.
Кодекс не предусматривает ограничении по объему и составу истребуемых документов.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2022 N 821-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Платина Кострома" на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации", у налогоплательщика нет оснований отказать в предоставлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров, учитывая, что некоторые реквизиты определяются сторонами сделки и могут быть в силу ряда причин не указаны либо вообще не определены.
В письме от 02.08.2018. N ЕД-4-2/14951@ ФНС России отмечено, что в рамках встречной проверки налоговый орган вправе истребовать любые документы, в том числе и документы, содержащийся подписи сотрудников. При этом Кодекс не устанавливает случай, когда требование о представлении документов (информации) не исполняется до получения разъяснений по вопросам, связанным с представлением документов (информации).
Таким образом, Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области правомерно в адрес общества, являющегося участником сделок, относительно которых у налогового органа возникла обоснованная необходимость вне рамок проверки истребовать документы в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании поручения Межрайонной ИФНС России N 27 по Ростовской области N 21287 от 11.11.2021 направлено требование N 14199 от 12.11.2021 о предоставлении документов (информации).
При этом, 30.11.2021 (N 52738) в Межрайонную ИФНС России N 24 по Ростовской области поступило обращение общества - ответ на требование N 14199 от 12.11.2021 об истребовании документов (информации), в котором налогоплательщик просил представить решение руководителя налогового органа о проведении каких-либо действий/проверок в отношении данного юридического лица как контрагента; предоставить информацию о том, что общество является контрагентом и в отношении каких других юридических лиц; указать в каких конкретно сделках общество должно предоставить информацию.
Налоговым органом в ответ на данное обращение налогоплательщику через личный кабинет письмом от 25.01.2022 N 09-2-12/00882@ сообщено, что письмо, предоставленное в ответ на требование о предоставлении документов (информации) N 14199 от 12.11.2021 было обработано и передано в Межрайонную ИФНС России N 27 по Ростовской области.
Межрайонная ИФНС России N 27 по Ростовской области письмом от 25.01.2022 N 09-2-12/00882@ ответила на обращение ООО "ИРФС-Дешёвая аптека".
Таким образом, Межрайонной ИФНС России N 24 по Ростовской области не допущено какого-либо неправомерного бездействия, выразившегося в непредоставлении ответа на обращение (ответ общества на требование N 14199 от 12.11.2021 об истребовании документов (информации)).
Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемыми требованиями прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, обращение налогоплательщика в арбитражный суд с требованием о признании незаконным требование N 14199 от 12.11.2021 не направлено на восстановление нарушенных прав.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2022 по делу N А53-20958/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20958/2022
Истец: ООО "ИРФС-ДЕШЕВАЯ АПТЕКА", ООО "ТРФС-ДЕШЁВАЯ АПТЕКА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N24 по Ростовской области