г. Тула |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А68-6894/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волошиной Н.А., судей Мосиной Е.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии в судебном заседании: от Управления ФНС России по Тульской области - Щеголевой Е.Е. (по доверенности от 10.01.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы финансового управляющего Оганесян Григория Александровича - Большаковой Ирины Александровны и индивидуального предпринимателя Садыкова Э.Т. на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.09.2022 по делу N А68-6894/2022, принятое по заявление финансового управляющего Оганесян Григория Александровича Большаковой Ирины Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Пегас-Обувь" (ГРН 2227100043608 от 09.02.2022); обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке; обязании восстановить запись в ЕГРЮЛ реестре о регистрации ООО "Пегас-Обувь", взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., установил следующее.
Финансовый управляющий Оганесян Григория Александровича Большакова Ирина Александровна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - Управление, налоговый орган) о признании незаконным решения Управления
Федеральной налоговой службы по Тульской области об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Пегас-Обувь" (ГРН 2227100043608 от 09.02.2022); обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке; обязании восстановить запись в ЕГРЮЛ реестре о регистрации ООО "Пегас-Обувь", взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решениям суда от 09.09.2022 удовлетворении заявления финансового управляющего Оганесян Григория Александровича Большаковой Ирины Александровны отказано.
Не согласившись с судебным актом, финансовый управляющий Оганесян Григория Александровича Большакова Ирина Александровна, а также конкурсный кредитор Оганесяна Г.А. Садыков Э.Т. обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами о его отмене. Мотивируя позицию, заявители жалоб указывает на нарушение судом области норм материального и процессуального парва, неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной жалобе Садыков Э.Т. просит привлечь его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к рассмотрения настоящего дела.
Представитель уполномоченного органа возражал против удовлетворения данного ходатайства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований является предполагаемым участником материального правоотношения, связанного по объекту и составу с тем, что является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
В силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Следовательно, правовые основания для его привлечения к участию в деле отсутствуют.
От УФНС России по Тульский области поступили отзывы на апелляционные жалобы, в удовлетворении которых просит суд отказаться.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала свои возражения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на них, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, ООО "Пегас-Обувь" зарегистрировано при создании 04.04.2014 с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 1147154012015.
Единственным участником и руководителем общества являлся Оганесян Григорий Александрович.
Отделом камерального контроля НДС Управления 20.10.2021 в отдел регистрации и учета налогоплательщиков Управления представлены:
1) справка N 758-О о непредставлении юридическим лицом в течении последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, составлена 20.10.2021, из которой следует, что последняя дата предоставления документов отчетности ООО "Пегас-Обувь" - 16.07.2020;
2) справка N 758-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, составлена 20.10.2021, из которой следует, что у ООО "ПЕГАС-ОБУВЬ" в течении последних 12 месяцев отсутствует движение по счетам.
На основании представленных Справок 25.10.2021 в отношении ООО "Пегас-Обувь" Управлением принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц N 3242.
Сведения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ внесены в государственный реестр 27.10.2021 записью за государственным регистрационным номером 2217100621340.
27.10.2021 Управление с использованием автоматизированной системы приема сообщений осуществило выгрузку файла, содержащего сведения о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ, в журнал "Вестник государственной регистрации".
27.10.2021 (среда) сообщение о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ опубликовано в части N 2 журнала "Вестник государственной регистрации" N42(861) за номером 191. При этом в журнале указаны все необходимые сведения, предусмотренные п. 3 ст. 21 Закона N129-ФЗ.
Информация о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ размещена в открытом доступе на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента".
На момент внесения записи об исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ 09.02.2022 ни от самого общества, ни от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в Управление не поступало.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, 09.02.2022 в
государственный реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 2227100043564 об исключении недействующего ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ.
Как указывает заявитель, решением Арбитражного суда Тульской области от 21.08.2017 (резолютивная часть от 14.08.2017) Оганесян Г.А. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утверждена Большакова Ирина Александровна.
В ходе процедуры реализации заявитель обратилась в суд с ходатайством об утверждении положения о порядке, условиях и сроках реализации следующего имущества должника: 1 (одной) доли, составляющей 100% уставного капитала ООО "Пегас-Обувь", ИНН: 7117503400, ОГРН: 1147154012015, адрес места нахождения: 301632, Тульская область, Узловский район, п. Южный, корп. 6, оф. 4.
Далее в процедуре реализации имущества гражданина постановлением
апелляционной инстанции утверждено положение порядке, условиях и сроках реализации доли, принадлежащей Оганесян Григорию Александровичу в ООО "Пегас-Обувь".
Финансовый управляющий приступила к продаже указанной доли на торгах. ФНС России (уполномоченный орган в деле о банкротстве) в лице УФНС России по Тульской области является лицом, участвующим в деле о банкротстве со всеми правами кредитора, поскольку требования ФНС России включены в реестр требований кредиторов Оганесян Григория Александровича.
Действия финансового управляющего Оганесян Г.А. Большаковой Ирины Александровны с указанной долей (утверждение положения, выставление на продажу на торгах) известны УФНС по Тульской области.
По состоянию на 09.02.2022 (дату исключения из ЕГРЮЛ) проводился прием заявок на торгах на покупку доли ООО "Пегас-Обувь". Торги, проводимые в электронной форме на электронной торговой площадке "Российский Аукционный Дом", не закончились 09.02.2022.
Исключение из ЕГРЮЛ ООО "Пегас-Обувь" нарушило права Оганесян Григория Александровича и его кредиторов, поскольку эти лица ожидали поступления денежных средств за долю. Таким образом, в конкурсную массу в результате формальных действий УФНС России по Тульской области не поступили ожидаемые кредиторами (в том числе самой ФНС России) денежные средства.
Вышеизложенные обстоятельства явились причиной обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или
иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса
индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании,
реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим
органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).
Как следует из положений п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (далее - Приказ) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
О принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют информацию налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (п. 5 Приказа).
В соответствии с положениями п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены,
регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
При этом отдельное решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не оформляется.
Согласно п.8. ст.21.1 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения от 09.02.2022 и внесении записи за государственным регистрационным номером 2227100043564 об исключении недействующего ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ явились следующие обстоятельства.
Отделом камерального контроля НДС Управления 20.10.2021 в отдел регистрации и учета налогоплательщиков Управления представлены:
1) справка N 758-О о непредставлении юридическим лицом в течении последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, составлена 20.10.2021, из которой следует, что последняя дата предоставления документов отчетности ООО "Пегас-Обувь" - 16.07.2020;
2) справка N 758-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, составлена 20.10.2021, из которой следует, что у ООО "Пегас-обувь" в течение последних 12 месяцев отсутствует движение по счетам.
На основании представленных Справок 25.10.2021 в отношении ООО "Пегас-Обувь" Управлением принято Решение о предстоящем исключении недействующего
юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц N 3242.
Сведения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ внесены в государственный реестр 27.10.2021 записью за государственным регистрационным номером 2217100621340.
27.10.2021 Управление с использованием автоматизированной системы приема сообщений осуществило выгрузку файла, содержащего сведения о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ, в журнал "Вестник государственной регистрации".
27.10.2021 сообщение о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ опубликовано в части N 2 журнала "Вестник государственной регистрации" N42 (861) за номером 191. При этом в журнале указаны все необходимые сведения, предусмотренные п.3 ст.21 Закона N 129-ФЗ.
Обязанность по публикации решения о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" осуществлена Управлением в сроки и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Кроме того, информация о предстоящем исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ размещена в открытом доступе на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента".
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, Определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 02.09.2013 N 1346-О, Определение от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное данной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих
юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Порядок и сроки направления возражений установлены Федеральным законом N 129-ФЗ. Указанные сведения публикуются в начале соответствующего раздела и предваряют список юридических лиц, в отношении которых регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ как недействующих.
Кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Федеральным законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника, как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" общедоступны.
В случае направления такого заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Как установлено судом, на момент внесения записи об исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ 09.02.2022 ни от самого общества, ни от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в Управление не поступало.
ООО "Пегас-Обувь", участники общества, кредиторы и иные заинтересованные лица, чьи права и интересы затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ этого юридического лица, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имели возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган возражения против своего исключения из ЕГРЮЛ.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, 09.02.2022 в
государственный реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 2227100043564 об исключении недействующего ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного, суд области пришел к выводу, что инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, соответственно, действия инспекции являются обоснованными и соответствуют положениям статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Финансовый управляющий не была лишена возможности направить возражения относительно исключения ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ.
Кроме того, судом учтено, что кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности
своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц,
исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 данного Кодекса.
Доводы о том, что доля ООО "Пегас-Обувь" оценена и включена в конкурсную массу в деле о банкротстве Оганесян Г.А. не влечет отмены обжалуемого решения, поскольку стоимость доли общества определяется величиной стоимости чистых активов общества, ввиду чего финансовый управляющий Оганесян Г.А. не лишен возможности обращения в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ООО "Пегас-Обувь", в порядке пункта 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт наличия у кредитора имущественных притязаний к лицу, имеющего признаки, установленные статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, сам по себе не препятствует согласно действующему законодательству, исключению юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.
Суд пришел к выводу, что конкурсный управляющий не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (Определение КС РФ от 26.05.2016 N 1033-0).
Указанная правовая позиция подтверждается и правоприменительной практикой ВС РФ (определением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 по делу N 305-КГ15-13122, по делу N А40-143194/2014, определением Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, N А07-23176/2013).
Суд также отметил, что, зная о наличии у общества некоего имущества, управляющий должен был предпринять дополнительные меры по отслеживанию информации в отношении деятельности ООО "Пегас-Обувь" (доля которого принадлежала должнику) в качестве юридического лица, в том числе, при необходимости, был вправе заявлять меры обеспечительного характера, а также должен был следить за информацией публичного характера в отношении ООО "Пегас-Обувь".
Вышеназванных действий заявитель не осуществил, что свидетельствует о возложении на него процессуальных рисков несовершения соответствующих действий.
В свою очередь, понудить к ведению хозяйственной деятельности юридическое лицо, как участника гражданского оборота, регистрирующий (налоговый) орган не может, тогда как ответственность по неисполненным обязательствам юридического лица могли нести контролирующие его лица (участники, иные органы управления), к которым кредитор, в данном случае заявитель, был вправе предъявить дополнительные требования как о привлечении к субсидиарной ответственности, так и о возмещении убытков в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, регистрирующий орган при принятии оспариваемого решения исходил из наличия совокупности условий для применения положений ст. ст. 21.1, 22 ФЗ-129, в отсутствие сведений о притязаниях кредиторов к должнику путем подачи кредиторами заявлений, предусмотренных пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ-129, и в отсутствие информации о введении в отношении ООО "Пегас-Обувь" процедуры несостоятельности (банкротства).
При изложенных обстоятельствах, суд области пришел к выводу, что налоговым (регистрирующим) органом при принятии оспариваемого решения нарушений норм действующего законодательства не допущено, в связи с чем правомерно принято решение об исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ.
При указанных обстоятельствах суд области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться данными выводами суда области ввиду следующего.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001, Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, к таким сведениям относятся, в том числе, способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (подпункт и).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В случае представления в регистрирующий орган заявлений, указанных в пунктах 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении), заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 названного Кодекса).
При этом, в силу пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из содержания указанных норм права следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не влечет безусловное (обязательное) исключение из ЕГРЮЛ лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 17.06.2013 N 994-О, от 26.04.2016 N 807-О), направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
При этом положения пункта 1 статьи 21.1 данного закона должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 названного Закона).
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, что направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021, разъяснено, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением, и может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Исходя из правовых позиций, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П, установленная частью 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ процедура судебного обжалования исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ направлена на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета юридического лица по обращению лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов, является специальной гарантией, направленной на восстановление нарушения прав и законных интересов кредиторов и иных лиц, вызванных упрощенной ликвидацией юридического лица.
Таким образом, законодателем предусмотрены два способа защиты своих прав и законных интересов лицами, считающими нарушенными свои права и охраняемые законом интересы исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ - путем подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган в течение установленного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении, либо путем обжалования такого исключения в установленном законом порядке.
Применительно к настоящему делу судом установлено, что отделом камерального контроля НДС Управления 20.10.2021 в отдел регистрации и учета налогоплательщиков Управления представлены: 1) справка N 758-О о непредставлении юридическим лицом в течении последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, составлена 20.10.2021, из которой следует, что последняя дата предоставления документов отчетности ООО "Пегас-Обувь" - 16.07.2020;
2) справка N 758-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, составлена 20.10.2021, из которой следует, что у ООО "ПЕГАС-ОБУВЬ" в течении последних 12 месяцев отсутствует движение по счетам.
На основании представленных Справок 25.10.2021 в отношении ООО "Пегас-Обувь" Управлением принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц N 3242.
Между тем на момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения в деле о банкротстве Оганесяна Г.А. было утверждено Положение о реализации следующего имущества должника: 1 (одной) доли, составляющей 100% уставного капитала ООО "Пегас-Обувь". Опубликованы сообщения о проведении торгов по его реализации.
Единственным способом удовлетворения требований кредиторов, по утверждению заявителя, является реализации данной доли.
В рассматриваемом случае принятие регистрирующим органом в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решения об исключении ООО "Пегас-Обувь" из ЕГРЮЛ предопределяет прекращение реализации имущества должника, что не гарантирует эффективную защиту прав кредиторов Оганесян Г.А.
То обстоятельство, что заявителем в трехмесячный срок не были предъявлены в регистрирующий орган возражения против исключения ООО "Пегас-Обувь", не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления финансового управляющего Оганесян Г.А, которая воспользовалось предоставленным законом правом на защиту интересов кредиторов должника путем инициирования настоящего судебного процесса (п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления КС РФ от 02.02.96 N 4-П, от 03.02.98 N 5-П, от 28.05.99 N 9-П, от 11.05.05 N 5-П, от 20.02.06 N 1-П, от 05.02.07 N 2-П, от 19.07.11 N 17-П, от 22.04.13 N 8-П и от 27.06.13 N 15-П).
Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, сформулированной в Определении Верховного Суда РФ от 23.03.2021 по делу N 305-ЭС20-16189.
На основании вышеизложенного решение Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 09.02.2022 об исключении юридического лица - ООО "Пегас-Обувь" из Единого государственного реестра юридических лиц является незаконным как не соответствующие Закону о государственной регистрации, Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ и нарушающим права и законные интересы кредиторов Оганесяна Г.А.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Тульской области от 09.09.2022 по делу N А68-6894/2022 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ) (пункт 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу изложенного, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в конкурсную массу Оганесян Г.А. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 300 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.09.2022 по делу N А68-6894/2022 отменить.
Признать незаконными решение Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 09.02.2022 об исключении юридического лица - ООО "Пегас-Обувь" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кредиторов должника - Оганесян Г.А. путем исключения из ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО "Пегас-Обувь".
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в конкурсную массу Оганесян Г.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 300 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Волошина |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6894/2022
Истец: Оганесян Григорий Александрович, ф/у Оганесян Григория Александровича Большакова Ирина Александровна
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области
Третье лицо: Ламбров П.А., ООО "Пегас-Обувь", Садыков Э.Т., Сыдыков Эмиль Толомушевич