г. Ессентуки |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А63-15784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2022.
Постановление в полном объёме изготовлено 12.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Демченко С.Н. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., в отсутствии представителя истца - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (х. Нижнерусский, ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134), представителя ответчика - индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Викторовны (г. Изобильный, ОГРНИП 307260701600041, ИНН 260708017848), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Викторовны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.03.2022 по делу N А63-15784/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - общество, ООО "Эко-Сити", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Брагиной Ирине Викторовне (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 04.10.2018 по 26.05.2021 в размере 25 121 руб. 52 коп. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Ставропольского края от 14.03.2022 исковые требования удовлетворены. Суд установил факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО ответчику.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции от 14.03.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на отсутствие доказательств заключения между сторонами договора; доказательств оказания услуг, в том числе непосредственно ответчику; неправильное применение норматива накопления ТКО.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определениями от 16.06.2022, от 19.07.2022, от 22.08.2022, 22.09.2022 и 27.10.2022 судебные заседания откладывались в порядке статьи 158 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.10.2022 и на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
18.07.2022 посредством подачи документов в электронном виде через систему "Мой арбитр" от ООО "Эко-Сити" поступил частичный отказ от иска на сумму 3 307 руб. 35 коп.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П).
Часть 5 статьи 49 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявление о частичном отказе от исковых требований изложено в письменной форме, подписано представителем ООО "Эко-Сити" Уваровой В.В. по доверенности N 1 от 10.01.2022 с полным объемом прав.
Заявленный отказ не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц, в силу чего, в соответствии с частью 4 статьи 49 АПК РФ, принимается судом апелляционной инстанции.
Отказ от иска и его принятие арбитражным судом является в соответствии с частью 4 статьи 150 АПК РФ основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба предпринимателя подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 02.06.2017, заключенного обществом и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.01.2018 приступил к выполнению функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Труновского, Туркменского, Шпаковского районов Ставропольского края, Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городских округов, а также города Ставрополя Ставропольского края.
В соответствии с названным соглашением ООО "Эко-Сити" приступило к оказанию услуг по обращению с ТКО с 01.01.2018.
Истцом совершались действия, направленные на информирование потребителей услуги о деятельности общества и на заключение с ответчиком договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе путем информирования через официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://ecocity26.ru, в котором размещен типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2007 за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя 307260701600041, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Предпринимательская деятельность осуществляется ответчиком в помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, ул. Доватора, 269, что подтверждается актом осмотра объекта от 01.06.2021, фотоматериалами. Данный объект используется предпринимателем под промтоварный магазин и находится в зоне обслуживания ООО "Эко-Сити" - регионального оператора по вывозу ТКО.
Предприниматель заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО обществу не направлял.
За период с 04.10.2018 по 26.05.2021 ООО "Эко-Сити" оказало предпринимателю услуги по вывозу ТКО.
Предпринимателем оказанные услуги не оплачены, в связи с чем, 06.08.2021 общество направило в адрес предпринимателя претензию N 01-07-9285 с требованием об оплате образовавшейся задолженности.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, ООО "Эко-Сити" обратилось в суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходил того, что истец, являясь региональным оператором, оказал предпринимателю спорный период услуги по обращению с ТКО; отсутствие договора между сторонами не является основанием как для освобождения регионального оператора от оказания названных услуг в соответствии с типовым договором, так и для освобождения предпринимателя от оплаты данных услуг; ответчик должен оплатить фактически оказанные истцом услуги в размере, рассчитанном в соответствии с тарифами, установленными нормативными правовыми актами публичного образования.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда согласна.
В силу пункта 1 статьи 779, пункту 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ, обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил N 1156 определено, что указанные правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Пунктом 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В свою очередь, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в соответствии с законодательством, любой субъект хозяйственной деятельности наделен обязанностью организовать обращение с твердыми коммунальными отходами, вырабатываемыми в результате его хозяйственной деятельности, посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту осуществления хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 8(1) с Правил N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том (числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках), с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) и 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) и 8 (16) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вопреки доводам жалобы, договор считается заключенным на условиях типового.
Законодательство в сфере обращения отходов и охране окружающей среды основано на исходном принципе нормирования образования отходов посредством установления нормативов накопления твердых отходов.
В соответствии с абзацем двадцать вторым статьи 1 Закона N 89-ФЗ, под нормативом накопления ТКО понимается среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
На территории Ставропольского края действовали нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённые приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.08.2018 N 237 "О внесении изменения в нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утверждённые приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347".
Между тем, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 по делу N 66а-1044/2021 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 в редакции от 29.08.2018 N 237 "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: продовольственные магазины; промтоварные магазины, рынки продовольственные; рынки промтоварные; административные и офисные учреждения, супермаркеты (универмаги).
Истцом применены тарифы, установленные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (PTK СК): с 01.01.2018 по 31.07.2018 - 588 руб. 55 коп.; с 01.08.2018 по 31.10.2018 - 542 руб. 23 коп.; с 01.11.2018 по 31.12.2018 - 556 руб. 91 коп.; с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 556 руб. 91 коп.; с 01.01.2020 - 654 руб. 73 коп.
Согласно уточненному расчету, сумма задолженности предпринимателя за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 04.10.2018 по 26.05.2021 составила 21 814 руб. 17 коп.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлена ошибка в расчете истца.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190", годовой норматив накопления ТКО на территории Ставропольского края, установленный для вида "Промтоварный магазин", составляет 0,69 куб.м.
Таким образом, при расчете задолженности подлежит применению норматив в размере 0,69 куб.м.
Согласно расчету апелляционного суда, произведенному за период с 04.10.2018 по 26.05.2021, задолженность предпринимателя за оказанные услуги по обращению с ТКО с применением норматива в размере 0,69 куб.м. составила 21 647 руб. 46 коп.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства оказания услуг, отклоняется.
Доказательством оказания услуг ответчику являются маршрутные журналы за период с 01.01.2018 по 26.05.2021.
Согласно пункту 30 Правил N 1156, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации.
Форма маршрутного журнала утверждена приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 19.04.2017 N 125.
В маршрутном журнале указываются места загрузки ТКО, с которых осуществляется сбор ТКО. Маршрутные журналы отражают места оказания услуг по обращению с ТКО в отношении каждого мусоровоза.
В маршрутных журналах, представленных в материалы дела, указана улица Доватора г. Изобильный, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии ее адреса в маршрутных журналах не соответствуют действительности.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса России от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.", спецтранспорт регионального оператора (мусоровозы) оснащаются навигационной системой ГЛОНАСС.
В связи с этим исполнение обязанности по вывозу ТКО также подтверждены показаниями системы ГЛОНАСС.
Таким образом, требования общества о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО подлежат удовлетворению в размере 21 647 руб. 46 коп.
Поскольку истец заявил частичный отказ от иска, а также ввиду наличия ошибки в расчете истца, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.03.2022 по делу N А63-15784/2021 подлежит изменению, апелляционная жалоба - частичному удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" от иска в части взыскания задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 04.10.2018 по 26.05.2021 в размере 3 307 руб. 35 коп., производство по делу в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.03.2022 по делу N А63-15784/2021 изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.03.2022 по делу N А63-15784/2021 в следующей редакции:
"Взыскать с индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Викторовны (г. Изобильный, ОГРНИП 307260701600041, ИНН 260708017848) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (х. Нижнерусский, ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134) задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 04.10.2018 по 26.05.2021 в размере 21 647 руб. 46 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Викторовны (г. Изобильный, ОГРНИП 307260701600041, ИНН 260708017848) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по иску".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (х. Нижнерусский, ОГРН 1112651035463, ИНН 2636803134) в пользу индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Викторовны (г. Изобильный, ОГРНИП 307260701600041, ИНН 260708017848) 23 руб. возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15784/2021
Истец: ООО "ЭКО-СИТИ"
Ответчик: Брагина Ирина Викторовна
Третье лицо: Фомина Елена Валерьевна
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1467/2024
26.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1608/2022
31.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2477/2023
12.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1608/2022
14.03.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-15784/2021