г. Самара |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А55-3112/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Поповой Г.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2022 по делу N А55-3112/2022 (судья Черномырдина Е.В.), возбужденному по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третьи лица: филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г.Самара, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г.Екатеринбург,
об оспаривании уведомлений,
в судебном заседании приняли участие:
от Управления Росреестра по Самарской области - Владимерцева Н.Н. (доверенность от 24.12.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями (с учетом принятых судом уточнений) о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) от 11.11.2021 N КУВД-001/2021-23966346/18 об отказе государственной регистрации прав и от 17.12.2021 N КУВД-001/2021-23965807/9 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества (нежилое здание площадью 38,4 кв.м, адрес: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1) и об обязании регистрирующего органа провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на указанный объект.
Арбитражный суд Самарской области объединил дела N N А55-3112/2022 и А55-15849/2022 в одно производство с присвоением номера - А55-3112/2022.
Решением от 22.09.2022 по делу N А55-3112/2022 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования удовлетворил.
Регистрирующий орган в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, заслушав представителя регистрирующего органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права Российской Федерации на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1 (материальный склад).
В уведомлении от 17.12.2021 N КУВД-001/2021-23965807/9 регистрирующий орган сообщил об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанное нежилое здание в связи с тем, что не представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о том, что до передачи в собственность муниципального образования г.о.Самара на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р (далее - Распоряжение N 1521-р) вышеуказанный объект недвижимости находился в собственности Российской Федерации, а также документ, подтверждающий включение данного объекта в реестр федерального имущества.
Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
В уведомлении от 11.11.2021 N КУВД-001/2021-23966346/18 регистрирующий орган сообщил об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное нежилое здание в связи с тем, что не представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о том, что до передачи в собственность муниципального образования на основании Распоряжения N 1521-р вышеуказанный объект недвижимости находился в собственности Российской Федерации; заявленный к регистрации объект не поставлен на кадастровый учет.
Изложенное послужило основанием для обращения Департамента с заявлениями в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со ст.3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно ч.7 ст.1 Закона N 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч.1, 2 ст.26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, в том числе в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 Закона N 218-ФЗ (ст.27 Закона N 218-ФЗ).
В силу ч.12 ст.29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как видно из материалов дела, регистрирующий орган отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества (нежилое здание площадью 38,4 кв.м, адрес: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1) в связи с неустранением причин, препятствовавших осуществлению государственной регистрации: право собственности Российской Федерации на объект недвижимости в ЕГРН не зарегистрировано; не представлены документы, подтверждающие возникновение права Российской Федерации на объект; заявленный объект не поставлен на кадастровый учет (уведомление от 11.11.2021 N КУВД-001/2021-23966346/18); не представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о том, что до передачи в собственность муниципального образования г.о.Самара на основании Распоряжения N 1521-р объект недвижимости находился в собственности Российской Федерации, а также документы, подтверждающие включение объекта в реестр федерального имущества (уведомление от 17.12.2021 N КУВД-001/2021-23965807/9).
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном законом порядке, утвержденная в установленном законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
На основании ч.1 ст.21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что в регистрирующий орган на государственную регистрацию были представлены следующие документы: выписка из реестра муниципальной собственности от 07.06.2021 N 15-07-16/23535, технический план здания от 10.06.2021, Распоряжение N 1521-р, сопроводительное письмо Департамента от 17.08.2021 N 15-07-16/35226.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 07.06.2021 N 15-07-16/23535 нежилое здание площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1, является муниципальной собственностью городского округа Самара на основании Распоряжения N 1521-р.
С целью реализации Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ" и освобождения учреждения Министерства обороны РФ - Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа от несвойственных ему функций по содержанию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформлении прав собственности (утв.Распоряжением Президента от 18.03.1992 N 114-рп), Постановлением Главы города Самары от 07.09.1998 N 361а утвержден Перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность г.Самары.
Правительством Российской Федерации издано Распоряжение N 1521-р о принятии предложения Администрации г.Самары и Минэкономразвития России, согласованного с Минобороны России и Правительством Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г.Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г.Самаре, согласно приложению к данному Распоряжению.
Акт приема-передачи передаваемых в муниципальную собственность г.Самары объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района, составленный на основании Распоряжения N 1521-р и содержащий перечень объектов (жилые дома; объекты инженерной инфраструктуры, в том числе материальные склады; инженерные коммуникации), 16.12.2005 утвержден руководителем ТУ Росимущества по Самарской области и подписан уполномоченным должностным лицом Самарской квартирно-эксплуатационной части района (т.1, л.д.21-22).
Таким образом, Правительство Российской Федерации, а также ТУ Росимущества по Самарской области, действовавшее от имени собственника имущества - Российской Федерации, выразили волеизъявление, распорядившись объектом недвижимости и включив его в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность г.о.Самара.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащимся в п.5 Информационного письма Президиума от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2016 по делу N А55-9372/2015.
В качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на спорный объект, на государственную регистрацию представлена выписка из реестра от 07.06.2021 N 15-07-16/23535, согласно которой объект недвижимости - нежилое здание площадью 38,4 кв.м, расположенный по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1, является муниципальной собственностью г.о.Самара, включен в реестр муниципального имущества г.о.Самара 28.09.2005 за номером 016528 на основании Распоряжения N 1521-р. Указанное распоряжение принято в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Наименование приложения, утвержденного Распоряжением N 1521-р, - "Перечень передаваемых в муниципальную собственность г.Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г.Самаре" свидетельствует о первоначальной принадлежности указанного имущества, а также о переходе прав на него городскому округу Самара.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод регистрирующего органа о том, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию ранее возникшего права на объект.
В Перечне передаваемых в муниципальную собственность г.Самары объектов значится, в том числе объект недвижимости по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, 11.
В соответствии с п.1 ст.69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, первичное право собственности Российской Федерации на рассматриваемый объект недвижимости является ранее возникшим и юридически действительным и, следовательно, объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1, передан в собственность городского округа Самара на основании Распоряжения N 1521-р и является муниципальной собственностью.
Кроме того, на момент передачи рассматриваемого объекта в муниципальную собственность действовало Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235), согласно п.2 которого передаче в государственную собственность объектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Приватизируемых предприятий".
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно отметил, что муниципальное образование г.о.Самара является единственным законным собственником рассматриваемого объекта недвижимости. В настоящее время право владения и пользования данным объектом недвижимости осуществляет муниципальное образование г.о.Самара.
Согласно пояснениям ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в рамках реорганизационных мероприятий в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 ФГУ "Самарская КЭЧ района" реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному учреждению "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России (сейчас - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России).
В рамках данных мероприятий на основании передаточного акта от 01.01.2011 и заключительного баланса ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России было передано как движимое, так и недвижимое имущество, и обязательства. В перечне данного имущества отсутствует указание на передачу ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России объекта недвижимого имущества - нежилое здание (материальный склад) площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1. Данное имущество не состоит на балансовом учете учреждения, отдельными приказами за ним не закреплялось. По имеющейся информации указанное имущество в соответствии с Распоряжением N 1521-р было передано в муниципальную собственность.
Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, только с 06.01.2009 стало самостоятельно осуществлять функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом". До этого времени уполномоченным органом по вопросам распоряжения федеральным недвижимым имуществом выступало Правительство Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (сейчас - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом".
Соответственно, документы, касающиеся передачи недвижимого имущества - нежилое здание (материальный склад) площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1, должны находиться в распоряжении Департамента и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориальном органе).
Проведение государственного кадастрового учета и государственная регистрация права муниципальной собственности г.о.Самара на объект недвижимого имущества - нежилое здание (материальный склад) площадью 38,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Скляренко, д.11, литера К1, не затрагивает права и законные интересы Учреждения, в том числе по отношению к одной из сторон спора (т.1, л.д.78-80).
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) решения о передаче имущества из государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации в собственность из собственности субъектов Российской Федерации в собственность муниципального образования принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Исходя из ст.154 Закона N 122-ФЗ, к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям данной статьи.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в связи с запросом Правительства Москвы" отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
В соответствии с положениями п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно п.5 ст.214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. На это же указывает абз.33 ч.11 ст.154 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы ГК РФ применяются в части, не противоречащей ее положениям.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в данном случае момент возникновения права собственности на объект недвижимого имущества не связан с моментом государственной регистрации этого права, следовательно, Распоряжение N 1521-р и акт приема-передачи от 16.12.2005 являются основанием возникновения права муниципальной собственности на спорное нежилое здание.
При подготовке технического плана от 10.06.2021 кадастровый инженер Наумова О.В. приложила документы, подтверждающие отсутствие технической документации на спорное нежилое здание, полученные из ТУ Росимущества в Самарской области по запросу Департамента, который также имеется в составе технического плана. Согласно ответу от 12.07.2021 N 63/6477 спорный объект в реестре федерального имущества не числится.
В соответствии со ст.45, 47 Устава городского округа Самара Самарской области права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара, который, в том числе представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации прав на имущество. Следовательно, Департамент правомочен обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые уведомления регистрирующего органа не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2022 года по делу N А55-3112/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3112/2022
Истец: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской области
Третье лицо: ТУ Росимущества по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное УИО" Минобороны России