г. Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А40-279556/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким.,
судей: Т.В. Захаровой., Ю.Н. Кухаренко.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2022 года по делу N А40- 279556/2021,
по иску Общество с ограниченной ответственностью "Отэко - Портсервис"
ответчик Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
о взыскании 48 926 804 руб. 28 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - Саранчук Д.В. по доверенности от 24.12.2021;
от ответчика - Шлёнских Ю.Л. по доверенности от 15.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отэко - Портсервис" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 48 926 804 руб. 28 коп. пени за просрочку доставки груза.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 65, 307, 309, 310, 330, 331, 333, 784, 785, 792, 793 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 121, 123, 167-171, 176, 180, 181, 319 АПК РФ решением от 23 августа 2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил частично, в сумме 27 500 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что задержка в пути следования была связана с устранением неисправностей вагонов, не принадлежащих ОАО "Российские железные дороги", в связи с чем неустойка не подлежала начислению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Пояснил, что неустойка рассчитана истцом, исходя из просрочки сроков доставки, установленных досылочными накладными, оформленными после ремонта вагонов. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, в июле 2021 года Ответчик принял к перевозке груз по железнодорожным транспортным накладным.
В силу ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный правилами перевозки грузов.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлен "Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27.
Дата приема груза к перевозке и расчетный срок доставки груза были указаны в железнодорожных накладных на спорные отправки, однако в согласованный срок груз доставлен не был.
Как следует из ст. 120 УЖТ РФ, право на предъявление претензии за просрочку доставки груза имеет грузополучатель или грузоотправитель.
При этом ст. 97 УЖТ РФ предусматривает, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
За спорный период 2021 года Ответчиком были допущены нарушения сроков доставки грузов по 504 (Пятьсот четыре) накладным, что привело к начислению пени в общем размере 48 926 804,28 руб.
Во исполнение п. 5 ст. 4 АПК РФ Истцом направлена в адрес Ответчика претензия от 14.09.2021 N 10/463, оставшаяся без ответа и удовлетворения.
По мнению Ответчика должен быть увеличен срок доставки груза по накладным, согласно пункту 6.3 Правил N 27 (устранение технической неисправности).
В соответствии с пунктом 6.3 Правил N 27 при задержке вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, срок доставки грузов увеличивается на все время задержки.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей исполнил надлежащим образом.
Согласно пункту 2.5 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов (КЖА 2005 04) "Содержание классификатора" дополнительный информационный блок содержит цифровой код, характеризующий причину возникновения неисправности грузового вагона, а именно:
1.Технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО;
2.Эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
3.Повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих возникновение недостатков вследствие нормального износа или неправильной эксплуатации вагонов.
В пункте 4 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов (К ЖА 2005 04) "Содержание классификатора" указано, что трещина/излом боковины (рамы) относятся к технологическим неисправностям, связанными с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов.
В соответствии со ст. 20 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и п. 2.13 Положения о системе технического обслуживания и ремонта вагонов техническую пригодность вагонов определяет перевозчик.
На основании пункта 11 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286, работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 305-ЭС 15-16906 по делу N А40-162742/2014, отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
В соответствии с разделом 18 Руководства по деповскому ремонту РД 32 ЦВ 587-2009 вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов (п. 18.1). На детали и узлы вагона, не выдержавшие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41 (п. 18.2).
Таким образом, вина перевозчика в просрочке доставки груза презюмируется, при том, что на путях общего пользования вагоны находятся в непосредственной эксплуатации перевозчика, учитывая отсутствие доказательств возникновения данной неисправности по причинам не зависящим от перевозчика, в том числе ввиду отсутствия доказательств осуществления ремонта спорного вагона, следовавшего по указанному перевозочному документу. Действительное возникновение неисправности вагона в процессе его эксплуатации должно быть подтверждено составленными с участием перевозчика актами общей формы, актами о повреждении вагона по форме ВУ- 25, ВУ-36, а наличие неисправностей по вине деповского ремонта - также актами-рекламациями по форме ВУ-41-М или иными аналогичными актами, составляемыми при проведении ТОР. В свою очередь, таких документов Ответчик в материалы дела не представил.
В расчете размера пени Истцом не учтено увеличение срока доставки груза в связи с задержкой вагонов в пути следования из-за невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (занятость фронта выгрузки).
Согласно по п. 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов срок доставки увеличивается на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев пути необщего пользования.
По накладной N ЭЯ078924 вагоны были задержаны в пути следования на станциях Разъезд 9 км., Краснодар-Сортировочный и Кавказская Северо - Кавказской ж.д. в связи с неприемом поезда станцией назначения Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "ОТЭКО-Портсервис", а именно, в связи с нарушением нормы технологической обработки вагонов на путях необщего пользования.
В соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ОТЭКО-Портсервис" от 11.09.2019 г. N 233/2 - норма технологической обработки вагонов составляет 10,8 часа (п. 12 Договора).
Перерабатывающая способность производственных мощностей владельца пути необщего пользования по выгрузке мазута и темных нефтепродуктов составляет 144 вагона в сутки (п. 13 Договора).
Договором предусмотрено, что оборот вагонов должен осуществляться за 10,8 часа (п. 11 Договора), однако фактически грузовые операции по вагонам осуществлялись в течение 9 - 142 часов, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Нарушение нормативного времени на оборот вагонов приводит к уменьшению количества вагонов, которые могут быть поданы под разгрузку по сравнению с тем, как это было бы возможно при соблюдении срока оборота вагонов. Снижение ритмичности подачи вагонов под разгрузку приводит к снижению суточной перерабатывающей способности пути необщего пользования Истца. В условиях регулярного направления вагонов в адрес грузополучателя несвоевременная разгрузка вагонов приводит к "затовариванию" станционных путей и вынужденной задержке груженных вагонов, находящихся в пути следования, в ожидании освобождения мест выгрузки на путях необщего пользования грузополучателя.
В связи с занятостью мест выгрузки и станционных путей станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. начальник станции направил в службу управления движением обращения от 28.06.2021 б/н и от 27.06.2021 б/н о необходимости задержки в пути следования вагонов, следующих в адрес грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис".
На основании указанных обращений начальника станции перевозчиком был издан оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда от 28.06.2021 N 108391.
В целях уведомления грузополучателя о произведенной задержке вагонов начальником станции были составлены извещения от 28.06.2021 г. N б/н (файл: "накладная по расчету N 5", лист: 30) и от 01.07.2021 Nб/н (файл: "накладная по расчету N 5", лист: 33), которые были представлены грузополучателю ООО "ОТЭКО-Портсервис" в лице представителя Борисенко Е.С. для ознакомления. От получения извещений Борисенко Е.С. отказался. По факту отказа от получения извещений ОАО "РЖД" были составлены акты общей формы N2/2428 от 01.07.2021, N2/2366 от 28.06.2021, N2/2334 от 27.06.2021.
На начало задержки вагонов были составлены акты общей формы N 6/32625 от 23.06.2021, N2/67504 от 26.06.2021, N20/62196 от 28.06.2021.
Как следует из указанных актов общей формы, составленных на станциях Кавказская, Краснодар-Сортировочный и станции Разъезд 9 км, причиной отставления вагонов от движения явился факт невозможности приема спорных вагонов на станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. по вине грузополучателя - ООО "ОТЭКО-Портсервис".
В спорный период пути необщего пользования были заняты вагонами, которые либо находились под грузовыми операциями, либо в ожидании отправки на иные станции.
Именно по вине грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис" дальнейшее продвижение вагонов оказалось невозможным.
Истец не предоставил каких-либо доказательств того, что пути необщего пользования на станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. были свободны и готовы к приему спорных вагонов.
После освобождения путей необщего пользования начальник станции назначения Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. направил соответствующие обращения в ДЦУП от 24.06.2021 г. N б/н, от 27.06.2021 г., от 01.07.2021 Nб/н для принятии решения о продолжении движения вагонов.
На основании названных обращений были изданы оперативные приказы N 55291 от 01.07.2021, N 54102 от 27.06.2021 и от 24.06.2021 N 52920 о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда и об окончании задержки в пути следования вагонов, следующих в адрес грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис".
В целях уведомления грузополучателя об окончании задержки вагонов начальником станции были составлены извещения от 24.06.2021 г. N б/н (файл: "накладная по расчету N 5", лист: 17), от 27.06.2021 Nб/н (файл: "накладная по расчету N 5", лист: 25), от 01.07.2021 Nб.н. (файл: "накладная по расчету N 5", лист: 33). которые представлены грузополучателю ООО "ОТЭКО-Портсервис" - Борисенко Е.С. для ознакомления. От получения извещений Борисенко Е.С. отказался. По факту отказа от получения извещений составлены акты общей формы N2/2428 от 01.07.2021, N2/2366 от 28.06.2021, N2/2334 от 27.06.2021.
В связи с окончанием задержки вагонов были составлены акты общей формы N 6/32676 от 24.06.2021 на станции Кавказская, N 2/68319 от 27.06.2021 станции Краснодар-Сортировочный, N20/62976 станции Разъезд 9 км от 01.07.2022.
По факту прибытия вагонов на станцию назначения Вышестеблиевская Северо -Кваказской ж.д. был составлен итоговый акт общей формы N 2/9716 от 01.07.2021 на увеличение срока доставки на 6 суток.
По накладной N ЭЭ921688 вагон был задержан в пути следования на станции Иргиз Приволжской ж.д. в связи с неприемом поезда станцией назначения Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя -ООО "ОТЭКО-Портсервис", а именно, в связи с нарушением нормы технологической обработки вагонов на путях необщего пользования.
В соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ОТЭКО-Портсервис" от 11.09.2019 г. N 233/2 - норма технологической обработки вагонов составляет 10,8 часа (п. 12 Договора).
Перерабатывающая способность производственных мощностей владельца пути необщего пользования по выгрузке мазута и темных нефтепродуктов составляет 144 вагона в сутки (п. 13 Договора).
Договором предусмотрено, что оборот вагонов должен осуществляться за 10,8 часа (п. 11 Договора), однако фактически грузовые операции по вагонам осуществлялись в течение 9 - 142 часов, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Нарушение нормативного времени на оборот вагонов приводит к уменьшению количества вагонов, которые могут быть поданы под разгрузку по сравнению с тем, как это было бы возможно при соблюдении срока оборота вагонов. Снижение ритмичности подачи вагонов под разгрузку приводит к снижению суточной перерабатывающей способности пути необщего пользования Истца. В условиях регулярного направления вагонов в адрес грузополучателя несвоевременная разгрузка вагонов приводит к "затовариванию" станционных путей и вынужденной задержке груженных вагонов, находящихся в пути следования, в ожидании освобождения мест выгрузки на путях необщего пользования грузополучателя.
В связи с занятостью мест выгрузки и станционных путей станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. начальник станции направил в службу управления движением обращение от 17.06.2021 N б/н и от 25.06.2021 о необходимости задержки в пути следования вагонов, следующих в адрес грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис".
На основании указанных обращений начальника станции перевозчиком были изданы оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда от 17.06.2021 N 2862 и от 30.06.2021 N5932.
В целях уведомления грузополучателя о произведенной задержке вагонов начальником станции было составлено извещение от 30.06.2021 г. N б/н (файл: "накладная по расчету N 49", лист: 42), которое было представлено грузополучателю ООО "ОТЭКО-Портсервис" в лице представителя Борисенко Е.С. для ознакомления. От получения извещения Борисенко Е.С. отказался. По факту отказа от получения извещения ОАО "РЖД" были составлены акты общей формы N2/2412 от 30.06.2021 и N2/2425 от 31.06.2021, и N2/2437 от 02.07.2021, N2/2449 от 03.07.2021.
На начало задержки вагона были составлены акты общей формы N 164 от 17.06.2021 и N1/13069 от 30.06.2021
Как следует из указанных актов общей формы, составленных на станции Разъезд 9 км, причиной отставления вагона от движения явился факт невозможности приема спорного вагона на станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. по вине грузополучателя - ООО "ОТЭКО-Портсервис".
В спорный период пути необщего пользования были заняты вагонами, которые либо находились под грузовыми операциями, либо в ожидании отправки на иные станции. Именно по вине грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис" дальнейшее продвижение вагонов оказалось невозможным.
Истец не предоставил каких-либо доказательств того, что пути необщего пользования на станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. были свободны и готовы к приему спорных вагонов.
После освобождения путей необщего пользования начальник станции назначения Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. направил соответствующие обращение в ДЦУП от 25.06.2021 г. N б/н и от 30.06.2021 Nб.н. для принятии решения о продолжении движения спорных вагонов.
На основании названных обращений были изданы оперативные приказы N 4866 от 25.06.2021 и N 5795 от 30.06.2021 о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда и об окончании задержки в пути следования вагонов, следующих в адрес грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис".
В целях уведомления грузополучателя об окончании задержки вагонов начальником станции было составлено извещение от 25.06.2021 г. N б/н (файл: "накладная по расчету N 49", лист: 45), которое представлено грузополучателю ООО "ОТЭКО-Портсервис"-Борисенко Е.С. для ознакомления. От получения извещения Борисенко Е.С. отказался. По факту отказа от получения извещения составлены акты общей формы N2/2412 от 30.06.2021 и N2/2425 от 31.06.2021, и N2/2437 от 02.07.2021, N2/2449 от 03.07.2021.
В связи с окончанием задержки вагона были составлены акты общей формы N 176 от 25.06.2021 на станции Иргиз и N 1/13090 от 30.06.2021 станции Георгиевск Северо-Кавказской ж.д.
По факту прибытия вагона на станцию назначения Вышестеблиевская Северо -Кваказской ж.д. был составлен итоговый акт общей формы N 2/10072 от 04.07.2021 на увеличение срока доставки на 9 суток.
По накладной N ЭА229349 (ЭЯ716544) вагоны были задержаны в пути следования на станции Батайск Северо - Кавказской ж.д. в связи с неприемом поезда станцией назначения Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателя - ООО "ОТЭКО-Портсервис", а именно, в связи с нарушением нормы технологической обработки вагонов на путях необщего пользования.
В соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ОТЭКО-Портсервис" от 11.09.2016 г. N 233/2 норма технологической обработки вагонов составляет 10,8 часа (п. 12 Договора).
Перерабатывающая способность производственных мощностей владельца пути необщего пользования по выгрузке мазута и темных нефтепродуктов составляет 144 вагона в сутки (п. 13 Договора).
Договором предусмотрено, что оборот вагонов должен осуществляться за 10,8 часа (п. 11 Договора), однако фактически грузовые операции по вагонам осуществлялись в течение 9 - 142 часов, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Нарушение нормативного времени на оборот вагонов приводит к уменьшению количества вагонов, которые могут быть поданы под разгрузку по сравнению с тем, как это было бы возможно при соблюдении срока оборота вагонов. Снижение ритмичности подачи вагонов под разгрузку приводит к снижению суточной перерабатывающей способности пути необщего пользования Истца. В условиях регулярного направления вагонов в адрес грузополучателя несвоевременная разгрузка вагонов приводит к "затовариванию" станционных путей и вынужденной задержке груженных вагонов, находящихся в пути следования, в ожидании освобождения мест выгрузки на путях необщего пользования грузополучателя.
В связи с занятостью мест выгрузки и станционных путей станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. начальник станции направил в службу управления движением обращение от 10.07.2021 N б/н о необходимости задержки в пути следования вагонов, следующих в адрес грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис".
На основании указанного обращения начальника станции перевозчиком был издан оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда от 10.07.2021 N 116323.
В целях уведомления грузополучателя о произведенной задержке вагонов начальником станции было составлено извещение от 10.07.2021 г. N б/н (файл: "накладная по расчету N 160", лист: 10), которое было представлено грузополучателю ООО "ОТЭКО-
Портсервис" в лице представителя Борисенко Е.С. для ознакомления. От получения извещения Борисенко Е.С. отказался. По факту отказа от получения извещения ОАО "РЖД" был составлен акт общей формы N 2/2659 от 10.07.2021.
На начало задержки вагона был составлен акт общей формы N 4/33721 от 10.07.2021.
Как следует из указанных актов общей формы, составленных на станции Батайск, причиной отставления вагона от движения явился факт невозможности приема спорного вагона на станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. по вине грузополучателя -ООО "ОТЭКО-Портсервис".
В спорный период пути необщего пользования были заняты вагонами, которые либо находились под грузовыми операциями, либо в ожидании отправки на иные станции. Именно по вине грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис" дальнейшее продвижение вагонов оказалось невозможным.
Истец не предоставил каких-либо доказательств того, что пути необщего пользования на станции Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. были свободны и готовы к приему спорных вагонов.
После освобождения путей необщего пользования начальник станции назначения Вышестеблиевская Северо - Кавказской ж.д. направил соответствующие обращение в ДЦУП от 12.07.2021 г. N б/н для принятии решения о продолжении движения спорных вагонов.
На основании названного обращения был издан оперативный приказ N 58458 от 07.07.2021 о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда и об окончании задержки в пути следования вагонов, следующих в адрес грузополучателя ООО "ОТЭКО-Портсервис".
В целях уведомления грузополучателя об окончании задержки вагонов начальником станции было составлено извещение от 12.07.2021 г. N б/н (файл: "накладная по расчету N 160", лист: 13), которое представлено грузополучателю ООО "ОТЭКО-Портсервис"-Борисенко Е.С. для ознакомления. От получения извещения Борисенко Е.С. отказался. По факту отказа от получения извещения составлен акт общей формы N2/2708 от 12.07.2021.
В связи с окончанием задержки вагонов был составлен акт общей формы N 6/30556 от 12.07.2021 на станции Батайск.
По факту прибытия вагона на станцию назначения Вышестеблиевская Северо -Кваказской ж.д. был составлен итоговый акт общей формы N 2/11330 от 12.07.2021 на увеличение срока доставки на 2 суток.
Таким образом, в связи с наличием основания для увеличения срока доставки вагонов на основании п. 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов по вышеуказанным накладным истцом неправомерно заявлена сумма пени в размере 18 803 989,06 руб.
Сулл первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пени в размере 18 803 989 руб. 06 коп. взысканию не подлежат.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения стю 333 ГК РФ.
Как следует из п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку по заявлению должника о таком уменьшении.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) даны разъяснения применения положений ст. 333 ГК РФ. Так, в п. 72 постановления N 7 указано, что заявление ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (п. 73).
Как следует из материалов дела, ответчик при рассмотрении дела в дополнении к отзыву на исковое заявление просил уменьшить заявленную истцом сумму неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Ходатайство ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ суд удовлетворил в связи со следующим.
Само по себе закрепление в федеральном законодательстве специального (повышенного) размера пени применительно к перевозчику за просрочку доставки вагонов не исключает право ответчика на подачу ходатайства о применении ст.333 ГК РФ и рассмотрения указанного ходатайства исходя из конкретных обстоятельств дела. Возможность применения ст.333 ГК РФ в делах о взыскании пени за просрочку в доставке вагонов подтверждается, в том числе правоприменительной практикой: Определение ВАС РФ от 02.09.2013 N ВАС-11320/13 по делу N А53-28690/2012 Определение ВАС РФ от 30.01.2012 N ВАС-108/12 по делу N А53-5609/11 Постановление ФАС Московского округа от 27.02.2014 N Ф05-178/2014 по делу N А40-45395/13-111-416; Постановление ФАС Московского округа от 12.09.2013 по делу N А40-129143/12-111-416 Постановление ФАС Московского округа от 24.09.2013 по делу N А40-104542/12-39-979 и др.
Ответчик, ходатайствуя о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылался на пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81, пункт 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применении Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
При этом ответчик в качестве доводов о несоразмерности неустойки указывал, что в рассматриваемом случае размер пени за просрочку доставки порожних вагонов несоразмерен последствиям нарушения обязательства в связи кратковременностью периода просрочки доставки вагонов от 1 до 10 суток, поясняя, что длительность нарушения обязательства является одним из критериев для установления несоразмерности размера пени.
Суд исследовал указанные доводы ответчика с учетом возражений истца. Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой груза, период просрочки в доставке груза (от 1-10 дней), суд применил ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до 27 500 000 руб. При этом суд счел сумму справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы ответчика на основании следующего.
В силу п. 6.3. Правил исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов срок доставки груза подлежит увеличению в связи с задержкой в пути следования, связанной с устранением технической неисправности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и верно истолковано судом первой инстанции, вышеназванное положение Правил касается железнодорожных накладных, по которым следовал состав с вагонами, у которых были выявлены неисправности.
В рассматриваемом случае неисправные вагоны были отцеплены от основного состава (который, в свою очередь, был отправлен далее по маршруту и требований по нему Истцом не заявлялось) и после выполнения ремонта направлялись на станцию назначения по досылочным накладным, содержащим свой уникальный срок доставки, отличный от срока доставки по основной накладной.
Именно обновленный срок доставки, указанный на досылочных накладных, был пропущен Ответчиком и именно на основании данных сроков был сформирован расчет требований Истца, о чем и указал суд первой инстанции в своем решении.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2022 года по делу N А40- 279556/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-279556/2021
Истец: ООО "ОТЭКО - ПОРТСЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"