г. Тула |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А09-2291/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мосиной Е.В., судей Афанасьевой Е.И., Волковой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антиповым В.А.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой Анны Владимировны об истребовании у начальника МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Дмитрия Валентиновича бухгалтерской и иной документации должника,
заинтересованное лицо: Администрация Гордеевского района Брянской области,
в рамках дела N А09-2291/2021 по заявлению Фролова Павла Михайловича о признании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области, п. Мирный Гордеевского района Брянской области, несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Фролов Павел Михайлович (далее - Фролов П.М., заявитель) обратился с Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области (далее - МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области, должник) несостоятельным должником (банкротом).
Определением суда от 05.04.2021 заявление принято к производству арбитражного суда, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.
Определением суда от 20.09.2021 (резолютивная часть определения от 13.09.2021) заявление кредитора признано обоснованным, в отношении МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Кузнецова Анна Владимировна.
24.11.2021 временный управляющий МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецова Анна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об истребовании у начальника МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Дмитрия Валентиновича бухгалтерской, налоговой отчетности и иных документов в отношении финансово-хозяйственной деятельности должника, в том числе:
1. документы бухгалтерской и налоговой отчетности за период с 01.01.2018 по настоящее время;
2. список открытых (действующих в настоящее время) счетов в банках и иных кредитных организациях (учреждениях), а также список закрытых в период с 01.01.2018 по настоящее время счетов в банках и иных кредитных организациях (учреждениях). Списки должны содержать по каждому счету:
- реквизиты (номер) счета;
- вид счета (рублевый, валютный, расчетный, ссудный, бюджетный и т.д.);
- адреса банков и иных кредитных организаций (учреждений), а также их филиалов (если счет открыт в филиале), фамилии, имена, отчества руководителей и главных бухгалтеров банков, кредитных организаций (учреждений) и их филиалов, контактные телефоны;
3. выписки по всем счетам в банках и иных кредитных организациях (учреждениях) на последнюю дату;
4. перечень счетов в банках и иных кредитных организациях (учреждениях), на которые в настоящее время наложен арест, с указанием даты и оснований ареста;
5. информацию о картотеках по счетам в банках и иных кредитных организациях (учреждениях) с указанием реквизитов счета, суммы задолженности, с указанием оснований установления картотеки и перечнем всех неоплаченных платежных документов, который должен содержать вид платежного документа, номер, дату, сумму, наименование кредитора;
6. акты и заключений налоговых, аудиторских и иных проверок за период с 01.01.2018 по настоящее время;
7. акты инвентаризаций, проведенных в период с 01.01.2018 по настоящее время; акты переоценки внеоборотных активов за период с 01.01.2018 по настоящее время;
8. перечень кредиторов по состоянию на день получения настоящего запроса, который должен содержать следующую расшифровку по каждому кредитору:
- наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (для физических лиц) кредитора;
- юридические и фактические адреса для юридических лиц, адреса места жительства для физических лиц, контактные телефоны (рабочие, домашние, сотовые, факсы и т.д.), иные контактные данные (адреса электронной почты т.д.);
- фамилии, имена, отчества директоров (руководителей) и главных бухгалтеров, их контактные телефоны;
- сумма задолженности, с выделением суммы основной задолженности и суммы задолженности по штрафам и пеням, убыткам, процентам за пользование чужими денежными средствами, с указанием даты возникновения задолженности и периода просрочки;
- основания, по которым кредиторы предъявляют требования:
а) договора, акты сверки расчетов, писем о признании долга, платежных требований, актов и переписки о проведении взаимозачетов, товарных накладных, товарно-транспортных накладных, коносаментов и иных документов гражданско-правового характера (бухгалтерского и иного учета), являющихся основаниями для предъявления требований;
б) бухгалтерские выписки по физическим лицам, работающим на предприятии;
в) договора с физическими лицами;
г) расчет задолженности по налогам, заработной плате и т.д.;
д) др.
Информацию, предоставляемую в перечне кредиторов (п.8) прошу сгруппировать раздельно по блокам: кредиторы - юридические липа; кредиторы - физические лица, перед которыми должник имеет задолженность по заработной плате; кредиторы - физические лица, перед которыми задолженность возникла по иным гражданско-правовым основаниям; задолженность по налоговым и иным обязательным платежам.
9. перечень дебиторов по состоянию на день получения настоящего запроса, который должен содержать следующую расшифровку по каждому дебитору:
- наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (для физических лиц) дебитора;
- юридические и фактические адреса для юридических лиц, адреса места жительства для физических лиц, контактные телефоны (рабочие, домашние, сотовые, факсы и т.д.), иные контактные данные (адреса электронной почты т.д.);
- фамилии, имена, отчества директоров (руководителей) и главных бухгалтеров, их контактные телефоны;
- сумма задолженности, с выделением суммы основной задолженности и суммы задолженности по штрафам и пеням, убыткам, процентам за пользование чужими денежными средствами, с указанием даты возникновения задолженности и периода просрочки;
- основания требований к дебиторам:
а) договора, акты сверки расчетов, письма о признании долга, платежные требования, акты и переписка о проведении взаимозачетов, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, коносаменты и иные документы гражданско-правового характера (бухгалтерского и иного учета), являющихся основаниями для предъявления требований;
б) документы, подтверждающие требования к физическим лицам;
в) др.
Информацию, предоставляемую в перечне дебиторов (п.9) прошу сгруппировать раздельно по блокам: дебиторы - юридические лица; дебиторы - физические лица.
10. перечень судебных дел, находящихся на рассмотрении арбитражных судов и судов общей юрисдикции, с участием должника в качестве ответчика, истца, третьего лица и т.д., с указанием:
- номера дела;
- наименования и адреса суда, рассматривающего дело;
- полных данных сторон по делу и процессуального положения должника в деле;
- содержания требований по делу, с указанием суммы предъявленных требований (если требование денежное либо имеет денежную оценку); с приложением процессуальных документов (исковых заявлений, жалоб и т.д.), материалов дела и имеющихся судебных актов;
11. перечень судебных дел с участием должника, судебные акты по которым вступили в законную силу, а также исполнительных листов, предъявленных к исполнению, с указанием:
- номера дела, даты принятия судебного акта, даты выдачи исполнительного листа и предъявления его к исполнению;
- наименования и адреса суда, в котором рассматривалось дело;
- полного наименования сторон по делу и процессуального положения должника в деле;
- содержания требований по делу, с указанием предъявленных к взысканию сумм (если требование денежное либо имеет денежную оценку);
- решений по делу, с указанием взысканных (присужденных) сумм;
- судебных инстанций, в которых рассматривалось дело;
- дат вступления судебных актов в законную силу;
- дат предъявления исполнительных листов к исполнению:
- наименований и адресов судов, контролирующих исполнительное производство;
- подразделений службы судебных приставов, в которых исполнительные листы находятся на исполнении, фамилий, имен, отчеств судебных приставов-исполнителей, ведущих исполнительные производства, контактные телефоны; с приложением:
- процессуальных документов (исковых заявлений, жалоб и т.д.), материалов дела и имеющихся судебных актов;
- исполнительных листов:
12. договора (действующих, завершенных, расторгнутых и т.д.) за период с 01.01.2018 по настоящее время, с приложением по каждому договору документов, подтверждающих исполнение или ход исполнения договоров:
- актов приемки выполненных работ/оказанных услуг;
- актов приема-передачи имущества;
- платежных документов (на исполненных документах должна быть отметка об исполнении);
- актов сверки расчетов;
- актов и переписки о проведении зачетов;
- договоров уступки требования, перевода долга, новации;
- др.;
13. перечень основных средств с указанием по каждому объекту:
- полного наименования (в соответствии с правоустанавливающими документами, техническими и иными документами на объект, документами бухгалтерского и налогового учета);
- начальной и остаточной стоимости;
- процента износа (кроме объектов недвижимости);
14. перечень объектов недвижимости, которыми должник владеет на правах собственности, хозяйственного ведения, аренды, безвозмездного пользования, а также по другим гражданско-правовым (в т.ч., договорным) основаниям, с указанием по каждому объекту:
- полного наименования объекта (в соответствии с правоустанавливающими документами, техническими и иными документами на объект, документами бухгалтерского и налогового учета);
- местонахождения объекта (точный адрес, территориальное расположение);
- площади объекта (здания, строения/сооружения, помещения, земельного участка);
- этажности;
- назначения объекта;
- материалов, из которых выполнены конструкции объекта;
- года постройки и технического состояния объекта;
- начальной и остаточной балансовой стоимости объекта, процента износа; с приложением по каждому объекту:
- документов, подтверждающих право должника на владение, пользование, распоряжение объектом недвижимости (договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и др. договоры, свидетельства о праве собственности, свидетельства о внесении в реестр собственности и др.);
- технических паспортов, кадастровых планов и выписок;
15. перечень основных средств и объектов недвижимости, указанных в п.п. 13 и 14 настоящего запроса и переданных во владение и пользование третьим лицам по договорам аренды, безвозмездного пользования, иным гражданско-правовым договорам, а также по иным основаниям гражданско-правового характера, с указанием по каждому объекту;
- полного наименования объекта (в соответствии с правоустанавливающими документами, техническими и иными документами на объект, документами бухгалтерского и налогового учета);
- местонахождения объекта (точный адрес, территориальное расположение);
- площади объекта (здания, сооружения/сооружения, помещения, земельного участка);
- назначения объекта;
с приложением по каждому объекту:
- документов, подтверждающих право третьих лиц на владение и (или) пользование объектом недвижимости (договор аренды/субаренды, безвозмездного пользования, иной договор гражданско-правового характера, акт приема-передачи, иных документов);
16. перечень транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним (а также механизмов и оборудования), принадлежащих должнику, с указанием по каждому транспортному средству, самоходной машине и прицепу к ней:
- наименования, марки (модели), года выпуска, пробега, технического состояния;
- реквизитов документов регистрационного учета (технического паспорта, свидетельства о регистрации и т.д.); с приложением:
- документов регистрационного учета, технических паспортов, свидетельств о регистрации и т.д. по каждому транспортному средству, самоходной машине и прицепу к ней;
17. перечень транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, принадлежащих должнику и переданных во владение, пользование третьим лицам, с указанием по каждому транспортному средству, самоходной машине и прицепу к ней:
- наименования, марки (модели), года выпуска, пробега, технического состояния;
- реквизитов документов регистрационного учета (технического паспорта, свидетельства о регистрации и т.д.); с приложением:
- документов регистрационного учета, технических паспортов, свидетельств о регистрации и т.д. по каждому транспортному средству, самоходной машине и прицепу к ней;
- документов, являющихся основаниями возникновения (существования) права владения/пользования третьих лиц транспортными средствами (договоров аренды, безвозмездного пользования и др.);
18. уставные (учредительные) документы должника:
- устав, изменения и дополнения к уставу;
- учредительный договор, изменения и дополнения к учредительному договору;
- договор об учреждении общества, изменения и дополнения к договору об учреждении общества;
- иные документы, предусмотренные законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах;
- свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица;
- свидетельства о регистрации изменений и дополнений, вносимых в уставные (учредительные) документы, а также иных изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах (с приложением документов, являющихся основаниями для таких изменений и дополнений: протоколов общих собраний участников, решений единственного (учредителя) участника и т.д.);
- список участников на дату получения настоящего запроса, а также информацию об изменениях в составе участников за период с 01.01.2018 по настоящее время (с приложением подтверждающих документов: протоколов общих собраний участников, решений единственного (учредителя) участника и т.д.);
19. описание структуры предприятия:
- перечень структурных подразделений, включая цеха, отделы и т.д. (если таковые имеются), фонд заработной платы по каждому подразделению и в целом по предприятию;
- численность работников предприятия;
- перечень филиалов, представительств, территориально обособленных структурных разделений с указанием адреса, фамилии, имени, отчества руководителя, контактного телефона, с приложением:
- документов, подтверждающих описанную структуру;
- положений о филиале, представительстве, структурном подразделении;
- штатного расписания;
20. фамилии, имени, отчества, наименования должностей, контактные телефоны членов коллегиальных исполнительных органов (правления, дирекции, совета директоров, наблюдательного совета и т.д.), руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, иных лиц, которым в соответствии с уставными (учредительными) документами или иным способом представлялось право первой и второй подписи на платежных документах, представляемых в банки и иные кредитные организации (учреждения), право подписи на договорах и иных документах, за период с 01.01.2018 по настоящее время;
21. перечень юридических лиц (в соответствии с главой 4 "Юридические лица" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации), участником (учредителем), членом которых является должник (а также являлся в период с 01.01.2018 по настоящее время), с приложением списка вложений в уставные/складочные, акционерные и иные капиталы таких хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, некоммерческих организаций, дочерних предприятий, подтверждающих участие/членство. Перечень должен содержать следующую информацию по каждому отдельному юридическому лиц/вложению:
- организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица;
- юридический и фактический адрес;
- фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера, контактные телефоны и иные данные;
- характер участия должника в таких лицах с указанием вида, количества, номинала, общей стоимости акций, размера доли, стоимости вклада и т.д.;
- фактическое состояние участия: участвует в настоящее время либо участвовал ранее (с указанием периода участия и причин выбытия из участия);
- информация об участии в органах управления такого юридического лица: наименование органа управления, должность, положение представителя должника, иная форма участия, количество голосов в органе управления, иная информация об участии должника в органах управления, в принятии решений и т.д.
22. изменение уставного капитала должника за период с 01.01.2018 по настоящее время, с указанием характера и причин таких изменений в соответствии с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах (выплата действительной стоимости доли участнику, уменьшение/увеличение уставного капитала и т.д.), с приложением подтверждающих документов (протоколов общих собраний участников, решений единственного (учредителя) участника и т.д.);
23. сведения о реорганизациях должника за период с 01.01.2018 по настоящее время, с указанием характера и причин таких реорганизаций в соответствии с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах и с приложением подтверждающих документов (протоколов общих собраний участников, решений единственного (учредителя) участника и т.д.).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2022 ходатайство конкурсного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. удовлетворено. У Шилина Д.В. истребованы копии вышеперечисленных документов МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области. Суд обязал Шилина Д.В. передать документы, сведения и имущество конкурсному управляющему муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2022, Шилин Д.В. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит суд определение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы заявитель указал на то, что Распоряжением Администрации Гордеевского района Брянской области от 27.12.2021 N 495-р, Шилин Дмитрий Валентинович - начальник МУП "Мирнинский жилкомхоз" был уволен по собственному желанию с 30.12.2021, действие трудового договора прекращено с указанной даты. Администрация Гордеевского района письмом, поступившим в суд 10.03.2022, сообщила, что после увольнения Шилина Д.В. МУП жилищно-коммунальное хозяйство Гордеевского района Брянской области не имеет руководителя. Учредителем МУП жилищно-коммунальное хозяйство Гордеевского района Брянской области является Комитет по управлению муниципальным имуществом Гордеевского района Брянской области, который в силу пунктов 2, 3 статьи 26 Закона "Об унитарных предприятиях" осуществляет полномочия собственника и утверждает бухгалтерскую отчетность должника. Таким образом, после увольнения Шилина Д.В. с 30.12.2021 именно Комитет по управлению муниципальным имуществом Гордеевского района Брянской области как учредитель должника обязан был обеспечить сохранность документов и имущества предприятия. Ссылается на то, что Шилин Д.В. не обладает необходимыми документами и не имеет возможности их восстановления, обязанность по их передаче не может быть возложена на ответчика. Кроме того, Шилин Д.В. в апелляционной жалобе указал на то, что он не был надлежащим образом извещен о рассмотрении в Арбитражном суде Брянской области обособленного спора об истребовании документов должника.
Определением суда от 26.09.2022 назначено судебное заседание по рассмотрению ходатайства Шилина Д.В. о восстановлении срока на апелляционное обжалование определения Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2022 по делу N А09-2291/2021 в судебном заседании Двадцатого арбитражного апелляционного суда на 26.10.2022.
Конкурсный управляющий МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. представила отзывы на ходатайство о восстановлении срока и на апелляционную жалобу, в которых возражала против удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, а также против доводов заявителя жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей не направили. Судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что определение Арбитражного суда Брянской области от 24.12.2021 о принятии заявления временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. об истребовании у начальника МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Д.В. бухгалтерской и иной документации должника было направлено судом Шилину Д.В. по юридическому адресу МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области - 243657, Россия, п. Мирный, Гордеевский р-н, Брянская, Ленина ул., д.8.
Извещение по данному адресу не может быть принято в качестве доказательства надлежащего извещения Шилина Д.В. о месте и времени судебного разбирательства, поскольку было направлено не по адресу ответчика, а по адресу юридического лица, сотрудником которого являлся Шилин Д.В.
Как следует из представленного заявителем апелляционной жалобы Распоряжения Администрации Гордеевского района Брянской области от 27.12.2021 N 495-р, Шилин Дмитрий Валентинович - начальник МУП "Мирнинский жилкомхоз" был уволен по собственному желанию с 30.12.2021, действие трудового договора прекращено с указанной даты.
Согласно представленному в материалы дела по запросу суда ответу УФПС Тверской области от 10.10.2022 МР69-05/566, заказное письмо разряда "Судебное" N 24105049137400 поступило в отделение почтовой связи 29.12.2021. Согласно производственным документам указанное заказное письмо вручено 11.01.2022.
Таким образом, на дату вручения заказного письма, содержащего определение Арбитражного суда Брянской области от 24.12.2021 о принятии к производству заявления временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. об истребовании у начальника МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Д.В. бухгалтерской и иной документации должника, Шилин Д.В. уже не являлся начальником указанной организации, в связи с чем заказное письмо не могло быть ему вручено.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения Шилина Д.В. о дате и времени судебного заседания по месту жительства (регистрации), указанному в паспорте гражданина Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 121, 123 АПК РФ, суд апелляционной инстанции признал неправомерным вывод суда первой инстанции о надлежащем извещении Шилина Д.В. о времени и месте судебного заседания.
Согласно пункту 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Поскольку из материалов дела усматривается наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционный суд счел необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ. Судебное заседание назначено на 14.12.2022.
02.12.2022 от Шилина Д.В. поступил отзыв на заявление временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. об истребовании у Шилина Д.В. бухгалтерской и иной документации должника.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса.
Из материалов дела следует, что определением суда от 20.09.2021 (резолютивная часть определения от 13.09.2021) заявление кредитора признано обоснованным, в отношении МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Кузнецова Анна Владимировна.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области (сокращенное наименование - МУП "Мирнинский жилкомхоз") является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
24.11.2021 временный управляющий МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецова Анна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об истребовании у начальника МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Дмитрия Валентиновича бухгалтерской, налоговой отчетности и иных документов в отношении финансово-хозяйственной деятельности должника, ссылаясь на то, что документы организации временному управляющему не переданы.
В дополнении к ходатайству временный управляющий указала на то, что от начальника МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Дмитрия Валентиновича по электронной почте в адрес временного управляющего поступили следующие документы: копия устава, информация о размере кредиторской и дебиторской задолженности, список должников по жилищно-коммунальным услугам МУП "Мирнинский жилкомхоз" на 01.11.2021.
Рассмотрев заявление временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой Анны Владимировны об истребовании у Шилина Дмитрия Валентиновича бухгалтерской, налоговой отчетности и иных документов в отношении финансово-хозяйственной деятельности должника, суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" разъяснено, что в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ.
По смыслу указанных правовых норм, основанием для удовлетворения соответствующего заявления конкурсного управляющего должника является отказ или уклонение руководителя либо иного лица, у которого фактически находится документация должника, от ее передачи.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
При этом возлагаемая по суду обязанность по исполнению обязательства в натуре для ответчика должна быть объективно и субъективно исполнимой.
Таким образом, в рамках рассмотрения спора необходимо исследовать вопрос фактического нахождения истребуемых документов и имущества у лица, требования к которому о возложении обязанности передать документы и имущество предъявлены, поскольку отсутствие указания в резолютивной части судебного акта сведений о конкретном имуществе и документах, подлежащих передаче, влечет заведомую его неисполнимость, что противоречит целям и задачам арбитражного судопроизводства.
Вместе с тем, арбитражным судом должны приниматься только такие судебные акты, которые могут быть реально исполнены, поскольку иначе судебный акт будет не соответствовать требованиям статьи 16 АПК РФ и может создать угрозу необоснованного привлечения к ответственности.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал на необходимость обеспечения принципов правовой определенности и исполнимости судебного акта об истребовании (обязании передать) документы и/или имущество, недопустимости перенесения вопроса установления существа неисполненного бывшим руководителем обязательства судебным приставом-исполнителем, а не судом.
Удовлетворяя заявление временного управляющего, суд должен быть в достаточной степени уверен в возможности исполнения судебного акта ответчиком, исходя из совокупности представленных доказательств.
Как указано выше, Распоряжением от 27.12.2021 N 495-р главы администрации Гордеевского района Брянской области Шилин Д.В. уволен с должности начальника МУП жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области по собственному желанию с 30.12.2021, в связи с чем последний утратил организационно-распорядительные функции в отношении МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области.
После увольнения Шилина Д.В. с 30.12.2021 именно Комитет по управлению муниципальным имуществом Гордеевского района Брянской области, как учредитель должника обязан был обеспечить сохранность документов и имущества предприятия, в том числе транспорта.
08.09.2022 в помещении МУП жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области" по адресу: Брянская область, Гордеевский район, п. Мирный, ул. Ленина д.8 комиссией во главе с председателем комитета по имуществу Гордеевского района Брянской области обнаружены и изъяты документы бухгалтерской, налоговой отчетности за период с 01 января 2018 г. по настоящее время, а также иные финансовые документы, относящиеся к деятельности должника, о чем составлен акт об изъятии документов МУП "Мирнинский жилкомхоз" от 08.09.2022.
В числе изъятых документов организации, в том числе содержатся: Устав МУП "Мирнинский жилкомхоз", Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, Решение Мирнинского сельского совета народных депутатов "О передаче имущества в хозяйственное ведение", Постановления администрации о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "Мирнинский жилкомхоз" муниципального движимого имущества, бухгалтерская отчетность за 2018, 2019, 2020 г.г., налоговые декларации, акты налоговых проверок, Статистические формы отчетности, штатное расписание, договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, договоры энергоснабжения, соглашения о порядке расчетов, договоры об оказании услуг по замене насоса, Свидетельства о регистрации машин, паспорта самоходных машин, Акты о списании транспортных средств и иные документы.
Таким образом, указанный акт подтверждает, что документы бухгалтерской и налоговой отчетности после увольнения Шилина Д.В. находились у собственника МУП "Мирнинский жилкомхоз", которым выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом Гордеевского района.
Комитет по управлению имуществом Гордеевского района Брянской области 14.10.2022 заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении направил в адрес старшего судебного пристава по Красногорскому и Гордеевскому районам документы, отражающие экономическую деятельность МУП жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области (почтовая квитанция с описью вложения приобщена к материалам дела заявлением от 28.10.2022).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору. Возложение на руководителя должника обязанности передать конкурсному управляющему документы в отсутствие безусловных доказательств наличия у него таковых может привести к принятию неисполнимого судебного акта.
Таким образом, объективная невозможность исполнения руководителем обязанности по передаче документации/имущества должника арбитражному управляющему исключает возможность удовлетворения судом требования об исполнении им в натуре обязанности, предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве.
В рассматриваемом случае временным управляющим не представлено суду достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что истребуемые документы и имущество юридического лица в настоящее время находятся непосредственно у бывшего руководителя должника Шилина Д.В., и что он их удерживает или уклоняется от их передачи в распоряжение временного управляющего.
При таких обстоятельствах, заявление временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой Анны Владимировны об истребовании у Шилина Дмитрия Валентиновича бухгалтерской и иной документации должника удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия также отмечает, что определением Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2022 ходатайство конкурсного управляющего МУП жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. об истребовании у бывшего руководителя МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилина Д.В. оригиналов бухгалтерских документов и иной документации оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал, что поскольку на дату введения процедуры конкурсного производства в отношении МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Шилин Д.В. не являлся руководителем должника, то есть лицом, на которое возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника, основания для удовлетворения заявления конкурсного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой А.В. отсутствуют.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, имеются основания для отмены определения Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2022 по делу N А09-2291/2021.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2022 по делу N А09-2291/2021 отменить.
В удовлетворении заявления временного управляющего МУП ЖКХ Гордеевского района Брянской области Кузнецовой Анны Владимировны об истребовании у Шилина Дмитрия Валентиновича бухгалтерской и иной документации должника отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мосина |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2291/2021
Должник: МУП жилищно-коммунального хозяйства Гордеевского района Брянской области
Кредитор: Фролов Павел Михайлович
Третье лицо: а/у Кузнецова А. В., АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРДЕЕВСКОГО РАЙОНА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ, АТТРАКЦИОНОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУП "Брянсккоммунэнерго", к/у Кузнецова А.В, Комитет по управлению муниципальным имущестом Гордеевского района, конкурсный управляющий Кузнецова Анна Владимировна, Межрайонная ИФНС N 1 по Брянской области, отдел адресно-справойчной службы УВМ УМВД России по Брянской области, ПАО "Россети Центр", РСО ПАУ, УГИБДД УМВД РФ по Брянской области, УФНС России по Брянской области, ФГУП Управление федеральной почтовой связи Брянской области Филиал "ПОЧТА РОССИИ", Шилин Д.В.
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-854/2024
23.03.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-630/2023
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-630/2023
26.12.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7921/2022
16.12.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6991/2022
16.12.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7848/2022
31.01.2022 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-2291/2021