г. Ессентуки |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А18-2237/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс "Южный" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.11.2023 по делу N А18-2237/2023, принятое по исковому заявлению акционерного общества "Корпорация развития Республики Ингушетия" (ОГРН 1160608051922, ИНН 0608042290) к обществу с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс "Южный" (ОГРН 1120603000407, ИНН 0603001572), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ОГРН 1020600987571, ИНН 0602012733), Министерства экономического развития Республики Ингушетия (ОГРН 1110608001646, ИНН 0608018202) о взыскании суммы ущерба,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Корпорация развития Республики Ингушетия" Бузуртанова Ж.М. (генеральный директор),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Корпорация развития Республики Ингушетия" (далее - АО "КРРИ", корпорация, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс "Южный" (далее - ООО "Птицекомплекс "Южный", общество, ответчик) о взыскании с ответчика суммы ущерба в размере 27 852 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в размере 162 260 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия и Министерство экономического развития Республики Ингушетия.
Решением суда 21.11.2023 требования АО "КРРИ" удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскана сумма ущерба в размере 27 852 000 рублей. Также с ООО "Птицекомплекс "Южный" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 162 260 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Птицекомплекс "Южный" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
От АО "КРРИ" поступили пояснения по делу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "КРРИ" полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, пояснения, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.11.2023 по делу N А18-2237/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительство Республики Ингушетия заключили соглашение от 14.02.2018 N 370-08-2018-019 о предоставлении в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия субсидии на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы" (далее - соглашение N 370-08-2018-019).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Ингушетия, на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составил в 2018 году 532 700 тыс. рублей (пункт 2.1 соглашения N 370-08-2018-019).
Из 532 700 тыс. рублей субсидий на 2018 год 500 млн. рублей финансируется из федерального бюджета и 32 700 тыс. рублей - из бюджета Республики Ингушетия.
Из перечня мероприятий следует, что в целях их софинансирования предоставляется субсидия (приложение N 1 к соглашению N 370-08-2018-019) для имущественных взносов Республики Ингушетия в корпорацию на реализацию проекта "Птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 235 тонн в год" (299 563 100 рублей) (далее - птицекомплекс), "Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН" (233 138 800 рублей) (далее - комбинат).
Приложением N 2 к соглашению N 370-08-2018-019 предусмотрены имущественные взносы Республики Ингушетия в корпорацию на реализацию проектов "Птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 235 тонн в год", "Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН".
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 16.05.2017 N 362-р координатором деятельности корпорации определено Министерство экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (далее - министерство экономики).
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 07.03.2018 N 124-р уставной капитал корпорации увеличен на сумму 532 700 тыс. рублей.
Во исполнение соглашения N 370-08-2018-019 министерство экономики и корпорация заключили соглашение от 14.03.2018 N 00000370082018019012 о предоставлении субсидии из бюджета Республики Ингушетия для реализации программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года (далее - соглашение N 00000370082018019012) для осуществления имущественного взноса Республики Ингушетия в субъект Федерации с целью реализации инвестиционных проектов в рамках подпрограммы в соответствии с лимитом бюджетных обязательств, доведенных министерству экономики как получателю средств федерального бюджета в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к соглашению N 370-08-2018-019, являющемуся неотъемлемой частью данного соглашения (пункт 1.1).
Корпорация обязалась обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к соглашению (подпункт 4.3.5.1 соглашения N 00000370082018019012). Если корпорацией на 31 декабря года представления субсидии нарушены обязательства, предусмотренные подпунктом 4.3.5.1 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной правилами предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, министерство экономики рассчитывает объем средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта в бюджет Республики Ингушетия, и направляет корпорации требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Ингушетия в указанном объеме (пункт 4.1.4 соглашения N 00000370082018019012).
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения N 00000370082018019012).
При исполнении соглашения N 00000370082018019012 министерство экономики перечислило корпорации 532 700 тыс. рублей, что подтверждается приказом министерства экономики от 04.05.2018 N 33 "О перечислении денежных средств", платежными поручениями от 17.05.2018 N 364855, 07.06.2018 N 394934.
После заключения соглашения N 00000370082018019012 корпорация заключила договор об осуществлении прав участников с ООО "КСМ "Неон" и договоры купли-продажи доли с ООО "Птицекомплекс "Южный", в целях реализации инвестиционных проектов в 2018 году за счет средств субсидии в размере 532 700 тыс. рублей. Из данных средств обществу перечислены 299 563 100 рублей (278 520 тыс. рублей из федерального бюджета и 21 043 100 рублей - из бюджета Республики Ингушетия).
Исходя из пункта 5.1.8 договора инвестор не реже одного раза в месяц обязан предоставлять в корпорацию отчетность об исполнении графика мероприятий в соответствии с приложением N 5 к соглашению N 00000370082018019012. Корпорация, в свою очередь, обязана оценивать эффективность операционной деятельности инвестиционных проектов, проверять отчеты инвестора (пункты 5.3.3 и 5.3.4), и отчитываться перед министерством экономики об исполнении графика мероприятий по инвестиционным проектам по форме согласно приложению N 6 к соглашению N 370-08-2018-019 не позднее 13-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором получена субсидия (пункт 4.3.5.2 соглашения N 00000370082018019012).
Ввиду неисполнения корпорацией условий соглашения о предоставлении субсидий, министерство экономики обратилось в арбитражный суд с заявлением к корпорации о взыскании 50 млн рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 по делу N А18-1383/2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020, с корпорации в пользу министерства экономики взыскано 50 млн рублей ранее предоставленных субсидий. Корпорация признана не исполнившей условия соглашения о предоставлении субсидии.
Ссылаясь на взыскание денежных средств с корпорации в рамках дела N А18-1383/2019, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявленных требований руководствовался статьями 8, 10, 12, 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные по делу N А18-1383/2019, суд первой инстанции указал, что основанием взыскания министерством экономики субсидии с корпорации явилось недостижение показателей эффективности и несоблюдение графика выполнения мероприятий, оговоренных в соглашении N 370-08-2018-019, а также ненадлежащее исполнение договорных обязательств инвесторами и бездействие корпорации в вопросах расторжения договоров и взыскания неустойки, предусмотренной договорами с инвесторами.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2022 по делу N А18-1712/2020.
Причинение убытков корпорации ненадлежащим исполнением обществом принятых на себя обязательств по договору суд первой инстанции счел подтвержденными материалами дела.
Расчет убытков проверен и признан верным, контррасчет ответчиком не представлен.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил иск.
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.11.2023 по делу N А18-2237/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает. Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.11.2023 по делу N А18-2237/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2237/2023
Истец: АО "Корпорация развития РИ"
Ответчик: ООО "Птицекомплекс" Южный"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, Министерство экономического развития Республики Ингушетия, Даурбеков Хусен Баширович