г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А42-6945/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Барахтян Д.А.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35756/2022) комитета имущественных отношений администрации закрытого административно-территориального образования город Североморск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2022 по делу N А42-6945/2022, принятое
по иску акционерного общества "Мурманэнергосбыт"
к Комитету имущественных отношений администрации закрытого административно-территориального образования город Североморск
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - истец, АО "МЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее - ответчик, комитет) о взыскании 310 199,23 рублей основного долга.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2022 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не разрешен вопрос о наличии (отсутствии) в заявленный истцом период нанимателя жилого помещения, имеющего право пользования жилым помещением по установленным законом основаниям. Комитет полагает, что в целях установления всех обстоятельств дела и полного и всестороннего его рассмотрения подлежали привлечению в качестве третьих лиц Ткачёв Ю.Ю., Чадин В.А., Аникина СВ.
Также, судом в качестве третьего лица не привлечена к участию в деле администрация ЗАТО г. Североморск.
Снятие нанимателей и членов их семей с регистрационного учета правового значения при рассмотрении данного спора не имеет, поскольку регистрация носит лишь уведомительный характер.
Истец в отзыве просит решение оставить без изменения. Ответчик документально не подтвердил наличие зарегистрированных граждан в жилом помещении в спорный период времени.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Материалами дела установлено, в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск находятся следующие жилые помещения:
- помещение площадью 48 кв.м., расположенное по адресу: Мурманская область, пгт. Сафоново, ул. Капитана Елькина, д. 8, кв. 17 (реестровый номер 51021100013030);
- помещение площадью 52,8 кв.м., расположенное по адресу: Мурманская область, пгт. Сафоново, ул. Капитана Елькина, д. 17, кв. 15 (реестровый номер 51021100021658);
- помещение площадью 45,6 кв.м., расположенное по адресу: Мурманская область, пгт. Сафоново, ул. Школьная, д. 39, кв. 15 (реестровый номер 51021100012650).
Истец, являясь единственным поставщиком тепловой энергии в зоне нахождения данных помещений - объектов теплоснабжения, поставил за период с октября 2019 года по май 2022 года, в указанные помещения тепловую энергию, на нужды горячего водоснабжения, количество которой определено расчетным путем, на общую сумму 310 199,23 рублей.
Поскольку в претензионном порядке задолженность не погашена, АО "МЭС" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам стороны.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса.
Согласно статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне -гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (часть 2 статьи 60 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного Кодекса Российской Федерации на нанимателя возложена обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по правилам статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и с применением тарифов, утвержденных органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В силу частей 1, 2 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи (часть 4 статьи 155 ЖК РФ).
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в МКД по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
В данном случае, ни одна из управляющих компаний не обращалась в РСО для заключения договора теплоснабжения и предоставления коммунальных услуг, следовательно, РСО - АО "МЭС" является исполнителем коммунальных услуг.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12, от 19.11.2013 N7111/13.
Пунктами 8, 9 и 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354) определены лица, которые могут выступать исполнителями коммунальных услуг, к числу которых муниципальное образование не относится.
Кроме того, по общему правилу, при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе (ответ на вопрос N 4 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)).
Согласно статьям 50, 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ), органы местного самоуправления (т.е. администрация) от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса).
Статьей 34 Закона N 131-ФЗ, установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица, местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий; переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ):
Согласно пунктам 3.1, 3.22 Положения о Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее также - Положения) комитет от имени муниципального образования выступает собственником, муниципального имущества, осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению муниципальной собственностью в пределах, установленных действующим законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Положением, обеспечивает государственную регистрацию прав собственности муниципального образования на объекты недвижимости.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно справкам формы N 9, по учетным данным МБУ "МФЦ ЗАТО г.Североморск" в спорных жилых помещениях граждан зарегистрированных в спорный период по месту пребывания (временно) и по месту жительства (постоянно) нет.
Поскольку факт поставки тепловой энергии, судом установлен, не оспаривался ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, учитывая, что ответчик документально не подтвердил наличие зарегистрированных граждан в жилом помещении в спорный период времени, более того, материалы дела содержат доказательства того, что Комитет уведомлял Общество о том, что сведений о сдаче в наем спорных жилых помещений не имеется, требование о взыскании 310 199,23 рублей, заявленное к Комитету, правомерно удовлетворено.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц не имелось, документально их наличие ответчиком не подтверждено.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.09.2022 по делу N А42-6945/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6945/2022
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО Г.СЕВЕРОМОРСК