город Омск |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А46-23787/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12647/2022) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.10.2022 по делу N А46-23787/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны (ОГРН 311554327900239, ИНН 550312725270) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8), о признании недействительным распоряжения от 08.11.2021 N 1142,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны - Лавришко Артём Васильевич (паспорт серия 5200 N 422376 выдан 27.02.2001, диплом специалиста АВС 0429533 регистрационный номер 1598 дата выдачи 06.08.1999, по доверенности от 01.12.2021 сроком действия 1 год);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручинина Ксения Юрьевна по доверенности от 07 06 2022 N ИСХ-ДИО/7796, сроком действия 1 год; диплом от 04 08 2017 N 1632, удостоверение N 251/22;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ганчарук Наталья Александровна (далее - заявитель, ИП Ганчарук Н.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным распоряжения от 08.11.2021 N 1142 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 в Центральном административном округе города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.10.2022 по делу N А46-23787/2021 суд первой инстанции требования индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны удовлетворил и признал недействительным распоряжение Департамента от 08.11.2021 N 1142 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 в Центральном административном округе города Омска".
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, предоставив в собственность земельный участок или часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002, на котором расположен единый и неделимый объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:000000:15841 (газовая АЗС), принадлежащий предпринимателю на праве собственности.
Кроме того, суд взыскал с Департамента в пользу ИП Ганчарук Н.А. 300 руб. государственной пошлины.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что согласно свидетельству о государственной регистрации от 30.06.2012 право собственности ИП Ганчарук Н.А. зарегистрировано на производственно-технологический комплекс АГЗС; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2022 по делу N А46-14797/2021 отказано полностью в иске Департамента о признании отсутствующим права собственности на часть производственно-технологического комплекса АЗГС с кадастровым номером 55:36:00 00 00:15841, поскольку снос строений в испрашиваемой части приведет к утрате потребительских свойств всего объекта как единой неделимой вещи; доводы заинтересованного лица о том, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования не препятствует предоставлению земельного участка, так как в письменных пояснениях предприниматель заявляет о готовности оплатить за счет собственных средств межевание земельного участка с тем, чтобы исключить часть участка за красной линией.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3002 находится только часть производственно-технологического комплекса АЗГС с кадастровым номером 55:36:00 00 00:15841, действующее законодательство не предусматривает предоставление земельных участков под частями объектов недвижимости; часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 расположена в границах красных линий магистральной улицы районного значения, которые установлены действующим проектом планировки территории; формулировка резолютивной части судебного акта является неисполнимой, так как не определено в какой части должен быть предоставлен земельный участок; вид разрешенного использования земельного участка не соответствует цели его предоставления.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что Департамент не лишен права провести межевание земельного участка за счет средств заявителя и предоставить в собственность вновь сформированный земельный участок; спорный участок относится к зоне ОД-2, которая разрешает использование участков для размещения объектов придорожного сервиса и заправки транспортных средств; иных предусмотренных законом способов восстановить свои нарушенные права заявитель не имеет.
Определение суда апелляционной инстанции от 18.11.2021 рассмотрение дела было отложено, лицам, участвующим в деле, предложено представить дополнительные документа.
Заявителем представлены дополнительные пояснения с приложением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, технического паспорта объекта, акта предварительного выбора земельного участка, договора о предоставлении компенсации за снос жилого дома, заключения кадастрового инженера.
Департаментом представлены возражения на отзыв с приложением фрагмента карты градостроительного зонирования территории в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки) и фрагмента Проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - Проект планировки территории N578-п).
Все дополнительные документа приобщены к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, просило решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с письмом общества с ограниченной ответственностью "ЭкоГаз" (далее - ООО "ЭкоГаз") от 19.11.20003 о разрешении на проведение проектно-изыскательских работ по адресу: ул. Лермонтова - ул. 3-й Разъезд был составлен акт предварительного выбора земельного участка под строительство газовой автозаправочной станции за счет сноса жилого дома.
Между ООО "ЭкоГаз" и Соколовым Евгением Владимировичем, Симоновой Оксаной Владимировной, действующей от своего имени и от имени Симонова Константина Петровича заключен договор от 28.05.2004, согласно которому общество согласно акту выбора земельного участка под строительство сносило жилой дом и обязалось предоставить последним компенсацию в общей сумме 500 000 руб. для покупки трехкомнатной квартиры.
Также между ООО "ЭкоГаз" и Соколовой Любовью Леонидовной заключен договор от 08.06.2004, согласно которому общество согласно акту выбора земельного участка под строительство сносило жилой дом и обязалось предоставить последней компенсацию 205 000 руб. для покупки двухкомнатной квартиры.
На основании указанного выше разрешения из земельного участка 55:36:120103:3000 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3003, земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001 и земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 903 кв.м. с разрешенным использованием: земли общего пользования, для организации строительной площадки (л.д.20-21).
Распоряжением Мэра города Омска от 21.04.2006 N 148-р в аренду ООО "ЭкоГаз" были предоставлены:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 781 кв.м. для общественно-деловых целей под строительство газовой автозаправочной станции;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 903 кв.м. (земли общего пользования) для организации строительной площадки (л.д.16).
В рамках дела N А46-14797/2021, с участием тех же лиц, было установлено и не подлежит в порядке статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказыванию вновь, что между Департаментом и ООО "ЭкоГаз" был заключен 24.05.2006 договор аренды N Д-Ц-31-6215 земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001. Пунктом 1.1 данного договора предусмотрена цель использования участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3001 - для общественно-деловых целей под строительство газовой заправочной станции.
Также между Департаментом и ООО "ЭкоГаз" 24.05.2006 был заключен договор аренды N Д-Ц-31-6216 земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3002 (л.д.17-19). Пунктом 1.1 договора аренды земельного участка от 24.05.2006 N Д-Ц-31-6216 определена цель использования участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 - для организации строительной площадки.
Распоряжением Департамента архитектуры от 28.11.2006 N 471-р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 (л.д.85-94). На схематичном чертеже данного градостроительного плана определен участок допустимого размещения объекта (л.д.88).
Из пояснений Департамента следует, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 не разрабатывался и не утверждался, поскольку строительство на нем не было разрешено.
01.07.2007 Государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" была составлена техническая документация производственно-технологического комплекса (ПТК) АГЗС на ул. 3-й Разъезд, 6, о чем 09.07.2007 выдан соответствующий технический паспорт.
Согласно данному техническому паспорту в состав ПТК АГЗС входят: здание АГЗС площадью 36,3 кв. м; канализация бытовая протяженностью 7 м; газопровод надземный протяженностью 20 м; азотопровод надземный протяженностью 170 м; внутриплощадочные сети электроснабжения, протяженностью 400 м; навес площадью 124,8 кв. м, литера Г; навес площадью 21 кв. м, литера Г1; заглубленная емкость объемом 10 куб. м - 2 шт., литера Г2; колонки заправочные - 2 шт.; ограждение из металлической сетки, протяженностью 192,5 м; молниеприемники - 2 шт.; асфальтовое покрытие площадью 961,6 кв. м; информационный щит высотой 5 м.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 19.07.2007 N 55-220 Департамент строительства Администрации города Омска разрешил ООО "ЭкоГаз" ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - газовая автозаправочная станция.
Общий строительный объем объекта - 142 кв.м., в том числе, площадь помещений основного здания - 36.3 кв.м., заглубленные емкости - 10 кв.м., канализация бытовая протяженностью 7 п.м, азотопровод надземной прокладки протяженностью 216 п.м., газопровод надземной прокладки протяженностью 20 п.м., внутриплощадочные сети электроснабжения протяженностью 400 п.м, наружные сети электроснабжения протяженностью 170 п.м, колонки заправочные УЗСГ - 2 шт., насосно-компрессорный блок - 1 шт., молниеприемники - 2 шт.; асфальтовое покрытие площадью 961,6 кв. м.
Как следует из отметки, содержащейся в техническом паспорте, право собственности ООО "ЭкоГаз" на указанный объект было зарегистрировано 11.09.2007, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ N 522913.
01.09.2011 был изготовлен кадастровый паспорт сооружения - автомобильная газовая станция (АГЗС).
30.06.2012 на основании соглашения о разделе общего имущества супругов от 28.05.2012 было зарегистрировано право собственности Ганчарук Н.А. на производственно-технологический комплекс (ПТК) - АГЗС, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации 55-АА N 604588 (л.д.14).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) от 21.07.2016 Ганчарук Н.А на основании договора купли-продажи от 27.05.2016 N 8841 приобрела право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001 площадью 781 кв.м. для общественно-деловых целей (л.д.15).
Заключением кадастрового инженера от 17.08.2021 было произведено по заказу заявителя обследование АГЗС, в результате которого сделан вывод, что общая площадь используемой объектом территории составляет 1 293 кв.м. Площадь используемой территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 составляет 734 кв.м., площадь используемой территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 составляет 470 кв.м., площадь используемой территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3022 составляет 78 кв.м., площадь используемой территории, расположенной на неразграниченных землях составляет 11 кв.м.
Поскольку по мнению ИП Ганчарук Н.А. АГЗС фактически ошибочно построена не только на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3001, но и на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3002, она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002, площадью 903 кв.м., местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 3 Разъезд, дом 6, с видом разрешенного использования земли общего пользования.
01.11.2021 на основании обращения ИП Ганчарук Н.А. от 19.10.2021 о предоставлении в собственность земельного участка Департаментом был составлен акт осмотра, которым установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 903 кв.м. расположена часть сооружения производственно-технологический комплекс (ПТК) - АГЗС (л.д.25-28).
Распоряжением от 08.11.2021 N 1142 ИП Ганчарук Н.А. было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 в собственность, поскольку:
- в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельных участков без проведения торгов, в связи с тем, что объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:000000:15841 частично расположен в границах испрашиваемого земельного участка;
- земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует цели использования этого участка.
Одновременно с отказом в предоставлении земельного участка в собственность Департамент обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности ИП Ганчарук Н.А. на часть производственно-технологического комплекса АЗГС с кадастровым номером 55:36:000000:15841, а именно: в отношении 2 колонок автозаправочных УЗСГ-01; об исключении из ЕГРН сведений о праве собственности на них; о признании самовольной постройкой навеса (литер Г) площадью 124,8 кв. м на железобетонном фундаменте, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3002, площадью 903 кв. м; а также об обязании в течение 30 дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу освободить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120103:3002, 55:36:120103:3022, 55:36:120103:8225, 55:36:120104:157, 55:36:000000:711, 55:36:000000:150 от расположенных в их границах объектов: щита высотой 5 м с надписью "ЭкоГаз" и "АГЗС", 2 заправочных колонок, ограждения из металлической сетки, а также путем сноса навеса (литер Г) площадью 124,8 кв. м на железобетонном фундаменте.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2022 по делу N А46-14797/2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2022, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 является незаконным, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в оспариваемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит его подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Поскольку, исходя из пояснений сторон и буквального содержания оспариваемого отказа следует, что заявитель просил предоставить ему в собственность именно земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3002, который уже был сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, то подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган является первым этапом предоставления земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, в соответствии с пунктом 1, 6, 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из материалов дела, ИП Ганчарук Н.А. обратилась в адрес Департамента с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 для эксплуатации части АГЗС, строительство которой было разрешено на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120103:3001, выкупленном в порядке статьи 39.20 ЗК РФ под эксплуатацию данного объекта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2022 по делу N А46-14797/2021 отказано полностью в иске Департамента о признании отсутствующим права собственности индивидуального предпринимателя Ганчарук Н.А. на часть производственно-технологического комплекса АЗГС с кадастровым номером 55:36:00 00 00:15841. Суды пришли к выводу, что спорное имущество возведено в составе АЗС на основании согласованного проекта с получением всей необходимой разрешительной документации, размещение объекта частично на земельном участке, не отведенном для этих целей, обусловлено причинами, не зависящими от предпринимателя, и поэтому снос строений в испрашиваемой Департаментом части приведет к утрате потребительских свойств всего объекта как единой неделимой вещи.
Однако, судом первой инстанции не учтены следующие нормы права и обстоятельства дела. Согласно пунктам 1-3 статье 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпункт 7 пункта 5 данной статьи предусматривает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ также предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичное правило предусмотрено и в абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N178-ФЗ), согласно которому отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В пункте 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы о том, что установленный запрет направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, распоряжением Мэра города Омска от 21.04.2006 N 148-р в аренду ООО "ЭкоГаз" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3002 площадью 903 кв.м. (земли общего пользования) для организации строительной площадки.
Между Департаментом и ООО "ЭкоГаз" 24.05.2006 был заключен договор аренды N Д-Ц-31-6216 земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3002, пунктом 1.1 которого определена цель использования участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 - для организации строительной площадки.
Согласно имеющейся в деле выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3002 имеет следующее разрешенное использование: земли общего пользования, для организации строительной площадки.
В соответствии с требованием суда апелляционной инстанции Департаментом в материалы дела представлен фрагмента карты градостроительного зонирования территории в составе Правил землепользования и застройки, согласно которой спорный участок действительно учтен в составе территориальной зоны ОД-2.
Однако, согласно фрагменту Проекта планировки территории N 578-п, также истребованному и представленному в суд апелляционной инстанции, часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 с северной и восточной стороны пересекается красными линиями.
Таким образом, земельный участок хотя и относится к территориальной зоне ОД-2, но по разрешенному использованию является земельным участком общего пользования, то есть территорией, которой может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц и часть его предназначена для существующих или планируемых границы земельных участков, на которых расположены (могут располагаться) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, что в силу подпункт 7 пункта 5 статьи 27, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ исключает возможность их выкупа в порядке статьи 39.20 ЗК РФ.
Вопреки мнению суда первой инстанции недопустимым является и указание в резолютивной части решения на такой способ восстановления права как "обязать Департамент устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, предоставив в собственность земельный участок или часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002, на котором расположен единый и неделимый объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:000000:15841 (газовая АЗС), принадлежащий заявителю на праве собственности", поскольку подобная формулировка не позволяет четко выявить волю суда на совершение обязательных к исполнению действий.
Более того, суд апелляционной инстанции разъясняет, что предоставление части земельного участка возможно исключительно способом, предусмотренным законом.
В конкретной ситуации с учетом разрешенного использования спорного участка такой способ мог быть выражен только в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001, находящегося в собственности заявителя и земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002, находящегося в распоряжении Департамента.
При этом, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, поскольку действующий проект межевания, утвержденный на основании Проекта планировки территории N 578-п, не содержит планируемого перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120103:3001 и 55:36:120103:3002, то предусмотреть такую возможность предоставляет процедура внесения изменений в действующий проект планировки территории и проект межевания, который может осуществить за свой счет заявитель в порядке статьи 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял решение, не соответствующее требованиям статьи 39.20 ЗК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, уплаченные за рассмотрение дела в суде первой инстанции, подлежат распределению по результатам рассмотрения дела по существу и относятся на заявителя.
Судебные расходы на уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей апелляционной жалобы не распределяются судом ввиду освобождения подателя апелляционной жалобы от обязанности по уплате таковой.
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 15.12.2022, которая выразилась в неверном указании в резолютивной части секретаря судебного заседания, а именно - вместо "секретарь Мартынов Д.А." ошибочно указано "секретарь Коновалова М.Е.", что подтверждается протоколом и аудиопротоколом судебного заседания.
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая, что исправление опечатки не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 05.10.2022 по делу N А46-23787/2021 - отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ганчарук Натальи Александровны о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 08.11.2021 N 1142 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23787/2021
Истец: ИП Ганчарук Наталья Александровна
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска