г. Саратов |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А12-15216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 19.12.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 20.12.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Транснефть-Приволга"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2022 года по делу N А12-15216/2022 (судья Кострова Л.В.),
по заявлению Акционерного общества "Транснефть - Приволга" (443020, г. Самара, ул. Ленинская, д. 100, ОГРН: 1026301416371, ИНН: 6317024749)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (400094, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, д. 38, ОГРН: 1043400306223, ИНН: 3443077223)
о признании недействительными решений,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Транснефть - Приволга" - Родин Д.А., представитель по доверенности от 03.06.2022 года (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда - Мельникова Н.Б., представитель по доверенности от 10.01.2022 года N 10 (срок доверенности до 31.12.2022 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее - заявитель, общество, АО "Транснефть-Приволга") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее - Инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Дзержинскому району города Волгограда) с заявлением о признании недействительными решения от 15.12.2021 N 1626 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить 9 605 486 руб. недоимки по налогу на имущество организаций и решения от 15.12.2021 N 1627 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить 23 269 997 руб. недоимки по налогу на имущество организаций.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" не согласилось с принятым по делу судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в порядке ст. 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.11.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Приволга" 22.03.2021 представлены уточненные налоговые расчеты и уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за отчетные и налоговые периоды 2018 года и 2019 года.
Налоговым органом проведены камеральные проверки представленных налоговых деклараций. В ходе проверок налоговым органом установлено, что налогоплательщиком занижена остаточная стоимость имущества в связи с переквалификацией недвижимого имущества в состав движимого. Объекты основных средств, переквалифицированные из недвижимого имущества в движимое, входили в состав имущества, являющегося неотъемлемой частью магистрального нефтепровода.
Выявленные нарушения отражены в актах проверки от 06.07.2021 N 3643, от 06.07.2021 N 3644 (опубликованы в КАД 09.06.2022).
По итогам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок, возражений налогоплательщика налоговым органом приняты решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.12.2021 N 1626, от 15.12.2021 N 1627 (т. 2 л.д. 54-97, т. 1 л.д. 63-98).
Решением от 15.12.2021 N 1626 АО "Транснефть-Приволга" доначислен налог на имущество за 2018 год в сумме 49 683 440 руб.; решением от 15.12.2021 N 1627 АО "Транснефть-Приволга" доначислен налог на имущество за 2019 год в сумме 131 951 057 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа, Общество обратилось с апелляционными жалобами в УФНС России по Волгоградской области.
Решениями УФНС России по Волгоградской области от 28.02.2022 N 296 и от 28.02.2022 N 297 апелляционные жалобы АО "Транснефть-Приволга" оставлены без удовлетворения (опубликованы в КАД 09.06.2022).
Не согласившись с решениями ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 15.12.2021 N 1626, от 15.12.2021 N 1627, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерном доначислении налоговым органом спорных сумм налога.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть-Приволга", исходя из требований статьи 373 НК РФ, является плательщиком налога на имущество.
Основным видом деятельности общества является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов и для этих целей общество использует магистральные трубопроводы (нефтепровод, нефтепродуктопровод) и соответствующее оборудование, которые числятся у него на балансе. В бухгалтерском учете магистральные трубопроводы обществом отражаются в качестве недвижимого имущества.
Пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ определяет объект налогообложения налогом как недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств, либо принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.
Исходя из пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 3 статьи 375 Кодекса).
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 380 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, от налогообложения освобождены организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Затем с 01.01.2013 в законодательство о налогах и сборах внесены изменения, указанная налоговая льгота отменена, в том числе, в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако, согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Таким образом, взамен указанной выше льготы с 01.01.2013 пунктом 3 статьи 380 НК РФ установлены пониженные ставки налога на имущество в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, который содержит коды ОКОФ, наименования имущественных объектов и их краткую характеристику.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 292 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, утвердившее Перечень N 504.
Согласно внесенным изменениям Перечень N 504 устанавливает не только имущество, льготируемое по пункту 11 статьи 381 Кодекса, но и имущество, в отношении которого применяется пониженная налоговая ставка, предусмотренная пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что до 01.01.2013 право на освобождение от налогообложения, а также применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество было связано с функциональной принадлежностью объекта налогообложения и возникало при соблюдении следующих условий: имущество по своему функциональному значению относится к одному из видов, указанных соответственно в пункте 11 статьи 381 и пункте 3 статьи 380 Кодекса; имущество включено в Перечень N 504; имущество учтено на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
С 01.01.2013 льгота, предусмотренная пунктом 11 статьи 381 Кодекса, применительно к магистральным трубопроводам отменена.
В то же время, исходя из подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ, действовавшей с 01.01.2013 до 01.01.2015, установлена льгота для движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013 в качестве основных средств, которое не признавалось объектом налогообложения, а начиная с 01.01.2015 освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, было предусмотрено пунктом 25 статьи 381 Кодекса (введен в действие Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ), действовавшим до 01.01.2019.
Таким образом, с 01.01.2013 объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве основных средств, освобождались от налогообложения налогом на имущество.
Ранее, до 01.01.2013 Общество использовало налоговую льготу, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении принадлежащих ему магистральных трубопроводов и соответствующего имущества, являющегося неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
После отмены названной льготы, Общество спорные объекты перевело из состава недвижимого имущества в движимое имущество.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в состав имущества, исключенного из налоговой базы, вошли насос, насос промывной, насос шнековый, промывочный насос, циркулярный насос, насос перекачки топлива, система телемеханики, устройство контроля очистки трубопровода, система флотации, система обеззараживания, модуль бил очистки и т.д., ОКОФ которых указан в Перечне N 504.
Ранее в отношении данного вида имущества применялись пониженные налоговые ставки, установленные пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 464-ФЗ), в 2013 году - 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году -1 процент, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению N 504 в перечень сооружений нефтепровода включены задвижки, заслонки, клапана, насосы, скважины, резервуары, фильтры, линейная часть трубопровода, электросети, тепловые сети, подстанции, дороги, узлы учета нефти, станции, отводы, переходники, площадки, здания, ограждения, и прочее имущество, необходимое для функционирования магистрального трубопровода.
По данному перечню в имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, включены следующие категории.
В площадки производственные включено следующее имущество: производственные площадки нефтеперекачивающих станций, магистральных и подпорных насосных станций с основным и вспомогательным оборудованием и системами, площадки узлов запорной арматуры, узлов подключения насосных станций, узлов пуска (приема) средств очистки и диагностики, узлов автоматического перекрытия магистральных трубопроводов, систем сглаживания волн давления, площадки станций электрохимической защиты от коррозии, контрольно-измерительных колонок, необслуживаемых и обслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов, пунктов контроля и управления на линейной части магистральных трубопроводов; площадки обезвоживания осадка; иловые площадки; амбары аварийного сброса нефти; площадки фильтров-грязеуловителей; камеры (площадки) регуляторов давления.
В эстакады и галереи: сливоналивные эстакады нефтеналивных пунктов и перевалочных нефтебаз магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, включая регуляторы давления, емкости для сбора утечек и дренажа технологических трубопроводов, узлы технологических задвижек, комплектные трансформаторные подстанции, щиты системы управления, канализационные насосные, помещения с электроприводными задвижками, сливные железнодорожные эстакады, сливные насосные станции для нефти, нефтепродуктов и вакуумного газойля, пункт обогрева, компрессорная, пост электроцентрали, совмещенный со служебно-техническими помещениями. Галереи прокладки технологических трубопроводов, сетей электроснабжения, систем связи и управления магистральных трубопроводов (в части галерей нефтеперекачивающих станций).
В сооружения магистрального трубопроводного транспорта: узлы подключения насосных перекачивающих станций, камеры приема (пуска) средств очистки и диагностики, устройства для ввода метанола, пункты подогрева нефти, блок-боксы (площадки) регуляторов давления, фильтры-грязеуловители, клапаны предохранительные, компенсаторы, фильтры-решетки, регулирующие устройства, приемно-раздаточные патрубки резервуаров, узлы технологических задвижек, узлы учета нефти, резервные системы коммерческого учета нефти, блок-боксы энергообеспечения, блок-боксы контроля качества нефти, магистральные и подпорные насосные с основным и вспомогательным оборудованием и системами, сооружения систем автоматики и телемеханики нефтеперекачивающих станций и перевалочных нефтебаз; установки электрохимической защиты магистральных трубопроводов от коррозии, включая станции катодной защиты, анодные заземлители, дренажные установки и протекторы.
В водопровод: системы оборотного водоснабжения технологических объектов систем охлаждения электродвигателей магистральных насосных агрегатов и других технологических систем производственных объектов магистральных трубопроводов.
В арматуру для магистральных трубопроводов: линейные и технологические задвижки, заслонки и регуляторы с электроприводами и системами автоматизированного контроля и управления, отводы, тройники, узлы подключения, вантузы с ограждением, предохранительные клапаны, компенсаторы, фильтры-решетки, регулирующие устройства, приемно-раздаточные патрубки резервуаров и иная трубопроводная арматура, являющаяся неотъемлемой частью объектов и сооружений магистральных трубопроводов.
В насосы и оборудование компрессорное: магистральные насосные агрегаты, насосы и компрессорное оборудование для магистрального трубопроводного транспорта; нефтяные, водяные, масляные и иные насосы, компрессорные установки и компрессорное оборудование магистральных трубопроводов.
В электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые: электродвигатели, генераторы и трансформаторы силовые, входящие в состав устройств, механизмов, оборудования, агрегатов и сооружений производственно-технологических объектов и магистральных трубопроводов.
В обоснование заявленных требований и доводов апелляционной жалобы Общество указывает на то, что им правомерно классифицировано имущество в качестве движимого, поскольку спорное технологическое оборудование выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования, без потери его технических свойств, технологических функций и установлено в рамках инвестиционных программ реконструкции/технического перевооружения зданий и сооружений магистрального трубопровода, имеет различный по сравнению с объектами недвижимости срок полезного использования и учтено в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
Налоговый орган в подтверждение своей позиции указывает на то, что магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приема до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
В налоговом законодательстве отсутствует определение "магистральный трубопровод", в связи с чем, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, в том числе отраслевыми стандартами.
Согласно пункту 3.31 "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденных приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*), трубопровод магистральный: единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Пункт 5.9 СНиП 2.05.06-85* устанавливает, что в состав магистральных трубопроводов входят:
трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, ПС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола; установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства автоматики и телемеханики; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов, сети связи; противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; вдольтрассовые проезды и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; головные и промежуточные НПС, IIC и наливные станции. НС, резервуарные парки; пункты подогрева нефти и нефтепродуктов; указатели и предупредительные знаки.
Согласно пункту 5.1.1 Норм технологического проектирования магистральных нефтепроводов. РД 153-39.4-113-01, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.04.2002 N 129 (далее - РД 153-39.4-113-01), в состав магистральных нефтепроводов входят:
- трубопровод с ответвлениями, лупингами и перемычками, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных станций, узлами пуска-приема СОД;
- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
- средства телемеханики, технологической связи, оперативного управления и помещения для их размещения;
- линии электропередач, предназначенные для обслуживания нефтепроводов;
- устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты;
- противоэрозионные и защитные сооружения нефтепроводов;
- земляные амбары для временного хранения нефти при авариях;
- здания и сооружения линейной службы эксплуатации нефтепроводов (ЛЭС, пункты обогрева, усадьбы линейных обходчиков, вертолетные площадки и т.п.);
- постоянные вдольтрассовые проезды, сооружаемые в случае необходимости при соответствующем технико-экономическом обосновании, опознавательные, запрещающие и предупредительные знаки местонахождения нефтепроводов;
- головные, промежуточные перекачивающие, наливные насосные станции;
- резервуарные парки;
- пункты подогрева нефти;
- нефтеналивные эстакады и причалы.
При этом в Приложении Б к РД 153-39.4-113-01 приведен полный перечень объектов, входящих в состав магистральных нефтепроводов, а также сооружений, предназначенных для их поддержания в эксплуатационном состоянии, для применения льготы по налогу на имущество.
В указанный перечень включены, в том числе, трубопровод, включая ответвления отводы, резервные нитки, лупинги, запорная арматура, препятствия, узлы подключения нефтеперекачивающих станций, узлы пуска и приема очистных и диагностических устройств, установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов, включая станции катодной защиты, анодные заземлители дренажные установки, протекторы, воздушные и кабельные линии, контрольно-измерительные пункты, линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройств электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой, и установок электрохимической защиты трубопроводов, комплектные трансформаторные подстанции, пункты контроля управления, щиты станции управления, пускорегулирующую аппаратуру и коммутационную аппаратуру, кабельные линии, закрытые распредустройетва, автономные источники электроснабжения и дизельные электростанции, прочее энергетическое и силовое оборудование, устройства автоматики и телемеханики и другое имущество.
Исходя из пункта 3.18 "ГОСТ Р 55435-2013, Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения", утвержденного приказом Госстандарта от 23.05.2013 N 121-ст, действующего в период спорных правоотношений (далее - ГОСТ Р 55435-2013) линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) - составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов).
Согласно пункту 3.19 ГОСТ Р 55435-2013 магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) - единый производственно-технологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.
Пункт 3.3 "ГОСТ Р 57385-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов", утвержденного приказом Госстандарта от 01.02.2017 N 29-ст. определяет, что линейная часть магистрального трубопровода - это комплекс объектов магистрального трубопровода, включающий в себя трубопроводы, в том числе переходы через естественные и искусственные препятствия, запорную и иную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовые линии электропередач, сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надёжную эксплуатацию, и предназначенный для перекачки нефти/нефтепродуктов между площадочными объектами магистрального трубопровода.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что магистральный трубопровод это единый сложный производственно-технологический комплекс, включающий в себя трубопровод, линейные части, а также иные сооружения, оборудование и объекты, необходимые для его эксплуатации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в перечень переквалифицированного имущества Обществом включены объекты, включенные в Перечень N 504, который относит данные объекты к имуществу магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также в результате передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс. Сам комплекс представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей. К данному комплексу применяются правила о неделимых вещах. Когда несколько объектов могут быть объединены в единый комплекс: эти объекты должны либо быть неразрывно связаны физически или технологически, либо располагаться на одном земельном участке.
В ходе камеральных налоговых проверок уточненных деклараций по налогу на имущество организаций Инспекцией были проанализированы перечни имущества, представленные АО "Транснефть-Приволга" и установлено, что объекты основных средств, переквалифицированные из недвижимого имущества в движимое, входили в состав имущества, являющегося неотъемлемой частью магистрального нефтепровода и в отношении данного имущества налог за 2019 год должен исчисляться по ставке 2,2%.
Согласно материалам от 20.08.2018 N 01-14/17475, полученным от Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), технологический контроль за эксплуатацией магистрального нефтепровода АО "Транснефть-Приволга" разработан в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", определяющим порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, действительным характеристикам, условиям работы объектов повышенной опасности магистральных трубопроводов, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и нормативных технических документов.
Также, в ответе Ростехнадзора пояснено, что наличие в составе магистрального нефтепровода задвижек шиберных, задвижек стальных клиновых, электроприводов ЭПМЦ (ЭПЦ), затворов обратного ДУ 300, кранов шаровых запорных, систем компенсации нагрузок СКНР-700, фильтров-грязеуловителей горизонтальных, приемо-раздаточных устройств ПРУ-Д 700, щитов станции управления, площадок обслуживания, площадок производственных, устройств для размыва донных отложений Диоген - 700, щитов станции управления, устройств катодной защиты, систем обнаружения утечек и прочего имущества регламентировано требованиями СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", требованиями РД 153-39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов" и проектной документацией, разработанной в установленном порядке.
Кроме того, в ответе Ростехнадзора отмечено, что эксплуатация магистрального нефтепровода без указанных устройств и сооружений не возможна, так как вышеуказанные устройства и сооружения предназначены для стабильной и безопасной эксплуатации магистрального нефтепровода. Обязательный перечень сооружений и устройств магистрального нефтепровода указан в РД 153-39.4-113-01 "Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов".
Пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, предусмотрено, что в состав трубопроводов входят, в том числе: трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода; противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей; головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения; компрессорные и газораспределительные станции и т.д.
Согласно пункту 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, магистральный трубопровод - это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи (кабельные и воздушные), теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что к объектам недвижимости относятся, в том числе трубопроводы различного назначения в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.
Правомерность выводов налогового органа об ошибочной переквалификации недвижимого имущества в движимое подтверждена заключениями эксперта от 07.12.2018 N 162/2018 (по аналогичным объектам), от 11.12.2019 N 236/2019, N 237/2019 (в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2016-2017 гг.), от 22.07.2019 N 166/2019 (в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2018 год) согласно заключениям проведенных экспертиз, по перечням объектов и иных документов, представленных налогоплательщиком, в том числе, проектной документации (тома дела 3, 4).
Принимая во внимание, что перечни исключенных объектов в 2019 году являются аналогичными, экспертные заключения были использованы налоговым органом при формировании доказательной базы по перечню и за 2019 год.
Согласно выводам, изложенным в экспертных заключениях, между спорными объектами, указанными в перечне и объектом недвижимости - магистральным трубопроводом, имеется неразрывная технологическая связь. Спорные объекты являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода, что подтверждается проектной документацией и действующим законодательством.
При демонтаже спорных объектов, единый производственно-технологический комплекс (магистральный трубопровод) не будет соответствовать требованиям проектной и нормативно-технической документации, что значительно повлияет на безопасность, эффективность и функциональность объекта недвижимости (магистрального трубопровода).
В экспертных заключениях указано, вопрос о возможности раздела вещи без изменения ее назначения является вопросом факта и должен решаться исходя из конкретных обстоятельств и основного функционального назначения трубопровода.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что магистральный трубопровод с совокупностью связанных с ним объектов используется для оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), в связи с чем вся данная совокупность объектов является неделимой вещью. На основании вышеизложенного магистральный трубопровод является линейным объектом, подпадающим под понятие единого недвижимого комплекса.
По имуществу, не вошедшему в экспертизу N 162/2018 (2016 и 2017 годы), которая была предметом рассмотрения по делу NА12-19959/2019, проводились дополнительные экспертизы, подтверждающие выводы, изложенные в перовом экспертном заключении, в том числе относительно имущества - устройства для размыва донных отложений, герметизатор, узел резервной системы учета, блок измерительных линий и т.д., по которым доначисление налога общество считает неправомерным.
Согласно выводам экспертов всё имущество, поименованное в приложении N 1, задействовано в едином технологическом процессе, между указанными объектами и трубопроводом присутствует неразрывная технологическая связь, отсутствие этих объектов на магистральном трубопроводе причинит ущерб целевому (проектному) и безопасному функционированию трубопровода. Каждый объект, поименованный в приложениях N 1 к экспертному заключению N 236/2019 и экспертному заключению N 237/2019 является неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода, который в свою очередь обладает признаками единого недвижимого комплекса.
Трубопровод и спорные объекты объединены единым назначением. Спорные объекты задействованы в технологическом процессе. Между объектом недвижимости и спорными объектами в периоде, когда на него установлены спорные объекты, присутствует неразрывная технологическая связь. При демонтаже спорных объектов, единый производственно-технологический комплекс (магистральный трубопровод) не будет соответствовать требованиям проектной и нормативно-технической документации, что значительно повлияет на безопасность, эффективность и функциональность объекта недвижимости (магистрального трубопровода). Демонтаж спорных объектов причинит ущерб целевому (проектному) и безопасному функционированию трубопровода.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что поскольку переквалифицированные заявителем объекты основных средств являются неотъемлемой технологической частью единого недвижимого комплекса - магистрального трубопровода, которые нельзя рассматривать в отрыве от действующего трубопровода, представляют вместе с ним сложную вещь, разделение которой и ее безопасная эксплуатация без спорных объектов невозможна, налоговым органом стоимость данных объектов обоснованно учтена в целях исчисления налога на имущество. Замена отдельных частей магистрального трубопровода не является основанием для квалификации данных частей в качестве движимого имущества.
Доводы общества о том, что ряд объектов не включен в перечень спорных объектов, указанных в Постановлениях от 27.11.2019 N 1, от 27.112019 N 2 правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку, противоречат материалам дела.
При эксплуатации магистрального нефтепровода (МН) и их объектов должны быть обеспечены, в том числе, надежность, безопасность и экономичность работы всех сооружении и оборудования, контроль за работой МН и их объектов, своевременное проведение технического диагностирования, технического обслуживания и ремонта. Безопасность, эффективность и надежность эксплуатации МН должны обеспечиваться, в том числе поддержанием в исправном состоянии за счет своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта.
Герметизатору "Кайман", устройству контроля очистки трубопровода присвоен код ОКОФ 14 2947202. Согласно коду ОКОФ 14 2947202 в перечень имущества относящегося к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам среди прочего включаются машины, устройства, оборудование для ремонта, технического обслуживания, локализации и ликвидации последствий аварии на магистральных нефтепроводах - внутритрубные инспекционные снаряды, дефектоскопы, профилемеры, скребки и очистные устройства, предназначенные для контроля и реализации технологических процессов перекачки по магистральным трубопроводам.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что независимо от способа использования и хранения данного оборудования, оно задействовано в едином технологическим процессе и является неотъемлемой часть трубопровода обеспечивающим его нахождение в исправном состоянии.
Доводы общества о том, что спорные объекты были куплены как самостоятельное движимое имущество, также правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство само по себе не влечет изменение существенных свойств рассматриваемой вещи в виде магистрального трубопровода и не приводит к появлению иной вещи.
В рассматриваемом случае налоговым органом установлено и подтверждено в ходе рассмотрения дела, что переквалифицированные объекты технологически связаны с магистральным трубопроводом и обеспечивают его функционирование, образуют с ним сложную вещь, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным.
Также правомерно отклонены судом первой инстанции доводы общества о том, что часть спорных объектов основных средств смонтирована на объектах, которые сами по себе недвижимым имуществом не являются.
Инспекция пояснила суду, что на блок-боксах приборов контроля и управления инв. N 11040С000327, N11040С000328 установлены объекты движимого имущества: Система телемеханики 17040С005698, Система телемеханики 17040С005700.
Системы телемеханики представлены Обществом в перечне корректируемого имущества за 2018, 2019 и учтены при доначислении налога в акте и решении за 2018, 2019 годы.
Объекты Блок-боксы приборов контроля и управления с инв. N 11040С000327, N 11040С000328 в перечнях корректируемого имущества обществом не представлены, льготе в качестве движимого имущества не подлежат, облагались по ставке 2,2% как недвижимое имущество.
На блок-контейнерах корпусной инв. N N 17040С000095, 17040С000111, 17040С000231 установлены спорные объекты: Система телемеханики 170400000141, Система телемеханики 170400000150, Система телемеханики 170400000245.
Система телемеханики представлены обществом в перечне корректируемого имущества за 2018, 2019 и учтены при доначислении налога в акте и решении за 2018, 2019 годы.
Объекты блок-контейнер корпусной инв. N 17040С000095, 317040С000111, 17040С000231 в перечнях корректируемого имущества Обществом не представлены.
На системе автоматики НПС Кузьмичи-1 Волгоградского РНУ инв. N 11040С000548 установлен объект: Блок измерений показателей качества нефти (БИК) 15040С001711.
Блок измерений показателей качества нефти (БИК) представлен Обществом в перечне корректируемого имущества за 2018, 2019 и учтен при доначислении налога в акте и решении за 2018, 2019 годы.
Объект Блок измерений показателей качества нефти (БИК) 15040С001711 в перечнях корректируемого имущества Обществом не представлен.
В полученных заключениях эксперта от 27.11.2019 N 236/2019, 237/2019 по всем вышеуказанным объектам экспертом сделаны выводы о том, что данные объекты являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода, который в свою очередь является линейным объектом, имеющим признаки единого недвижимого комплекса; объединены единым назначением; задействованы в едином технологическим процессе; между объектами недвижимости и спорными объектами присутствует неразрывная технологическая связь в периоде, когда на них установлены объекты. При демонтаже спорных объектов единый производственно-технологический комплекс (магистральный трубопровод) не будет соответствовать требованиям нормативно-технической документации, что значительно повлияет на безопасность, эффективность и функциональность объекта недвижимости (магистрального нефтепровода).
Правомерность выводов налогового органа по аналогичным спору подтверждена решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2019 по делу N А12-19959/2019, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2020 по делу N А12-19959/2019.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2020 N 306-ЭС20-16689 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации АО "Транснефть-Приволга" отказано.
Позиция налогового органа поддержана также в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу N А12-35446/2021 по заявлению АО "Транснефть-Приволга" об оспаривании решений налогового органа по доначислению налога на имущество за 2016, 2017 годы.
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "Транснефть-Приволга" указывает на то, что спорные основные средства приобретены обществом по договорам поставки как движимое имущество и поставлены на бухгалтерский учет в виде отдельных инвентарных объектов. Таким образом, общество приняло на учет спорные основные средства в качестве движимых вещей, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против данного довода налогоплательщика. По мнению налогового органа, факт приобретения спорных объектов и постановка их на учет в качестве основных средств не опровергает выводы проведенных экспертиз и суда первой инстанции о том, что все переквалифицированные объекты технологически связаны с магистральным трубопроводом и обеспечивают его функционирование, предназначены для осуществления процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Апелляционная коллегия соглашается с данной позицией налогового органа.
Ссылка общества на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 N 47-П и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 N 310-КГ18-8658 необоснованна, поскольку налоговый орган при вынесении оспариваемых решений не руководствовался основаниями приобретения спорных объектов у взаимозависимых лиц.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 15.12.2021 N 1626 и от 15.12.2021 N 1627 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Акционерного общества "Транснефть-Приволга" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2022 года по делу N А12-15216/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15216/2022
Истец: АО "ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ДЗЕРЖИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА