г. Самара |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А65-20524/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергия-БУА" в лице конкурсного управляющего Каюмова Руслана Рамзилевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2022 года (резолютивная часть от 03 октября 2022 года) по делу N А65-20524/2022 (судья Галимзянова Л.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергия-БУА", г.Буинск (ОГРН 1081672000530, ИНН 1614009600) в лице конкурсного управляющего Каюмова Руслана Рамзилевича,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, г.Зеленодольск (ОГРН 1021606559798, ИНН 1614005549),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437),
о признании незаконными: - решения от 14.01.2022 N 52 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб.; - решения от 25.03.2022 N 1079 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам за 3 месяца 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 21 820,05 руб.; - решения от 18.03.2022 N 932 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 12 964,58 руб.; - решения от 18.02.2022 N 528 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС за 1 квартал 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 11999 руб.; - решения от 02.03.2022 N 676 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС за 2 квартал 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 27432,4 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергия-БУА" в лице конкурсного управляющего Каюмова Руслана Рамзилевича (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан (далее - ответчик, инспекция) о признании незаконными:
- решения от 14.01.2022 N 52 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб.;
- решения от 25.03.2022 N 1079 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам за 3 месяца 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 21 820,05 руб.;
- решения от 18.03.2022 N 932 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 12 964,58 руб.;
- решения от 18.02.2022 N 528 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС за 1 квартал 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 11999 руб.;
- решения от 02.03.2022 N 676 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС за 2 квартал 2021 г. и назначения штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 27432,4 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо, УФНС России по Республике Татарстан).
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2022 года (резолютивная часть от 03 октября 2022 года) в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2022 года (резолютивная часть от 03 октября 2022 года) по делу N А65-20524/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв ответчика и третьего лица на апелляционную жалобу, в котором налоговые органы просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2022 года (резолютивная часть от 03 октября 2022 года) по делу N А65-20524/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением от 14.01.2022 N 52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 200 руб.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 20.07.2022 N 2.7-18/023464@ решение Межрайонной ИФНС N 8 по Республике Татарстан от 14.01.2022 N 52 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Решением от 18.02.2022 N 528 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 11 999 руб. (47 996 руб./4).
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 07.07.2022 N 2.7-18/022023@ решение Межрайонной ИФНС N 8 по Республике Татарстан от 18.02.2022 N 528 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Решением от 02.03.2022 N 676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 27 432,4 руб. (109 729,6 руб./4).
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 20.07.2022 N 2.7-18/023465@ решение Межрайонной ИФНС N 8 по Республике Татарстан от 02.03.2022 N 676 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Решением от 18.03.2022 N 932 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 12964,58 руб. (25929,16 руб./2).
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 07.07.2022 N 2.7-18/022024@ решение Межрайонной ИФНС N 8 по Республике Татарстан от 18.03.2022 N 932 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Решением от 25.03.2022 N 1079 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 21820,05 руб. (43640,10 руб./2).
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 07.07.2022 N 2.7-18/022022@ решение Межрайонной ИФНС N 8 по Республике Татарстан от 25.03.2022 N 1079 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
По решению от 14.01.2022 N 52 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2021 г. и назначении штрафа по п.1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246 НК РФ признаются - российские организации.
Согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций в налоговый орган возложена на налогоплательщиков независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 289 НК РФ налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по итогам налогового периода представляется не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом пунктом 2 статьи 285 НК РФ отчетным периодом по налогу на прибыль признается первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.
Таким образом, установленный срок представления налогоплательщиком декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2021 года в налоговый орган истекал 28.07.2021.
28.10.2021 налогоплательщиком представлена декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2021 года, при установленном пунктом 3 статьи 289 НК РФ сроке представления не позднее 28.07.2021. Суммы налога, подлежащей уплате в бюджет на основе указанной декларации, не имелось.
Тем самым, налогоплательщик нарушил подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, пункт 3 статьи 289 НК РФ.
В силу пункта 5 статьи 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик страховых взносов) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9-129.11 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В деяниях налогоплательщика, выразившихся в непредставлении в установленный НК РФ срок декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2021 г. в налоговый орган по месту учета усматривается состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2021 года должностным лицом налогового органа, проводившим указанную налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 100 НК РФ составлен акт налоговой проверки от 17.11.2021 N 4917.
По результатам рассмотрения в порядке статьи 101 НК РФ акта и материалов налоговой проверки вынесено решение N 52 от 14.01.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 200 руб.
По решению от 18.02.2022 N 528 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС за 1 квартал 2021 г. и назначении штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 11999 руб.; по решению от 02.03.2022 N 676 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС за 2 квартал 2021 г. и назначении штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 27432,4 руб. суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании статьи 143 НК РФ, ООО "Энергия-БУА" в 2021 году, будучи организацией, являлось налогоплательщиком НДС и было обязано, в частности, представлять в установленные НК РФ сроки налоговые декларации по НДС в налоговый орган по месту учета.
В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики НДС обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
28.10.2021 ООО "Энергия БУА" представлена в налоговый орган декларация по НДС:
- за 1 квартал 2021 года, при установленном пунктом 5 статьи 174 НК РФ сроке представления не позднее 26.04.2021 (с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ);
- за 2 квартал 2021 года, при установленном пунктом 5 статьи 174 НК РФ сроке представления не позднее 26.07.2021 (с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ).
Таким образом, налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2021 года представлена ООО "Энергия БУА" в налоговый орган с нарушением установленного срока на 6 полных и 1 неполный месяцы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе указанной декларации, составила 159985 руб., за 2 квартал 2021 года представлена с нарушением установленного срока на 3 полных и 1 неполный месяцы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе указанной декларации, составила 548 648 руб.
Тем самым, налогоплательщик нарушил подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, пункт 5 статьи 174 НК РФ.
В силу пункта 5 статьи 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учёта налогоплательщик несёт ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В деяниях налогоплательщика, выразившихся в непредставлении в установленный НК РФ срок декларации по НДС за 1 квартал 2021 и за 2 квартал 2021 в налоговый орган по месту учета усматривается состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, в данном случае не позднее 26.04.2021, 25.05.2021, 25.06.2021.
В установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ сроки налог не был уплачен налогоплательщиком, переплаты, достаточной для погашения задекларированных сумм налога не имелось.
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2021 года должностным лицом налогового органа, проводившим указанную налоговую проверку, на основании пункта 1 статьи 100 НК РФ составлен акт налоговой проверки от 17.12.2021 N 5361, за 2 квартал 2021 года - составлен акт налоговой проверки от 28.12.2021 N 5452.
По результатам рассмотрения в порядке статьи 101 НК РФ акта и материалов налоговой проверки вынесено:
- решение 18.02.2022 N 528 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 11 999 руб. (47 996 руб./4),
- решение от 02.03.2022 N 676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 27 432,4 руб. (109 729,6 руб./4).
По решению от 18.03.2022 N 932 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2021 г. и назначении штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 12 964,58 руб.; по решению от 25.03.2022 N 1079 о привлечении к ответственности за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам за 3 месяца 2021 г. и назначении штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в размере 21 820,05 руб., суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее -плательщик) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты, и иные вознаграждения физическим лицам, а также плательщики не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.
Пунктом 7 статьи 431 НК РФ установлено, что плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ ООО "Энергия БУА" является плательщиком страховых взносов и на основании положений подпункта 3 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ и статьи 431 НК РФ обязано представлять в налоговый орган по месту своего учета расчеты по страховым взносам.
28.10.2021 ООО "Энергия - БУА" был представлен в налоговый орган расчет по страховым взносам:
- за 3 месяца (1 квартал) 2021 года, при установленном пунктом 7 статьи 419 НК РФ сроке представления не позднее 30 апреля 2021 года.
- за 6 месяцев 2021 года, при установленном пунктом 7 статьи 419 НК РФ сроке представления не позднее 30 июля 2021 года.
Таким образом, расчет за 6 месяцев 2021 года представлен ООО "Энергия-БУА" в налоговый орган с нарушением установленного срока на 2 полных и 1 неполный месяцы. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет на основе указанного расчета, составила 178 537,78 руб., расчет за 3 месяца (1 квартал) 2021 года представлен ООО "Энергия-БУА" в налоговый орган с нарушением установленного срока на 5 полных и 1 неполный месяцы. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет на основе указанного расчета, составила 181476,55 руб.
Тем самым, плательщик страховых взносов нарушил подпункт 3 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ, пункт 7 статьи 431 НК РФ.
В деяниях плательщика страховых взносов, выразившихся в непредставлении в установленный НК РФ срок расчета по страховым взносам за полугодие 2021 г. в налоговый орган по месту учета усматривается состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (пункт 3 статьи 431 НК РФ).
Согласно разъяснениям ФНС России, данным в письме от 09.11.2017 N ГД-4-11/22730@, в случае несвоевременного представления расчета по страховым взносам за расчетный или отчетный период неуплаченная сумма страховых взносов, в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом, и к указанной сумме применяется штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц.
По состоянию на 30.04.2021 сумма страховых взносов за 1 квартал 2021 года уплачена ООО "Энергия-БУА" в размере 36 009,56 рублей. Сумма страховых взносов в размере 145466,99 рублей уплачена с нарушением установленного НК РФ срока.
По состоянию на 30.07.2021 сумма страховых взносов за полугодие 2021 года уплачена ООО "Энергия-БУА" в размере 5 676,73 рубля. Сумма страховых взносов в размере 172 861,05 рублей уплачена с нарушением установленного НК РФ срока.
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 3 месяца 2021 года и за 6 месяцев 2021 года на основании пункта 1 статьи 100 НК РФ должностным лицом налогового органа, проводившим указанную налоговую проверку, был составлен акт налоговой проверки от 01.02.2022 N 353 и от 01.02.2022 N355.
По результатам рассмотрения в порядке статьи 101 НК РФ акта и материалов налоговой проверки вынесено:
- решение от 18.03.2022 N 932 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 12964,58 руб. (25929,16 руб./2);
- решение от 25.03.2022 N 1079 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом выявленных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 21820,05 руб. (43640,10 руб./2).
Факт представления деклараций и расчетов с нарушением срока заявителем не отрицается.
Между тем, в своем заявлении общество указывает, что налоговым органом при принятии оспариваемых решений не были исследованы, не приняты во внимание и не учтены обстоятельства, исключающие, по мнению заявителя, ответственность ООО "Энергия-БУА" за совершение налоговых правонарушений.
Обстоятельствами, исключающими, по мнению заявителя, ответственность за совершение налоговых правонарушений, являются смерть руководителя ООО "Энергия-БУА" Арсланова Тимура Талгатовича 29.01.2021, прекращение деятельности организации; в отношении ООО "Энергия-БУА" открыто конкурсное производство; конкурсному управляющему документы, касающиеся организации ООО "Энергия-БУА" переданы согласно акту приемки - сдачи документации и печати должника 02.11.2021.
В то же время, заявляя об обстоятельствах, исключающих ответственность за совершение налоговых правонарушений, заявитель указывает на то, что налоговым органом при принятии решений не установлена степень вины лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушений, не учтена тяжесть совершенных правонарушений и обстоятельства, смягчающие ответственность.
Также, заявитель считает, что сумма взыскиваемого за совершение налогового правонарушения штрафа не соответствует характеру правонарушения, не соответствует принципам справедливости и разумности. Заявитель считает, что признание факта совершения правонарушений может являться обстоятельством, смягчающим ответственность заявителя за совершение налоговых правонарушений; правонарушения, совершенное впервые, носит формальный характер, не повлекло для бюджета негативных последствий; заявителем незамедлительно приняты меры для направления отчетности в налоговый орган; уплата несоразмерной суммы штрафа повлечет значительное ухудшение финансового положения организации; в виду смерти руководителя организации некому было подписывать и сдавать налоговую отчетность.
Общество полагает, что отсутствует вина в совершении налоговых правонарушений, в связи с чем просит признать недействительными оспариваемые решения налогового органа.
Заявленные доводы судом обоснованно отклонены, так как они не являются обстоятельствами, освобождающими заявителя от исполнения обязанности, предусмотренной налоговым законодательством.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Смерть лица, на которого возложены полномочия по руководству юридическим лицом, не свидетельствует о прекращении деятельности организации.
В силу ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) законным представителем общества с ограниченной ответственностью могут быть генеральный директор, президент и другие.
Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью является единоличным исполнительным органом общества, осуществляющим текущее руководство его деятельностью и без доверенности представляющим интересы общества и действующим от его имени (ст. 53 ГК РФ, ст. 32, 40 Закона N 14-ФЗ).
На основании подп. 4 п. 1 ст. 33 Закона N 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников относится образование исполнительных органов общества.
Согласно представленным документам и сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Арсланов Т.Т., являвшийся генеральным директором ООО "Энергия-БУА" и участником с 50 % долей в уставном капитале организации, умер 29.01.2021.
Доля участия в обществе наряду с другим имуществом умершего генерального директора Арсланова Т.Т., являвшегося одним из участников общества, входит в состав наследства (ст. 1110, 1112, п. 1 ст. 1176 ГК РФ, п. 8 ст. 21 Закона N 14-ФЗ).
Одним из способов вступления в наследство является подача нотариусу по месту жительства умершего заявления (ст.1153 ГК РФ). По общему правилу наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ). Однако до выдачи свидетельства о праве на наследство и совершения указанных юридических действий состав участников общества является неопределенным и у наследника нет возможности реализовать свои права на участие в управлении обществом, в том числе на избрание единоличного исполнительного органа общества.
Вместе с тем положения действующего законодательства не препятствуют субъектам данных правоотношений принять меры по устранению такой неопределенности в целях реализации прав, удостоверенных наследуемой долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, обеспечения баланса интересов наследников выбывшего участника и продолжения деятельности самого общества.
К таким мерам относится, в частности, введение в обществе доверительного управления путем заключения с нотариусом в качестве учредителя доверительного управления договора доверительного управления этим имуществом.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1026, ст. 1173 ГК РФ, абз. 2 п. 8 ст. 21 Закона N 14-ФЗ до принятия наследником умершего участника общества наследства нотариус в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом. Лицо, на которое нотариус возложит функции доверительного управляющего, вправе будет участвовать в собрании учредителей и подписать протокол о досрочном прекращении полномочий генерального директора и избрании нового генерального директора.
ООО "Энергия-БУА" правомочно было избрать иное лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, однако указанное право не реализовано.
В решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2021 по делу N А65-15923/2021, принятого в отношении общества, содержится информация, что "06.09.2021 в суд от ликвидатора общества Арсланова Алмаза Тагировича поступил отзыв".
Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Ликвидатор является руководителем юридического лица. В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ ликвидатор обладает всеми полномочиями по управлению делами юридического лица, то есть он является органом управления юридического лица.
Довод налогоплательщика об отсутствии у конкурсного управляющего возможности своевременного представления спорной отчетности общества по причине того, что документы, касающиеся деятельности ООО "Энергия-Буа", и печать юридического лица переданы конкурсному управляющему по акту приема-передачи 02.11.2021 обоснованно отклонен судом в силу того, что спорный расчет представлен в налоговый орган 28.10.2021, то есть до получения конкурсным управляющим документов юридического лица.
Более того, согласно представленным декларациям по НДС и расчетам по страховым взносам за 1 и 2 кварталы 2021 года финансово-хозяйственная деятельность ООО "Энергия-БУА" осуществлялась, начислялась заработная плата, соответственно в организации в указанные налоговые периоды подписывались финансовые и бухгалтерские документы.
С учетом вышеизложенного, обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, п.1 ст. 126 НК РФ не установлены.
Вопрос о применении смягчающих ответственность обстоятельств рассмотрен инспекцией при вынесении обжалуемых решений и размер штрафной санкции уменьшен в 2 раза по решениям N 1079 от 25.03.2022, N 932 от 18.03.2022, в 4 раза по решениям N 528 от 18.02.2022, N 676 от 02.03.2022.
Документального подтверждения наличия иных обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не учтенных налоговым органом при вынесении обжалуемых решений, не представлено.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Татарстан от 14.01.2022 N 52,, от 18.03.2022 N 932, от 18.02.2022 N 528, от 02.03.2022 N 676 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесены налоговым органом в рамках действующего законодательства и с учетом документально подтвержденных фактических обстоятельств.
Судом также учтено, что аналогичные доводы заявителя были рассмотрены при рассмотрении дела N А65-10076/2022 в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде, который в своем постановлении от 21.09.2022 указал, что вышеизложенные доводы общества не являются обстоятельством, освобождающим от исполнения обязанности по соблюдению действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы налогоплательщика отклоняются судом.
Факт совершения заявителем налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 НК РФ, п.1 126 НК РФ подтвержден и доказан. Основания для освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренной названными нормами НК РФ, не установлены, размер санкций снижен налоговым органом.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции ООО "Энергия-БУА" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, учитывая отказ в удовлетворении жалобы, с ООО "Энергия-БУА" в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2022 года (резолютивная часть от 03 октября 2022 года) по делу N А65-20524/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Энергия-БУА" (ОГРН 1081672000530, ИНН 1614009600) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20524/2022
Истец: ООО "Энергия-БУА" в лице к/у Каюмова Руслана Рамзилевича, ООО "Энергия-БУА", г.Буинск, ООО "Энергия-БУА", г.Елабуга
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Республике Татарстан, г.Зеленодольск
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд