г. Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А41-23390/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Мизяк В.П., Шальневой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Волковой А.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего МУП г.п. Сергиев Посад "Теплосеть" Комогорова Юрия Алексеевича и Управления ФНС России по Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2022 года по делу N А41-23390/08,
при участии в заседании:
от УФНС России по Московской области - Гусаров В.В. по доверенности от 24.01.2022
от Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - Ермоленко С.В. по доверенности от 02.12.2022,
от конкурсного управляющего МУП г.п. Сергиев Посад "Теплосеть" Комогорова Юрия Алексеевича - Дяченко Н.В. по доверенности от 29.12.2021 (веб-конференция).
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2010 МУП "Теплосеть" (далее - должник) было признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника было открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.10.2015 конкурсным управляющим должника утвержден Комогоров Юрий Алексеевич.
В рамках дела о банкротстве должника конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим МУП "Теплосеть" и собственником имущества должника Администрацией Сергиево-Посадского городского округа о выплате компенсации за переданное социально-значимое имущество в размере балансовой стоимости имущества в сумме 124 630 433,67 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.08.2022 разрешены разногласия, возникшие между конкурсным управляющим МУП "Теплосеть" и собственником имущества муниципального предприятия, отказано в удовлетворении требования о выплате Администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области компенсации за принятое социально-значимое имущество.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, конкурсный управляющий должника обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам, считает, что обжалуемое определение суда вынесено без учета требований Закона о банкротстве, позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.11.2019, сложившейся правоприменительной практики
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФНС России по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывает, что поскольку имущество представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем теплоснабжения, относящиеся к системам жизнеобеспечения: объекты теплоснабжения, производственно-технологический комплекс котельных, а также тепловые сети и производственное оборудование, позиция, изложенная в Обзоре N 3 применима при рассмотрении настоящего спора и должна была быть учтена при принятии решения арбитражным судом.
В заседании суда апелляционной инстанции представители конкурсного управляющего должника и уполномоченного органа поддержали доводы апелляционных жалоб, просили определение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить обжалуемое определение без изменения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 223, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Как следует из материалов дела, в ходе конкурсного производства в отношении МУП "Теплосеть" конкурсным управляющим осуществлены мероприятия по продаже на торгах конкурсной массы, в состав которой входило социально значимое имущество теплоснабжающего комплекса.
Повторные торги N 4499-ОКЗФ по продаже имущества должника, относящегося к социально значимым объектам, назначенные на 25.12.2018, признаны несостоявшимися, в связи с тем, что на участие в торгах не было подано ни одной заявки.
Повторные торги N 5609-ОКЗФ по продаже имущества МУП "Теплосеть", относящегося к социально значимым объектам, назначенные на 04.12.2019, признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок.
Повторные торги N 6166-ОКЗФ по продаже имущества должника, относящегося к социально значимым объектам, в форме открытого конкурса с закрытой формой представления предложений о цене, назначенные на 08.05.2020, признаны не состоявшимися в связи с тем, что на участие в торгах не было подано ни одной заявки.
09.01.2019 МУП "Теплосеть" в лице конкурсного управляющего и Муниципальное образование "Городское поселение Сергиев Посад Сергиево- Посадского муниципального района Московской области" подписали Договор NoД-01 передачи социально-значимого имущества МУП "Теплосеть" в собственность муниципального образования.
Социально-значимое имущество, представляющее собой производственно- технологический комплекс котельных, тепловых сетей и производственного оборудования, было передано в муниципальную собственность по актам приема- передачи от 09.01.2019, от 09.04.2020, от 23.06.2020.
Балансовая стоимость социально-значимого имущества составила 124630433,68 руб.
Обращаясь в суд с заявлением о разрешении разногласий, конкурсный управляющий указал, что после передачи имущества МУП "Теплосеть" в муниципальную собственность у Администрации Сергиево-Посадского городского округа возникла обязанность по выплате компенсации в размере 124 630 433,67 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных конкурсным управляющим требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, атакже выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Согласно пункту 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве отражено, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
В силу положений пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Из совокупного толкования указанных норм права следует, что социально - значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования без каких-либо дополнительных условий как неликвидное имущество должника лишь после того, как эти объекты выставлялись на торги в форме конкурса и не были проданы. Данные положения статьи 132 Закона о банкротстве свидетельствуют о соблюдении справедливого баланса между публичными и частными интересами.
В свою очередь, передача социально значимых объектов в муниципальную собственность обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания и использования в интересах жизнедеятельности региона.
При этом действующий Закон о банкротстве не содержит положений о наличии у муниципального образования обязанности по выплате компенсации за социально значимые объекты, в отношении которых установлена невозможность реализации на торгах в связи с отсутствием соответствующих заявок.
В данном случае, как было указано ранее, все торги по продаже теплоснабжающего комплекса признаны несостоявшимися, то есть фактически установлено отсутствие какого-либо спроса на такое имущество, что повлекло за собой необходимость принятия мер по передаче социально значимого имущества в собственность муниципального образования в целях защиты публичных интересов жителей района и удовлетворения общественных потребностей.
Отклоняя ссылки конкурсного управляющего на правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 27.11.2019, суд первой инстанции исходил из того, что указанные разъяснения касаются объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлен запрет по их продаже в частную собственность.
Такие объекты социально значимого имущества не подлежат реализации в ходе конкурсного производства предприятия-банкрота и должны быть переданы в собственность соответствующего публично-правового образования с выплатой компенсации.
В рассматриваемом же случае имуществом, включенным в конкурсную массу, является теплоснабжающий комплекс, используемый в сфере теплоснабжения, регулируемой Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Суд указал, что, в свою очередь, указанным Законом о теплоснабжении ограничения по продаже теплоснабжающего комплекса в частную собственность не установлены, следовательно, подлежат применению положения статьи 132 Закона о банкротстве о проведении торгов по продаже такого имущества и, в случае невозможности их реализации, о передаче в муниципальную собственность без каких-либо дополнительных условий.
Установив указанные обстоятельства, учитывая целевое назначение социально значимого имущества МУП "Теплосеть", суд пришел к выводу об отсутствии основания для обязания Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области выплатить компенсацию за принятый теплоснабжающий комплекс, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, заявителем апелляционной жалобы в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной жалобе не приведено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего обособленного спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2022 года по делу N А41-23390/08 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
В.П. Мизяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23390/2008
Должник: МУП "Теплосеть"
Кредитор: Глава города Сергиев Посад Персианов С. А., ГУП МО "Мособлгаз", ЗАО "Альсеида", ЗАО "Эркон", ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области, КУИ города Сергиев Посад, МУП "Водоканал", МУП "Теплосеть", ОАО "Водоканал Московской области", ОАО "Мособлтрастинвест", ОАО "Мосэнергосбыт ", ОАО "Северная теплоэнеретическая компания", ОАО 2 ММСУ "Энерготехмонтаж", ООО "ПКФ "Виктория-5" г. Сергиев Посад, ООО "Сергиево-Посадская тепло-генерирующая компания", ООО "Экштайн-Аудит", Северная теплоэнергетическая компания, УФНС по МО
Третье лицо: НП "СГАУ", НП "СРО "Паритет", ОАО "Мособлтрастинвест", ООО "Мосрегионгаз"
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7441/12
21.12.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16605/2022
09.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7441/12
22.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8591/2021
14.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1930/2021
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
02.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
23.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11054/19
22.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7441/12
01.03.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-170/18
22.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7441/12
30.11.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16301/17
26.12.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
30.06.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8328/16
13.01.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
28.05.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4279/13
10.12.2012 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
06.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7441/12
10.10.2012 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6853/12
15.08.2012 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5216/12
24.07.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5566/12
23.07.2012 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5566/12
11.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7441/12
09.07.2012 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
29.05.2012 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3691/12
10.05.2012 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
09.09.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08
11.08.2010 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-23390/08