г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-175047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ММТП"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 по делу N А40- 175047/2021
по заявлению: акционерного общества "Мурманский морской торговый порт"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Иванова И.О. по доверенности 03.11.2021; Макаренко Л.А. по доверенности от 15.04.2022 |
от заинтересованного лица: |
Рыбаков Р.И. по доверенности 17.02.2022; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022, принятым по настоящему делу с учетом уточнений требований принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, в удовлетворении требований акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" (заявитель, общество, АО "ММТП") о признании недействительными пунктов 3, 5-13, 15 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (заинтересованное лица, управление, Росприроднадзор) от 03.06.2021 N 0904-95ВнП/046-0421, отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по делу N А40-175047/2021 решение суда первой инстанции отменено, предписание Росприроднадзора признано недействительным в части оспариваемых пунктов.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2022, судебный акт апелляционной инстанции отменен, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В силу части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Определение Девятого арбитражного апелляционного суда о рассмотрении апелляционной жалобы АО "ММТП" на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 по делу N А40-175047/2021 вынесено 28.09.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.09.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции вновь с учетом указаний суда кассационной инстанции.
До начала судебного заседания через канцелярию суда от заявителя и заинтересованного лица поступили письменные пояснения, которые были приобщены к материалам дела.
Протокольным определением от 24.10.2022 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 10 час. 10 мин. 17.11.2022.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции произвел замену судьи Яковлевой Л.Г. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Попова В.И.
Как следует из фактических материалов дела, на основании распоряжения Росприроднадзора от 12 апреля 2021 г. N 95-р (в редакции распоряжения от 30 апреля 2021 г. N 139-р) проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "ММТП", по результатам которой был составлен акт проверки от 03 июня 2021 г. N 0904-95Вн-А/046-0421 и выдано предписание от 03 июня 2021 г. N 0904-95ВнП/046-0421 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (всего 15 нарушений).
Общество, полагая пункты 3, 5-13, 15 предписания неправомерными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Заявитель в обоснование своей правовой позиции о незаконности оспариваемого предписания представил в суд апелляционной инстанции решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 17.02.2022 N 12-107/2022 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми суд отменил постановление Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Управление) от 23.12.2021 N 04-069/2021.
Решением Ленинского районного суда г. Мурманска постановление Управления от 23.12.2021 по делу об административном правонарушении N 04-069/2021 отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Согласно решению суда от 17.02.2022, единственным основанием для отмены вышеуказанного постановления Управления послужило признание акта проверки недопустимым доказательством, ввиду ненадлежащего уведомления Общества о проведении внеплановой выездной проверки. В частности, в решении суда от 17.02.2022 (стр. 4-5) указывается:
"Между тем требование приведенных законоположений при получении по настоящему делу доказательств в виде результатов проверки в полной мере не соблюдены. Материалы дела не содержат сведений о соблюдении требования ч. 16 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" об уведомлении АО "Мурманский морской торговый порт" о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Наоборот, согласно акту проверки АО "Мурманский морской торговый порт" уведомлено о проведении внеплановой выездной проверки только 21 апреля 2021 года, то есть уже в день начала проверки.
Таким образом, на основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ акт проверки как полученный с нарушением закона является недопустимым доказательством и не мог быть использован в качестве доказательства по делу. Иные доказательства, позволяющие установить названные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, по делу не получены".
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Внеплановая выездная проверка в отношении АО "ММТП" проводилась в рамках Закон N 294-ФЗ.
Согласно ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ), о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 13.04.2021 N ВН-09-04-34/11261 с приложением распоряжения о проведении проверки было получено Обществом 14.04.2021, о чем свидетельствует штамп печати организации и присвоенный входящий номер (N 26/835) с датой.
В дополнении к этому, представитель АО "ММТП" также поставил отметку об ознакомлении на уведомлении в день проверки, что является обычной практикой и не свидетельствует о нарушении процедуры уведомления проверяемого лица.
Более того, подтверждением надлежащего уведомления о проведении проверки служит письмо АО "ММТП" от 16.04.2021 N 03-07-07, направленное посредством электронной почты в адрес Росприроднадзора. Данное письмо содержит перечень лиц Общества, которые должны были взаимодействовать с должностными лицами Росприроднадзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий. Письмо было направленно организацией в ответ на уведомление от 13.04.2021 N ВН-09-04-34/11261 более чем за 4 дня до начала проверки. Это, в свою очередь, подтверждает факт ознакомления Заявителя с уведомлением и факт готовности организации к проведению проверочным мероприятий.
Ранее Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в приобщении (л. д. 60, т. 6) данного письма от 16.04.2021 N 03-07-07 к материалам дела ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Однако, учитывая позицию Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2022 по настоящему делу, а также тот факт, что в суде первой инстанции вопрос ненадлежащего уведомления организации Заявителем не поднимался и решение суда общей юрисдикции не приобщалось, судебная коллегия считает возможным и допустимым приобщение к материалам дела обозначенных доказательств (документов), явно свидетельствующих об отсутствии нарушений при проведении проверки.
В решении Мурманского областного суда от 25.05.2022 N 21-226/2022, которым вышеобозначенное решение Ленинского районного суда от 17.02.2022 оставлено без изменения, указано:"Вместе с тем, уведомление направлено не в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а как скан-копия бумажного документа, приложенного к электронному письму, что не может расцениваться, как надлежащее уведомление юридического лица о проведении проверки".
В тоже время согласно положению ч. 16 ст. 10 Закона N 249-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица.
Буквальное прочтение ч. 16 ст. 10 Закона N 249-ФЗ позволяет сделать однозначный вывод о том, что законодатель не установил исчерпывающего перечня требований к форме и способу такого уведомления, а равно не предусмотрел императивной обязанности по направлению уведомления лишь в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
К числу юридически значимых обстоятельств относится именно вопрос о соблюдении срока уведомления о предстоящей проверке.
В рассматриваемом случае в решениях судов общей юрисдикции не отрицается факт направления уведомления от 13.04.2021 и факт его получения. Более того, на стр. 2 решения Мурманского областного суда от 25.05.2022 N 21-226/2022 прямо отражено, что уведомление направлялось посредством электронной почты в адрес АО "ММТП".
Таким образом, Общество было своевременно и надлежащим образом уведомлено о проведении проверки. Росприроднадзор считает, что акт проверки от 03.06.2021 N 0904-95Вн-А/046-0421 является допустимым доказательством.
По доводу о незаконности пункта 3 предписания, коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 3 предписания Росприроднадзор указывает:
- не актуализирована информация, содержащаяся в заявке об актуализации учетных сведений о постановке объекта НВОС на государственный учет: в соответствии с Программой ПЭК и Декларацией о воздействии на окружающую среду, показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ составляет 53,731835 г/с, 623,95143 т/год (информация направлена письмом от 16.11.2020 N 03-07-37, вх. в БАМУ РПН от 19.11.2020 N 12308), по информации, имеющегося в заявке об актуализации сведений постановке на учет объекта НВОС - 53,731835 г/с, 249,284338 т/год (направлена письмом от 22.02.2020 N 03-07-15; ex. в БАМУ РПН от 22.05.2020 N 5280).
На основании пункта 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как следует из пункта 3 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) юридические лица, имеющие стационарные источники обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что согласно инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 3.1 "Исходные данные для расчета выбросов") общее число источников выбросов вредных веществ в атмосферу - 93, осуществляющих суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрешенной массой 623,951 т/г, однако, в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УНВОС) на указанном объекте зарегистрирован 101 источник выбросов вредных веществ, осуществляющий суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух массой 248,671,384 т/г.. (Согласно Заявке об актуализации учетных сведений об объекте НВОС от 25.05.2020 N 5280).
Также в ходе проверки обнаружены несоответствия численных значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в представленных предприятием документах. выявлены следующие несоответствия:
Показатель |
Числовое значение, указанное в документах |
|||
|
План НМУ от 08.07.2020 |
Программа ПЭК от 09.01.2020 |
Декларацияо негативном воздействии на окружающую среду от 16.11.2020 |
Заявка об актуализации учетных сведений об объекте НВОС от 25.05.2020 |
Суммарный выброс ЗВ в 2020 году |
54,2260 1г/с |
53,7363906 г/с |
53,7363906 г/с |
53,731835 |
|
642,738991 т/год (101 источник 37 3В) |
623,95 1436 (101 источник 37 3В) |
623,9514 34 (101 источник 37 3В) |
249,284338 (101 источник 37 3В) |
Таким образом, на момент проведения проверки информация, содержащаяся в заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет, недостоверна, что является нарушением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 5 предписания:
Учет сточных вод через водовыпуск N 4, производимый косвенным (расчетным) методом, ведется с нарушением условий водопользования, установленных Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.01.2019 N 00-02.01.00.006-М-РСВХ-Т-2019-02303/00:
- не заполняются графы 2 и В формы 1.6, утвержденных порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;
- для учета принято не количество талых вод и фактически выпавших осадков, а расчетное количество стоков в квартал (расход сточных вод не соответствуют согласованному расходу Двинско-Печорским БВУ ФАВР письмом от 01.03.2019 N 481).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
На основании пункта б части статьи 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять иные предусмотренные ВК РФ, другими федеральными законами обязанности.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок N 903).
Вопреки доводам Общества, Порядок N 903 по содержанию соответствует ранее действовавшему Порядку, утвержденному приказом Минприроды России N 205 от 08.07.2009 (далее - Порядок N 205).
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 903 по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов...", т.е. полностью соответствует.
Данная норма полностью соответствует норме, действующей ранее, а именно пункту 9 Порядка N 205.
Таким образом, довод Заявителя в части того, что Порядок N 903 не может быть применен к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, подлежит отклонению, как противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка Общества на то, что Заявителем выполнен расчет в соответствии с Рекомендациями по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока (2015, приложение к СП 32.13330-2012, НИИ ВОДГЕО), а также о том, что указанный расчет согласован в установленном порядке, также подлежит отклонению, поскольку областью действия данных Рекомендаций является проектирование.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 11 Порядка N 903 (пунктом 9 Порядка N 205) согласована методика (метод) расчета сбросов в ОВР ДПБВУ по Мурманской области.
Данный расчет представлен в схеме систем водоснабжения и водоотведения, и он основан на использовании формул с перемножением: коэффициентов (водонепроницаемости, пропорциональности с переводом в единую систему измерений и т.д.), площади водосбора и количества выпавших осадков за сезоны года в миллиметрах.
Переменной величиной в формулах расчета является только количество выпавших осадков, не постоянное по годам, которое может снизить или увеличить расход стоков.
Вместе с тем такой расчет, что не выполнялся (что не оспаривается Обществом), следовательно, годовой объем сбросов должен был быть равен одной и той же величине, принятой расчетом, равной утвержденному объему сбросов, т.е. 55,68 тыс.м3/год.
При этом, учтенные расходы за 2019 год составили 47,43 тыс.м3/год, за 2020 -55,645 тыс.м3/год.
В этой связи, учет не соответствует согласованному как по методу (если уточняется расчетами), так и по объемам (если принимается на основании согласованного расчета).
Таким образом, учет расходов не соответствует методике, согласованной ОВР ДПБВУ и согласованному объему, выполнен с необоснованным занижением расходов, что ведет к искажению расчетной базы для начисления платы за НВОС, отразилось искажением в отчетных статистических данных, что является нарушением природоохранного законодательства Российской Федерации.
По доводу о незаконности пункта 6 предписания, коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 6 предписания Росприроднадзором указано:
Декларация о негативном воздействии на объекты окружающей среды по объекту 47-0151 -000027-П (далее - Декларация) составлена с нарушением установленных требований:
- к Декларации приложены расчеты нормативов допустимых сбросов, выполненные с нарушением требований, установленных пунктами 12, 14, 16, 18, 19, 21 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей.
Сведения, представленные в графе 6 Раздела V Декларации, "концентрация загрязняющих веществ" не соответствуют численным значениям концентраций, указанным в Приложении 2 Декларации.
В Разделе VДекларации указаны следующие значения:
- взвешенные вещества - 6 мг/дм3;
- нефтепродукты - 0,067 мг/дм3;
- БПКполн. - 3,65 мг/дм3,в приложении 2 к Декларации НДС по данным компонентам указаны на уровне ПДК рыбохозяйстеенных водоемов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016N 552, а именно:
- взвешенные вещества - 2,75 мг/дм3;
- нефтепродукты - 0,05 мг/дм3;
- БПКполн.- 3,0 мг/дм3.
Раздел VI Декларации содержит недостоверную информацию, так как данный раздел заполнен на основе недостоверных данных, содержащихся в "Предложениях по лимитам ежегодного размещения отходов" имеющегося Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного генеральным директором ПАО "ММТП" в 2018 году.
Согласно пункту 7 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 9 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из Акта проверки (стр. 20) согласно письму Минприроды России от 30.11.2018 N 12-50/09939-ОГ "Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды", расчеты сбросов к декларации должны выполняться (до утверждения новой Методики) по Методике, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика N 333) с положениями которой (в части, не противоречащей новой Методики, утв. Приказом N 1118) и сравнивался расчет.
В ходе проверки установлено, что представленный расчет нормативов допустимых сбросов выполнен в разрез с положениями Методики (действовавшей на момент ее разработки -16.11.2020):
1) Перечень загрязняющих веществ для нормирования определен не верно, так как не соответствует применяемым реагентам и проекту очистных сооружений, чего требует п. 19 Методики N 333 преемник - п. 17 Методики N 1118), т.к. решение не содержит, в отличие от указанной методики, требования об инвентаризации сбросов.
Проектом предусмотрен сброс железа, а в технологии очистки используется флокулянт на основе полиакриламида. Исключение из перечня нормируемых веществ допускается только, если на основании анализов установлено, что нормируемые разделом II Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р показатели отсутствуют в сбрасываемом стоке.
2) Состав документов, представленных в расчете, не соответствует п. 14.1 Методики N 333 (преемник - п. 14 Методики N 1118), а именно:
- ситуационный план не соответствует требованиям абзаца первого пункта 14.1 Методики к ситуационному плану (карте-схеме) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей выпуск, к водному объекту, используемому для сброса ливневых вод с указанием сведений (географических координат) местонахождении каждого выпуска вод, так как не содержит привязки к территории АО "ММТП" и не является должным образом оформленной картой-схемой, водящей в расчет (не подписана и/или не имеет иных идентификационных признаков принадлежности к данному расчету);
- в расчеты не входит план территории организации, эксплуатирующей выпуск, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений, предусмотренный абзацем вторым пункта 14.1 Метод шеи N 333;
- к расчетам к Декларации о НВОС, представленным 16.11.2020 не представлены данные о качестве стоков за 2019 год (требование последнего абзаца п. 14.1 Методики N 333), заполненные по форме приложения N 3 к Методике N 333. Данное обстоятельство является грубейшим нарушением порядка расчетов нормативов: согласно пункту 12 Методики N 333 нормативы качества стоков сориентированы на показатели последнего календарного года. То есть, не выполнение последнего пункта искажает нормативы, представленные в разделе V Декларации о НВОС.
3) Выполненные расчеты не соответствуют требованиям п. 16 Методики N 333, в котором установлено, что при сбросе вод во внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации расчет НДС производится с учетом степени смешения и разбавления сбрасываемых вод морской водой. Исключение предусмотрено условием п. 23 и п. 9 Методики N 333 - для случаев отсутствия фоновых концентраций и для случаев
превышения фоновых показателей над ПДК. В расчете имеются фоновые показатели качества вод Кольского залива, и они ниже ПДК.
При этом, Декларацией о НВОС предусмотрен сброс веществ с превышением нормативов допустимых сбросов. Информация, представленная в Разделе V Декларации в графе б "концентрация загрязняющих веществ" не соответствует численным значениям концентраций, указанных в Приложении 2 Декларации, где представлен Расчет нормативов допустимого сброса, согласно которому допустимые концентрации веществ приняты на основании ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, т.е. в соответствии с приказом Минсельхоза России N 552 от 13.12.2016. Выявленные несоответствия представлены ниже.
Таким образом, декларация полностью не соответствует методике, действовавшей на момент разработки Декларации; положения указанной методики полностью дублируются в новой методике.
В этой связи, Декларацией о НВОС не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в таблице 6.2. "Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов" Раздела VI. Декларации о воздействии на окружающую среду от 16.11.2020 (далее - Декларация о ВОС) в графе 9 указан номер объекта размещения отходов в ГРОРО - 51-00084-3-00294-020818. В соответствии со сведениями, включенными в ГРОРО, объектом под номером 51-00084-3-00294-020818 является "Полигон твердых коммунальных отходов", эксплуатируемый АО "Управление отходами".
С 01.01.2019 на объекте размещения отходов "Санкционированная городская свалка твердых отходов г. Мурманск", эксплуатируемом ООО "ОРКО-инвест", размещение отходов не осуществляется, 02.12.2020 данный объект размещения отходов исключен из ГРОРО.
Кроме того, предлагаемые лимиты на размещение отходов (т/год), указанные в разделе 7 ПНООЛР, начиная с 2020 года, не соответствуют количеству отходов, передаваемых на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, т/год, указанному в графе 8 таблицы 6.2. Раздела VI Декларации о ВОС, а именно:________________________________________________
Наименование вида отходов и код ФККО |
Количество в ПНООЛР, начиная с 2020 года, т/год |
Количество в Декларации о ВОС, т/год |
грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами, 8 11 100 01 49 5 |
4000,0 |
18000,0 |
отходы (грунты) дноочистительных работ на водных объектах обезвоженные практически неопасные, 8 11 131 11205 |
4000,0 |
16720,0 |
отходы строительного щебня незагрязненные, 8 19 100 03 21 5 |
1000,0 |
3800,0 |
лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, 8 22 20101 21 5 |
9000,0 |
10600,0 |
лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, 8 22 30101215 |
2000,0 |
6929,0 |
лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, 8 12 201 01 20 5 |
4000,0 |
12555,0 |
отходы песка незагрязненные, 8 19 100 0149 5 |
1000,0 |
2511,0 |
В Декларации о ВОС указаны сведения о виде отходов "пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные", код 736 100 01 305. При этом, в ПНООЛР сведения о данном виде отходов отсутствуют.
Таким образом, Обществом допущено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
По доводу о незаконности пункта 7 оспариваемого предписания, коллегия отмечает, что согласно пункту 7 предписания:
ПАО "ММТП" не исполнена обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании части 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 N "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок) нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В соответствии с подпунктом б пункта 18 Порядка утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат переоформлению в случае изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и (или) об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
На основании пункта 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что в действующем Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО "ММТП" (далее - ПНООЛР), утвержденным генеральным директором ПАО "ММТП" А.В. Масько в 2018 году, содержатся недостоверные сведения.
Так, в разделе 7 "Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов" ПНООЛР указаны сведения о передаче отходов на размещение на "Санкционированной городской свалке твердых отходов г. Мурманск", эксплуатируемой ООО "ОРКО-инвест", номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО): 51-00074-3-00168-070416.
С 01.01.2019 на объекте размещения отходов "Санкционированная городская свалка твердых отходов г. Мурманск", эксплуатируемом ООО "ОРКО-инвест", размещение отходов не осуществляется.
Приказом Росприроднадзора от 02.12.2020 N 1667 "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов" данный объект размещения отходов исключен из ГРОРО.
При этом в таблице 6.2. "Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов" Раздела VI Декларации о воздействии на окружающую среду от 16.11.2020 (далее - Декларация о ВОС) в графе 9 указан номер объекта размещения отходов в ГРОРО - 51-00084-3-00294-020818. В соответствии со сведениями, включенными в ГРОРО, объектом под номером 51-00084-3-00294-020818 является "Полигон твердых коммунальных отходов", эксплуатируемый АО "Управление отходами".
Кроме того, предлагаемые лимиты на размещение отходов (т/год), указанные в разделе 7 ПНООЛР, начиная с 2020 года, не соответствуют количеству отходов, передаваемых на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам (т/год), указанному в графе 8 таблицы 6.2. Раздела VI Декларации о ВОС.
В Декларации о ВОС указаны сведения о виде отходов "пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания не сортированные", код по ФККО 73610001305. При этом в ПНООЛР сведения о данном виде отходов отсутствуют.
Согласно пункту 25 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С учетом вышеизложенного, имеющийся ПНООРЛ содержит недостоверную информацию, при этом новый ПНООРЛ предприятием не разработан.
По доводу о незаконности пункта 8 предписания, коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 8 предписания:
ПАО "ММТП" не исполнена обязанность по актуализации учетных сведений на объекте НВОС 05-0125-002750-П, а именно: согласно инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух общее число источников выброса вредных веществ в атмосферу - 93, осуществляющих суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрешенной массой 623,951 т/г, однако, в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УНВОС) на указанном объекте зарегистрирован 101 источник выбросов вредных веществ, осуществляющий суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух массой 248,671,384 т/г.
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Как следует из абзаца 15 пункта 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что согласно инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приложение 3.1 "Исходные данные для расчета выбросов") общее число источников выбросов вредных веществ в атмосферу - 93, осуществляющих суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрешенной массой 623,951 т/г, однако, в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОТО УНВОС) на указанном объекте зарегистрирован 101 источник выбросов вредных веществ, осуществляющий суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух массой 248,671,334 т/г.. (Согласно Заявке об актуализации учетных сведений об объекте НВОС от 25.05.2020 N 5280).
В ходе проверки обнаружены несоответствия численных значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в представленных предприятием документах. Выявленные несоответствия представлены:
Показатель |
Числовое значение, указанное в документах |
|||
|
План НМУ от 08.07.2020 |
Программа ПЭК, от 09.01.2020 |
Декларация о негативном воздействии на окружающую среду от 16.11.2020 |
Заявка об актуализации учетных сведений об объекте НВОС от 25.05.2020 |
Суммарный выброс ЗВ в 2020 году |
54,226 01 г/с |
53,7363906 г/с |
53,7363906 г/с |
53,73183 5 |
|
642,738991 т/год (101 источник 37 3В) |
623,9514 34 (101 источник 37 3В) |
623,951434 (101 источник 37 3В) |
249,284338 (101 источник 37 3В) |
Таким образом, на момент проведения проверки информация, содержащаяся в заявке о постановке объекта НВОС на государственный учет, являлась недостоверной, что свидетельствует о нарушении Обществом законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
По доводу о незаконности пунктов 9-13,15 оспариваемого предписания, коллегия отмечает, что согласно пункту 9 оспариваемого предписания:
Предприятием используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно:
- "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)", Москва, 1992 г.
- "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий";
- "Методические указания по расчету валовых выбросов вредных веществ в атмосферу для предприятий нефтепереработки и нефтехимии", РД-17-86, 1987 г.
- "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", Санкт-Петербург, 2012 г.
- "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001 г. (далее - Методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 10 оспариваемого предписания:
Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведен на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
На основании пункта 11 оспариваемого предписания:
Разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Согласно пункту 12 предписания:
Организацией осуществляется производственный экологический контроль в соответствие с программой ПЭК, содержащей недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, полученные с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из пункта 13 предписания:
Организацией осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
На основании пункта 15 оспариваемого предписания:
Расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду, произведен по методикам расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшим в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341.
Пункты 9-13, 15 оспариваемого предписания содержат требования о соблюдении природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны атмосферного воздуха и по сути, сводятся к тому, что Обществом осуществляется производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха с нарушением требований Закона N 96-ФЗ в части использования при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов выбросов методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 2, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Порядок N 352).
В соответствии с пунктами 10 Порядка N 352, перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе, в том числе, методик расчета выбросов включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 28 Порядка N 352, для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 (далее -Правила N 422). Согласно данным Правилам, методики разрабатываются юридическими и физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями (далее -разработчик, хозяйствующий субъект), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от соответствующих источников (пункт 2 Правила N 422).
Согласно пункту 3 Правил N 422, формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.
Пунктом 15 Правил N 422 определено, что применение Методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета.
Исходя из изложенного, для определения величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетными методами могут применяться только методики, включенные в Перечень методик расчета, формируемый в установленном порядке Минприроды России.
Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 (далее - Порядок N 341).
Согласно пункту б Порядка N 341 для внесения сведений о методике расчета в перечень методик расчета разработчик (или его представитель) направляет в Минприроды России заявку в свободной форме, подписанную руководителем организации или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, являющимся разработчиком методики расчета, методику расчета с обосновывающими материалами в соответствии с пунктами 4-11 Правил N 422, а также сведения о методике расчета согласно пункту 3 Порядка N 341.
Кроме того, допускается использование методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Правил N 422 (пункт 2 Порядка N 341).
Также, в силу п. 2, п. 3 ст. 22 Закона N 96-ФЗ, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Инструментальный метод является приоритетным, что также подтверждается пунктом 17 Порядка N 352. В случаях, когда отсутствует соответствующая методики в Перечне методик, определение качественного и количественного состава выбросов в ходе проведения инвентаризации выбросов должно проводиться инструментальными методами.
Таким образом, использование при определении величин выбросов загрязняющих веществ, в том числе расчетным методом Методик расчета выбросов, не включенных в перечень, является нарушением требований статьи 22 Закона N 96-ФЗ, и пунктов 10, 28 Порядка N 352.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 352, документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком. Условия корректировки данных инвентаризации указаны в разделе VI Порядка N 352, где среди прочего в качестве основания для такой корректировки обозначено - изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов.
Исходя из положений Порядка N 352, в частности пункта 2, в случаях отсутствия утвержденной документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, такая документация оформляется в соответствии с требованиями Порядка N 352, в остальных случаях документация подлежит корректировки.
Учитывая изложенное, с целью соблюдения требований статьи 22 Закон N 96-ФЗ, с вступлением в силу приказа Минприроды от 31.07.2018 N 341 у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС, применяющих для определения величин выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников методики (методы) измерений, не вошедшие в утвержденный Минприроды России Перечень методик расчета, возникла обязанность в корректировке данных инвентаризации.
В соответствии с приложением N 18 к постановлению Правительства РФ N440 от 3 апреля 2020 года "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - постановление N 440) до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формируемый Минприроды России.
Указанные положения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2021 г., согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440" (далее - Постановление N 109).
Таким образом, применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в перечень, допускается только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в период с 1 января 2021 г. до 1 июля 2021 г.
Следовательно, содержащиеся в приложении N 18 к постановлению N 440 положения не применяются к отношениям, возникшим до 1 января 2021 г., и не отменяют исполнение требований законного предписания Росприроднадзора.
В случае, если инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводилась до 1 января 2021 года, положения законодательства Российской Федерации, содержащемся в Приложении N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440, не применяются.
Более того, согласно приложению N 18 к постановлению N440, применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень допускается при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных лишь в конкретных целях, а именно: подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО "ММТП" проводилась до 1 января 2021 года, соответственно положения законодательства Российской Федерации, содержащемся в Приложении N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 в данном случае не применяются.
В этой связи, Общество допущено нарушение действующего законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
На основании вышеизложенного, предписание от 03.06.2021 N 0904-95Вн-П/04б-0421 об устранении выявленных нарушений обязательных требований является законным и обоснованным, направлено на устранение выявленного в ходе плановой проверки нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не нарушает прав и законных интересов Заявителя, оснований для его отмены не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.02.2022 по делу N А40- 175047/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175047/2021
Истец: АО "МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21962/2022
22.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69788/2022
20.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21962/2022
16.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19957/2022
18.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-175047/2021