город Омск |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А70-11979/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Титовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13195/2023) общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.10.2023 по делу N А70-11979/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" (ОГРН 1187232025595, ИНН 7203460574) к Департаменту имущественных отношений и градостроительства Администрации Тюменского района (ОГРН 1157232018624, ИНН 7203343736) о признании недействительным уведомления от 15.05.2023 N 16/02/05/2023/001430/ЕПГУ о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровым номером N 72:17:1101005:546, по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, с. Кулаково, ул. Кленовая, об обязании повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" - Шабелянской А.А. по доверенности от 02.10.2023 сроком действия один год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" (далее - заявитель, ООО "Инвестстройком", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений и градостроительства Администрации Тюменского района (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным уведомления от 15.05.2023 N 16/02/05/2023/001430/ЕПГУ о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровым номером N 72:17:1101005:546, по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, с. Кулаково, ул. Кленовая и об обязании повторно рассмотреть заявление ООО "Инвестстройком" о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.10.2023 по делу N А70-11979/2023 в удовлетворении заявленных ООО "Инвестстройком" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы обществом указано, что вопреки требованиям градостроительного законодательства осмотр объектов недвижимости департаментом не производился, наличие на построенный заявителем индивидуальный жилой дом зарегистрированного права собственности на основании технического плана уведомления о соответствии N 72-516-1099-2021 не может являться основанием (не поименовано в качестве такого основания) для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги по проверке соответствия построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку часть 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) содержит исчерпывающие основания для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче требуемого заявителем уведомления и не подлежит расширительному толкованию. Законодатель не ставит возможность получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в зависимость от права выбора порядка оформления объекта недвижимости (с направлением или без направления уведомления), поскольку такое право принадлежит его правообладателю. Отказ департамента создает препятствия в реализации права заявителя на получение уведомления о соответствии недвижимого имущества требованиям закона.
Департамент представил письменные возражения, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, заинтересованное лицо просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024, 01.02.2024 рассмотрение жалобы откладывалось, явка сторон в судебное заседание признана судом обязательной.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.02.2024 в связи с нахождением судьи Ивановой Н.Е. в очередном оплачиваемом отпуске в составе суда по рассмотрению жалобы на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Ивановой Н.Е. на судью Шиндлер Н.А.
Представитель ООО "Инвестстройком" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражений, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвестстройком" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:17:1101005:546, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, с. Кулаково, ул. Кленовая.
02.07.2021 обществом в Администрацию Тюменского муниципального района направлено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, которым общество уведомило разрешительный орган о строительстве на принадлежащем ему земельном участке одноэтажного жилого дома площадью застройки 135 кв. м.
13.07.2021 обществом получен ответ за N 72-516-1099-2021, согласно которому по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве департамент уведомил заявителя о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
После завершения строительства на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1101005:546 ООО "Инвестстройком" направил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером 72:17:1101005:561 с адресным описанием: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский муниципальный район, Кулаковское МО, с. Кулаково, ул. Кленовая, д. 17А и 08.09.2021 за обществом зарегистрировано право собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеется запись за номером 72:17:1101005:561-72/ 041/2021-1.
ООО "Инвестстройком" направило департаменту заявление о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома.
15.05.2023 заявитель получил отказ N 16/02/05/2023/001430/ЕПГУ, в обоснование которого указано, что согласно выписке из ЕГРН от 01.02.2023 в границах земельного участка расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 72:17:1101005:561 (дата присвоения кадастрового номера 08.09.2021), однако на момент рассмотрения уведомления о планируемом строительстве, направленном заявителем в отношении земельного участка от 05.07.2021 N 16/02/05/2021/009107/МФЦ, на земельном участке вышеуказанный объект индивидуального жилищного строительства отсутствовал.
Не согласившись с отказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.10.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого уведомления департамента законодательству и нарушении этим уведомлением прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Как следует из материалов дела, заявителем 05.07.2021 подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Согласно уведомлению заявитель на земельном участке с кадастровым номером 72:17:1101005:546, расположенном по адресу: Тюменская обл., Тюменский район, Кулаково село, Кленовая улица, планировал осуществить строительство объекта индивидуального жилого строительства, количество надземных этажей - 1, высота-6,8-м., отступив от границ земельного участка слева-З м, справа-З м, спереди-3 м., сзади-3 м, площадь застройки -135 кв. м.
Согласно части 7 статьи 51.1 ГрК РФ орган местного самоуправления при поступлении уведомления обязан провести проверку соответствия указанных в уведомлении параметров объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства (реконструкции), установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В случае соблюдения застройщиком установленных параметров и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в адрес застройщика направляется уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров. Как подтверждается материалами дела, уведомление о соответствии N 72-516-1099-2021 подготовлено департаментом 13.06.2021 и выдано заявителю.
Согласно статье 55 ГрК РФ в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с приложением подтверждения оплаты государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав и технического плана объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Как усматривается из материалов дела, заявителем 03.05.2023 подготовлено уведомление об окончании строительства, содержащее сведения:
- о земельном участке: Кадастровый номер земельного участка - 72:17:1101005:546, Адрес или описание местоположения земельного участка - 625526, Тюменская обл., р-н. Тюменский, с. Кулаково, ул. Кленовая, д. 17;
- об объекте капитального строительства: Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) - Индивидуальный жилой дом, Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция) - Строительство, Количество надземных этажей - 1, высота - 6,8-м., Сведения об отступах от границ земельного участка - Спереди - 5 метров, слева- 14 метров, сзади - 5 метров, справа - 3 метра, Площадь застройки - 130 кв. м.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 93-ФЗ от 30.06.2006 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" осуществление гражданами государственной регистрации права возможно в упрощённом порядке (на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок). Наличие разрешительной документации в данном случае не требуется.
Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частью 16-21 статьи 55 ГрК РФ, статьей 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ).
При этом в случае представления заявителем документов, предусмотренных частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, у органа местного самоуправления отсутствуют основания для применения положений части 1.2 статьи 19, пунктов 58 - 59 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в том числе если ранее указанные положения были применены в отношении определенного объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 1.2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в установленный названной частью срок направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, строительство или реконструкция которых окончены, и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план.
В рассматриваемом случае, поскольку от заявителя поступило уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 03.05.2023, то представленные документы обоснованно рассмотрены департаментом в порядке, предусмотренном статьей 55 ГрК РФ.
Как следует из апелляционной жалобы, в данной части общество с выводы суда первой инстанции не оспаривает.
При рассмотрении представленных заявителем документов департаментом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 03.05.2023 N КУВИ-001/2023-102953237 в границах земельного участка с кадастровым номером 72:17:1101005:546 по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Кулаково, ул. Кленовая, на котором, как указал заявитель в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 05.07.2021 и в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 03.05.2023, обществом построен индивидуальный жилой дом площадью 130 кв. м с кадастровым номером 72:17:1101005:561.
Из выписки из ЕГРН от 03.05.2023 N КУВИ-001/2023-10295237 следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 72:17:1101005:546 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 72:17:1101005:561.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.02.2023 N КУВИ- 001/2023-44055750 объект недвижимости с кадастровым номером 72:17:1101005:561, присвоенным 08.09.2021, имеет следующие характеристики (раздел 1 лист 1):
- адрес: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский муниципальный район, Кулаковское МО, с. Кулаково, ул. Кленовая, д. 17А;
- площадь: 105,5 кв. м;
- назначение: жилое;
- наименование: индивидуальный жилой дом;
- количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0;
- год завершения строительства: 2021;
- особые отметки: сведения, необходимые для заполнения раздела: 5 - План расположения помещения, машино-места на этаже (плане этажа) отсутствуют.
В разделе 2 листа 2 выписки из ЕГРН указана следующая информация об индивидуальном жилом доме с кадастровым номером 72:17:1101005:561:
- правообладатель - ООО "Инвестстройком";
- вид, номер, дата и время государственной регистрации права: собственность, 72:17:1101005:561:72/041/2021-1 от 08.09.2021 10:58:39;
- документы-основания: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства N б/н, выдан 25.08.2021. Договор купли-продажи земельного участка, выдан 25.05.2021, договор купли продажи земельного участка, выдан 18.05.2021.
В разделе 4 листа 3 выписки из ЕГРН отражена схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке в масштабе 1:200.
Такие же характеристики в отношении индивидуального жилого дома с кадастровым номером 72:17:1101005:561 содержатся и в выписке из ЕГРН N КУВИ001/2023-149641754.
Таким образом, объект недвижимости, в отношении которого заявителем поданы уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 05.07.2021 и уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 03.05.2023, имеет местоположение и координаты расположения в границах земельного участка с кадастровым номером 72:17:1101005:546, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Кулаково, ул. Кленовая, совпадающие с местоположением индивидуального жилого дома с кадастровым номером 72:17:1101005:561.
Указанное позволяет заключить, что это один и тот же объект недвижимости. Факт наложения подтверждается сопоставлением координат.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность государственной регистрации в отношении одного и того же объекта недвижимости одновременно двух прав единоличной собственности. Более того, данный факт может повлечь за собой не только правовую неопределенность в отношении объекта недвижимости, но и создать условия для совершения в отношении объекта недвижимости противоправных действий.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку право собственности на построенный заявителем жилой дом уже зарегистрировано в установленном законом порядке, то уведомление департамента от 15.05.2023 N 16/02/05/2023/001430/ЕПГУ о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности не нарушает права заявителя.
В апелляционной жалобе обществом не приведено доводов о том, в чем именно заключается нарушение его прав и интересов спорным уведомлением, убедительного правового и фактического обоснования действительного нарушения своих прав и законных интересов не представлено, между тем последнее должно иметь реальный, а не предполагаемый характер.
Доводы жалобы о том, что общество не требует от департамента осуществить действия по направлению в регистрирующий орган каких-либо уведомлений, отклоняется апелляционным судом, поскольку в силу императивности требований части 1.2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ заинтересованное лицо обязано осуществить указанные действия.
Таким образом, материалами дела не подтверждено несоответствие оспариваемого уведомления департамента положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.10.2023 по делу N А70-11979/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11979/2023
Истец: ООО "Инвестстройком"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ТЮМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА