23 декабря 2022 г. |
Дело N А83-19597/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Колупаевой Ю.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мкртчяном Д.А.,
при участии: от Акционерного общества "Международный аэропорт "Симферополь" - Веренчанский А.Н., представитель на основании доверенности от 19.10.2022 N 01.05.100., личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Лихолат М.С., представитель на основании доверенности от 05.08.2022 N 422-Д, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Международный аэропорт "Симферополь" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года по делу N А83-19597/2021,
по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН: 1149102017426, ИНН: 9102012080)
к Акционерному обществу "Международный аэропорт "Симферополь" (ОГРН: 1149102173109, ИНН: 9102065317)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее -МИЗО, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которому истец просил взыскать с Акционерного общества "Международный аэропорт "Симферополь" (далее - аэропорт, общество) в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым задолженность по арендной плате за период с 01.02.2021 по 23.04.2021 в сумме 74 445 руб. 63 коп. в бюджет Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.06.22 судом взыскано с Акционерного общества "Международный аэропорт "Симферополь" в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым задолженность по арендной плате за период с 01.02.2021 по 23.04.2021 в сумме 74 445 руб. 63 коп. в бюджет Республики Крым. Взыскано с Акционерного общества "Международный аэропорт "Симферополь" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2978,00 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, в связи с чем просило его отменить его и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд не применил закон, подлежащий применению, поскольку арендная плата подлежала расчету исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая была снижена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 20 от 05.02.21, а потому с 01.01.2021 года размер арендной платы был изменен. Поскольку арендная плата по договору аренды земли является регулируемой, арендатор самостоятельно пересчитал размер арендной платы, оплачивал и полагает, что задолженность за указанный период отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель подателя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель МИЗО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Сторонами неоднократно направлялись дополнительные пояснения по сути спора, в том числе по предложению суда, которые были приобщены к материалам дела протокольным определением.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
16.12.2016 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец, МИЗО, Арендодатель) и Акционерным обществом "Международный аэропорт "Симферополь" (далее - ответчик, общество, Арендатор) заключен Договор аренды земельного участка N 459-п от 16.12.2016 (далее - Договор) земельного участка площадью 6058804 кв.м., из земель,: находящихся в государственной собственности Республики Крым, категория земель - населенных пунктов, вид разрешенного использования - воздушный транспорт, кадастровый номер 90:22:000000:366. В соответствии с п. 3.1 Договор заключен сроком на 49 лет.
Согласно п. 4.1 Договора арендная плата за земельный участок устанавливается в денежной форме в размере 18 884 686 руб. 19 коп в год. Арендная плата, в соответствии с п. 4.2 Договора, вносится Арендатором равными частями ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом путем перечисления денежных средств. В п. 5.4 Договора закреплено, что Арендатор обязан в полном объеме выполнять все условия Договора и вносить арендную плату в размере, порядке и сроки, установленные разделом 4 Договора.
В соответствии с п. 4.6 Договора, изменение годового размера арендной платы осуществляется на основании определения кадастровой стоимости земельного участка, вследствие утверждения на территории Республики Крым результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.1 Договора).
В соответствии с записью в государственном реестре, площадь спорного земельного участка была изменена на 5988679 кв. м (N 90:12:180301:273-91/052/2020-1 от 03.12.2020)
По мнению истца за период с 01.02.2021 по 23.04.2021 задолженность по арендной плате ответчика составляет 74 445,63 рубля., исходя из кадастровой оценки земельного участка в размере 25 184 850 550 руб., установленной в 2020 году.
Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав наличие задолженности по арендной плате.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и полагает апелляционную жалобу обоснованной по следующим основаниям.
Предметом спора по данному делу являются материально-правовые требования истца о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.
На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 ГК РФ).
Исходя из пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление от 17.11.2011 N 73) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учесть следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является п. 3 ст. 65 ЗК РФ. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно п. 19 постановления от 17.11.2011 N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения в договор аренды не требуется.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 определено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Как следует из договора аренды земельного участка N 459-п от 16.12.2016, площадь земельного участка с учетом изменений составила 5988679 кв. м, передан из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - воздушный транспорт, кадастровый номер 90:22:000000:366 ( далее КН :366). Договор заключен на 49 лет.
Истец полагает, что у истца имеется задолженность по арендной плате, исходя из условий договора, с учетом дополнительного соглашения, согласно которому арендная плата устанавливается в размере 25 184 850,55 коп. в год, в связи с чем за период с 01.02.2021 по 23.04.2021 задолженность по арендной плате составляет 74 445,63 руб.
Ответчик возражает против указанного расчета и полагает, что арендная плата подлежит исчислению за спорный период исходя из кадастровой стоимости, уменьшенной в результате ее оспаривания и внесенной в единый государственный кадастр 15.02.2021 года.
Рассматривая указанный спор, коллегия судей полагает, что юридически значимым обстоятельством для проверки расчета арендной платы являются сведения о кадастровой стоимости земельного участка и даты, на которую она определена.
Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта, а именно земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:366, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 29.01.2020 - 25 415 454 210,74 руб., указанные сведения внесены в государственный кадастр 07.12.2019 года.
Арендатор уведомлял арендодателя об обстоятельствах, связанных с внесением сведений ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, о чем свидетельствует уведомление от 03.02.2020 N 01-11/925 и письмо от 31.03.2020 N 14028/01-01/1.
Не согласившись с результатами государственной кадастровой оценки переданного в аренду земельного участка, общество 26.01.2021 года обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. По результатам рассмотрения указанного заявления, Комиссией принято решение N 20 от 05.02.2021 в соответствии с которым, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером :366 установлена в размере рыночной стоимости и составляет 4 443 438 124,00 руб. Указанные сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.02.2021, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 09.03.2021.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно части четвертой статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей в части пятой, в частности, при установлении кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ предусмотрено, что до 01.01.2023 устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку датой подачи заявления обществом о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка следует считать 26.01.2021, следовательно, новая кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано заявление, к правоотношениям сторон, возникшим по поводу владения и пользования земельным участком с кадастровым номером :366.
Таким образом, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано обществом в январе 2021 года, то в силу приведенных норм права, установленная комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость для целей расчета арендной платы подлежит применению с 01.01.2021 и на предшествующий период не распространяется.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд соглашается с произведенным ответчиком перерасчетом арендной платы, которая подлежала внесению ответчиком в период с 01.02.2021 по 23.04.2021 исходя из 4 443 438 124,00 руб. кадастровой стоимости земельного участка, и отклоняет представленный истцом расчет суммы задолженности, рассчитанный из кадастровой стоимости земельного участка равной 25 184 850 553,39 руб.
Указанных обстоятельств суд первой инстанции не учел, в связи с чем пришел к неправильному выводу о наличии задолженности по арендной плате.
Доводы истца о необходимости заключения дополнительного соглашения к договору в связи с установлением новой кадастровой оценки земельного участка, коллегия судей отклоняет, поскольку в силу п. 19 постановления N 73 от 17.11.2011 года, арендная плата по данному договору является регулируемой, а потому заключения дополнительных соглашений не требует.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что в спорный период арендная плата подлежала исчислению по следующей формуле: АП=КСзу х%, где КСзу -кадастровая стоимость земельного участка 4 443 438 124,00 руб; % - арендная ставка, утвержденная Постановлением N 821, равная 0,1%, арендная плата равна 4 443 438,12 руб. в год. ; арендная плата в месяц 4 443 438,12/12=370286,51 руб.
Размер арендной платы в спорный период: 370 286,51 х 2 + 370 286,51/30х23 =10244559,34 руб.
Согласно представленных в материалы дела платежных поручений и акта сверки общество оплатило за период с февраля по май 2021 следующие суммы: платежное поручение N 267 от 10.03.2021 за февраль 2021 - 2 098 693,04; платежное поручение N 425 от 09.04.2021 за март 2021 - 2 176 390,84; платежное поручение N525 от 29.04.2021 2176390,84 руб. При таких обстоятельствах, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии задолженности у ответчика за спорный период.
Ссылки истца на заключения дополнительного соглашения N 5 от 21.05.2021 к договору аренды N 459-п, коллегия судей отклоняет, поскольку указанные изменения в договор к спорному периоду (с 01.02.2021 по 23.04.2021) не относятся.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба АО "Международный аэропорт "Симферополь" подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене, с принятием нового судебного акта, которым в удовлетворении исковых требований МИЗО о взыскании с АО "Международный аэропорт "Симферополь" задолженности по арендной плате следует отказать, поскольку требования истца не основаны на нормах материального права, подлежащих применению в данных правоотношениях и суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьям 110 - 112 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года по делу N А83-19597/2021 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отказать.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН: 1149102017426, ИНН: 9102012080) в пользу Акционерного общества "Международный аэропорт "Симферополь" (ОГРН: 1149102173109, ИНН: 9102065317) судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19597/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "СИМФЕРОПОЛЬ"