город Омск |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А81-6734/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14336/2022) публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2022 по делу N А81-6734/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН 1027700043502, ИНН 7706107510, адрес: 115035, город Москва, Софийская набережная, дом 26/1) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195, адрес: 629008, город Салехард, улица Матросова, дом 29), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" (ОГРН 1058901407707, ИНН 8913006455, адрес: 629830, город Губкинский, микрорайон 10, дом 3), об оспаривании предписания от 31.01.2022 N 2-Т,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - заявитель, ПАО "НК "Роснефть") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об оспаривании предписания от 31.01.2021 N 2-Т.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" (далее - ООО "РН-Пурнефтегаз").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2022 по делу N А81-6734/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "НК "Роснефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что предписание должно быть выдано лицу, непосредственно совершившему соответствующее нарушение; ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию указанного объекта, в настоящем случае - ООО "РН-Пурнефтегаз".
В письменном отзыве на жалобу Департамент просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, от Департамента поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что Департаментом в связи с наличием сведений единой дежурно-диспетчерской службы Пуровского района и региональной диспетчерской службы лесного хозяйства окружного автономного учреждения "Леса Ямала" от 18.01.2022 о разливах нефтесодержащей жидкости на лесных участках Таркосалинского лесничества на территории Барсуковского и Верхне-Пурпейского месторождений, эксплуатируемых ПАО "НК "Роснефть" принято решение о проведении внеплановой выездной проверки от 08.01.2022 N 005.
31.01.2022 составлен акт выездной проверки N 2-Т, в котором отражено, что на момент обследования в квартале N 2714 в выделе N 86 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества обнаружено загрязнение лесного участка жидкостью, содержащей характерные признаки нефтепродуктов (маслянисность, цвет, характерный запах). Площадь лесного участка, загрязненного нефтесодержащей жидкостью, составила 0,003 га.
По результатам камеральной обработки полученных данных в ходе осмотра производственного объекта и проведения инструментального обследования, установлено, что согласно лесоустройству 2013 года загрязненный нефтесодержащей жидкостью лесной участок находится в границах лесного участка, переданного ПАО "НК "Роснефть" по договору аренды лесного участка от 11.09.2020 N 296/Л-20.
Выявлены признаки нарушений природоохранного законодательства, выразившееся в нарушении требований подпункта "а" пункта 20, пункта 29 постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" (далее - Правила N 2047), части 1 статьи 50.7, статьи 60.12, статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а именно: загрязнение нефтесодержащей жидкостью лесного участка в квартале N 2714 в выделе N 86 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества на площади 0,003 га.
По итогам проведенной проверки ПАО "НК "Роснефть" выдано предписание от 31.01.2022 N 2-Т об устранении нарушения, выразившегося в загрязнении нефтесодержащей жидкостью лесного участка в выделе N 49 квартале N 2714 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества на площади 0,003 га. Срок устранения нарушения установлен до 30.06.2022.
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, ПАО "НК "Роснефть" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
13.10.2022 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
По смыслу приведенной нормы предписание выносится в случае установления нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 92 Кодекса. Исходя из статей 8 и 9 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено кодексом.
Согласно правилам части 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Статьей 60.12 ЛК РФ предусматривается, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 60.12 ЛК РФ).
На основании статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации, в частности, Правила N 2047.
Положениями пункта 20 Правил N 2047 в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (подпункт "а").
Согласно пункту 29 Правил N 2047 не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
Установленное нарушение, выразившееся в загрязнении нефтесодержащей жидкостью лесного участка в квартале N 2714 в выделе N 86 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества на площади 0,003 га, не оспаривается заявителем ни по существу, ни с точки зрения обстоятельств. Как следует из заявления и апелляционной жалобы, ПАО "НК "Роснефть" выражает несогласие с выдачей предписания, обосновывая позицию ссылкой на иной лицо, фактически допустившее нарушение, хотя и состоящее в правоотношениях с самим заявителем.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обследуемый лесной участок, расположенный в выделе N 86 квартала N 2714 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, находится в границах лесного участка, переданного ПАО "НК "Роснефть" по договору аренды лесного участка N 296/Л-20 от 11.09.2020.
Факт нефтеразлива на территории Верхне-Пурпейского месторождения также отражен в приложении N 1 к расчету ущерба - абрисе места лесонарушения.
Согласно условиям договора аренды участок предоставлен открытому акционерному обществу "Нефтяная компания Роснефть" (в настоящее время - ПАО "НК "Роснефть", заявитель). С учетом положений приведенных выше норм, а также правил главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатором лесного участка выступает ПАО "НК "Роснефть".
Следовательно, правоотношения по использованию лесного участка возникли между Департаментом и ПАО "НК "Роснефть".
Представленная в дело лицензия СЛХ N 02499 с целью легитимации деятельности на территории Верхне-Пурпейского месторождения выдана заявителю - ПАО "НК "Роснефть".
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, регламентированы положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ). Согласно статье 1 указанного Федерального закона промышленная безопасность опасных производственных объектов это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к указанному Закону. В соответствии поименованным Приложением к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Из материалов дела следует, что трубопровод "т.вр. 18-т.вр.зад. N 22 на Верхне-Пурпейском месторождении" принадлежит ПАО "НК "Роснефть" на праве собственности.
При этом общество в апелляционной жалобе отмечает, что спорный объект (трубопровод) в момент нарушения находился во владении и пользовании ООО "РН-Пурнефтегаз" на основании пункта 1.2 договора аренды от 01.01.2009 N 0001109/0041Д, пункта 2 изменений от 01.12.2021 N 121 к дополнительному соглашению от N 38 к данному договору
В силу пункта 1.4 поименованного выше договора аренды техническая и коммерческая эксплуатация арендуемого имущества должна обеспечивать его нормальное и безопасное использование в соответствии с целями эксплуатации.
На основании пункта 5.2 договора ООО "РН-Пурнефтегаз" как арендатор несет полную ответственность в случае загрязнения окружающей среды в соответствии с федеральным природоохранным законодательством.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отклоняет приведенный довод подателя жалобы, поскольку с учетом положений гражданского законодательства и отраслевых норм о промышленной безопасности ПАО "НК "Роснефть", даже реализовав правомочия по передаче в пользование спорного объекта, не утрачивает правовой статус ответственного за режим эксплуатации субъекта. В соответствии с положениями Федерального закона N 116-ФЗ спорный объект (трубопровод) является источником повышенной опасности, и заявитель как его собственник продолжает нести ответственности за вред, причиненный в результате эксплуатации трубопровода. Привлечение в установленном административным законодательством порядке ООО "РН-Пурнефтегаз" к административной ответственности за описанное выше нарушение в соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет правового значения для выдачи оспариваемого предписания, поскольку не исключает ответственности заявителя как лица, осуществляющего пользование спорным участком и являющегося собственником трубопровода.
С учетом указанного, апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о том, что в настоящем случае Департаментом выдано оспариваемое предписание ненадлежащему субъекту.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что процессуальным законом доступ к правосудию и реализации права на судебную защиту напрямую обусловлен одной из целей таковых - обеспечением эффективности и своевременности восстановления нарушенных прав и законных интересов, то есть наступления определенных правовых и фактических последствий судебного вмешательства (статьи 4, 41 АПК РФ).
Материалы дела свидетельствуют и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что нефтезагрязнение на поименованном выше лесном участке фактически устранено ООО "РН-Пурнефтегаз".
Таким образом, в установленных обстоятельствах признание оспариваемого предписания Департамента недействительным не повлечет восстановления каких-либо нарушенных прав общества, как то предполагают нормы главы 24 АПК РФ, как не создаст и иных последствий, включая фактические.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, однако не оцениваются апелляционным судом как обоснованные и влекущие основания для признания недействительным предписания от 31.01.2021 N 2-Т.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя в силу части 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2022 по делу N А81-6734/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6734/2022
Истец: ПАО "Нефтяная компания "Роснефть-Пурнефтегаз"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Третье лицо: ООО "РН-Пурнефтегаз"