город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2022 г. |
дело N А53-6820/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 18.12.2022 (до и после перерыва);
специалист Гончаренко С.В. по доверенности от 20.07.2021 (до перерыва);
от акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт":
представитель Репях Е.С. по доверенности от 30.08.2022 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.10. 2022 по делу N А53-6820/2022
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727 ОГРН: 1037739877295)
к акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт"
(ИНН 6154010465, ОГРН 1026102571186)
о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 906 641 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.08.2021 по 31.03.2022 в размере 112 178,40 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитанные в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, до фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2022 по делу N А53-6820/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Акционерное общество "Таганрогский морской торговый порт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции не учел следующее:
- неправомерно связал течение срока исковой давности не с фактическими событием - временем нахождения вагонов на путях общего пользования, а с датой оформления документов (актов общей формы), удостоверяющих эти события;
- применил не подлежащую применению судебную практику по делам N А32-52506/2019 и N А32-52577/2019 и изложенной в определениях ВС РФ от 3.06.2015 N 30-ЭС15-5423 и от 18.08.2016 N 307-ЭС 16-10983, относящуюся к делам с иными фактическими обстоятельствами;
- не применил номы статьи 195 ГК РФ, пункта 3 статьи 797 ГК РФ и статьи 126 УЖТ РФ об исковой давности;
- неправильно истолковал нормы пункта 3 Обязательных постановлений в морском порту Таганрог и ошибочно исключил действие этих постановлений в отношениях между истцом и ответчиком;
- не дал оценку представленным ответчиком документам, подтверждающим наличие обстоятельств непреодолимой силы, влиявшим на исполнение ответчиком своих обязательств перед истцом;
- не применил подлежащие применению номы пункта 67 Обязательных постановлений в морском порту Таганрог и статьи 39 УЖТ РФ об обстоятельствах непреодолимой силы, действовавших в спорный период, и освобождающих ответчика от части платы.
От представителя истца поступило ходатайство о частичном отказе от искового заявления, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Ходатайство принято судом к рассмотрению.
Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, поддержал ходатайство заявленное представителем истца.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв в судебном заседании в течение дня по рассмотрению апелляционной жалобы до 15 час.30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда 26.12.2022 года в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы до 29.12.2022 до 12 час.40 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда 29.12.2022 года в 12 час. 59 мин. при участии представителя истца.
Представитель истца поддержал ранее заявленное ходатайство о частичном отказе от искового заявления, просил в остальной части, иск оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив ходатайство истца о частичном отказе от иска, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ходатайство подлежит удовлетворению, суд принимает частичный отказ от иска в части взыскания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 227 126,59 руб., а также процентов за пользования чужими денежными средствами в сумме 13 363,13 руб., решение в указанной части подлежит отмене, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Ходатайство мотивировано тем, что в период с ноября 2020 по март 2021 подтверждено наличие ветра силой более 15 м/с. В соответствии с п. 5.3 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232 (далее - Правила нефтебаз) прием и отпуск нефтепродуктов нефтебазой осуществляется через специальные сливоналивные устройства в железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные стоянки или сливные установки.
Пунктом 5.12 Правил нефтебаз закреплено, что запрещается проводить сливоналивные операции судов на причалах, железнодорожных и автомобильных цистерн на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более. Вместе с тем, указанные Правила нефтебаз утратил силу с 1 января 2021.
Простой вагонов с грузом в соответствии с исковым заявлением фиксируется в период с 20 ноября 2020 по 27 марта 2021, данные Правила нефтебаз распространили действие только на часть спорного периода с 20 ноября 2020 по 31 декабря 2020.
Кроме того, слив нефтепродуктов (мазута) с железнодорожных цистерн в резервуары сопряжено с работой сотрудников Порта на высоте (необходимо открывать крышки на цистернах и др.), истец не спорит с данным фактом.
Пунктом 18 Правил по охране труда при работе на высотке, утверждено Приказом Минтруда и соцразвития Российской Федерации от 28.03.2014 N 155н не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока ветра 15 м/с и более. Вместе с тем, действие указанных правил утратило силу с 01.01.2021.
При этом Приказом Минтруда РФ от 16.11.2020 N 782н утверждены Правила по охране труда при работе на высоте. Абзацем "а" пункта 45 закреплено, что не допускается выполнение работ на высоте без оформления наряд-допуска в том числе в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более. Таким образом, с 01.01.2021 прекратил действие запрет на проведение работ на высоте при силе ветра 15 м/с и более, осуществление данных работ допустимо при соблюдении определенных условий.
Из изложенного следует вывод о том, что в период с 20 ноября 2020 г. по 31 декабря 2020 действовали ограничения на слив мазута при условии неблагоприятных погодных условий - силе ветра 15 м/с и выше.
АО "Таганрогский морской торговый порт" в материалы дела представлены справки ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 15 декабря 2020 г. N 1/1-16/6928, от 1 марта 2021 г. N 1/1-16/1161, от 1 октября 2021 г. N 1/7-16/5614 о действии в некоторые дни указанного периода неблагоприятных погодных условий: наличие ветра 15 м/с и выше, что ограничивало слив мазута на путях необщего пользования.
В связи с чем размер спорной платы, начисленный в дни неблагоприятных погодных условий в период действия запрета на слив мазута, составляет - 227 126,59 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку противоречия закону или нарушения прав других лиц в связи с частичным отказом истца от иска судом не установлены, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает возможным принять частичный отказ от части иска.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт в указанной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Таганрогский морской торговый порт" заключен договор от 08.06.2015 N 201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный пути необщего пользования ОАО "ТМТП" при станции Таганрог СКЖД.
Согласно пункту 1 договора, осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 8 4 к южной горловине станции Таганрог.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что движение маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 уведомление о подаче передается круглосуточно за 2 часа до подачи вагонов. Маневровый диспетчер станции уведомляет о подаче вагонов сменного диспетчера.
В связи с тем, что за период с февраля 2021 года по март 2021 года ответчиком допускались случаи простоя вагонов с грузом для ОАО "ТМТП" на путях станции Таганрог СКжд в ожидании подачи, по причине занятости фронта выгрузки вагонов (занятости путей необщего пользования) и не способности ответчика к принятию спорных железнодорожных вагонов. Перевозчиком начислена соответствующая плата в порядке ст. 39 УЖТ РФ. Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в указанный период оформлен соответствующими актами общей формы. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов, период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки. От подписи указанных актов общей формы представителем ответчика отказался, Перевозчиком соответственно были составлены акты общей формы об отказе от подписи (прилагаются в материалы дела).
По расчету истца, общая сумма задолженности составляет 1 679 514,41 руб. (с учетом частичного отказа от иска).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В силу названной статьи УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статье 39 УЖТ также предусмотрено, что "Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве".
Размер платы с 07.06.2015 определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования в пункте 4.6 предусматривают, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Таганрогский морской торговый порт" заключен договор от 08.06.2015 N 201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный пути необщего пользования ОАО "ТМТП" при станции Таганрог СКЖД.
Согласно пункту 1 Договора, осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 84 к южной горловине станции Таганрог.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
Пунктом 4 Договора предусмотрено, что движение маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 уведомление о подаче передается круглосуточно за 2 часа до подачи вагонов. Маневровый диспетчер станции уведомляет о подаче вагонов сменного диспетчера.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в указанный период оформлен соответствующими актами общей формы. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов, период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки. От подписи указанных актов общей формы представителем ответчика отказался, Перевозчиком соответственно были составлены акты общей формы об отказе от подписи.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 февраля 2021 года по 24 февраля 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/558, 4/587. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (7 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 562, 567,587, 568, 569, 590, 585, 593, 597, 602, 616, 617, 637, 320 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/912 от 30.08.2021 на сумму 11 415 руб. 60 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 13 февраля 2021 года по 19 февраля 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N 4/400, 4/518. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (1 вагон, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 493, 550, 551, 562, 567 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/678 от 29.07.2021 на сумму 2 565 руб. 60 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 февраля 2020 года по 28 февраля 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/1037, 4/638. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (2 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 567, 587, 568, 569, 590, 585, 593, 597, 637, 620 и др. согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 101 671 руб. 20 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 февраля 2020 года по 28 февраля 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/1037, 4/640. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (1 вагон, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 567,587, 568, 569, 590, 585, 593, 597, 637, 620 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 50 835 руб. 60 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 14 января 2021 года по 28 февраля 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/154, 4/639. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (2 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 493, 550, 567, 587, 568, 569, 590, 585, 593, 597, 637, 620 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/849 от 18.08.2021 на сумму 44 860 руб. 80 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 29 ноября 2020 года по 27 марта 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/1150, 4/839. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (9 вагонов, груз мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854, 815, 841, и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/728 от 04.08.2021 на сумму 358 171 руб. 20 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 ноября 2020 года по 06 марта 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/1037, 4/708. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (10 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 536 616 руб., которое ответчик оставил без ответа.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии ветра 15-м/с и отсутствии вины ответчика в простое вагонов, рассмотрен судом, истец с учетом указанного довода отказался от иска в части. Так, в соответствии с п. 5.3 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232 (далее - Правила нефтебаз) прием и отпуск нефтепродуктов нефтебазой осуществляется через специальные сливоналивные устройства в железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные стоянки или сливные установки. Пунктом 5.12 Правил нефтебаз закреплено, что запрещается проводить сливоналивные операции судов на причалах, железнодорожных и автомобильных цистерн на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более. Вместе с тем, указанные Правила нефтебаз утратил силу с 1 января 2021.
Простой вагонов с грузом в соответствии с исковым заявлением фиксируется в период с 20 ноября 2020 по 27 марта 2021, данные Правила нефтебаз распространили действие только на часть спорного периода с 20 ноября 2020 по 31 декабря 2020. Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы обоснован в части, вместе с тем, истец отказался от иска в связи с указанным доводом в части суммы основного долга в размере 227 126,59 руб., а также процентов за пользования чужими денежными средствами в сумме 13 363,13 руб., решение в указанной части подлежит отмене, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы за период простоя вагонов в связи с наличием ветра в период с 1 января 2021 года у суда апелляционной инстанции не имеется в связи с тем, что Правила технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232 утратили силу.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 ноября 2020 года по 20 марта 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/1037, 4/817. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (12 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки N N 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 729 849 руб. 60 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск СКжд в период с 20 ноября 2020 года по 27 марта 2021 года оформлены следующими актами общей формы: N N 4/1037, 4/838. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (2 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика N N 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 417 052 руб. 80 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск СКжд в период с 14 января 2021 г. по 22 мая 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/154, 4/1600. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (3 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика N N NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854, 2268, 2062, 1961, 1056 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора ответчику направлялось претензионное письмо N 21/728 от 04.08.2021 на сумму 128 738 руб. 40 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт и причина задержки вагонов - необеспечение истцом - грузополучателем выгрузки вагонов удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Из статьи 126 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав) следует, что иски перевозчиков к грузоотправителям, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления таких исков.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока, исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" от 29.09.2015 N 43, течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу части 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Статьей 120 УЖТ РФ закреплено, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Статья 124 УЖТ РФ устанавливает, что перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что период простоя вагонов с грузом на станции Таганрог носит длящийся период, сопровождающийся составлением акта на начало задержки вагонов на пути общего пользования и акта на окончание задержки вагонов на пути общего пользования, для расчета срока течения исковой давности следует руководствоваться именно датой составления акта на окончание задержки вагонов на станции Таганрог.
С учетом обстоятельств настоящего спора суд соглашается с доводом истца о том, что срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, а именно - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, отраженной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2020 N Ф08-5330/2020 по делу N А32-52506/2019, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2020 по делу N А32-52577/2019, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 30-ЭС15-5423 при оценке судебных актов по делу N А76-1061/2014, от 18.08.2016 N 307-ЭС 16-10983 по делу N А56-8864/2015 при оценке судебных актов N А56-8864/2015.
Учитывая вышеизложенное взысканию подлежит сумма задолженности в размере 1 679 514,41 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период в размере 98 815,58 руб. (с учетом частичного отказать от иска), процентов по день фактической оплаты задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проверив произведенный заявителем расчет неустойки судом установлено, что расчет произведен с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Вместе с тем, согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По расчету суда сумма процентов за период с 31.03.2022 (с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497) составила 98815,27 руб. (с учетом частично отказа от иска).
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с отказом истца от иска в части, вопрос о возврате государственной пошлины должен решаться на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации судом, прекратившим производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) от исковых требований в части взыскания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 227 126,59 руб., а также процентов за пользования чужими денежными средствами в сумме 13 363,13 руб.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.10.2022 по делу N А53-6820/2022 в указанной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В связи с принятием частичного отказа от иска изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" (ИНН 6154010465, ОГРН 1026102571186) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) задолженность в размере 1 679 514,41 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 98 815,27 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитанные в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, со следующего дня по окончании действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до фактического исполнения обязательства, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 29 152 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 15 244 руб., уплаченную по платежному поручению от 03.03.2022 N 2377369".
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" (ИНН 6154010465, ОГРН 1026102571186) 357,30 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6820/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ТАГАНРОГСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"