г. Ессентуки |
|
30 декабря 2022 г. |
Дело N А63-4147/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Луговой Ю.Б., Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А., при участии в судебном заседании представителей товарищества собственников жилья "Вершина" - Захарьящева Д.А. по доверенности от 10.01.2019, Хуболова А.А. по доверенности от 10.01.2019, представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Рыдной Т.В. по доверенности от 29.12.2021, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - товарищества собственников жилья "Вершина" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.09.2022 по делу N А63-4147/2022, по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, к товариществу собственников жилья "Вершина", г. Кисловодск, ОГРН 1132651006091, о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в размере 32 575,44 руб., неустойки в размере 4 211,39 руб., всего 36 786, 83 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - истец, водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к ТСЖ "Вершина" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2018 N 20446/1 за период с апреля по сентябрь 2021 года в размере 32 575,44 руб., неустойки за период с 18.05.2021 по 31.03.2022 в размере 4 211,39 руб., всего 36 786,83 руб. (уточненные исковые требования).
Решением суда первой инстанции от 15.09.2022 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с товарищества в пользу предприятия задолженность в размере 32 575, 44 руб., неустойку в размере 3 546, 41 руб., всего 36 121, 85 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 963, 84 руб. В части взыскания неустойки в размере 664,98 руб. отказано.
Не согласившись с решением суда товарищество, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 08.09.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным, необоснованным, формальным и несправедливым, а так же противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ТСЖ "Вершина" поддерживают доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель водоканала возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, водоканал (ресурсоснабжающая организация) направило в адрес товарищества (исполнитель) договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2018 N 20446/1 (письма от 17.07.2017 N 34- 04/7588, от 30.01.2018 N 34-04/786).
В свою очередь, исполнитель подписанный экземпляр договора не возвратил, протокол разногласий в адрес ресурсоснабжающей организации не направил.
За период с апреля по сентябрь 2021 года в многоквартирный дом по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы, 147, находящийся под управлением ТСЖ "Вершина", поставлена холодная вода на содержание общего имущества на сумму 32 575,44 руб., что подтверждается актами об оказании услуг, счетами на оплату, счетами-фактурами за спорный период. Первичные документы направлены товариществу почтовой связью.
Товарищество в письме от 16.05.2019 N 259-19 сообщило предприятию, что у него отсутствует возможность потребления ресурса на содержание общего имущества, а также указало, что соответствующий ресурс на содержание общего имущества предоставляется собственниками помещений.
В связи с тем, что товарищество не произвело оплату за поставленный ресурс, предприятие направило в адрес ответчика претензию от 15.07.2021 N 34-04-7 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которое изменило порядок определения размера платы за содержание помещений в многоквартирном доме, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Постановлением N 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
По смыслу пункта 4 Правил N 354, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
С момента выбора способа управления собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы, 147 товарищество собственников жилья ТСЖ "Вершина" стало исполнителем коммунальных услуг. В силу пункта 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией на основании пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения: - на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме); - на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Таким образом, именно ТСЖ "Вершина" в отношении спорного многоквартирного дома выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату потребления холодной воды на содержание общего имущества, ресурсоснабжающей организации.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124, исходит из положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Следовательно, при управлении домом товариществом собственников жилья обязательственные отношения по оплате отпущенных в многоквартирный дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и товариществом собственников жилья, которое в силу приведенных норм права обязано осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
В нарушение вышеуказанных норм права ответчик не осуществил действий по исполнению законом установленной обязанности заключить договор на поставку холодной воды и прием сточных вод в целях содержания общего имущества с истцом, что не может служить основанием к освобождению от оплаты потребленного ресурса.
Если товарищество собственников жилья уклоняется от заключения договора на поставку ресурса в целях содержания общего имущества, отношения, возникшие между товариществом собственников жилья и ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома, она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, товарищество даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определит виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно товариществом, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом товариществом затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные в целях содержания общего имущества, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 (1) Правил N 124.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с указанными нормами истцом произведен расчет потребленных коммунальных ресурсов в части водоснабжения.
Из пояснений истца следует, что начисления по водоотведению (стоки горячей воды) производились по нормативу, исходя из площади мест общего пользования 278,5 м2 (справка ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" от 01.07.2013) и норматива 0,02 м3, установленного приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.05.2017 N 162 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края".
В материалы дела приобщены расшифровки показаний индивидуальных приборов учета воды в жилых и нежилых помещениях, в которых отражены данные индивидуальных приборов учета. Показания индивидуальных приборов учета вводились на сайте старшим по дому. Сведения о показаниях общедомового прибора учета воды ежемесячно предоставляются ответчиком по телефону.
При определении объема воды, потребленного в жилых помещениях, истец использовал данные, предоставленные собственниками жилых помещений при оплате за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, показания приборов учета, переданные по телефону или через сайт, что не противоречит действующему законодательству и не влечет неправильность произведенного предприятием расчета.
В пункте 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном способе управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с подпунктами "е", "ж" пункта 31 Правил N 354 управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
ТСЖ "Вершина" для достижения целей управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учета, составлению актов о временно проживающих потребителях и другие.
Исходя из Правил N 354, управляющая организация должна располагать всей необходимой информацией, позволяющей производить расчеты за поставленные ресурсы, в частности, о площади жилых и нежилых помещений, количестве зарегистрированных граждан, о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета. При надлежащем исполнении обязанности, возложенной действующим законодательством, управляющая организация имела бы возможность учесть показания общедомовых и индивидуальных приборов учета. Неисполнение ответчиком возложенной на него обязанности по снятию показаний приборов учета не освобождает его от бремени опровержения представленных истцом доказательств.
Исполнитель был обязан вести учет потребления коммунального ресурса в жилых помещениях в соответствии с нормами закона (подпункты е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354).
Доводы товарищества об отсутствии в многоквартирном доме общедомового потребления в силу конструктивных особенностей дома являются необоснованными, поскольку в силу положений Правил N 124 и Правил N 354 в общедомовые нужды включается объем ресурса, определяемый из разности показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, в том числе и потери в общедомовой сети.
Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.
Кроме того, товарищество не доказало возможность осуществлять содержание общего имущества многоквартирного дома в отсутствие ресурса.
Ответчик не представил доказательства оплаты потребленного коммунального ресурса в полном объеме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом, удовлетворяя исковое заявление в полном объеме, суд первой инстанции не учел следующего.
Из пункта 21 подпункта "а" Правил, обязательные при заключении управляющей, организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) следует, что если учет потребления коммунальных ресурсов ведется общедомовыми приборами учета, то есть РСО, в силу вышеуказанных норм, при расчетах объемов поставленного коммунального ресурса управляющей организации обязано исключить объемы поставки коммунального ресурса по нежилым помещениям.
Как видно из пояснений истца представленных суду, в спорном МКД по адресу г. Кисловодск, пр. Победы 147 имеются нежилые помещения: ИП Аджиева М.Ю., ООО "Отделстрой", ИП Байрамукова A.M.
Так же истцом представлен расчёт суммы долга из которого следует, что ИП Аджиева М.У. начислено: апрель-28,000 куб.м. май - 24,000 куб. м. июнь-0 куб.м. июль - 0 куб.м. август -0 куб.м. сентябрь- 89,951 куб. м.
Указанные объемы учтены при начислениях на содержание общего имущества, что подтверждается расшифровками показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета.
ООО "Отделстрой" начислено: апрель -3,000 куб. м., май- 1,000 куб.м, июнь- 0 куб. м., июль-0, куб. м. август - 0, куб. м. сентябрь- 3,000 куб. м. Объемы не учтены при начислениях на содержание общего имущества.
ИП Байрамукова A.M. Начислено: апрель - 5,000 куб. м. май - 6,000 куб. м., июнь -6,828 куб. м., июль- 0 куб.м., август- 0 куб. м. сентябрь -17 172 куб.м. Объемы не учтены при начислениях на содержание общего имущества.
Таким образом, расчет суммы иска подлежит корректировке:
- апрель 2021 начислено за водоснабжение 92,053 куб. м., водоотведение 97,623 куб. м. на сумму 8 389,65 руб. Отминусовано - 8,000куб.м. (ООО "Отделстрой", ИП Байрамукова A.M.) на сумму 3 009,81 руб.
Сумма долга за апрель - 5 379,84 руб.
- май 2021 начислено за водоснабжение 31,650 куб. м водоотведение -37 220куб.м. на сумму 2 991,43 руб. Отминусовано 7,000 куб.м. (ООО "Отделстрой", ИП "Байрамукова A.M.) на сумму 1 183,50 руб. Сумма долга за май 2021 - 1 807,93 руб.
- июнь 2021 начислено за водоснабжение 95,115 куб. м водоотведение 100,685 куб. м. на сумму 8 663,29 руб. Отминусовано 6,828 куб.м. (ИП "Байрамукова А.М) на сумму 3 028,86 руб..
Сумма долга за июнь 2021- 5 634,43 руб.
- сентябрь 2021- начислено за водоснабжение 129,449 куб.м. водоотведение -135,019 куб.м на сумму 12 188,19 руб. Отминусовано 20,172 куб.м. ( ООО "Отделстрой", ИП "Байрамукова A.M.) на сумму 5 064,66 руб.
Сумма долга за сентябрь 2021 - 7 123,53 руб.
Таким образом, сумма долга составила 20 288,61 руб. (32 575,44 - 12 286,83).
Истцом так же заявлено требование о взыскании неустойки за период с 18.05.2021 по 31.05.2022 на суммы задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 6.3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищностроительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с разъяснениями по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), размер законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.
Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. Закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.
Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
В условиях сложной экономической ситуации Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году".
Указанным нормативным актом установлено, что до 1 января 2023 года начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года (9,5%).
Вместе с тем суд полагает, что применение ставки 9,5% при фактически действующей ставке на дату оглашения резолютивной части решения 8%, не будет преследовать цели данного нормативного акта, которое лишь ограничило ее размер, при действующей в тот период ставке 20%. В рассматриваемом случае применение при расчете неустойки меньшей ставки 8% не нарушит права ответчика.
Поскольку ответчиком допущено нарушение срока оплаты поставленного ресурса, требование истца о взыскании неустойки за период с 18.05.2021 по 31.03.2022 подлежит удовлетворению.
По расчету суда размер неустойки за период с 18.05.2021 по 31.03.2022 составил 2 236,96 руб.
При изложенных обстоятельствах, с учетом пояснении истца и перерасчетом основной суммы долга, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части взыскания основной суммы долга, а так же неустойки начисленной на сумму долга.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является незаконным, необоснованным, формальным и несправедливым, а так же противоречит фактическим обстоятельствам дела, подлежат отклонению, поскольку являются необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.09.2022 по делу N А63- 4147/2022 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с товарищества собственников жилья "Вершина", г. Кисловодск, ОГРН 1132651006091, в пользу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630, задолженность в размере 20 288,61 руб., неустойку в размере 2 236,96 руб., всего 22 525,57 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 383 руб.".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4147/2022
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ТСЖ "ВЕРШИНА"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ПАРТНЕР", Хуболов Алим Адрахманович
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4109/2022
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3066/2023
30.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4109/2022
15.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4147/2022