город Омск |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А70-16267/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14179/2023) индивидуального предпринимателя Сариной Ирины Викторовны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2023 по делу N А70-16267/2023 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сариной Ирины Викторовны (ОГРНИП 304720610700308, ИНН 720600429347) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58, а), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635, адрес: 625000, город Тюмень, улица Советская, дом 61), общества с ограниченной ответственностью СК "Строй-Инвест" (ОГРН 1227200016229, ИНН 7206062187, адрес: 626150, город Тобольск, микрорайон 10, дом 16а), о признании недействительным решения от 21.04.2923 по делу N 072/10/18.1-203/2023,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Сариной Ирины Викторовны - Стенников Александр Валентинович по доверенности от 20.10.2023 сроком действия до 31.12.2024;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Троегубова Юлия Юрьевна по доверенности от 10.01.2024 N 10 сроком действия до 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сарина Ирина Викторовна (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Сарина И.В.) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 21.04.2923 по делу N 072/10/18.1-203/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее по тексту - Департамент), общество с ограниченной ответственностью СК "Строй-Инвест" (далее по тексту - ООО СК "Строй-Инвест").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2023 по делу N А70-16267/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сарина И.В. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ИП Сарина И.В. указывает, что, несмотря на то, что в заявке ИП Сариной И.В. на участие в аукционе допущена техническая ошибка в части указания нумерации аукциона (N 1 вместо N 4) и убрана строка "документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя", так как заявку подписывала сама ИП Сарина И.В.) из содержания данной заявки явно следует намерение ИП Сариной И.В. участвовать в спорном аукционе, а не в каком-либо ином аукционе. В период проведения спорного аукциона иные аукционы отсутствовали.
Относительно данных о финансовом состоянии, ИП Сарина И.В. ссылается на то, что ею были представлены следующие документы: налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год; справка Сбербанка об оборотах по расчетному счету с 01.02.2023 по 28.02.2023, справка Сбербанка об оборотах по расчетному счету с 01.12.2022 по 28.02.2023, справка Сбербанка об остатке денежных средств на расчетном счете по состоянию на 19.03.2023. ИП Сарина И.В. полагает, что данные документы представлялись для подтверждения финансовой состоятельности и должны быть рассмотрены в совокупности. Настаивает на том, что ИП Сариной И.В. были представлены все необходимые документы для участия в аукционе, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа ИП Сариной И.В. в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах).
От Управления и Департамента поступили отзывы на апелляционную жалобу.
ООО СК "Строй-Инвест", Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель ИП Сариной И.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителей ИП Сариной И.В. и Департамента, установил следующие обстоятельства.
Приказом Департамента от 14.02.2023 N 0153-ОД "О проведении в электронной форме аукциона N 4 на право пользования участком недр местного значения и о составе аукционной комиссии" объявлен открытый аукцион в электронной форме на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песок, супесь на участке недр "Бизинский-2", площадью 42,4 га, расположенный в 2,1 км северо-восточнее д. Бизино, на левом берегу р. Иртыш Тобольского муниципального района Тюменской области (далее - аукцион).
Информация об аукционе была размещена на официальном сайте torgi.gov.ru с реестровым номером N 22000080470000000024.
В соответствии с порядком подачи заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов предприниматель подала заявку на участие в аукционе (регистрационный номер заявки N 1 от 24.03.2023, 13:33:54).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению поступивших заявок на участие в аукционе N 4 ИП Сариной И.В. было отказано в допуске к участию в аукционе N 4 на основании пункта 1 статьи 14 Закона о недрах, в связи с тем, что содержание заявки на участие в открытом аукционе на право пользования участком недр местного значения не соответствует форме заявки, а также сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель, не соответствует установленной.
Отказ в допуске к участию в аукционе явился основанием для обращения предпринимателя в Управление с жалобой на действия организатора торгов.
Решением Управления от 21.04.2923 по делу N 072/10/18.1-203/2023 в удовлетворении жалобы предпринимателя было отказано.
Полагая решение Управления недействительным, ИП Сарина И.В. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
31.10.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки при организации и проведении обязательных в силу законодательства РФ торгов.
Отношения, возникающие в связи с использованием недр в Российской Федерации, и порядок их использования регулируются нормами Закона о недрах.
В силу пункта 1 статьи 13.1 Закона о недрах аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (далее также - аукцион), проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Проведение аукциона обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Организация и проведение аукциона осуществляются посредством программно-аппаратных средств оператора электронной площадки, а внесение задатка и сбора за участие в аукционе производится на счет оператора электронной площадки в банке, включенном в перечень, установленный в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Принятие решения о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии осуществляется:
1) Правительством Российской Федерации - в отношении участков недр федерального значения;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения;
3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами - в отношении участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности порядка проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, в том числе в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливать по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности ограничения допуска к участию в таких аукционах созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в аукционе может последовать в случае, если заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2499 утвержден Порядок проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (вместе с "Правилами проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме") (далее по тексту - Правила N 2499).
Согласно пункту 13 Правил N 2499 уполномоченный орган осуществляет принятие решений о проведении аукциона, о внесении изменений в решение о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии, о внесении изменений в состав аукционной комиссии и об отмене аукциона.
Пункт 14 Правил N 2499 предусматривает, что решение о проведении аукциона содержит:
а) сведения об участке недр, являющемся объектом аукциона, в том числе наименование (при наличии) участка недр, описание его границ в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах", вид пользования недрами;
б) требования к участникам аукциона, ограничения на участие в аукционе в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах";
в) порядок подачи заявки на участие в аукционе (далее - заявка) и прилагаемых к ней документов;
г) порядок рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов;
д) основания для отказа в приеме заявки;
е) условия пользования участком недр, подлежащие включению в лицензию на пользование недрами по результатам аукциона.
Подпункта "е" пункта 37 Правил N 2499 устанавливает, что заявка подается путем заполнения заявителем, прошедшим регистрацию на электронной площадке в соответствии с регламентом электронной площадки, электронной формы заявки, установленной требованиями к аукционной документации и подписываемой с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя либо лица, имеющего право действовать от имени заявителя, с приложением, в частности, данных о том, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:
- копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, или за предыдущий отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, в случае если сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период на день подачи заявки не истекли, с отметкой налогового органа о ее принятии или с приложением заверенных заявителем квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации через аккредитованные филиалы и представительства, в случае если в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет такими организациями на территории Российской Федерации не ведется);
- справки из банка об оборотах денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, и остатке денежных средств на счетах заявителя;
- договоры (копии договоров) займа, заключенные на день подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации, с приложением справки из банка об остатках денежных средств на счетах займодавцев в размере, достаточном для исполнения их обязательств по представленным договорам займа, которые не исполнены на момент подачи заявки (в случае привлечения финансовых средств по договорам займа);
- кредитные договоры (копии кредитных договоров), заключенные на день подачи заявки, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае привлечения финансовых средств по договорам кредита). При этом сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель, должна быть подтверждена в размере не менее двойного минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, установленного порядком и условиями проведения аукциона.
Таким образом, в обязанности лица, подающего заявку на участие в аукционе заявитель входит подтверждение того обстоятельства, что лицо обладает или будет обладать финансовыми средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами. При этом обладание необходимыми средствами подтверждается как их наличием на расчетном счете, так и получением этих средств путем заключения кредитных договоров или займов.
Из материалов настоящего дела следует, что Приказом Департамента от 14.02.2023 N 0153-ОД было принято решение о проведении в электронной форме открытого аукциона N 4 на право пользования участком недр значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песок, супесь на участке недр "Бизинский-2", площадью 42,4 га, расположенный в 2,1 км северо-восточнее д. Бизино, на левом берегу р. Иртыш Тобольского муниципального района Тюменской области.
Приложением N 1, N 2, N 3, N 4 к Приказу от 14.02.2023 N 0153-ОД были утверждены: информация к решению о проведении аукциона, предусмотренная пунктом 14 Правил N 2499; порядок и условия проведения аукциона; регламент работы аукционной комиссии; требования к содержанию заявки и прилагаемых к ней документов, а также проектов изменений в документы; форма заявки на участие в аукционе.
ИП Сариной И.В. подала заявку на участие в аукционе (регистрационный номер заявки N 1 от 24.03.2023), которая была отклонена. ИП Сариной И.В. отказано в допуске к участию в аукционе N 4 на основании пункта 1 статьи 14 Закона о недрах.
Отказывая в допуске, Департамент указал 2 основания:
- сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель, должна быть подтверждена в размере не менее двойного минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, установленного условиями проведения аукциона, а именно суммой в размере 3 076 400 руб., при этом согласно справке от 20.03.2023 N 1 об остатках денежных средств на расчетных счетах Сариной И.В. по состоянию на 19.03.2023 остаток денежных средств на расчетном счете Сариной И.В. составил 2 758 190 руб. 84 коп., что не соответствует требованиям, установленным абзацем 5 подпункт "е" пункта 37 Правил, абзац 5 подпункта "г" раздела 4 приложения N 1 к Приказу от 14.02.2023 N 0153-ОД;
- содержание заявки на участие в аукционе не соответствует форме заявки на участие в аукционе, а именно: формой заявки установлено проведение аукциона N 4, при этом в заявке Сариной И.В. указано, что аукцион N 1.
Антимонопольный орган поддержал выводы Департамента, расценил, что заявка предпринимателя была подана с нарушением требований, установленных к ней, а данные о финансовом состоянии, необходимом для эффективного и безопасного пользования недрами, не подтверждены в соответствии с требованиями Правил N 2499, в силу чего заявка правомерна отклонена.
Из процессуальной позиции заявителя следует, что ИП Сарина И.В. оспаривает указанные выводы, ссылается на то, что ею были представлены следующие документы: налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год; справка Сбербанка об оборотах по расчетному счету с 01.02.2023 по 28.02.2023, справка Сбербанка об оборотах по расчетному счету с 01.12.2022 по 28.02.2023, справка Сбербанка об остатке денежных средств на расчетном счете по состоянию на 19.03.2023. ИП Сарина И.В. полагает, что данные документы представлялись для подтверждения финансовой состоятельности и должны быть рассмотрены в совокупности. Настаивает на том, что ИП Сариной И.В. были представлены все необходимые документы для участия в аукционе.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об ошибочности позиции заявителя, исходя из следующего.
Из буквального содержания последнего абзаца подпункта "е" пункта 37 Правил следует, что сумма финансовых средств, которыми обладает или будет обладать заявитель, должна быть подтверждена в размере не менее двойного минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, установленного порядком и условиями проведения аукциона.
Подпункта "е" пункта 37 Правил отражает перечень документов, которые могут быть представлен с целью подтверждения финансовой состоятельности участника аукциона, подтверждающей возможность эффективного и безопасного осуществления пользования недрами.
Из аукционной документации следует, что потенциальный участник аукциона должен обладать или будет обладать финансовыми средствами в размере 3 076 400 руб., так как минимальный (стартовый) размер платежа за пользование участком недр составляет 1 538 200 руб.
Согласно представленным ИП Сариной И.В. документам следует, что:
- справка Сбербанка об оборотах по расчетному счету с 01.02.2023 по 28.02.2023 (обороты по дебету составили 7 651 545 руб. 77 коп., обороты по кредиту - 6 721 607 руб. 01 коп.);
- справка Сбербанка об оборотах по этому же расчетному счету с 01.12.2022 по 28.02.2023;
- справка Сбербанка об остатке денежных средств на расчетном счете по состоянию на 19.03.2023 в размере 2 758 190 руб. 84 коп.);
- налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год.
Оценивая документы в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таковые не подтверждают необходимую финансовую состоятельность заявителя как потенциального участника рассматриваемого аукциона.
Так, как правомерно указано судом первой инстанции, справки Сбербанка об оборотах по расчетному счету в отсутствие сведений об остатке денежных средств на текущую дату не свидетельствуют о достаточности финансовых средств. Справка Сбербанка об остатке денежных средств на расчетном счете по состоянию на 19.03.2023 отражает остаток в размере 2 758 190 руб. 84 коп., который меньше требуемой суммы.
Разница между кредитом и дебитом по расчетному счету за последний месяц составляет всего 929 938, 76 руб.
Каких-либо сведений о том, что ИП Сариной И.В. могли быть получены в ближайшее время денежные средства в размере достаточном для двойного минимального (стартового) размера разового платежа, предприниматель не представляет, соответствующих доводов не заявляет.
Представленная ИП Сариной И.В. налоговая декларация и справка банка об оборотах за квартал не включена в перечень документов, предусмотренных подпунктом "е" пункта 37 Правил N 2499.
Таким образом, соответствие требованиям подпункта "е" пункта 37 Правил N 2499, абзац 5 подпункта "г" раздела 4 приложения N 1 к Приказу от 14.02.2023 N 0153-ОД заявителем не подтверждено.
Кроме того, из материалов дела следует, что в составе заявки ИП Сариной И.В. было указано на принятое решение об участии в аукционе N 1, вместо аукциона N 4".
В апелляционной жалобе ИП Сарина И.В. ссылается на то, что указанное является технической ошибкой, в период проведения спорного аукциона иные аукционы отсутствовали, волеизъявление на участие в аукционе было явным, название лицензионного участка указано верно.
Отклоняя доводы заявителя, суд апелляционной инстанции исходит из того, что, несмотря на незначительность существа нарушений по данному основанию, таковые были допущены, что, в свою очередь, указывает на несоответствие формы заявки участника.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Тюменской области относительно правомерности отклонения заявки ИП Сариной И.В. на основании пункта 1 статьи Закона N 2395-1.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 350 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сариной Ирины Викторовны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2023 по делу N А70-16267/2023 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сариной Ирине Викторовне из федерального бюджета 1 350 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 08.12.2023 N 1183.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16267/2023
Истец: ИП Сарина Ирина Викторовна
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Департамент недропользования и экологии Тюменской области, ООО СК "Строй-Инвест"