город Омск |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А70-3091/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15323/2022) муниципального образования городской округ город Тобольск в лице Администрации города Тобольска исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.11.2022 по делу N А70-3091/2022 (судья Игошина Е.В.), принятое по иску акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (119121, г. Москва, ул. Бурденко, д.22, ИНН 7705424509, ОГРН 1037739123696) к муниципальному образованию городской округ город Тобольск в лице Администрации города Тобольска исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления (ОГРН 1027201301467, ИНН 7206006802, 626152, Тюменская область, город Тобольск, Аптекарская улица, д. 3) о взыскании 11 521 руб. 79 коп., при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (625023, г. Тюмень, Тюменская обл., ул. Одесская, д. 27, ИНН 7205011944, ОГРН 1027201233620),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - субсидиарный ответчик) о взыскании 11 059 руб. 01 коп. задолженности за электрическую энергию за октябрь 2021 года, 462 руб. 78 коп. пени за период с 19.11.2021 по 21.01.2022 по день фактической оплаты, 33 руб. 60 коп. судебных издержек.
Определением от 31.05.2022 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащих ответчика - МТУ Росимущества и субсидиарного ответчика на надлежащего - Муниципальное образование городской округ город Тобольск в лице Администрации города Тобольска исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления (далее - администрация, ответчик). Этим же определением судом принято уточнение исковых требований: взыскать с администрации сумму основного долга за электроэнергию за октябрь 2021 в размере 1 899 руб. 02 коп., а также пени за каждый день просрочки оплаты основного долга за октябрь 2021 года на сумму 1 899 руб. 02 коп., начиная со дня отмены моратория по день фактической оплаты.
Определением от 09.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - компания).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.11.2022 по делу N А70-3091/2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Мотивируя свою позицию, администрация приводит следующие доводы: взыскание стоимости электрической энергии с администрации неправомерно, поскольку орган местного самоуправления добросовестным образом принимал меры по передаче в аренду сетевой компании спорных сетей энергоснабжения; лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является сетевая организация.
Общество представило отзыв на жалобу ответчика, в котором выразило несогласие с доводами подателя жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили (Администрация в представленной апелляционной жалобе и отзыве указала на отсутствие возможности обеспечить явку), в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил, что на основании постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А70-14695/2017 и в соответствии с распоряжением от 03.08.2018 N 450/03-р МТУ Росимущества приняло в состав казны Российской Федерации недвижимое имущество в количестве 39 объектов, расположенных по адресу: г. Тобольск, ул. Панин Бугор, д. 28.
В материалы дела представлен государственный контракт N ТС02ЭЭ0000003125 (далее - контракт), согласно которому исполнитель (общество) обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) госзаказчику (Росимущество), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии госзаказчику в точках поставки, определенных приложением N 1 к настоящему контракту, а госзаказчик обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом.
Государственный контракт между сторонами не подписан.
Согласно приложению N 1 к государственному контракту расчетный прибор учета электрической энергии Меркурий 230 ART-03 N 15653098 установлен на объекте Росимущества, расположенном по адресу: г. Тобольск, ул. Панин Бугор, д. 28, в трансформаторной подстанции 118 (далее - ТП 118) и учитывает передачу энергии всех строений, подключенных к электрическим сетям.
Согласно приложению N 2 к государственному контракту, при определении объема электрической энергии надлежит учитывать потери в размере 9%, которые возникают на участке сети от точки подключения энергопринимающих устройств до места установки прибора учета (т.1л.д.38).
Распоряжением МТУ Росимущества от 05.02.2020 N 72-66-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тобольск", в собственность Муниципального образования город Тобольск переданы квартиры по адресам: ул. Панин Бугор, д.28, строение 7, кв. 1-12, также автодорога кадастровый номер 72:24:0504001:521, сеть водопровода кадастровый номер 72:24:0504001:531, сеть водопровода кадастровый номер 72:24:0504001:532, сеть канализации кадастровый номер 72:24:0504001:519, сеть теплопровода кадастровый номер 72:24:0504001:534, сеть теплопровода кадастровый номер 72:24:0504001:535, внутриплощадочные электрические сети кадастровый номер 72:24:0504001:533 протяженностью 1663 м, сеть канализации 72:24:0504001:520 (т.1 л.д.54-58)
Право муниципальной собственности на объекты зарегистрировано 28.04.2020, 29.04.2020, 30.04.2020, 06.05.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 14.05.2020 (т.1л.д.81,84-107).
Распоряжением МТУ Росимущества N 72-337-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тобольск", в собственность Муниципального образования город Тобольск передано здание (трансформаторная подстанция) кадастровый номер 72:24:0504001:329.
Право муниципальной собственности на указанный объект зарегистрировано 21.05.2021, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 15.03.2022 (т.1л.д.82- 83).
В ходе рассмотрения дела в отношении МТУ Росимущества истцом проведена корректировка начислений (универсальный передаточный документ, т.1л.д.146).
Установив факт того, что спорные объекты переданы согласно распоряжениям МТУ Росимущества (т.1л.д.54-59), право собственности зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается выписками из ЕГРН, истец предъявил требования по оплате электрической энергии (за потери, возникающие на объектах - кабельные линии КЛ 10 кВ и распределительные сети 0,4 кВ) в сумме 1 899 руб. 02 коп. к администрации.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики.
В соответствии с абзацем третьим части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь содержится в разделе 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 140 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, а при отсутствии актуальных показаний или непригодности к расчетам приборов учета, измерительных комплексов - на основании расчетных способов, которые определяются замещающей информацией или иными расчетными способами, предусмотренных Основными положениями N 442 и приложением N 3.
Из материалов дела следует, что спор между сторонами заключается в наличии оснований для отнесения платы за электрическую энергию именно на администрацию.
В соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Поскольку статьей 210 ГК РФ установлена презумпция несения бремени содержания имущества собственником, на нем лежит обязанность доказать наличие обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества у иного лица.
Применительно к рассматриваемому спору доказательства о наличии у иных лиц обязанности по содержанию спорного имущества, равно как доказательства, свидетельствующие о произведении оплаты в пользу общества, ответчиком в материалы дела не представлены.
Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу абзаца 21 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения, передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абзац 23 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Из абзаца 27 части 11 вышеназванной статьи следует, что в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями (абзац 31 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Как указано выше, Распоряжением МТУ Росимущества от 05.02.2020 N 72-66-р "О безвозмездной передаче имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тобольск" (далее - Распоряжение N 72-66-р), в собственность Муниципального образования город Тобольск переданы квартиры по адресам: ул. Панин Бугор, д. 28, строение 7, кв. 1-12, автодорога кадастровый номер 72:24:0504001:521, сеть водопровода кадастровый номер 72:24:0504001:531, сеть водопровода кадастровый номер 72:24:0504001:532, сеть канализации кадастровый номер 72:24:0504001:519, сеть теплопровода кадастровый номер 72:24:0504001:534, сеть теплопровода кадастровый номер 72:24:0504001:535, внутриплощадочные электрические сети кадастровый номер 72:24:0504001:533 протяженностью 1663 м, сеть канализации 72:24:0504001:520, распоряжением от 06.05.2021 N 72-337-р МТУ Росимущество передало в собственность Муниципального образования город Тобольск имущество: Трансформаторная подстанция (ТП -118) по адресу: г. Тобольск, ул. Панин бугор, д.28, стр.12, кадастровый номер 72:24:0504001:329.
В силу пункта 2 Распоряжения N 72-66-р отдел финансового, кадрового обеспечения и организационной работы Росимущества в Тюменской области в десятидневный срок, с момента издания настоящего распоряжения должен оформить акт приема-передачи имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению.
Пунктом 4 Распоряжения N 72-66-р предусмотрено, что Администрация города Тобольск должна представить на утверждение в Росимущества подписанный акт приема-передачи в трехнедельный срок.
В случае, если в установленный абзацами 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и настоящим распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен Администрацией города Тобольска в МТУ Росимущества, то акт приема-передачи утверждается МТУ Росимущества в одностороннем порядке (пункт 5 Распоряжения N 72-66-р).
Согласно материалам дела право муниципальной собственности на объекты зарегистрировано 28.04.2020, 29.04.2020, 30.04.2020, 06.05.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРН и сторонами не оспаривается.
Учитывая данное обстоятельство, судом первой инстанции сделан верный вывод, что право муниципальной собственности в спорный период уже возникло.
Таким образом, стоимость электрической энергии за октябрь 2021 года на объектах - кабельные линии КЛ 10 кВ и распределительные сети 0,4 кВ, в сумме 1 899 руб. 02 коп. правомерно предъявлена истцом к собственнику таких сетей - Муниципальному образованию городской округ город Тобольск в лице Администрации города Тобольска.
Факт поставки ресурса истцом, его объем и стоимость администрация не оспаривает, возражений относительно расчётов истца не представлено (статья 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, поскольку Муниципальное образование городской округ город Тобольск в лице Администрации города Тобольска не представило в материалы дела доказательства оплаты задолженности, постольку требование истца о взыскании с Администрации задолженности в сумме 1 899 руб. 02 коп. признается апелляционным судом заявленным обоснованно.
При этом доводы апелляционной жалобы администрации подлежат отклонению, поскольку принятие ответчиком мер для передачи сетей в аренду сетевой организации не изменяет обязанное лицо в части оплаты фактически потребленного ресурса, в том числе приходящегося на потери, до момента заключения арендатором договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ответ на вопрос 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2014 N 305-ЭС14-1452, от 11.11.2015 N 305-ЭС15-7462, от 20.02.2017 N 303-ЭС16-14807, от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11, от 21.05.2013 N 13112/12, от 04.03.2014 N 17462/13). Заключение же договора аренды является правом сетевой организации (статья 421 ГК РФ), соответственно, действия таковой по отказу от заключения подобного договора, который не является для нее обязательным, не может быть расценено в качестве злоупотребления правом, влекущее соответствующие правовые последствия.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с администрации в пользу компании задолженности в сумме 1 899 руб. 02 коп. с начислением пени за каждый день просрочки оплаты основного долга за октябрь 2021 года на сумму 1 899 руб. 02 коп., начиная со дня отмены моратория по день фактической оплаты (статьи 329, 330, 332 ГК РФ, пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике).
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, таковая удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.11.2022 по делу N А70-3091/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3091/2022
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОК", ИП Бронникова Юлия Дмитриевна
Ответчик: Муниципальное образование городской округ город Тобольск в лице Администрации города Тобольска исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
Третье лицо: АО "Сибирско-Уральская энергетическая компания", АО СУЭНКО, АО СЭУНКО, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом