г. Самара |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А49-4763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 октября 2022 года по делу N А49-4763/2022 (судья Табаченков М.В.), по заявлению акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие" (ОГРН 1025801104460, ИНН 5834006256), к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1026301180982, ИНН 6316007846), о признании незаконным и отмене в части пунктов 2, 3, 4, 5 предписания об устранении выявленных нарушений от 18.03.2022 N 06-03-22-081-В/П-1,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергоснабжающее предприятие" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -ответчик), о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 18.03.2022 N 06-03-22-081-В/П-1 в части пунктов 2, 3, 4, 5.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19 октября 2022 года заявление удовлетворено, признаны недействительными пункты 2, 3, 4, 5 предписания об устранении выявленных нарушений N 06-03-22-081-В/П-1 от 18.03.2022.
Со Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие" взысканы расходы по оплате государственной пошлины 3000 рублей.
Не согласившись с выводами суда, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования АО "Энергоснабжающее предприятие", ИНН 5834006256 - оставить без удовлетворения.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что АО "ЭСП" не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: стационарные резервуары вертикальные стальные РВС-1, РВС-2, предназначенные, в соответствии с производственной инструкцией, для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума.
Информация о вводе в эксплуатацию данных резервуаров для хранения мазута, а также о проведении технологических операций с использованием резервуаров (в том числе хранение) с другими опасными веществами в Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора не поступала.
Акционерное общество "Энергоснабжающее предприятие" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Ссылается на то, что Резервуары (РВС-1 и РВС-2), переоборудованные под хранение битума, не входят и не входили в состав ОПО "Площадка хранения мазутного топлива".
В суд апелляционной инстанции от акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 14.12.2022 на 16.01.2023.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание 16.01.2023 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Главным государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Управления Ростехнадзора в период с 10 марта по 18 марта 2022 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта: "Площадки хранения мазутного топлива", регистрационный N А50-00426-0003, III класс опасности, расположенного по адресу: 440600 г. Пенза, ул. Антонова, 3, эксплуатируемого заявителем.
В результате проверки выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.21997 N с 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утверждённых Приказом Федеральной службы по экологическому. технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 533, которые отражены в акте проверки от 18.03.2022 г. N 06-03-22-081-В/А.
В адрес заявителя административным органом вынесено предписание N 06-03-22-081-В/П-1, которым на заявителя возложена обязанность устранить следующие нарушения (указаны только в части оспариваемых пунктов):
Пункты 2, 3 - Не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: производилась операция по приёму и хранению битума в РВС-1 и в РВС-2.Согласно заключению ЭПБ N 50 ТУ-21503 (21504)-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут.
Пункт 4 - Не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, при изменении технологического процесса, а именно: с момента начала эксплуатации резервуаров РВС-1, РВС-2 в феврале 2022.
Пункт 5 - Не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (ГЖ), а именно: стационарные резервуары вертикальные стальные РВСМ-1, РВС-2, предназначенные в соответствии с производственной инструкцией для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума.
Заявитель, полагая, что предписание в части п. 2,3,4,5 противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на следующее.
По пунктам 2, 3 заявитель указал, что по резервуарам РВС-2000 N 1 и РВС-2000 N 2 было проведено техническое перевооружение согласно проекту, выполненному ООО "ИГВ Инжиниринг". В результате проведённых работ данные резервуары переоборудованы под приём и хранение битума.
По пунктам 4, 5 не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, поскольку РВС-2000 N 1 и РВС-2000 N 2 не являются опасными производственными объектами.
Как указал заявитель, резервуар РВС-2000м3 стационарный N 1 и резервуар РВС-20003 стационарный N 2 переоборудованы на основании проекта под приём и хранение битума, нарушений в приеме и хранении битума нет.
Битум, как горючее вещество, не относящееся к жидкости или газу, не подпадает под характеристики веществ, определённых законом о промышленной безопасности, которые должны храниться в объектах, подпадающих под категорию опасные производственные объекты.
Резервуары РВС-2000м3 стационарный N 1 и РВС-20003 стационарный N 2 до момента переоборудования не входили в состав опасного производственного объекта. Соответственно, заявитель полагает, что не требуется внесение изменений в сведения, характеризующие опасный производственный объект, при изменении технологического процесса использования резервуаров под приём и хранение битума.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявленные требования отклонило, ссылаясь на доказанность нарушений, т.к. заявителем не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, при изменении технологического процесса, а именно: с начала эксплуатации резервуаров РВС-1, РВС-2 в феврале 2022 года, заявитель не обеспечил выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (ГЖ): стационарные резервуары вертикальные РВС-1, РВС-2, предназначенные, в соответствии с производственной инструкцией, для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте в" приложении 1 к настоящему Федеральному закону, а именно горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии со статьёй 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 825, взрывоопасной средой является смесь с воздухом при атмосферных условиях горючих веществ в виде газа, пара, тумана, пыли, волокон или летучих частиц, в которой после воспламенения происходит самоподдерживающееся распространение пламени.
В соответствии с пунктом 10 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3.11.2020 (далее - Требования к регистрации) при проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определённая площадка производства, на которой при осуществлении определённого вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Согласно части 5 статьи 2 Закона о промышленной безопасности руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несёт ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, так же обязан: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральным норм и правил в области промышленной безопасности, что является залогом состояния защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Деятельность опасного производственного объекта должна осуществляться в условиях безопасной эксплуатации, предупреждения аварий и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации их последствий, что не было соблюдено Обществом и привело к несчастному случаю с гибелью людей и разрешением ёмкости для хранения мазута.
Кроме того, Общество ранее обращалось с жалобой на пункты 2, 3, 4, 5 указанного предписания. Управлением было отказано в удовлетворении данной жалобы по основаниям, аналогичным изложенным в настоящем отзыве.
Управлением было направлено в Железнодорожный районный суд г. Пензы заявление от 25.03.2022 N 303-1019 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, по факту выявленных нарушений требований промышленной безопасности, выявленных в ходе внеплановой выездной проверки опасного производственного объекта.
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 02.06.2022 по делу N 5 -1554/2022 Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности -эксплуатации (проведения работ) опасного производственного объекта "Площадка хранения мазутного топлива", сроком на 90 суток.
Указанное постановление не обжаловалось.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг Административное приостановление не препятствует предприятию устранять выявленные нарушения, так как в соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ предусмотрено досрочное прекращение административного приостановления деятельности при устранении виновным лицом выявленных нарушений.
Соответственно, срок исполнения предписаний от 18.03.2022 не пресекается вынесением и вступлением в законную силу постановления Железнодорожного районного суда г. Пензы о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Резервуары технологически связаны с ОПО сеть газопотребления. При этом в настоящее время сведения о площадке хранения мазутного топлива исключены и реестра опасных производственных объектов, а Резервуары так и не включены в состав какого-либо опасного производственного объекта. При этом эксплуатирующая ОПО организация сама должна решать, в состав какого опасного производственного объекта включать то или иное имущество и оборудование.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
09.03.2022 руководитель Управления вынес решение N Р-301-312-рш (том 1 л. д. 140) о проведении выездной внеплановой проверки в отношении:
- деятельности открытого акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие";
- зданий и сооружений, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте: "Площадка хранения мазутного топлива".
Основание проведения проверки - часть 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" по факту поступления сведений из средств массовой информации о произошедшем разрушении резервуара вертикального стального с выходом продукта, а также групповом несчастном случае со смертельным исходом двух и более человек на территории заявителя.
По результатам проведённой с 10 по 18 марта 2022 года внеплановой выездной проверки составлен акт N 06-03-22-081-В/А от 18.03.2022 (том 12 л. д. 24-48).
В акт внесены, в частности, следующие сведения.
ПАО "ЭСП" зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов и осуществляет эксплуатацию 4-х опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации опасного производственного объекта N А50-00426 от 01.04.2019):
- сеть газопотребления III класс опасности;
- площадка хранения мазутного топлива III класс опасности;
- участок трубопроводов теплосети III класс опасности;
- сеть газопотребления N 2 III класс опасности.
ОПО "Площадка хранения мазутного топлива" в соответствии с представленными при регистрации опасного производственного объекта сведениями, характеризующими ОПО, состоит из следующих основных составных частей.
Мазутно-насосная станция, включающая помещение насосов, щит управления насосами, электрощитовые и бытовые помещения в составе:
- приёмная ёмкость;
- два подогревателя мазута;
- фильтры тонкой и грубой очистки.
В технологическим процессе указанного ОПО (Площадка хранения мазутного топлива) должны быть задействованы следующие устройства: -перекачивающие насосы;
- бак конденсатный;
- грязевик;
- дренажный насос;
- насосы подачи мазута;
- насос рециркуляционный с приёмной ёмкости;
- технологические трубопроводы подачи мазута, а также автомобильной сливное устройство, рассчитанное на одновременный приём 5-ти автомобилей.
На открытой площадке при мазутонасосной установлены подогреватели мазута и баки сбора конденсата.
В состав ОПО не входят: резервуар РВС-2000м3 стационарный N 1 и Резервуар РВС-2000м3 стационарный N 2, предназначенные для хранения мазута.
14.08.2009 в Управление поступило письмо Общества (том 2 л. д. 80) о принятии решения об остановке на длительный период с полной консервацией указанных резервуаров.
С 2009 года резервуары выведены из эксплуатации, находились на консервации.
Мазутопроводы, подходящие к резервуарам, отсоединены и отглушены с установкой заглушек.
В соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 21.09.2020 N 72, нормативы запасов топлива (мазута) в Обществе отсутствуют, что свидетельствует о том, что резервуары РВС N 1 и N 2 не эксплуатируются.
Информация о вводе в эксплуатацию данных резервуаров для хранения мазута, а также о проведении технологических операций с использованием резервуаров (в том числе хранение) с другими опасными веществами в Управление не поступала (том 1 л. д. 26-28).
В акте сделан вывод о 35-ти нарушениях обязательных требований (том 1 л. д. 35-47), в том числе:
Пункт 2. Не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: производилась операция по приёму и хранению битума в РВС-1. Согласно заключению ЭПБ N 50-ТУ-21504-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут. Нарушена часть 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности.
Пункт 3. Не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: производилась операция по приёму и хранению битума в РВС-2. Согласно заключению ЭПБ N 50-ТУ-21503-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут. Нарушена часть 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности.
Пункт 4. Не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, при изменении технологического процесса, а именно: с момента начала эксплуатации резервуаров РВС-1, РВС-2 в феврале 2022 года. Нарушены часть 5 статьи 2, части 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 20, пункт 27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённые приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471.
Пункт 5. Не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (ГЖ), а именно: стационарные резервуары вертикальные стальные РВС-1, РВС-2, предназначенные в соответствии с производственной инструкцией для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума. Нарушены части 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 121 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020.
18.03.2022 ответчик выдал заявителю предписание N 06-03-22-081-В/П-1 (том 1 л. д. 9) об устранении выявленных нарушений.
Пункты 2-5 предписания повторяют содержание пунктов 2-5 акта проверки.
Суд первой инстанции, соглашаясь с позицией заявителя о незаконности предписания в части оспариваемых пунктов 2, 3, 4, 5, исходил из того, что из акта проверки и предписания определённо не усматривается, что именно ответчик считает опасным производственным объектом, и какие изменения в связи с этим следовало вносить в государственный реестр опасных производственных объектов, применительно к ситуации с использованием заявителем Резервуаров для приёма и хранения битума.
Как указал суд, из акта проверки следует, что указанный ОПО (Площадка хранения мазутного топлива) представляет собой единый технологический комплекс устройств и оборудования. Резервуары были законсервированы в 2009 году, не использовались в технологическим процессе эксплуатации рассматриваемого ОПО (Площадка хранения мазутного топлива), не регистрировались в составе ОПО. И в феврале 2022 года фактические использование Резервуаров также никак не связано технологически с эксплуатацией площадки хранения мазутного топлива. Резервуары использовались для самостоятельных целей: приёма и хранения битума, технологически никак не связанной с эксплуатацией заявителем указанных в акте проверки опасных производственных объектов, в том числе и площадки для хранения мазутного топлива.
Судом сделан вывод о том, что сведения в государственный реестр опасных производственных объектов в данном случае подлежали бы внесению только в одном случае: если помещения, площадки, устройства и другое имущество используются с целью осуществления деятельности, характеризующейся, в силу законодательства, как эксплуатация опасного производственного объекта. То есть, если приёмка и хранение битума подлежит отнесению к деятельности, характеризуемой как эксплуатация опасного производственного объекта.
Тогда как оснований для внесения указанный сведений в государственный реестр опасных производственных объектов, в связи с использование Резервуаров для приёма и хранения битума, в отношении Площадки для хранения мазутного топлива и иных уже существующих ОПО, не имеется.
Судом сделан вывод об отсутствии оснований для внесения в государственный реестр опасных производственных объектов сведений об ОПО в связи с приёмкой и хранением заявителем в Резервуарах битума.
Акт проверки, как единственный источник информации, установленной по результатам внеплановой выездной проверки, не содержит сведений ни о наличии документально зафиксированного факта аварии в связи с эксплуатацией Обществом Резервуара для хранения битума, ни о причинах такой аварии. Следовательно, в отсутствие документально подтверждённых (не из средств массовой информации) доказательств чрезвычайного происшествия, повлекшего гибель людей, суд не вправе основывать свои выводы на событии аварии в связи с оценкой законности либо незаконности оспариваемого предписания.
Судом установлено, что с 2009 года Резервуары не эксплуатировались. По состоянию на февраль 2022 года не эксплуатировалась и площадка для хранения мазутного топлива. В состав ОПО площадка хранения мазутного топлива Резервуары не входили.
Судом сделан вывод, что начало их эксплуатации в 2022 году с целью хранения битума не может быть признано основанием для внесения в реестр опасных производственных объектов сведений об ОПО площадка хранения битума, поскольку указанная эксплуатация не связана с этим ОПО.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что акт проверки и предписание не содержат указаний на необходимость внесения в реестр опасных производственных объектах сведений, в связи с началом эксплуатации Резервуаров, об изменении состава иных опасных производственных объектов (кроме площадки хранения мазута), либо как о самостоятельных опасных производственных объектах, пункты 2, 3 и 5 предписания основаны на не подтверждённых документально выводах о недопустимости использования Резервуаров после их переоборудования для хранения битума.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом при вынесении решения допущено неправильное применение норм материального права, неполностью исследованы обстоятельства дела, что, в силу п.п.1,4 ч.1. ст.270 АПК РФ, является основанием для отмены решения суда.
На основании решения от 09.03.2022 N Р-301-312-рш в период с 10 по 18 марта 2022 года Управлением организована внеплановая выездная проверка опасного производственного объекта "Площадка хранения мазутного топлива", регистрационный N А50-00426-0003, III класс опасности, находящегося в эксплуатации ОАО "Энергоснабжающее предприятие".
По результатам проверки составлены: акт проверки от 18.03.2022 N 06-03-22-081-В/А; предписание от 18.03.2022 N 06-03-22-081-В/П1.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствия решения, действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением, действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Как следует из материалов дела, комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что АО "ЭСП" не в полном объеме проведена идентификация ОПО "Площадка хранения мазутного топлива", регистрационный N А50-00426-0003, III класс опасности, по адресу: г. Пенза, ул. Антонова, 3, а именно: в сведениях, характеризующих ОПО не учтен фактический объем мазута, необходимого для использования как резервное топливо, а также отсутствуют сведения о технических устройствах и сооружениях.
Представлена проектная документация "Комплекс ГПЗ-24 в г. Пензе, объект "Установка для мазутоснабжения котельной с наземными резервуарами", разработанная Латгипропромом Госстроя Латвийской ССР, шифр 734-13. Площадка хранения мазутного топлива введена в эксплуатацию в 1983 году. Основным топливом котельной, согласно проекта, является природный газ.
В 2009 году в Управление поступило письмо N 591 от 14.08.2009 из АО "ЭСП" о принятии решения об остановке на длительный период с полной консервацией указанных резервуаров (приказ АО "ЭСП" от 07.08.2009 N 28 "О подготовке мазутных резервуаров вертикальных стальных РВС N 1, 2 объем по 2000 м3 каждый к долгосрочной остановке и консервации; приказ АО "ЭСП" N 61/2 от 04.09.2019 "О продлении консервации мазутных резервуаров вертикальных стальных РВС-2000 (N 1, N 2)"; приказ АО "ЭСП" N 61/1 от 03.09.2019 "О создании комиссии по продлению консервации мазутных резервуаров вертикальных стальных РВС-2000 (N 1, N 2)".
С 2009 года резервуар РВС-2000мЗ стационарный N 1 и резервуар РВС-2000мЗ станционарный N 2 выведены из эксплуатации, находились на консервации.
Как установлено в ходе проверки, в период с момента консервации в 2009 году до начала эксплуатации в феврале 2022 года технологические операции по приему, хранению и отгрузке мазутного топлива (резервного) к котлоагрегатам проводились не в соответствии с действующей технологической схемой и спецификацией задействованного оборудования, а именно: не исключены из технологической схемы и спецификации задействованного оборудования из РВС-1, РВС-2, объемом 2000 куб.м. каждый, трубопроводы мазута от мазутонасосной до резервуаров РВС, подогреватель мазута в вертикальных стальных резервуарах, циркуляционные насосы.
Также установлено, что в июле 2021 года руководством АО "ЭСП" было принято решение о возможном начале использования данных резервуаров для хранения битума.
В ходе проверки установлено, что заявителем резервуар РВС-2000м3 стационарный N 1 и резервуар РВС-2000м3 стационарный N 2, предназначенные для хранения мазута, не включены в состав ОПО, заявителем не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, при изменении технологического процесса, а именно: с начала эксплуатации резервуаров РВС-1, РВС-2 в феврале 2022 года.
Тем самым общество не обеспечило выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (ГЖ), а именно: вертикальные РВС-1, РВС-2, предназначенные в соответствии с производственной инструкцией для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума:
-не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: производилась операция по приему и хранению битума в РВС-1. Согласно заключению ЭПБ N 50-ТУ-21504-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N N116-ФЗ) -пункт 2 акта проверки.
-не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: Производилась операция по приему и хранению битума в РВС-2. Согласно заключению ЭПБ N 50-ТУ-21503-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут, что также является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N N 116-ФЗ - пункт 3 акта проверки.
-не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, при изменении технологического процесса, а именно: с момента начала эксплуатации резервуаров РВС-1, РВС-2 в феврале 2022 года, что является нарушением части 5 статьи 2, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N N116-ФЗ, пункта 20 и пункта 27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471. - пункт 4 акта проверки.
-не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ (ГЖ), а именно: стационарные резервуары вертикальные стальные РВС-1, РВС-2, предназначенные в соответствии с производственной инструкцией для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N N116-ФЗ и пункта 121 ФНП N533 от 15.12.2020: - пункт 5 акта проверки.
Тем самым АО "ЭСП" не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: стационарные резервуары вертикальные стальные РВС-1, РВС-2, предназначенные в соответствии с производственной инструкцией для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума.
Информация о вводе в эксплуатацию данных резервуаров для хранения мазута, а также о проведении технологических операций с использованием резервуаров (в том числе хранение) с другими опасными веществами в Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора не поступала.
Суд апелляционной инстанции считает предписание в части оспариваемых пунктов соответствующим требованиям законодательства, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасными производственными объектами (далее ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте в) приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 08 декабря 2020 г. N 503 техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц, лиц, виновных в произошедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, так же обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, что является залогом - состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Как указал суд первой инстанции, Управление не представило доказательств, из которых следовало бы, что резервуары после переоборудования не могли быть использованы для хранения битума. Таких выводов материалы внеплановой проверки не содержат. Не представлены и иные доказательства, которые свидетельствовали бы о недопустимости использования резервуаров по тем или иным причинам для хранения битума.
Однако в пунктах 2 и 3 Акта проверки зафиксировано, что заявителем:
не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: производилась операция по приему и хранению битума в РВС-1. Согласно заключению ЭПБ N 50-ТУ-21504-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут.
не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: Производилась операция по приему и хранению битума в РВС-2. Согласно заключению ЭПБ N 50-ТУ-21503-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут.
Кроме того, нормами федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.12.2020 N 533 установлено (пункт 121):
При хранении СГГ, ЛВЖ и ГЖ и проведении сливоналивных операций стационарные и передвижные резервуары (сосуды) и сливоналивные устройства следует использовать только для тех продуктов, для которых они предназначены. При этом, в целях предотвращения недопустимого изменения физико-химических характеристик веществ, в том числе отражающих их пожаро-, взрывоопасные и токсические свойства, разрабатываются и осуществляются меры, исключающие возможность случайного смешивания продуктов на всех стадиях выполнения операций слива-налива.
Суд первой инстанции указал, что из акта проверки и предписания определенно не усматривается, что именно Управление считает ОПО, применительно к ситуации с использованием обществом спорных резервуаров для приема и хранения битума.
Однако, как следует из материалов дела, и указал ответчик, документы для внесения изменений в сведения, характеризующие иные опасные производственные объекты, эксплуатируемые АО "Энергоснабжающее предприятие", с целью включения в состав ОПО резервуаров РВС-2000мЗ стационарный N 1 и резервуар РВС-2000мЗ стационарный N 2, с момента начала эксплуатации в 2022 году, в Управление не поступали.
Документы для регистрации нового ОПО, включающего в свой состав резервуары РВС-2000мЗ стационарный N 1 и резервуар РВС-2000мЗ стационарный N 2, в Управление также не поступали.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, отнесение указанных резервуаров к какому-либо из существующих либо вновь созданных ОПО, является самостоятельной обязанностью АО "ЭСП".
Необоснованным является также вывод суда первой инстанции о том, что фактическое использование в феврале 2022 года резервуаров никак не связано технологически с эксплуатацией Площадки хранения мазутного топлива. Резервуары использовались для самостоятельных целей: приема и хранения битума, технологически никак не связанных с эксплуатацией обществом указанных в акте проверки ОПО, в том числе и площадки для хранения мазутного топлива. Таким образом, административным органом не доказано, что спорные резервуары являются составной частью ОПО - Площадка хранения мазутного топлива или иного ОПО.
Однако, согласно акту проверки, АО "ЭСП" зарегистрировало в государственном реестре опасных производственных объектов и осуществляет эксплуатацию 4 (четырех) опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации опасного производственного объекта (далее ОПО) N А50-00426 от 01.04.2019 года):
-сеть газопотребления АО "ЭСП", per. N А50-00426-0002, III класс опасности;
-площадка хранения мазутного топлива, регистрационный N А50-00426-0003, III класс опасности;
-участок трубопроводов теплосети, регистрационный N А50-00426-0004, III класс опасности;
- сеть газопотребления N 2 АО "Энергоснабжающее предприятие". N А50-00426-0007, III класс опасности.
Проектная документация "Техническое перевооружение комплекса устройств для мазутоснабжения котельной с котлами КВ-ГМ-100 и сети газопотребления АО "ЭСП", по адресу: Пензенская обл., г. Пенза, Ул. Антонова, 3 (22/П-2020-ИОС6.1), Подраздел 7 "Технологические решения" предусматривает установку системы битумохранения на территории предприятия для организации приема/хранения и выдачи битумов, применяемых в дорожном строительстве по ГОСТ 11955-82.
Основными элементами системы битумохранения являются:
1. Резервуар вертикальный для хранения битума теплоизолированный с системой масляного обогрева днища вместимостью 2000,0 мЗ.
2. Резервуар горизонтальный догревочный для подготовки битума к выдаче теплоизолированный с системой масляного обогрева вместимостью 60,0 мЗ.
3.Приемный резервуар прямоугольной формы, мелко заглублённый с системой масляного обогрева днища вместимостью 1,0 мЗ.
4.Термомасляный нагреватель ТМН-1000, тепловой мощностью 1,0 Мвт, теплоноситель - ароматизированное масло-теплоноситель АМТ-300 (ТУ 38.401-58-358-2005), параметры теплоносителя: температура до 2400С, максимальное давление теплоносителя 0,65 Мпа.
5. Битумный насосный агрегат ДС-125 производительностью до 30 т/ч.
6. Устройство для верхнего налива в автоцистерны ДУ 100 исп У герметизированный налив с отводом паров, цельная наливная труба для битума с электрообогревом и датчиком уровня.
7. Весы автомобильные Альфа АВ A-80-QS (Без фундаментные) грузоподъемностью 80 тонн и длиной платформы 18 п.м.
Для поддержания требуемых температурных параметров хранения/выдачи битума, технологического прогрева насосного оборудования и запорной арматуры проектом предусматривается установка термомасляного нагревателя ТМН-1000, который по маслопроводу доставляет теплоноситель до потребителей: трубный теплообменники резервуара N 1 РВС-2000; трубный теплообменники резервуара N 2 РВС-2000; трубный теплообменники догревочного резервуара РГБД-60; трубный теплообменник приемного резервуара РП-1,0; рабочая часть насосного агрегата ДС-125; запорная арматура на битумопроводах по группам.
Документы для внесения изменений в сведения, характеризующие иные опасные производственные объекты, эксплуатируемые АО "Энергоснабжающее предприятие", с целью включения в состав ОПО резервуаров РВС-2000мЗ стационарный N 1 и резервуар РВС-2000мЗ стационарный N 2, с момента начала эксплуатации в 2022 году, в адрес Управления не направлялись.
Как установлено Управлением в ходе проверки, в период с момента консервации в 2009 году по момент начала эксплуатации в феврале 2022 года технологические операции по приему, хранению и отгрузке мазутного топлива (резервного) к котлоагрегатам проводились не в соответствии с действующей технологической схемой и спецификацией задействованного оборудования, а именно: не исключены из технологической схемы и спецификации задействованного оборудования из РВС-1, РВС-2, объемом 2000 куб.м. каждый, трубопроводы мазута от мазутонасосной до резервуаров РВС, подогреватель мазута в вертикальных стальных резервуарах, циркуляционные насосы.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что сведения в государственный реестр опасных производственных объектов подлежали внесению только в одном случае: если помещения, площадки, устройства и другое имущество используются с целью осуществления деятельности, характеризующейся в силу законодательства как эксплуатация опасного производственного объекта. То есть, если приёмка и хранение битума подлежит отнесению к деятельности, характеризуемой как эксплуатация опасного производственного объекта.
Однако, как следует из материалов дела, АО "ЭСП" не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: стационарные резервуары вертикальные стальные РВС-1, РВС-2, предназначенные в соответствии с производственной инструкцией для хранения мазута, фактически в феврале 2022 года использованы для закачки и хранения битума.
Согласно пункту "в" и пункту 1 Приложения 1 Закона о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Как указало Управление, показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов установлены пунктом 2 ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84), согласно которому к горючим (сгораемым) веществам и материалам относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с п. 6.1 ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" строительные нефтяные битумы являются горючим веществом с температурой вспышки 220 - 300 °С.
В соответствии с п. 7.1 ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные Технические условия" нефтяные кровельные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки не ниже 240 °С. Минимальная температура самовоспламенения 300 °С.
Суд указал на недоказанность материалами дела соответствия хранившегося Обществом битума указанным критериям горючего вещества.
Однако, пункт 5 акта проверки предписания содержит ссылку на нарушение пункта 121 "Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств". Указанная норма содержит требования к хранению ГЖ (горючих жидкостей). В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" строительные нефтяные битумы получают окислением остаточных продуктов прямой перепонки нефти и их смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства.
Согласно пункту "в" и пункту 1 Приложения 1 Закона о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии со статьей 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (TP ТС 012/2011". утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 г. N 825, взрывоопасной средой является смесь с воздухом при атмосферных условиях горючих веществ в виде газа, пара, туманя, пыли, волокон или летучих части, в котором после воспламенения происходит само поддерживающееся распространение пламени.
В соответствии с пунктом 1.5 ГОСТ 12.1.010-76 "Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования" параметрами и свойствами, характеризующими взрывоопасность среды, является: температура вспышки, концентрационные и температурные пределы воспламенения; температура самовоспламенения, нормальная скорость распространения пламени; минимальное взрывоопасное содержание кислорода (окислителя); минимальная энергия зажигания; чувствительность к механическому воздействию (удару и трению).
В соответствии с пунктом 1.2 ГОСТ 12.1,044-89 (ИСО 4589-84) "Система стандартов безопасности груда, Пожаровзрывоопасностъ веществ и материалов Номенклатура показателей и методы их определения" пожаровзрывоопасность веществ и материалов определяется показателями, выбор которых зависит от агрегатного состояния вещества (материала) и условий его применения.
Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов установлены п. 2 ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84), в соответствии с которым к горючим (сгораемым) веществам и материалам относятся вещества и материалы, способные самовозгораться а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Как ранее указано, согласно п. 6.1 ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" строительные нефтяные битумы являются горючим веществом, согласно п. 7.1 ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные Технические условия" нефтяные кровельные битумы являются горючими веществами.
Кроме того произошедшее чрезвычайное происшествие, связанное с разгерметизацией РВС-2 и произошедшим групповым несчастным случаем со смертельным исходом, показало, что заявителем не обеспечено выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, а именно: производилась операция по приему и хранению битума в ПВС-1 и РВС-2, тогда как согласно заключениям экспертиз промышленной безопасности ЭПБ N 50-ТУ-21504-2019 и ЭПБ N 50-ТУ-21503-2019 рабочей средой для безопасной эксплуатации сооружения является мазут.
Обществом ТАКЖЕ не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО, при изменении технологического процесса, а именно: с момента начала эксплуатации резервуаров РВС-1, РВС-2 в феврале 2022 года.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает доводы Управления о том, что имели место нарушения в связи с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемые пункты предписания основаны на фактических обстоятельствах, не противоречат Закону о промышленной безопасности и иным нормативным правовым актам, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом при вынесении решения допущено неправильное применение норм материального права, неполностью исследованы обстоятельства дела, что, в силу п.п.1,4 ч.1. ст.270 АПК РФ, является основанием для отмены решения суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие".
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 октября 2022 года по делу N А49-4763/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Энергоснабжающее предприятие" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4763/2022
Истец: ОАО "Энергоснабжающее предприятие"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору