город Омск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А70-23152/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13326/2022) общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Всестройпроект" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2022 по делу N А70-23152/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Всестройпроект" (ОГРН 1077203039209, ИНН 7202164332, адрес: 625031, город Тюмень, улица Щербакова, дом 160б, офис 203) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15) об оспаривании решения от 25.05.2021 N 4101,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Шакурова Айгуль Шамилевна по доверенности от 20.12.2022 сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Всестройпроект" (далее - заявитель, общество, ООО "СКВ") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИФНС России по г. Тюмени N 3, налоговый орган) об оспаривании решения от 25.05.2021 N 4101 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2022 по делу N А70-23152/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции, установив факт неправомерного несообщения обществом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) общество должно было сообщить налоговому органу, пришел к выводу о наличии состава вменяемого налогового правонарушения и правомерности привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "СКВ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "СКВ", полагая, что событие правонарушения отсутствует, поскольку информация у общества не истребовалась, указывает на неправильную квалификацию совершенного правонарушения; считает, что указание на конкретное мероприятие налогового контроля является обязательным; налоговым органом допущена подмена установленных НК РФ мероприятий и форм налогового контроля полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, виду того, что в адрес общества поступило сразу пять требований по пяти контрагентам, часть из которых касались массы сделок; фактически в отношении общества проводилась налоговая проверка.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 01.11.2022 указанная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 06.12.2022.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 производство по апелляционной жалобе приостановлено до окончания в Верховном Суде Российской Федерации кассационного производства по делу N А70-23150/2021.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.12.2022 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе ООО "СКВ" на 17.01.2023.
В составе суда по рассмотрению апелляционной жалобе была произведена замена судьи на основании определения Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023.
До начала судебного заседания от ООО "СКВ" поступило письменное ходатайство о рассмотрении вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе и рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенного с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, представитель инспекции не возражал против возобновления производства по апелляционной жалобе, в связи с чем в порядке статьи 146 АПК РФ суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу, приступил к рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Представитель инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.02.2021 инспекцией в адрес общества по телекоммуникационным каналам связи было направлено требование от 18.02.2021 N 6148 о представлении документов (информации), которое получено 01.03.2021.
В соответствии с требованием о представлении документов (информации) общество должно было представить в течение десяти рабочих дней:
1) документы:
1.1. договор от 14.04.2016 N 1-а (с изменениями, приложениями, дополнениями) за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
1.2. счета от 11.09.2018 N 35, от 27.09.2018 N 37, от 04.10.2018 N 38, от 22.10.2018 N 42, от 06.11.2018 N 44, от 14.11.2018 N 46, от 29.11.2018 N 49, от 19.12.2018 N 53, от 15.01.2019 N 54, от 01.03.2019 N 57, от 20.06.2019 N 70, от 24.07.2019 N 83, от 13.09.2019 N 92, от 16.09.2019 N 93, от 18.10.2019 N 102, от18.10.2019 N 102, от 22.11.2019 N 103, от 18.10.2019 N 102, от 25.11.2019 N 104, от17.12.2019 N 107, от 28.01.2020 N 114, от 28.01.2020 N 114, от 17.02.2020 N 115, от 17.02.2020 N 115, от 03.03.2020 N 116, от 03.03.2020 N 116, от 28.04.2020 N 122, от 01.06.2020 N 127, от 16.06.2020 N 128, от 09.07.2020 N 134, от 18.08.2020 N 143, от 25.08.2020 N 144;
1.3. акт о приемке выполненных работ к счетам, указанным в пункте 1.2 настоящего требования, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
1.4. товарно-транспортные накладные к счетам, указанным в пункте 1.2 настоящего требования, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
1.5. путевые листы автомобилей к счет-фактурам, указанным в пункте 1.2 настоящего требования, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
1.6. акт сверки расчетов с покупателями (поставщиками) за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
1.7. оборотно-сальдовая ведомость по счетам бухгалтерского учета N 60, 62, 76 за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
1.8. паспорта транспортных средств, непосредственно осуществлявших грузоперевозки, в рамках договоров, заключенных с индивидуальным предпринимателем Важениным Олегом Владимировичем (далее - ИП Важенин О.В.);
2) информацию, касающуюся деятельности ИП Важенина О.В.
05.03.2021 (исх. N 49/21) ООО "СКВ" представлено письмо об уточнении в рамках каких именно мероприятий налогового контроля возникла необходимость в истребовании указанных в установленные сроки документов (информации) по требованию от 18.02.2021 N 6148 о предоставлении документов.
15.03.2021 (исх. N 63/21) в адрес инспекции направлено письмо, в котором указано на несоответствие спорного требования принципу законности.
Поскольку обществом в установленный законом срок истребуемые документы и информация не предоставлены, инспекцией составлен акт от 22.03.2021 N 07-16/7127 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренном НК РФ налоговом правонарушении (далее - акт от 22.03.2021 N 07-16/7127).
28.04.2021 (исх. N 117/21) общество представило в ИФНС России по г. Тюмени N 3 возражения по акту от 22.03.2021 N 07-16/7127.
В связи с неисполнением обществом указанного требования, инспекцией вынесено решение от 25.05.2021 N 4101 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 2500 руб. (с учетом применения смягчающего ответственность обстоятельства).
Общество с указанным решением не согласилось, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС России по Тюменской области) с жалобой, в которой просило решение инспекции отменить.
Решением УФНС России по Тюменской области от 08.09.2021 N 622 жалоба общества на решение N 4101 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что вынесенное налоговым органом решение от 25.05.2021 N 4101 не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
21.09.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 93.1 НК РФ установлено право налогового органа истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.
В частности, пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в настоящем пункте сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Из смысла и содержания указанных норм НК РФ следует, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, при этом положения НК РФ не предусматривает оснований для неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов.
Таким образом, лицо, у которого истребуются соответствующие документы (информация), не вправе оставить без исполнения законное требование налогового органа.
Как следует из материалов дела, документы по требованию от 18.02.2021 N 6148 запрашивались инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, в требовании указано, что оно выставлено вне рамок налоговых проверок.
Оспаривая требование налогового органа, общество полагает, что истребование налоговым органом у налогоплательщика документов в данном случае являлось незаконным, поскольку в требовании отсутствует указание на конкретную сделку и конкретное мероприятие налогового контроля, в рамках проведения которого запрошены сведения.
Вместе с тем форма требования и положения НК РФ не предусматривают отражение в требовании о представлении документов (информации) обоснования необходимости истребования документов (информации).
Налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошены, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование. В полномочия участника сделки, у которого истребуются документы (информация), также не входит оценка обоснованности возникшей у налогового органа необходимости их получения.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу N А42-7751/2017, из положений статьи 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Закон не предоставил налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом требования об истребовании документов (информации).
При наличии в требовании о представлении документов (информации) указания на наименование первичных учетных документов и налогового периода, к которому они относятся, требование о представлении документов является определенным и понятным для лица, которому оно адресовано (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу N А42-7751/2017).
Исходя из содержания понятия сделки, охватывающего разного рода действия широкого круга субъектов, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, следует, что допускается их совершение в различных формах и в виде разных операций при их неодинаковой длительности и последовательности и на различных условиях в отношении разных объектов, включая партии товаров и при иных существенных или попутных (факультативных) признаках.
В данном случае, согласно пояснениям инспекции, документы и информация запрашивались у общества по сделкам, как у одной из сторон сделок, вне рамок проведения налогового контроля.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требование налогового органа о предоставлении документов (информации) содержит необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам, в требовании указано, что документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с возникновением у налогового органа обоснованной необходимости получения информации в отношении конкретной сделки, то есть из данного требования ясно, что необходимо предоставить документы и информацию по сделкам (конкретным договорам и счетам).
При этом ссылка в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статьи 82 НК РФ).
Часть 2 статьи 93.1 НК РФ позволяет налоговому органу определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т.п., если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2022 N 821-О).
Как указывалось выше, сделки, относительно которых налоговым органом запрашивалась информация, были идентифицированы по стороне сделки, периоду времени, дате и номеру, что является достаточным и ясным для восприятия.
Установив, что требование налогового органа о представлении документов (информации) содержит сведения, позволяющие установить необходимые документы и идентифицировать информацию о запрашиваемых сделках, в требовании указано, что документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с возникновением у налогового органа обоснованной необходимости получения информации в отношении конкретных сделок, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование соответствует как форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, так и положениям статьи 93.1 НК РФ, выставлено инспекцией в соответствии с имеющимися у налогового органа полномочиями и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.09.2022 по делу N А70-23150/2021.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы относительно количества направленных требований в адрес заявителя, апелляционный суд исходит из того, что налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, вынесенного на основании полномочий налогового органа, предусмотренных пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2017 N 310-КГ17-3551).
Вопреки доводам апелляционной жалобы определение необходимости той или иной информации о конкретных сделках при проведении налогового контроля вне рамок проведения налоговых проверок отнесено к компетенции налогового органа, проведение в отношении заявителя налоговой проверки судом апелляционной инстанции не установлено.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции находит ошибочной позицию общества о необходимости применения статьи 126 НК РФ, поскольку лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной указанной нормой права, при истребовании документов на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ при проведении налоговой проверки, тогда как в случае истребования документов (информации) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 названного Кодекса, на что имеется указание в абзаце втором пункта 6 статьи 93.1 НК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2020 N 309-ЭС20-21047 по делу N А50-648/2020, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2021 N 304-ЭС21-11982 по делу N А81-3931/2020).
Учитывая неисполнение обществом в нарушение положений пункта 2 статьи 93.1 НК РФ законных требований налогового органа, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерном привлечении ООО "СКВ" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2022 по делу N А70-23152/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-23152/2021
Истец: ООО "Строительная Компания Всестройпроект"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Тюмени N 3
Третье лицо: 8ААС