город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2023 г. |
дело N А32-55716/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, иск государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" (ОГРН 1132310004056, ИНН 2310168448)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1126193008523, ИНН 6167110026),
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113, ИНН 2312161984); общества с ограниченной ответственностью "Межевой земельный центр" (ОГРН 1052306444332, ИНН 2311080732), межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570)
об изъятии и прекращении права,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" (далее - истец, ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС Краснодарского края") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ответчик, ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС") об изъятии для государственных нужд земельного участка, прекращении права (бессрочного) пользования, признании права постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2022 по делу N А32-55716/2021 изъят для государственных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м; признано право постоянного (бессрочного) пользования Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м; определено ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" возмещение за изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м, в размере 5884602,80 руб., из которых: 151608 руб. - рыночная стоимость за земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219, 11000 руб. - размер убытков при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219, 5721994,80 руб. - компенсация затрат, связанных с реконструкцией водомерного поста при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219.
09.11.2022 Арбитражный суд Краснодарского края, рассмотрев ходатайство истца об исправлении опечатки в тексте решения суда от 23.03.2022, вынес определение об исправлении описки. В описательной и резолютивной частях решения суда от 23.03.2022 верным считать: "Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:91 общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая".
Не согласившись с принятым решением, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 22.12.2022 суд перешёл к рассмотрению дела N А32-55716/2021 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, так как резолютивная часть решения от 16.03.2022, объявленная в судебном заседании, не соответствует резолютивной части решения, изготовленного в полном объеме, от 23.03.2022 (с учётом определения об исправлении описки от 09.11.2022).
Кроме того, судом первой инстанции не установлен собственник земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219, ввиду чего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Ковалевой Н.В. на судью Чотчаева Б.Т. ввиду нахождения судьи Ковалевой Н.В. в отпуске. Рассмотрение дела в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато с самого начала.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы иска, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, государственной программой Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1057, предусмотрено строительство линейного объекта "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка" (далее - объект).
Приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 12.05.2016 N 103 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта.
На основании ходатайства ГБУ ГТС от 20.05.2019 N 01-04/620, в соответствии с приказом министерства от 27.05.2019 N 1028 "Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Краснодарского края" подлежит изъятию земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:91, общей площадью 500 кв.м, находящийся по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Троицкая, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению.
30.05.2019 министерством в адрес учреждения направлено уведомление (с приложением документов) о принятом решении об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219, находящегося по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Троицкая, принадлежащий управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также предложено предоставить необходимые документы для подготовки соглашения об изъятии.
Письмом ГБУ ГТС от 16.04.2021 N 01-07/604 учреждению направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием.
Поскольку соглашение об изъятии спорного земельного участка общество не подписало, учреждение обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии с подпунктом 19 п. 3.11 Положения о министерстве, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250, министерство осуществляет и принимает решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края для строительства сооружений инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
В данном случае государственной программой Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1057, предусмотрено строительство линейного объекта "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка".
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права постоянного бессрочного пользования земельного участка был направлен истцом (письма от 16.04.2021, 01.07.2021) и получен ответчиком, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Однако ответа в установленный законом срок истцом не получено.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В рамках настоящего дела размер возмещения определен в соответствии с отчетом об оценке от 01.03.2021 N 026-02/21, составленным ООО "Межевой земельный центр", согласно которому размер возмещения составляет 5884602,80 руб., из которых: 151608 руб. - рыночная стоимость за земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219, предоставленного Федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на праве постоянного (бессрочного) пользования под водомерный пост на реке Адагум, 11000 руб. - размер убытков при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219, 5721994,80 руб. - компенсация затрат, связанных с реконструкцией водомерного поста при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219.
Приведенный отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка площадью 396 кв. м получил положительное экспертное заключение саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков от 10.03.2021 N 23/010321/17.
Размер стоимости изымаемого земельного участка ответчиком не оспаривается.
В силу пункта 5 статьи 569.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Минэкономразвития России утверждены "Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пункте 39 названных рекомендаций дан ответ на следующий вопрос: имеются ли правовые основания для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному учреждению, для государственных нужд субъекта Российской Федерации? В ответе указано, что на основании статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для публичных нужд осуществляется, в том числе, путем досрочного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие осуществляться независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования земельных участков, относящихся к федеральной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти) (аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2018 по делу N А32-35380/2017, от 20.07.2017 по делу N А32-26261/2016).
Поскольку решение об изъятии принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону, размер возмещения сторонами не оспорен, о проведении судебной экспертизы для определения размера возмещения за изымаемый участок стороны не просили, требование об изъятии для государственных нужд земельного участка подлежит удовлетворению.
В иске также заявлено требование о признании права постоянного бессрочного пользования Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:91 общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая, рассмотрев которое апелляционный суд полагает его подлежащим отклонению.
Земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:91 общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219 площадью 396 кв.м, принадлежит на праве собственности России, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП (т. 1, л.д. 8794).
Изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:219 не приведет к его выбытию из собственности Российской Федерации, однако прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ответчика приведет к выбытию земельного участка из ведения ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС".
Ходатайство истца об обращении решения суда к немедленному исполнению суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
Согласно Уставу истца, учреждение выполняет функции государственного заказчика - застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономики Краснодарского края от негативного воздействия вод, включенными в государственную программу Краснодарского края, в том числе по реализации проекта "Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка", который имеет высокую социальную значимость и осуществляется с целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 N 1015 "О мерах по ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае".
Принимая во внимание данные обстоятельства, апелляционный суд считает возможным обратить постановление к немедленному исполнению.
На основании изложенного нарушение норм процессуального права, повлекшее переход к рассмотрению иска по правилам, установленным в суде первой инстанции, является основанием для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2022, с принятием судебного акта.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 182, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2022 по делу N А32-55716/2021 отменить. Принять новый судебный акт.
Изъять для государственных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1126193008523, ИНН 6167110026) на земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219, площадью 396 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Троицкая, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:91, общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая, посредством перечисления федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1126193008523, ИНН 6167110026) денежной суммы в размере 5884602,80 руб. или на депозитный счет нотариуса.
Настоящее постановление является основанием для регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1126193008523, ИНН 6167110026) на земельный участок с кадастровым номером 23:45:0101193:219, площадью 396 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, г. Крымск, ул. Троицкая, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101193:91, общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский р-н, г. Крымск, ул. Троицкая.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В порядке статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление обратить к немедленному исполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55716/2021
Истец: ГБУ КК "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений КК", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ", МТУ Росимущества в КК и РА
Ответчик: ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ООО "Межевой земельный центр", ООО "Межевой земельный центр", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея