город Омск |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А81-11405/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15171/2022) муниципального казенного учреждения "Управление коммунального заказа" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 по делу N А81-11405/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление коммунального заказа" (ОГРН 1028900765937, ИНН 8906006158, адрес: 629601, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Муравленко, улица Школьная, дом 35) к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900508053, ИНН 8901003072, адрес: 29008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 117, корпус А) об оспаривании решения Филиала N 2 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.09.2022 о возмещении излишне понесенных расходов, образовавшихся в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 68 270,51 руб.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление коммунального заказа" (далее - заявитель, МКУ "Управление коммунального заказа", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании решения Филиала N 2 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - филиал N 2 Фонда) от 22.09.2022 о возмещении излишне понесенных расходов, образовавшихся в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 68 270,51 руб.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 по делу N А81-11405/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Управление коммунального заказа" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие вины Учреждения в необоснованной выплате Рыжиковой Р.Д. пособия из бюджета Фонда в завышенном размере (причинении Фонду убытков), поскольку на момент проверки заявитель не располагал сведениями об инвалидности Рыжиковой Р.Д., в связи с чем не имел правовых оснований указывать код "45" в реестрах на оплату пособия по временной нетрудоспособности; трудовым законодательством не предусмотрено право на истребование у работника документов, подтверждающих наличие либо отсутствие инвалидности, сама Рыжикова Р.Д. не сообщала работодателю о наступлении инвалидности.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Филиалом N 2 Фонда в отношении Учреждения проведена проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в результате которой установлено следующее.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу страхователем в Фонд представлен электронный реестр, содержащий следующие данные: N электронного реестра - Е_8909000179_2021_02_19_0001:1. Дата представления реестра: 19.02.2021 Ф.И.О. застрахованного лица: Рыжикова Р.Д. Номер листка нетрудоспособности: 910055433910. Дата выдачи-09.02.2021. Первичный - да. Причина нетрудоспособности - Код 01 (заболевание). Период освобождения - 22.12.2020 - 17.02.2021 (58 дней). Иное - Код 31-Продолжает болеть и ему выдают новый-листок нетрудоспособности (продолжение). Номер следующего ЭЛН - 910057192587. Причитается пособие за счет средств Фонда за период - 04.01.2021 - 17.02.2021 (45 дней). Условие исчисления - (прочерк).
На основании представленных Учреждением сведений застрахованному лицу Фондом рассчитано пособие по временной нетрудоспособности.
Размер пособия за счет средств Фонда за 45 дней составил 84 857,85 руб., в т.ч. НДФЛ 11 032,00 руб. Выплата пособия по заявлению застрахованного лица осуществлена путем перечисления на счет получателя платежным поручением от 01.03.2021 в сумме 73825,85 руб. (84 857,85-11 032,00 = 73 825,85 руб.). Также, с суммы пособия удержан и платежным поручением от 01.03.2021 уплачен НДФЛ в размере 11 032,00 руб.
Страхователем также представлены электронные реестры для назначения пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу - Рыжиковой Р.Д.:
Е_8909000179_2021_04_16_0002:1 представлен 16.04.2021;
Е_8909000179_2021_05_06_0001:1 представлен 06.05.2021;
Е_8909000179_2021_05_06_0001:2 представлен 06.05.2021;
E_8909000179_2021_06_16_0001:1 представлен 15.06.2021;
Е_8909000179_2021_06_21_0001:1 представлен 21.06.2021;
Е_8909000179_2021_08_24_0001:1 представлен 23.08.2021.
В соответствии с представленными страхователем сведениями в 2021 году Фондом, за период непрерывного случая временной нетрудоспособности с 22.12.2020 по 01.06.2021 Рыжиковой Р.Д. начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 04.01.2021 по 01.06.2021 на общую сумму 280 973,77 руб., в том числе;
- ЭЛН 910055433910, первичный, код 01- заболевание, период освобождения с 22.12.2020-17.02.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 04.01.2021-17.02.2021, сумма пособия составила 84 857,85 руб., в т.ч. НДФЛ 11 032,00 руб.;
- ЭЛН 910057192587, продолжение от 910055433910, код 01- заболевание, период освобождения с 18.02.2021-02.04.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 18.02.2021- 02.04.2021, сумма пособия составила 82 972,12 руб., в т.ч. НДФЛ 10 786,00 руб.;
- ЭЛН 910061094060, продолжение от 910057192587, код 01- заболевание, период освобождения с 03.04.2021-22.04.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 03.04.2021- 22.04.2021, сумма пособия составила 37 714,60 руб., в т.ч. НДФЛ 4 903,00 руб.;
- ЭЛН 393246290427, продолжение от 910061094060, код 01- заболевание, период освобождения с 23.04.2021-30.04.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 23.04.2021- 30.04.2021, сумма пособия составила 15 085,84 руб., в т.ч. НДФЛ 1 961,00 руб.;
- ЭЛН 910067441897, дубликат, взамен 910063181238, продолжение от 393246290427, код 01-заболевание, период освобождения с 01.05.2021-28.05.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 01.05.2021-28.05.2021, сумма пособия составила 52 800,44 руб., в т.ч. НДФЛ 6 864,00 руб.;
-ЭЛН 351546001513, продолжение от 910067441897, код 01- заболевание, период освобождения с 29.05.2021-01.06.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 29.05.2021- 01.06.2021, сумма пособия составила 7 542,92 руб., в т.ч. НДФЛ 981,00 руб.
Установлено, что предъявлены к оплате 6 листков нетрудоспособности с периодом оплаты пособия с 01.01.2021 по 01.06.2021 по одному страховому случаю. Период временной нетрудоспособности является непрерывным. Дата изменения состояния 02.06.2021.
Также, после завершения случая направлен первичный лист нетрудоспособности на оплату за счет Фонда за период с 13.08.2021 по 19.08.2021 г. - ЭДН 910073872803, первичный, код 01- заболевание, период освобождения с 10.08.2021-19.08.2021, период оплаты пособия за счет Фонда 13.08.2021-19.08.2021, условие исчисления - код "47" заболевание или травма, которые наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течении которых лицо подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сумма пособия составила 7 927,15 руб., в т.ч. НДФЛ 1 030,00 руб.
Пособие начислено и выплачено за счет Фонда за все периоды нетрудоспособности, размер которого составил 288 900,92 руб.
В ходе выездной проверки установлено, что Рыжикова Р.Д. включена в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на основании справки ФКУ "ГБ МСЭ по Ямало-Ненецкому автономному округу" Минтруда России Бюро N 3, серия МСЭ-2018 N 1664418, выданной 10.11.2020.
При этом в выше указанных реестрах отсутствовала информация о том, что застрахованное лицо Р.Д. Рыжикова является инвалидом (в графе "Условие исчисления" не проставлен код "45" - на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности).
Сообщение от страхователя в период предоставления сведений для назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности о том, что Р.Д. Рыжикова является инвалидом 3 группы, в адрес Фонда не поступало.
Фактически страхователем при заполнении столбца 32 реестров сведений автоматически ставился прочерк.
Страхователем в ходе выездной проверки не представлено доказательство по получению от Рыжиковой Р.Д. сведений о наличии (отсутствии) у нее инвалидности, при заполнении реестров сведений для передачи их в Фонд в 2020-2021. В 2020 - 2021 гг. страхователем в реестрах на оплату пособия по временной нетрудоспособности Рыжиковой Р.Д. код "45" не проставлен.
В силу изложенного, Фонд пришел к выводу о том, что действия (бездействие по получению у застрахованного лица информации об инвалидности до направления реестров сведений) страхователя в рассматриваемой ситуации повлекли за собой выплату застрахованному лицу пособия из бюджета Фонда в завышенном размере. Выявлено необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Рыжиковой Р.Д. за период, составляющий более четырех месяцев непрерывного случая временной нетрудоспособности в календарном году, в общей сумме 60343,36 руб., а также за период нетрудоспособности после завершения непрерывного случая на сумму 7927,15 руб. Итого, сумма необоснованного начисления и выплаты составила - 68270,51 руб.
Решением о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 22.09.2022 N 89022280000186 Фонд предложил страхователю возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 68270,51 руб., код бюджетной классификации 39311610040070000140.
Полагая, что решение Филиала N 2 Фонда о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 22.09.2022 N 8902228000018 является незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 22.11.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"(далее - Федеральный закон ; 212-ФЗ) названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
В пункте 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
В соответствии частью 1 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (часть 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Данная норма устанавливает два ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев в календарном году. Поскольку эти два условия разделены союзом "или", а не соединены союзом "и", достаточно соблюдения одного из установленных статьей лимитов.
Таким образом, в течение одного календарного года лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, имеет право на оплату листка нетрудоспособности не более чем за пять месяцев в год или за четыре месяца подряд. При этом на следующий календарный год максимальный срок оплаты листка нетрудоспособности начинает течь заново.
В соответствии с пунктом 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила N 95), гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности) и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (пункт 37 Правил N 95).
Таким образом, факт установления инвалидности подтверждается справкой и листком нетрудоспособности. Лицу, признанному инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом ограничения, установленного части 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Постановление Правительства РФ N 2375) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение).
В силу пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
В 2021 году действовал порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.09.2020 N 925н.
В силу пункта 73 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздрава России N N 925н, при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Условия исчисления" указывается соответствующий двухзначный код (при необходимости несколько кодов):
45 - в случае, если получатель пособия имеет инвалидность;
49 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности";
50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности".
Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, действующим с 29.01.2018 до 01.05.2021, утверждены формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядок их заполнения.
Пунктом 3.17 указанного Порядка предусмотрено, что в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код (при необходимости несколько кодов):
код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется;
код 49 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности);
код 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности).
Согласно пункту 3.23. Приказа ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 в графе 42 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера" указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается в соответствии с законодательством, наличие и реквизиты справки (справок) от другого страхователя (других страхователей) о том, что подача документов для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам территориальным органом Фонда этим страхователем не осуществлялась, - в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ с указанием наименования и реквизитов документов, их подтверждающих, дата подачи заявления о замене календарных годов (календарного года) в случае, указанном в части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, при работе застрахованного лица в районах и местностях, в которых в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации применяются районные коэффициенты к заработной плате, указывается размер районного коэффициента, а также название такого района или местности и др.
Таким образом именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки "Условия исчисления" в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в Фонд.
Как следует из материалов дела, для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу страхователем в Фонд представлены электронные реестры и 6 листков нетрудоспособности, выданных Рыжиковой Р.Д. с периодом оплаты пособия с 01.01.2021 по 01.06.2021 по одному страховому случаю. Период временной нетрудоспособности является непрерывным.
В ходе выездной проверки, проведенной Фондом было установлено, что Учреждением был нарушен порядок заполнения больничных листов, в частности, в нарушение пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ в строке "Условия исчисления", заполняемой работодателем, не указано условие исчисления - код 45 (лицо, имеющее инвалидность), код 49 (продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для застрахованных лиц, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая), код 50 (у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году).
Вместе с тем, согласно справки ФКУ "ГБ МСЭ по Ямало-Ненецкому автономному округу" Минтруда России Бюро N 3, серииМСЭ-2018 N 1664418, выданной 10.11.2020 Рыжикова Р.Д. включена в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, в силу чего, в соответствии с Порядком N 925н. в разделе листка нетрудоспособности, заполняемом работодателем, Учреждением в строке "Условия исчисления" должен быть указан код 45 и код 49 (при продолжительности заболевания, превышающей 4 месяца подряд). Вместе с тем, в строке "Причина нетрудоспособности" Упреждением указан код 01 - заболевание.
В период 2020-2021 г.г. страхователем, в реестрах на оплату пособия по временной нетрудоспособности Р.Д. Рыжиковой код "45" не проставлен.
Страхователем при заполнении столбца 32 реестров сведений ставился прочерк. Страхователем в ходе выездной проверки не представлено доказательство по получению от Рыжиковой Р.Д. сведений о наличии (отсутствии) у нее инвалидности, при заполнении реестров сведений для передачи их в Фонд в 2020-2021 г.
Таким образом, необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Рыжиковой Р.Д. за период, составляющий более четырех месяцев непрерывного случая временной нетрудоспособности в календарном году, составило 60 343,36 руб., а также за период нетрудоспособности после завершения непрерывного случая - 7927,15 руб. Итого, сумма необоснованного начисления и выплаты составила - 68270,51 руб.
Размер переплаты проверен судом первой инстанции и заявителем не оспорен.
Пунктом 16 Положения N 294 установлено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что материалами дела подтвержден факт излишней выплаты застрахованному лицу пособия в размере 68 270,51 руб. в связи с представлением страхователем неверной информации в реестрах сведений, и заявленная сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, оспариваемое решение Фонда в части предложения вернуть указанную сумму является законным и обоснованным.
Доводы Учреждения о его неосведомленности о наличии у Рыжиковой Р.Д. инвалидности судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от последствий необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду, учитывая.что нормы части 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ императивно устанавливают период выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающего инвалида.
Подлежат отклонению доводы Учреждения о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостоверность представленных сведений в отношении Рыжиковой Р.Д., поскольку трудовым законодательством не предусмотрено право на истребование у работника документов, подтверждающих наличие либо отсутствие инвалидности, сама Рыжикова Р.Д. не сообщала работодателю о наступлении инвалидности.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Согласно части 1 статье 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Материалами дела факт счетной ошибки при начислении и выплате пособий Рыжиковой Р.Д. не установлен. Суммы выплаченного Рыжиковой Р.Д. пособия по временной нетрудоспособности заявителем не оспариваются.
Безусловных доказательств в подтверждение сокрытия Рыжиковой Р.Д. информации об установленной ей инвалидности в соответствии со статьей 65 АПК РФ Учреждением не представлено, равно как доказательств по получению от Рыжиковой Р.Д. сведений о наличии (отсутствии) у нее инвалидности.
Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается факт выплаты заявителем застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности за пределами ограничительного периода, установленного частью 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ, а также факт предоставления заявителем недостоверных сведений Фонду в электронных реестрах, в которых отсутствовали соответствующие код и ограничительный период оплаты пособия за счет средств Фонда.
Таким образом, по смыслу части 4 статьи 15, статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ, виновным лицом по отношению к Фонду в рассматриваемом случае является Учреждение.
Довод заявителя о том, что у Фонда имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах Рыжиковой Р.Д. (истребовать сведения в ПФР), а равно и доводы о том, что контроль за полнотой и достоверностью сведений осуществляют территориальные органы Фонда, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 5.1 Закона N 181-ФЗ сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются не только Фондом социального страхования Российской Федерации, но и Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (часть 7 статьи 5.1 Закона N 181-ФЗ).
Согласно пункту 8 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674) и раздела II Состава предоставляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов (утв. приказом Минтруда России от 29.12.2016 N 843н), сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты) предоставляются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В силу вышеперечисленных норм Фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов.
Положениями Федерального закона N 255-ФЗ Фонд не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией и учитывать ее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий в соответствии с Положением N 294
При таких обстоятельствах, исходя из положений статей 65, 71, 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно не усмотрел оснований для признания оспариваемого решения несоответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 по делу N А81-11405/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11405/2022
Истец: Муниципальное казённое учреждение "Управление коммунального заказа"
Ответчик: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ