г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А26-4667/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Корнилов С.М. по паспорту (онлайн, после перерыва);
от ответчика: Матвеенко Е.С. по доверенности (онлайн, до перерыва); Макарова О.М. по доверенности (онлайн, после перерыва);
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37283/2022) Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2022 об отказе в возмещении судебных расходов по делу N А26-4667/2021, принятое по заявлению арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича
к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия
3-и лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Федеральная налоговая служба
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
арбитражный управляющий Корнилов Сергей Михайлович (далее - заявитель, арбитражный управляющий, Корнилов С.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, УФК) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении о возврате исполнительного документа от 25.05.2021 N 06-06-19/11-4351.
Решением суда от 21.09.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.07.2022, в удовлетворении заявления Корнилову Сергею Михайловичу отказано.
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия обратилось в арбитражный суд с уточненным заявлением о взыскании с Корнилова Сергея Михайловича судебных расходов в размере 15 648 руб. 60 коп.
Определением суда от 04.10.2022 в удовлетворении заявления Управлению отказано.
Не согласившись с указанным определением, УФК подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить обжалуемое определение и принять по делу новый судебный акт. В жалобе Управление указывает, что выводы суда о том, что предъявленные ко взысканию расходы фактически понесены не Управлением, а лицом, не участвующим в деле - ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", и факт несения таких расходов именно Управлением не подтвержден, являются необоснованными. В данном случае территориальные органы Федерального казначейства, в том числе Управление не являются получателями средств федерального бюджета. Указанные средства, предусмотренные на их содержание, выделяются соответствующим филиалом Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", поэтому именно межрегиональный филиал ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Санкт-Петербурге, как получатель бюджетных средств федерального бюджета принимает и исполняет бюджетные обязательства в целях обеспечения деятельности Управления от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал; Корнилов С.М. выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.01.2023 до 25.01.2023 до 09 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя Управления и Корнилова С.М.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Статьей 112 АПК РФ предусмотрено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что предъявленные ко взысканию расходы, связанные с участием представителей Управления в судебных заседаниях по настоящему делу, фактически понесены не Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия, а лицом, не являющимся участником спора - ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России". При этом факт несения расходов именно Управлением как стороной по настоящему делу документально не подтвержден.
По мнению апелляционного суда, указанные вывода суда первой инстанции являются недостаточно обоснованными.
Согласно Положению "О федеральном казначействе", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 10).
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено бюджетным кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2 статьи 161 БК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ положения, установленные данной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
В силу пункта 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 27.10.2016 N 400 "Об утверждении перечней подведомственных Федеральному казначейству распорядителей и получателей бюджетных средств и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ ЦОКР") является получателем средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УФК.
Учитывая выше приведенные положения статьи 6 БК РФ, межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г. Санкт-Петербурге как получатель бюджетных средств федерального бюджета принимает и исполняет бюджетные обязательства в целях обеспечения деятельности Управления от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 БК РФ, подпунктом "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" межрегиональному филиалу ФКУ "ЦОКР" в г. Санкт-Петербурге переданы только полномочия получателя средств федерального бюджета, а сами расходы производятся за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание Управления.
То есть ЦОКР, по сути, является финансовым органом Казначейства, при отсутствии у самого Казначейства лицевого счета.
Судом апелляционной установлено, что ФКУ "ЦОКР", руководствуясь пунктом 5 статьи 161 БК РФ, от имени Российской Федерации заключило с ФГУП "Президент-Сервис" Управления делами Президента Российской Федерации государственный контракт от 21.06.2021 N 9-01/2021 на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения) для обеспечения нужд Управлений Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области, Архангельской области и Ненецкому округу, Вологодской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, Республике Карелия и Межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 2.1 контракта исполнитель (ФГУП "Президент-Сервис") обязуется по заданию заказчика (ФКУ "ЦОКР") оказать услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения) для нужд ТОФК и Филиала в соответствии с Техническим заданием, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
В силу пункта 3.1 контракта цена контракта складывается из стоимости услуг, оказываемых исполнителем в соответствии с приложением N 4 "Услуги Исполнителя" к контракту, и стоимости билетов, определяемой исходя из суммы тарифов перевозчиков и иных сборов, взимаемых перевозчиками, государственными органами, а также тарифами гостиниц за бронирование и размещение в гостиничных номерах.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта оплата услуг осуществляется заказчиком ежемесячно по факту оказанных услуг на основании счета, акта приема-передачи оказанных услуг путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя.
Таким образом, с учетом положений государственного контракта и вопреки ошибочным выводам суда и Корнилова С.М., апелляционный суд приходит к выводу о том, что судебные расходы в рамках дела N А26-4667/2021 понесены за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание Управления, а межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г. Санкт-Петербурге действовал не от своего имени, а от имени Российской Федерации в целях обеспечения деятельности УФК, в том числе в связи с участием в последнего в судебном процессе.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Президент-Сервис" приобрело для сотрудника УФК - Караульных Е.В. (приказ о командировании от 18.01.2022 N 4ком (т.3 л.д. 5) железнодорожные билеты NN70476960150116, 70476960148716 (т.3 л.д. 6, л.д. 6 оборот), за оформление которых в соответствие с контрактом подлежал уплате сервисный сбор (350*2).
Факт оказания услуг по оформлению билетов подтверждается актом приема-передачи оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 (т.3 л.д. 19), в приложении N 1 к которому (т.3 л.д. 21) расшифрованы оказанные услуги: указаны сотрудники ТОФК и стоимость услуг.
В строках 3, 4 таблицы указан сотрудник Управления Караульных Е.В., в графе 6 - даты поездки (18.01.2022, 19.01.2022), в графах 7, 8 - номера железнодорожных билетов и маршрут (N N 70476960150116, 70476960148716), в графе 10 - стоимость билетов (1 000 рублей * 2), в графе 11 - размер сервисного сбора (350 рублей *2), в графе 12 - общая стоимость билетов и услуг по их оформлению (сервисного сбора).
Таким образом, актом приема-передачи оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 с приложением (т.3 л.д. 19, 21) приняты услуги ФГУП "Президент-Сервис" по обеспечению проезда Караульных Е.В. в размере 2 700 рублей (1 350*2).
Оплата по акту приема-передачи оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 произведена межрегиональным филиалом ФКУ "ЦОКР" в г. Санкт-Петербурге путем перечисления денежных средств на расчетный счет ФГУП "Президент-Сервис" платежным поручением от 15.02.2022 N 364891 (т.3 л.д. 24).
Кроме того, в рамках данного контракта ФГУП "Президент-Сервис" бронировало для сотрудника Управления Караульных Е.В. гостиницу "Дипломат" в г. Санкт-Петербурге (подтверждение бронирования т.3 л.д. 7).
Факт оказания услуг по найму жилого помещения (гостиницы) подтверждается актом приема-передачи оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 (т.3 л.д. 20), которым ФКУ "ЦОКР" приняты оказанные ФГУП "Президент-Сервис" услуги.
В приложении к указанному акту (т.3 л.д. 22) расшифрованы оказанные услуги: указаны сотрудники ТОФК и стоимость услуг; в строке 2 таблицы указана сотрудник Управления - Караульных Е.В., в графе 2 - наименование гостиницы ("Дипломат", Санкт-Петербург), в графах 4, 5 - даты заезда и выезда (18.01.2022, 19.01.2022), в графе 6 - стоимость услуг гостиницы (5 625 руб.), в графе 7 - размер сервисного сбора (100 рублей), в графе 8 - общая стоимость гостиницы и услуг по найму жилого помещения (сервисного сбора).
Таким образом, актом приема-передачи оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 с приложением (т.3 л.д. 20, 22) приняты услуги ФГУП "Президент-Сервис" по найму жилого помещения (гостиницы) для Караульных Е.В. в размере 5 725 руб.
Оплата по акту приема-передачи оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 произведена межрегиональным филиалом ФКУ "ЦОКР" в г. Санкт-Петербурге путем перечисления денежных средств на расчетный счет ФГУП "Президент-Сервис" платежным поручением от 14.02.2022 N 290243 (т.3 л.д. 23).
Учитывая изложенное, Управление понесло судебные расходы на проезд в г. Санкт-Петербург и проживание в гостинице в связи с явкой представителя Управления Караульных Елены Владимировны в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд на заседание, которое состоялось 19.01.2022, в сумме 8 425 руб., из которых 2 000 руб. - расходы на проезд железнодорожным транспортом, 700 руб. - сервисный сбор, 5 625 руб. - расходы на проживание в гостинице, 100 руб. - сервисный сбор, что подтверждается государственным контрактом от 21.06.2021 N 9-01/2021 (т.3 л.д. 8-22), актами приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг от 31.01.2022 N 1 с приложенными реестрами услуг по проезду и найму (т.3 л.д. 19-22), а также платежными поручениями от 14.02.2022 N 290243 (т.3 л.д. 23), от 15.02.2022 N 364891 (т.3 л.д. 24).
Кроме того, в соответствии с приказом Управления от 10.06.2022 N 20 (т.3 л.д. 60) сотруднику Управления Матвеенко Е.С. перечислен аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения в размере 8 243 руб. 60 коп. платежным поручением от 15.06.2022 N 338961 (т.3 л.д. 100), сформированным на основании заявки на кассовый расход от 14.06.2022 N0000-000033 (т.3 л.д. 97-99).
В качестве документа - основания в разделе 2 заявки на кассовый расход от 14.06.2022 N 0000-000033 (т.3 л.д. 98) указано решение от 10.06.2022 N 000Р-589, в котором имеется ссылка о направлении сотрудника Управления Матвеенко E.С. в служебную командировку в г. Санкт-Петербург для участия в судебном заседании 06.07.2022 Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А26-4667/2021.
В графе 6 таблицы в разделе 2.1 решения от 10.06.2022 N 000Р-589 также имеется ссылка на выдачу денежных средств в качестве аванса работнику на оплату проезда и проживания.
В качестве доказательств несения транспортных расходов Управлением представлены железнодорожные билеты N N 74671934727303 (т.3 л.д. 61), 74671934774940 (т.3 л.д. 62) на сумму 2 823 руб. 60 коп.
В качестве доказательств несения расходов по найму жилого помещения (гостиницы) представлены: счёт ООО "Палантин" от 06.07.2022 N 130880 (т.3 л.д. 63), в котором Матвеенко Е.С. указана в качестве гостя в период проживания с 05.07.2022 по 06.07.2022, чек от 06.07.2022 N 130880-106646 (т.3 л.д. 64) об оплате на сумму 4 400 руб.
Учитывая изложенное, Управление понесло судебные расходы на проезд в г. Санкт-Петербург и проживание в гостинице в связи с явкой представителя Управления Матвеенко Екатерины Сергеевны в Арбитражный суд Северо-Западного округа на заседание, которое состоялось 06.07.2022, в сумме 7 223 руб. 60 коп., из которых 2823 руб. 60 коп - расходы на проезд железнодорожным транспортом, 4 400 руб. - расходы на проживание в гостинице, что подтверждается железнодорожными билетами N N 74671934727303 (т.3 л.д. 61), 74671934774940 (т.3 л.д. 62), счётом ООО "Палантин" от 06.07.2022 N130880 (т.3 л.д. 63), чеком от 06.07.2022 N 130880-106646 (т.3 л.д. 64), решением от 10.06.2022 N000Р-589, заявкой на кассовый расход от 14.06.2022 N0000-000033 (т.3 л.д. 98), платежным поручением от 15.06.2022 N 338961 (т.3 л.д. 100).
В данном случае факт представления интересов Управления и несение судебных расходов в заявленном размере подтверждается материалами дела и установлен апелляционным судом.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) разъяснено, что транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны.
Принимая во внимание, что транспортные расходы и расходы на проживание документально Управлением подтверждены, суд апелляционной инстанции полагает заявленную сумму в размере 15 648 руб. 60 коп. подлежащей удовлетворению.
Ссылка Корнилова С.М. на неразумность расходов, связанных с покупкой билетов на поезд, а не на автобус, отклоняется апелляционным судом, поскольку действующее законодательство не ограничивает сторону в выборе вида транспорта, в котором его сотрудники могут отправляться в командировку. Право выбора транспортного средства принадлежит стороне и определяется критериями необходимости и разумности, если это не выходит за рамки обычаев делового оборота и не носит признаков чрезмерного расхода.
При этом разумные пределы транспортных расходов и издержек, связанных с участием представителя в судебных заседаниях арбитражных судов, являются оценочной категорией и конкретизируются с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотренного дела.
Одним из критериев разумности при оценке транспортных расходов связанных с участием представителя в судебных заседаниях арбитражных судов, является стоимость экономных транспортных услуг.
Однако под экономностью понимается не только их наименьшая стоимость. Следует также принимать во внимание время убытия и прибытия, комфортабельность транспортного средства и места проживания, экономию времени (оперативность), а также то, насколько выбранный вид транспорта позволяет представителю явиться в судебное заседание в состоянии, позволяющим ему осуществлять свои функции. Длительность нахождения в командировке, время убытия и прибытия определяется участником процесса с учетом времени судебного заседания, необходимого времени отдыха и т.д.
Кроме того, расходы на проживание представителей Управления в гостинице понесены фактически, непосредственно связаны с рассмотрением настоящего дела, чрезмерными не являются.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое определение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления Управления о взыскании судебных расходов в полном объеме.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04 октября 2022 года по делу N А26-4667/2021 отменить.
Взыскать с Корнилова Сергея Михайловича в пользу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в городе Санкт-Петербурге 15 648 руб. 60 коп. судебных расходов.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4667/2021
Истец: Корнилов Сергей Михайлович
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Федеральная налоговая служба
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17740/2023
29.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24335/2023
03.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1724/2023
03.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4360/2023
30.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37283/2022
21.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37366/2022
26.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32620/2022
06.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4791/2022
24.01.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36703/2021
21.09.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4667/2021