г. Пермь |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А60-21893/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
представителя заинтересованного лица, Герасимовой Я.Г., действующей по доверенности от 09.01.2023, предъявлены удостоверение, диплом;
в отсутствие представителей заявителя, о месте и времени рассмотрения дела извещенного надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТРИМ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 ноября 2022 года
по делу N А60-21893/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРИМ" (ИНН 6634011821, ОГРН 1096634000165)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании недействительными уведомлений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРИМ" (далее - заявитель, "Трим", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможне (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительными уведомлений (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от "03" марта 2022 г. N 10502000/У2022/0001038-10502000/У2022/0001049, от "03" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0001051-10502000/У2022/0001053, от "05" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0001070 -10502000/У2022/0001075, от "05" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0001084 -10502000/У2022/0001092, от "09" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0001093 -10502000/У2022/0001107, от "09" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0001116; от "09" марта 2022 г. 10502000/У2022/0001131-10502000/У2022/0001132; от "15" марта 2022 г. N 10502000/У2022/0000005; от "16" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0000006 -10502000/У2022/0000011; от "21" марта 2022 г. NN 10502000/У2022/0000012-10502000/У2022/0000020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительными уведомления Екатеринбургской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что классификация спорного товара в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС осуществлялась в соответствии с разъяснениями начальника Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни.
Полагает, суд первой инстанции необоснованно отклонил свидетельские показания начальника Серовского таможенного поста, данные им при рассмотрении материалов арбитражного дела N А60-16190/22. Ссылается на судебные акты по делу N А60-16190/2022 по аналогичному спору.
Обращает внимание на акты таможенного досмотра, из которых следует, что спорная продукция досматривалась инспекторами таможенной службы на предмет соответствия ее характеристик заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Настаивает, что заявитель в подтверждение своей позиции указывал, что по обращению заявителя Министерством промышленности и торговли РФ заявителю выданы лицензии N N 284RU19002006283, 284RU19002005816, 284RU19002005804, 284RU19002005805, 284RU19002006021, 284RU19002006022 на экспорт товара по квоте, которая предоставлена заявителю, исходя, прежде всего из описания товара, а не только на основании указанного заявителем кода ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0. В счет фактического исполнения лицензии заявитель экспортировал только тот товар, на который эта лицензия выдавалась, и описание которого было представлено заявителем при получении лицензии.
Считает, само по себе указание кода товара по ТН ВЭД (по рекомендации таможенного органа) при правильном описании товара (при получении лицензии, при декларировании) не может указывать на то, что товар экспортировался без лицензии.
По мнению апеллянта, лицензии Минпромторга России N N 284RU19002006283, 284RU19002005816, 284RU19002005804, 284RU19002005805, 284RU19002006021, 284RU19002006022 были применимы при экспорте спорного товара, поскольку тарифные квоты выданы именно на тот товар, который экспортировался с применением указанных лицензий.
Таможенным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым заинтересованное лицо не согласно с доводами Общества, находя их несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Екатеринбургской таможней проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений в отношении ООО "Трим" с целью проверки достоверности заявленных сведений относительно правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по декларациям на товары (далее - ДТ): N N 10505090/160719/0006315, 10505090/160719/0006336, 10505090/160719/0006339, 10505090/220719/0006535, 10505090/220719/0006536, 10505090/230719/0006596, 10505090/240719/0006650, 10505090/240719/0006652, 10505090/260719/0006700, 10505090/260719/0006732, 10505090/260719/0006734, 10505090/300719/0006871, 10511010/140819/0113622, 10511010/140819/0113828, 10511010/020919/0124847, 10511010/020919/0124876, 10511010/030919/0125538, 10511010/040919/0126588, 10511010/040919/0126616, 10511010/050919/0126829, 10511010/050919/0127324, 10511010/090919/0129018, 10511010/090919/0129047, 10511010/090919/0129086, 10511010/110919/0130596, 10511010/110919/0130643, 10511010/120919/0131521, 10511010/130919/0131855, 10511010/160919/0132710, 10511010/170919/0134045, 10511010/170919/0134161, 10511010/180919/0134705, 10511010/180919/0134769, 10511010/190919/0135080, 10511010/200919/0135819, 10511010/240919/0138368, 10511010/270919/0140558, 10511010/021019/0143272, 10511010/021019/0143322, 10511010/081019/0146235, 10511010/081019/0146420, 10511010/091019/0147478, 10511010/111019/0148833, 10511010/111019/0148914, 10511010/111019/0149002, 10511010/141019/0149782, 10511010/151019/0150524, 10511010/151019/0150559, 10511010/161019/0151373, 10511010/171019/0152189, 10511010/171019/0152286, 10511010/301019/0160818, 10511010/311019/0161265, 10511010/051119/0163804, 10511010/051119/0163820, 10511010/071119/0165399, 10511010/111119/0167467, 10511010/091219/0185585, 10511010/091219/0185611, 10511010/101219/0186591, 10511010/121219/0187750, 10511010/171219/0191051, 10511010/171219/0191085, 10511010/181219/0192070 (товар N2).
В ходе проверки установлено, что ООО "Трим" по указанным декларациям задекларирован товар N 2 "Лесоматериалы круглые хвойных пород, бревна из сосны обыкновенной, вида "pinus sylvestris L", необработанные, неокоренные, неокантованные (небрусованные), без обработки консервантом, дл. 6,00/6,05, двт. 9,8-15,8 см, днт. 15,1-24,2 см." код товара в графе 33 ДТ - 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в графе 47 ДТ заявлена ставка вывозной таможенной пошлины 15 %.
Заявленный декларантом классификационный код соответствует: разделу IX "Древесина и изделия из нее; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфа или прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетенные изделия"; группе 44 "Древесина и изделия из нее; древесный уголь"; товарной позиции 4403 "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные"; субпозиции 4403 21110 "хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, сосна обыкновенная вида "P1NUS SYLVESTRIS L", подсубпозиции 4403 21110 0 "Бревна".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 754) в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В качестве документа, подтверждающего право на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости по вышеуказанным ДТ декларантом представлены лицензии Минпромторга России, в которых указан код товара 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС и его описание "бревна из сосны (Pinus SPP.) обыкновенной вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более".
В целях подтверждения сведений о классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании предоставлены документы согласно перечню, указанному в графах 44 ДТ, а именно, в формализованном виде представлены: контракт, лицензия, инвойсы, отгрузочные спецификации.
По результатам проведенной проверки таможенным органом составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 04.02.2022 N 10502000/224/040222/А0002, в котором зафиксировано, что товары, продекларированные обществом по спорным ДТ, имеют диаметры в верхнем торце от 9,8 до 15,8 см и нижнем торце от 15,1 до 24,2 см., в связи с чем товары не могут быть классифицированы в подсубпозиции 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
15.02.2022 Екатеринбургской таможней принято решение о классификации товаров N N РКТ-10502000-22/000002Д, РКТ-10502000-22/000003Д, РКТ-10502000-22/000004Д, РКТ-10502000-22/000005Д, РКТ-10502000-22/000006Д, 10502000-22/000007, согласно которых "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные"; субпозиции 4403: сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." Без обработки консервантом, дл.6/6,05, диаметр верхнего торца: 9,8-13,6 см, диаметр нижнего торца:15,1-18,3 см классифицированы в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявитель, полагая, что решения таможни приняты с нарушением норм таможенного законодательства, действующего в Российской Федерации, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на общество обязанность по уплате дополнительных таможенных платежей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые ненормативные акты таможенного органа признанию недействительными не подлежат.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" судам разъяснено следующее.
Суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведен им о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС), а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Таким образом, арбитражный суд при наличии спора проверяет правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД ТС при оспаривании решения таможенного органа о классификации товара, учитывая, что решение о классификации товара при внешнеэкономической деятельности является компетенцией только таможенных органов, что следует из статьи 20 ТК ЕАЭС, пункта 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.06.1996 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства".
В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары при их таможенном декларировании подлежат декларантом классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств (ст. 19 ТК ЕАЭС).
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый тариф Евразийского экономического союза, в том числе Основные правила интерпретации ТН ВЭД, утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" Российская Федерация является участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.03.1983 (далее - Конвенция), в связи с чем, выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - ОПИ.
При применении единой ТН ВЭД ЕАЭС приоритет имеют Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются в соответствии с Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза при классификации товаров утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522). ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (классификационный код), применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6 Положения N 522).
При классификации любого товара осуществляется следующая последовательность действий: в первую очередь осуществляется определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - 5, затем - субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6. При этом ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1. ОПИ 3 применяется в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям. ОПИ 4 применяется в отношении товаров, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами. В соответствии с ОПИ 5 осуществляется классификация упаковочных материалов, футляров и т.д.
В соответствии с ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы РФ взяла на себя обязательства использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе. Применение при классификации товаров по ТН ВЭД "Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС" (тома I - VI) регламентировано "Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии" от 07.11.2017 N 21.
Согласно предисловию к Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания, тексты товарных позиций и субпозиций номенклатуры, а также пояснения.
Согласно тексту товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и пояснений к ней в нее включаются лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные; в субпозицию 4403 21 - указанные лесоматериалы из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более.
Спор о классификации товара на уровне подсубпозиции между сторонами отсутствует.
Спорным в рамках настоящего дела является отнесение заявленных обществом лесоматериалов из сосны обыкновенной вида "Pinus Sylvestris L." к подсубпозиции 44 03 21 1100 (бревна) или к подсубпозиции 4403 21 1900 (прочие).
В соответствии с томом VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к подсубпозиции 4403 21 110 термин "бревна" относится пиловочник, характеризующийся следующими физическими свойствами: бревно цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба, диаметром не менее 15 см.
Следовательно, квалифицирующим признаком бревен является не только размер наибольшего поперечного сечения 15 см и более, но и диаметр не менее 15 см. Понятия "наибольшее поперечное сечение" и "диаметр", который может быть верхним и нижним, являются различными понятиями.
Понятия диаметр, верхний диаметр, нижний диаметр закреплены в Методике измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля (рег. N ФР.1.27.2011.10631) (далее - Методика), в соответствии с пунктом 1.1 которой установлена методика измерений объемов партии круглых лесоматериалов всех сортиментов, в том числе дров, при проведении таможенных операций в отношении данных товаров и их таможенном контроле. Данную методику применяют для измерения объемов партии круглых лесоматериалов (далее - бревна) при количестве их в партии от 50 шт. и более.
В соответствии с пунктами 3.11, 3.13, 3.20, 3.21, 3.22 Методики под лесоматериалами понимаются материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев, хлыстов и (или) из их частей путем поперечного деления. Бревно - это круглый сортимент для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов общего назначения и специальных видов лесопродукции. Диаметр - длина перпендикуляра между двумя параллельными прямыми, касающимися боковой поверхности бревна с противоположных сторон. Диаметр измеряют в направлении, перпендикулярном продольной оси бревна. Верхний диаметр - диаметр бревна в меньшем его торце без коры или с корой. Нижний диаметр - диаметр бревна в большем его торце без коры или с корой.
Исходя из вышеприведенного понятия "нижний диаметр" именно нижний диаметр является диаметром наибольшего поперечного сечения, в связи с чем, сосна (Pinus Sylvestris) с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более в нижнем диаметре подпадает как под классификационный код 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, так и под классификационный код 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Далее отнесение товара к конкретной субпозиции зависит от размера верхнего диаметра. Поскольку "бревно" имеет диаметр 15 см или более в любом месте (точке) поперечного сечения, то лесоматериалы с верхним диаметром менее 15 см не подпадают под понятие "бревно" и подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, товар "бревна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Прочие" подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения.
Квалифицирующим признаком бревен является не только размер наибольшего поперечного сечения (нижний диаметр) 15 см и более, но и верхний диаметр верхнего не менее 15 см, так как диаметр включает в себя и верхний и нижний.
Соответственно, для отнесения товара к конкретной субпозиции необходимо соответствие размера верхнего диаметра также не менее 15 см.
Так как согласно пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС бревно имеет диаметр 15 см или более в любом месте (точке) поперечного сечения, то лесоматериалы с верхним диаметром менее 15 см не подпадают под понятие "бревно" и подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС (прочие).
Согласно спецификациям, приложенным при декларировании спорных товаров, диаметр верхнего торца части товаров составляет от 9,8 до 15,8 см, диаметр нижнего торца от 15,1 до 24,2 см. На основании изложенного, часть товара, задекларированного по спорным декларациям на товары, имеющего верхний диаметр торца менее 15 см, подлежат классификации в подсубпозиции 4403 21 1900 (прочие).
В соответствии с Постановлением N 754 в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
При декларировании спорных товаров Обществом представлены лицензии Минпромторга России N N 284RU19002006283, 284RU19002005816, 284RU19002005804, 284RU19002005805, подтверждающие право на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости.
Представленные лицензии выданы Минпромторгом России на товар "Бревна из сосны (Pinus SPP.) обыкновенной вида "Pinus Sylvestris L.", с размером наибольшего поперечно сечения 15 см или более (Лесоматериалы необработанные (бревна) из сосны обыкновенной, ГОСТ 9463-88, сорт: 1-3, номинальная длина 1 м и более, размер наибольшего поперечного сечения 15 см и более)" с кодом 4403 21 1100 ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи со сменой классификационного кода части товаров, задекларированных по спорным ДТ, представленные лицензии Минпромторга России к таким товарам не применимы, соответственно, и ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% применена Заявителем неправомерно.
Таким образом, в отношении товаров, по которым приняты решения о классификации товаров от 15.02.2022 М" РКТ-10502000-22/000002Д, РКТ-10502000- 22/000003Д, РКТ-10502000-22/000004Д, РКТ-10502000-22/000005Д, РКТ-10502000- 22/000006Д, 10502000-22/000007 должна быть применена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 м3.
В соответствии со статьей 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларантом товара по спорным являлось ООО "Трим".
Екатеринбургской таможней 15.02.2022 приняты решения о классификации товара N N РКТ-10502000-22/000002Д, РКТ-10502000-22/000003Д, РКТ-10502000-22/000004Д, РКТ-10502000-22/000005Д, РКТ-10502000-22/000006Д, 10502000-22/000007, согласно которых " Лесоматериалы круглые хвойных пород, бревна из сосны обыкновенной, вида "PINUS SYLVESTRIS L", необработанные, неокоренные, неокантованные (небрусованные), без обработки консервантом: дл. 6,00/6,05, имеющих верхний диаметр (ДВ) 9,8-13,6 (13,8) см, диаметр в нижнем торце от 15,1 до 18,3 (19,1) см классифицированы в подсубпозиции 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, приняты решения о внесении изменений (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и посредством автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей, были сформированы и направлены в адрес ООО "ТРИМ" через АПС "Личный кабинет участника ВЭД" уведомления об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 03.03.2022 NN 10502000 /У2022/ 0001038-10502000/ У2022/0001049, 10502000/У2022/0001051-10502000/У2022/0001053, 10502000/У2022/0001070-10502000/У2022/0001075, от 05.03.2022 NN 10502000/У2022/0001084-10502000/У2022/0001092, от 09.03.2022 NN 10502000/У2022/0001093-10502000/У2022/0001107, 10502000/У2022/0001116, 10502000/У2022/0001131, 10502000/У2022/0001132, от 15.03.2022 N10502000/У У2022/0000005, от 16.03.2022 NN10502000/УУ2022/0000006-10502000/УУ2022/0000011, от 21.03.2022 NN 10502000/УУ2022/0000012- 10502000/УУ2022/0000020. При этом, необходимо отметить, что направленные в адрес ООО "Трим" уведомления от 15.03.2022 N10502000/УУ2022/0000005, от 16.03.2022 NN 10502000/УУ2022/0000006-10502000/УУ2022/0000011, от 21.03.2022 NN10502000/У У2022/0000012-105 02000/УУ2022/0000020 в количестве 16 шт. являются уточненными, направление которых обусловлено изменением размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей. В результате ранее направленные 03.03.2022 уведомления NN 10502000/У2022/0001054-10502000/У2022/0001069 были отозваны.
Правомерность решений косвенным образом свидетельствующей об обоснованности позиции таможенного органа, существовавшей в момент вынесения обжалуемых решений (но не момент декларирования) подтверждается положениями ФТС России от 07.12.2020 N 1068 "О внесении изменений в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 N 28 (вступил в силу 30.04.2021, окончание действия документа - 09.02.2022.)
Разъяснения ФТС России о классификации дополнены, в том числе, пунктом 225.1, в соответствии с которым бревна хвойных пород, классифицируемые в подсубпозициях 4403 21 ПО 0, 4403 23 ПО 0, 4403 23 910 0 и 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, отличаются следующими характеристиками: цилиндрической формы, с ровной текстурой древесины, без существенного изгиба (допускается с отношением стрелы прогиба в месте наибольшего искривления к длине сортимента не более 3% для простой кривизны и 1,5% для сложной), диаметром в наименьшем сечении не менее 15 см и длиной более 1 метра, сучья должны быть срезаны (обрублены) вровень с поверхностью бревна (допускаются сучки высотой не более 2 см от поверхности неокоренного бревна), без наружной трухлявой гнили.
Таким образом, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что товар "бревна", имеющий величину диаметра не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения, подлежит классификации в подсубпозиции 4403 21 110 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС, а в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Прочие" подлежат классификации лесоматериалы с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о таможенном регулировании, уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Уведомление (уточнение к уведомлению) должно содержать сведения о таможенном органе, сформировавшем уведомление (уточнение к уведомлению), о плательщике и (или) лице, несущем солидарную обязанность, сумме подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно, о наступившем сроке исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов. Форма, формат и структура уведомления (уточнения к уведомлению) и порядок его заполнения утверждены приказом ФТС России от 30.10.2018 N 1752 "Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (далее - Приказ).
Как верно заключил суд первой инстанции, таможней срок выставления уведомлений об уплате таможенных платежей, установленный статьей 73 Закона, соблюден; уведомления соответствуют утвержденной форме и содержат все сведения предусмотренные Приказом; процедура взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней не нарушена; основания для признания уведомлений недействительными, отсутствуют.
Апелляционный суд отмечает, что лицензия является разрешительным документом, дающим право вывоза указанного в ней товара, однако, наименование товара и его классификационный код, указанный в лицензии, не является документом, подтверждающим правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199 "Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров" лицензия выдается заявителю на основании заявления. При этом в графе 15 заявления указываются сведения об описание товара и его классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно позволить произвести однозначное отнесение товара к одному 10-значному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС. Описание товара должно включать в себя его наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное).
Таким образом, при предоставлении лицензии на экспорт древесины уполномоченный орган руководствуется сведениями о наименовании товара и коде ТН ВЭД ЕАЭС, указанными организацией-заявителем в заявлении на выдачу лицензии на экспорт лесоматериалов.
Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 145 "О внесении изменений в некоторые решения комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии" (далее также - Решение N 145) установлено, что лицензии на экспорт или импорт товаров, выданные уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза до вступления настоящего Решения в силу (до 01.01.2017), являются действительными до окончания срока действия лицензий.
Решением N 145 внесены изменения в раздел 2.28 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134, в части кодов ТН ВЭД ЕАЭС: Сосна обыкновенная вида "Pinus Sylvestris L." код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0.
Согласно Приложению к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101, Приложению к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101) товар - "сосна обыкновенная вида "Pinus Sylvestris L.": бревна, классифицирован кодом 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В предоставленных в таможенный орган лицензиях обществом заявлен код товара и его описание: бревна из сосны (Pinus SPP) обыкновенной, вида "Pinus Sylvestris L.":, с размером наибольшего поперечно сечения 15 см или более. Следовательно, указанные лицензии согласно коду товара по ТН ВЭД ЕАЭС и его описанию выданы обществу на определенный товар, а именно бревна из сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris L." диаметром не менее 15 см.
Однако, фактически в счет исполнения лицензий общество осуществляло вывоз товара - "бревна из сосны обыкновенной, вида "Pinus Sylvestris L." с диаметром в верхнем торце от 9,8 до 15,8 см, диаметр нижнего торца от 15,1 до 24,2 см, что не соответствует условиям данных лицензий, общество необоснованно применяло льготную ставку по уплате таможенных пошлин, установленную в отношении иного товара - "бревна из сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris L." с диаметром в верхнем торце 15 см".
Таким образом, учитывая ставки вывозных таможенных пошлин, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754, неверная классификация товара повлекла занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин налогов. Общая сумма доначислений составила 9992208 рублей 59 копеек.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган правильно произвел внесение изменений в классификационный код товаров согласно ТН ВЭД ЕАЭС и, соответственно, законно произвел доначисление таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона о таможенном регулировании в случае отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках, электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или отсутствия информации о счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или об электронных денежных средствах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенные органы вправе взыскивать суммы подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет товаров, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены в сроки, установленные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Частью 9 статьи 78 Закона о таможенном регулировании установлено, что арест имущества производится с санкции прокурора на основании решения таможенного органа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (лицом, несущим солидарную ответственность) в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Таким образом, возможность наложения ареста возникает у таможенного органа с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (лицом, несущим солидарную ответственность) в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Арест имущества обеспечивает исполнение таможенных обязательств.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, оспариваемые ненормативные акты таможенных органов не подлежат признанию недействительными.
Отклоняя доводы Общества о классификации спорного товара в соответствии с разъяснениями начальника Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни, служебной записки отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от 01.03.2017 N 31-25/0223 апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 264 Закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.
Информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
Согласно пункту 67 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного приказом ФТС России от 09.06.2012 N 492 (Зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2012 N 24873), действовавшего до 16.10.2021, консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения регионального таможенного управления или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее требованиям, установленным пунктом 68 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни
Уполномоченными должностными лицами, ответственными за консультирование в таможенных органах являются должностные лица правовых подразделений, назначенные приказом Таможенного управления или таможни.
Соответственно, начальник Серовского таможенного поста не уполномочен на предоставление государственной услуги по консультированию, на принятие решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В период декларирования товара ООО "Трим" в правовой отдел Екатеринбургской таможни за предоставлением услуги по консультированию не обращалось, доказательств обратного в материалы судебного дела не представлено.
Кроме этого, декларанты вправе обращаться в таможенные органы за предоставлением государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (приказ ФТС России от 18.04.2012 N 760, зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012 N 25108, действовал до 22.07.2020).
Согласно пункту 2 приказа ФТС России от 02.03.2021 N 166 "Об определении полномочий по принятию предварительных решений о классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами" принятие предварительных решений о классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по группам товаров 01 - 26, 28 - 97 осуществляет, в том числе таможенное управление.
Вместе с тем, Общество за принятием предварительного решения о классификации спорного товара в таможенное управление не обращалось.
Вопреки мнению Общества, стенограмма одного из судебных заседаний по делу N А60-16190/22 не опровергает обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные по иным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела, по указанному заявителем делу имели место иные обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
Относительно ссылки Заявителя на внутреннюю переписку таможни по вопросу классификации товара "бревна": служебная записка Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни от 22.02.2017 N 18-50/0106, адресованная начальнику ОТНПТ и ТО Н.В.Аглемзяновой; служебная записка отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от 01.03.2017 N 31-25/0223 "О направлении информации", необходимо отметить, что таможенные органы и в 2017 товар с диаметром не менее 15 см в любом месте (точке) поперечного сечения классифицировали как "бревна"; с диаметром менее 15 см в любом месте поперечного сечения классифицировали в подсубпозиции 4403 21 190 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС "Прочие".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, которые были заявлены в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным в материалы дела доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2022 года по делу N А60-21893/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРИМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21893/2022
Истец: ООО "ТРИМ"
Ответчик: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ