г. Ессентуки |
|
2 февраля 2023 г. |
Дело N А15-4265/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" - Хамзаева З.Д. (по доверенности), в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.12.2022 по делу N А15-4265/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дагестангеология" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений города Махачкалы (далее - управление) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:4287, изложенного в письме от 20.05.2022 N 51.17-от-4789/22, и обязании в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора заявителю для подписания.
Определением суда от 26.09.2022 по ходатайству заявителя произведена замена управления на надлежащего заинтересованного лица - администрацию городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - администрация, заинтересованное лицо).
Решением от 29.12.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции к пришел к выводу о том, что администрация, несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда по делу N А15-2264/2021, которым установлено, что государственная собственность на испрашиваемый обществом земельный участок не разграничена, администрация, повторно рассмотрев заявление общества, неправомерно отказала в предоставлении в собственность земельного участка.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апеллянт ссылается на то, что администрация не вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку он находится в ведении Республики Дагестан. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что суд возложил на него обязанность по направлению заявителю договора купли-продажи спорного земельного участка в качестве восстановительной меры, тем самым подменяя уполномоченный орган.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.12.2022 по делу N А15-4265/2022 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением администрации от 27.07.2000 N 1112 по итогам работ по инвентаризации и обследованию в натуре (на местности) фактических границ земельных участков и предоставленных документов и проекта границ утвержден проект границ землепользований (землевладений) и обществу под производственную базу в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены два земельных участка площадями 2,7043 га и 0,559 га.
07.06.2004 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:67 площадью 2200 кв.м., а также о государственной регистрации права общей совместной собственности Магомедова Абдулкерима Абусаидовича, Магомедова Абусида Магомедовича и Магомедова Абдулмалика Абусаидовича от 14.07.2004.
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 01.11.2019 по делу N 2-2739/19 по иску общества к Магомедову Абдулкериму Абусаидовичу, Магомедову Абусиду Магомедовичу и Магомедову Абдулмалику Абусаидовичу и администрации о признании права собственности отсутствующим, утверждено мировое соглашение, по условиям которого ответчики признали отсутствие у них права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000090:0067 и обязались обратиться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган об отказе от права.
Исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН по состоянию на 26.06.2020 земельный участок с кадастровым номером 05:40:000090:67 отнесен к собственности г. Махачкалы, о чем в указанный реестр 30.01.2020 была внесена запись о регистрации права за N 05:40:000090:67-05/184/2020-12.
Распоряжением управления от 11.09.2020 N 41-р утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 05:40:000090, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:67 площадью 2200 кв.м. и земельного участка площадью 414 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена со следующими характеристиками: условный номер образуемого земельного участка 05:40:000090, адрес местоположения: г. Махачкала, МКР "Восточная промзона", площадью 2614,0 кв.м. В пункте 3 указанного распоряжения предписано отправить настоящее распоряжение с приложением схемы на кадастровом плане территории в Управление Росреестра по Республике Дагестан.
30.09.2020 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:4287 а также осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный земельный участок, о чем в ЕГРН 22.12.2020 внесена запись о регистрации указанного права за N 05:40000090:4287-05/184/2020-1.
20.01.2021 общество обратилось в администрацию с заявлением N 01 о предоставлении на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в собственность земельного участка с кадастровым номером 05:40000090:4287.
К заявлению были приложены выписка из ЕГРН и копия постановления администрации от 27.07.2000 N 1112.
11.02.2021 управление письмом N 51.17-1130/21 сообщило обществу о возвращении его заявления в связи с подачей его в неуполномоченный орган.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, учредителем общества является министерство, что в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ) относит испрашиваемый земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации.
Общество обратилось в арбитражный суд с управлению о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:4287, изложенного в письме от 11.02.2021 N 51.17-1130/21, обязании в течении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора заявителю для подписания.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.202 по делу N А15-2264/2021 требования общества удовлетворены.
Общество вновь обратилось в администрацию 15.04.2022 с заявлением, в котором со ссылкой на указанное решение суда просило рассмотреть по существу его заявление от 20.01.2021 N 01 и предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 05:40:000090:4287.
К заявлению приложены копия выписки из ЕГРН о правах на земельный участок от 29.12.2020, копия постановления администрации г.Махачкалы от 27.07.2000 N 1112, копия выписки из ЕГРЮЛ, копия решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу NА15-2264/2021, а также копия заявления от 20.01.2021 N 01.
Письмом от 20.05.2022 N 51.17-об-4789/22, администрация отказала обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка, рекомендовав обратиться с таким заявлением в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, поскольку испрашиваемый земельный участок является разграниченным и принадлежит Республике Дагестан.
Считая указанное решение администрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьями 3, 5 Закона N 101-ФЗ установлены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Согласно статье 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
На основании части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А15-2264/2021, устанолвлено, что распоряжением Государственного комитета Российской Федерации от 22.11.1994 N 2774-р в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, основными положениями государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации после 01.07.1994, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535 и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.11.1994 N 1778-Р государственное предприятие "Дагестанская геологоразведочная экспедиция" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Дагестангеология". При эмиссии акций создаваемого акционерного общества согласно пункту 2 указанного распоряжения предусмотрен выпуск "Золотой акции" закрепляемой в федеральной собственности на 3 года.
В соответствии с сертификатом N 224 от 19.06.1995 за Фондом имущества Республики Дагестан числятся акции акционерного общества открытого типа "Дагестангеология", созданного путем преобразования в ходе приватизации Дагестанской геологоразведочной экспедиции в количестве 4826 акций номиналом 1000 руб. каждая. Из них привилегированного типа Б- 2365 штук.
На основании договора-поручения N 229 от 04.07.1994 Фонд имущества Республики Дагестан поручил акционерному обществу открытого типа "Дагестангеология" от имени фонда осуществить продажу обыкновенных акций, размещенных по закрытой подписке участникам подписки.
Из протоколов о результатах денежного аукциона по продаже акций акционерного общества открытого типа "Дагестангеология" от 29.04.1996, следует, что обществом произведена реализация акций различным покупателям.
Согласно сведениям о владельцах ценных бумаг, представленных реестродержателем общества - акционерным обществом "Реестр" от 13.10.2021 следует, что у общества значатся обыкновенные акции в количестве 4826 штук номиналом 1 рубль, принадлежащих 235 акционерам, в числе которых Республика Дагестан, в лице министерства, не значится.
В соответствии с Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", действовавшим в период приватизации государственного предприятия "Дагестанская геологоразведочная экспедиция" предусматривалось составление планов приватизации и было определено, что приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (пункт 5 статьи 2).
К числу таких актов относились Указ Президента Российской Федерации от 25.03.1992 N 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" (далее - Указ N 301) и Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности" (далее - Указ 631).
В силу пункта 1 Указа N 301 гражданам и юридическим лицам предоставлено право при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с "Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий наряду с арендой земельных участков приобретать их в собственность. Продажа земельных участков в собственность осуществлялась органами, уполномоченными местными Советами народных депутатов, по цене земли не ниже нормативной.
Указом N 631 утвержден Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности (далее - Порядок).
Исходя из пункта 7 Порядка план приватизации государственного предприятия, предусматривающий его преобразование в открытое акционерное общество включает ситуационный план расположения предприятия, данные о границах, размерах, местоположения земельного участка предприятия, экологических и инженерно-геологических условиях, уровне инженерного благоустройства территории и состояния социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, объектах культурного и исторического значения, общего пользования, акт о нормативной цене земельного участка приватизируемого предприятия, размер земельного налога. При определении величины уставного капитала акционерного общества нормативная цена земельного участка отражается в акте оценки стоимости имущества и не включает в уставной капитал (фонд).
В силу пункта 8 Порядка при отсутствии документов, удостоверяющих право пользования государственным, муниципальным предприятием земельным участком, площадь его земельного участка определяется в плане приватизации предприятия на основании данных по фактическому использованию земельного участка, представленных соответствующим комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам в комитет по управлению имуществом в сроки, установленные для разработки плана приватизации.
Следовательно, в соответствии с нормами права, действовавшими на момент приватизации указанного государственного предприятия земельные участки не переходили в собственность образуемого при приватизации юридического лица по планам приватизации, а передавались по договорам купли-продажи в специально установленном порядке.
Общество земельные участки под приватизированным недвижимым имуществом и другие земельные участки приватизируемого государственного предприятия в порядке, установленном Указом N 631, не приобрело.
Учитывая изложенное, после создания общества в процессе приватизации, земельный участок, на котором располагались проданные по итогам приватизации объекта недвижимости и другие земельные участки в собственность обществу не передавались.
Таким образом, спорный земельный участок не относится к собственности Республики Дагестан. Распоряжение указанным земельным участком, право на которое не разграничено, ранее осуществлялось и должно осуществляться органом местного самоуправления, а не субъектом Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные в рамках дела N А15-2264/2021 в силу части 2 статьи 69 АПК РФ свидетельствуют об отсутствии у администрации оснований, предусмотренных ЗК РФ, для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 05:40:000090:4287.
Учитывая, что испрашиваемый обществом земельный участок не был разграничен в установленном законом порядке, то независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со сведениями из ЕГРН в нем имелись записи о регистрации права общей долевой собственности физических лиц от 14.07.2004, права собственности г.Махачкалы от 30.01.2020, а в настоящее время в ЕГРН имеется запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на испрашиваемый земельный участок.
Государственная регистрация права собственности Республики Дагестан на испрашиваемый земельный участок не производилась или иной нормативный правовой акт о передаче его в республиканскую собственность кем-либо не принимался.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Указание в ЕГРЮЛ сведений о том, что учредителем общества являлось министерство, запись о котором в настоящее время удалена, не может свидетельствовать о наличии права собственности Республики Дагестан на спорный земельный участок при отсутствии произведенного в установленном законом порядке разграничения его государственной собственности.
Однако, несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда по делу N А15-2264/2021, которым установлено, что государственная собственность на испрашиваемый обществом земельный участок не разграничена, администрация, повторно рассмотрев заявление общества, отказала в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок разграничен и относится к республиканской собственности. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно признал решение администрации, изложенные в письме от 25.05.2022 N 51.17-об-4789/22, незаконным и противоречащим ЗК РФ.
Общество просило восстановить его права и законные интересы путем возложения на администрацию обязанности в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ - осуществить подготовку договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора заявителю для подписания.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с учетом повторности обращения общества с одним и тем же заявлением, недоказанности администрацией наличия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, а также в целях избежания превращения судебного разбирательства по одному и тому же вопросу в перманентный процесс суд считает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя является возложение на администрацию обязанности по совершению действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобу о том, что спорным земельным участком администрация не вправе была распоряжаться не обоснован и противоречит вступившему в законную решению Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2022 по делу N А15-2264/2021, в котором суд пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к муниципальной собственности и, следовательно, администрация правомочна им распоряжаться
Доводы жалобы о том, что суд возложил на нее обязанность по направлению заявителю договора купли продажи спорного земельного участка в качестве восстановительной меры и тем самым суд подменяет уполномоченный орган также не обоснован.
В соответствии с оспариваемым решением суд обязал заинтересованную сторону в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда совершить действия предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с вышеуказанной нормой заинтересованная сторона осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ. Таким образом, резолютивная часть решения суда полностью соответствует требованиям земельного законодательства.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.12.2022 по делу N А15-4265/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4265/2022
Истец: ОАО "Дагестангеология"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА", УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН