г. Воронеж |
|
2 февраля 2023 г. |
Дело N А35-6416/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2023.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Большой праздник" на решение Арбитражного суда Курской области от 03.11.2022 по делу N А35-6416/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Большой праздник" (ИНН 4632029202, ОГРН 1034637010660) к Администрации Курской области (ИНН 4629016041, ОГРН 1024600961505) о признании незаконным постановления от 20.11.2020 N 1159-па "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области" в части изъятия земельного участка с кадастровым номером 46:29:102263:6, нежилого здания с кадастровым номером 46:29:102265:22, об исключении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102263:6, нежилого здания (Кафе семейного типа с детской площадкой), площадью 577,3 кв.м., кадастровый номер 46:29:102265:22, из текста ненормативного правового акта,
третьи лица: Министерство имущества Курской области (ИНН 4629011325, ОГРН 1024600947502), областное казенное учреждение Курской области "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" (ИНН 4633019743, ОГРН 1074633000551),
при участии:
от Администрации Курской области: Гололобова Е.И. - представитель по доверенности от 29.12.2022 N 01-09/49, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ОКУ "Дирекция ООПТ": Нуждов О.Ю. - директор, приказ от 27.07.2017 N 38/01-1;
от Министерства имущества Курской области (до перерыва): Ильина Н.Ю. - представитель по доверенности от 01.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ООО "Большой праздник" (после перерыва): Бражко А.А. - представитель по доверенности от 22.04.2021 сроком на 3 года, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Большой праздник" (далее - заявитель, Общество, ООО "Большой праздник") обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявлением к Администрации Курской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 20.11.2020 N 1159-па "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области" в части изъятия у заявителя земельного участка с кадастровым номером 46:29:102263:6, нежилого здания с кадастровым номером 46:29:102265:22, об исключении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102263:6, нежилого здания (Кафе семейного типа с детской площадкой), площадью 577,3 кв.м., кадастровый номер 46:29:102265:22, из текста ненормативного правового акта, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Комитет по управлению имуществом Курской области (в настоящее время Министерство имущества Курской области) и областное казенное учреждение Курской области "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" (далее - ОКУ "Дирекция ООПТ").
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.11.2022 по делу N А35-6416/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Большой праздник" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока на оспаривание постановления от 20.11.2020 N 1159-па "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области", ссылаясь на возникновение основания для обращения с соответствующим заявлением в суд с момента внесения постановлением Администрации Курской области от 30.09.2021 N 1027-па изменений в указанный ненормативный правовой акт.
По существу заявленных требований апеллянт указывает, что Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не предусмотрено изъятие земельных участков, включаемых в особо охраняемую природную территорию, с расположенными на них объектами коммерческой застройки, поскольку любая застройка нарушает комплекс характеристик, которым обладают объекты "природная территория". В то же время на выбранной для размещения "природного парка" территории отсутствует природный ландшафт, а имеющиеся деревья, кустарники были посажены в результате проведения работ по благоустройству городской территории.
В связи с этим с учетом фактического отсутствия природного парка как такового оснований для изъятия земельных участок и объектов недвижимости на основании оспариваемого постановления Администрации от 20.11.2020 N 1159-па, по мнению ООО "Большой праздник", не имеется.
Кроме того, Общество обращает внимание апелляционного суда на то, что Концепцией благоустройства Первомайского парка, разработанной Центром компетенций развития городской среды по заказу Администрации в 2022 г., на территории ООПТ ПП "Первомайский парк" планируется сохранить объект общественного питания (кафе N 7).
Соответственно, по мнению апеллянта, возведение объекта коммерческой недвижимости за счет средств федерального бюджета при суммарной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости заявителя, равной 21 674 372,35 руб., противоречит целям Федерального закона 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и принятым программам защиты окружающей среды.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Администрация Курской области, возражая против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность принятого судом решения.
Администрация отмечает, что вопросы, связанные с обоснованностью создания особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Первомайский парк", выходят за рамки настоящего спора и при этом были проверены судом общей юрисдикции в рамках рассмотрения дела N 3а-30/2022, в то время как с настоящим заявлением ООО "Большой праздник" обратилось по истечении установленного законом трехмесячного срока для обжалования решении об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В письменном отзыве ОКУ "Дирекция ООПТ" поддержало позицию Администрации Курской области, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобе - без удовлетворения.
Дело слушалось 19.01.2023, в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 26.01.2023.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Большой праздник" принадлежит на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание (кафе) площадью 577,3 кв.м. с кадастровым номером 46:29:102265:22, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, пл. Красная, д. 7.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.02.2022 N КУВИ-001/2022-13934231 названное нежилое здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 46:29:102263:6 и 46:29:102263:7 (т.3, л.д.7-12).
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:102263:6, площадью 245 кв.м., находящийся по адресу: Курская область, г. Курск, пл. Красная, д. 7, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежит Обществу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории г. Курска, N 4107-12 ю от 15.06.2012 (т.3, л.д.3-6).
Также из материалов дела следует, что нежилое здание (кафе) площадью 577,3 кв.м. с кадастровым номером 46:29:102265:22 частично расположено на земельном участке площадью 305 кв.м. с кадастровым номером 46:29:102263:11, находящемся по адресу: Курская область, г. Курск, парк имени 1 Мая, являющимся муниципальной собственностью муниципального образования "Город Курск" и переданным ОКУ "Дирекция ООПТ" по договору безвозмездного пользования земельным участком N 161766ю от 28.10.2020 (т.5, л.д.190-192).
18.09.2020 Администрацией Курской области было принято постановление N 952-па "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке "Первомайский парк", в соответствии с которым в границах муниципального образования "Город Курск" создана особо охраняемая природная территория регионального значения - природный парк "Первомайский парк" (пункт 1 постановления), и утверждены Положение о природном парке регионального значения "Первомайский парк" (далее - положения о парке), паспорт природного парка регионального значения "Первомайский парк", границы территории природного парка регионального значения "Первомайский парк" (пункт 2) (т.1, л.д.20-33).
Согласно пункту 4.2 положения о парке указанный парк расположен на территории земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102263:7 (природная зона); 46:29:102263:2, 46:29:102263:3, 46:29:102263:4, 46:29:102263:5, 46:29:102263:6, 46:29:102263:7, 46:29:102263:10, 46:29:102263:11 (культурная зона); категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для установки аттракционов и благоустройства территории, производственно-хозяйственной деятельности, административно-хозяйственной деятельности.
В данном пункте положения о парке также указано, что земельные участки в границах природного парка предоставляются ОКУ "Дирекция ООПТ" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3 положения о парке (в редакции, действующей до внесения в него изменений постановлением Администрации Курской области от 30.09.2021 N 1027-па), создание природного парка осуществляется без изъятия у собственников земельных участков, но с ограничением прав пользования земельными участками в связи с установлением режима особой охраны.
15.10.2020 ОКУ "Дирекция ООПТ" обратилось в Администрацию с ходатайством об изъятии для государственных нужд ряда земельных участков, в том числе, участков с кадастровыми номерами 46:29:102263:6, 46:29:102263:7, 46:29:102263:11 с целью создания особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка (т.3, л.д.32-34).
20.11.2020 Администрацией в целях передачи в государственное управление и для осуществления государственного надзора в области охраны и использования ОКУ "Дирекция ООПТ", охраны территории, обладающей высокой экологической ценностью, входящей в группу важнейших элементов экологического каркаса центральной части города Курска, с комплексом растительности, выполняющей санитарно-гигиенические функции, а также представляющей собой историческую и рекреационную ценность для города Курска и области в целом, было принято постановление N 1159-па об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области (т.3, л.д.37-39).
В перечень подлежащих изъятию земельных участков и объектов недвижимости вошли, в том числе, принадлежащее заявителю нежилое здание (кафе) площадью 577,3 кв.м. с кадастровым номером 46:29:102265:22 и предоставленный заявителю на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 46:29:102263:6.
В соответствии с пунктом 3 постановления Администрации от 20.11.2020 N 1159-па на ОКУ "Дирекция ООПТ" в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд возложены обязанности по осуществлению мероприятий, предусмотренных п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и по осуществлению возмещения за земельные участки и объекты недвижимости землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.
Постановление Администрации от 20.11.2020 N 1159-па было 23.11.2020 размещено на официальном сайте администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) и в газете "Курская правда", N 142, 26.11.2020.
25.11.2020 копия названного постановления была направлена в адрес ООО "Большой праздник" сопроводительным письмом Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.11.2020 N 05.6-01.01.-19/15211 (т.3, л.д.23).
09.02.2021 ОКУ "Дирекция ООПТ" во исполнение постановления Администрации от 20.11.2020 N 1159-па об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области письмом от 09.02.2021 N 49 направило в адрес Общества проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд Курской области, проект акта приема-передачи, отчет N 16/02-21 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (нежилого здания (кафе) с кадастровым номером 46:29:102265:22 и земельного участка с кадастровым номером 46:29:102263:6) по состоянию на 05.02.2021, подготовленный оценщиком Батуриным Д.А. (т.3, л.д.91-190).
Ссылаясь на то, что Общество не подписало соглашение о выкупе недвижимого имущества, не направило уведомление об отказе в подписании данного соглашения либо предложение об изменении его условий, ОКУ "Дирекция ООПТ" 20.05.2021 обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к обществу об изъятии нежилого здания (кафе), площадью 577,3 кв.м. с кадастровым номером 46:29:102265:22, находящегося по адресу: Курская область, г. Курск, Красная площадь, 7, для государственных нужд Курской области (производство по делу N А35-4145/2021 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу).
В свою очередь, Общество в письме от 20.05.2021, адресованным Администрации и ОКУ "Дирекция ООПТ", предложило внести исправления в постановление Администрации от 18.09.2020 N 952-па, исключив из него объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, а также установить выкупную стоимость в размере 25 000 000 руб. и включить в соглашение о выкупе имущества убытки в виде недополученной арендной платы в размере 4 800 000 руб. и расходов, связанных с изъятием имущества, в размере 1 250 000 руб. (т.1, л.д.39-41).
В ответ на данные предложения ОКУ "Дирекция ООПТ" письмом от 15.06.2021 N 387 сообщило, что внесение изменений в проект соглашения о выкупе недвижимого имущества оно считает нецелесообразным ввиду того, что в Арбитражный суд Курской области подано исковое заявление о принудительном изъятии недвижимости, в то время как действующее законодательство не содержит запрета на изъятие земельных участков, входящих в состав природного парка (т.1, л.д.42-43).
Вместе с тем, 30.09.2021 Администрацией Курской области принято постановление N 1027-па "О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 18.09.2020 N 952-па "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке "Первомайский парк", в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 которого пункт 5.3 положения о парке изложен в следующей редакции: "5.3. Создание природного парка осуществляется с изъятием у собственников земельных участков и расположенных на них объектов".
Посчитав, что постановление Администрации Курской области от 20.11.2020 N 1159-па "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области" в части изъятия у заявителя земельного участка с кадастровым номером 46:29:102263:6, нежилого здания с кадастровым номером 46:29:102265:22, не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, ООО "Большой праздник" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, данными в п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вступившей в силу с 01.04.2015 и действующей на момент принятия Администрацией Курской области постановления от 20.11.2020 N 1159-па "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд Курской области".
В соответствии с п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, такое изъятие осуществляется на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (пункт 3).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 этого кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 этого кодекса (пункт 4).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (пункт 5).
В пункте 2 ч. 1 ст. 56.4 ЗК РФ, в частности, в качестве таких организаций указаны уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).
Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (пункт 3).
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении указываются: сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется; сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и сохраняются (пункт 4).
Согласно п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии (пункт 14).
Согласно буквальному смыслу ч. 4 ст. 198 АПК РФ для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении (Определение Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 N 1908-О).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании на основании исследования фактических обстоятельств (определения от 200.12.2016 N 2599-О, от 28.02.2017 N 360-О, от 27.09.2018 N 2489-О, от 25.06.2019 N 1553-О и др.).
В определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 N 308-О указано, что под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ) (п. 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление Администрации от 20.11.2020 N 1159-па было получено ООО "Большой праздник" по почте 05.12.2020 (РПО N 30500253010012 - т.3, л.д.24), а также 23.11.2020 размещено на официальном сайте администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) и в газете "Курская правда", N 142, 26.11.2020.
В свою очередь, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением 22.07.2021, т.е. с значительным пропуском установленного п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока (на 4 месяца).
Доказательств наличия причин, объективно препятствовавших ООО "Большой праздник" обратиться в суд с настоящим заявлением в пределах установленного срока, не представлено.
При этом, довод ООО "Большой праздник" о возникновении оснований для обращения с соответствующим заявлением в суд с момента внесения изменений в постановление Администрации от 20.11.2020 N 1159-па опровергается подачей рассматриваемого заявления 22.07.2021 - непосредственно до внесения постановлением Администрации Курской области от 30.09.2021 N 1027-па изменений в оспариваемый ненормативный правовой акт.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о пропуске заявителем срока для обращения в суд, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (определения Верховного Суда РФ от 20.09.2021 N 307-ЭС21-15651, от 09.04.2021 N 308-ЭС21-3072, от 18.01.2021 N 305-ЭС20-23032, от 21.07.2020 N 309-ЭС20-9660 и др.).
В то же время, несмотря на наличие самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных ООО "Большой праздник" требований, суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания предусмотренные ч. 2 ст. 201 АПК РФ для отмены оспариваемого постановления Администрации от 20.11.2020 N 1159-па.
Из подпункта 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд).
Согласно п. 3 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 названной статьи, должно быть обосновано, в частности, решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории).
Таким образом, возможность изъятия земельных участков для государственных нужд для создания особо охраняемой природной территории прямо предусмотрена земельным законодательством.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, вопросы обоснованности создания особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка "Первомайский парк", - установления на его территории соответствующего правового режима охраны и использования были предметом оценки в рамках рассмотрения судом общей юрисдикции заявления ООО "Большой праздник" о признании недействующим в части постановления Администрации Курской области от 18.09.2020 N 952-па "Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке "Первомайский парк".
Так, решением Курского областного суда от 30.06.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.09.2022 по делу N 66а-3129/2022, в удовлетворении административного искового заявления Общества о признании недействующим в части постановления Администрации от 18.09.2020 N 952-па (в редакции постановления Администрации Курской области от 30.09.2021 N 1027-па) отказано (т.6, л.д.54-76).
По результатам рассмотрение указанного дела суды общей юрисдикции пришли к выводу, что исходя из того, что границы природного парка "Первомайский парк" были определены по результатам комплексного экологического обследования территории, подтверждены приложением к постановлению Администрации от 18.09.2020 N 952-па и внесены в Единый государственный реестр недвижимости, оснований для признания незаконным указанного нормативного акта, с учетом постановления от 30.09.2021 N 1027-па, о включении в границы особо охраняемой природной территории земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:102263:6 и 46:29:102263:11 не имеется.
При этом, суды отметили, что законодательством не урегулирован вопрос о минимальной площади земельного участка, необходимого для установления природного парка, как и не предусмотрено согласие собственника либо пользователя земельного участка на включение его в особо охраняемую природную территорию.
Запрет на изъятие устанавливается пунктом 4 ст. 20 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" только на земельные участки, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.
В то же время в силу ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относится изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации.
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности (п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
Исходя из положений ст. 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ в случае изъятия земельных участков для государственных (региональных) нужд решение об изъятии земельных участков принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации как по собственной инициативе, так и на основании ходатайств органа, осуществляющего деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 ЗК РФ осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, доводам заявителя, содержащимся в апелляционной жалобе и озвученным в судебном заседании апелляционного суда 26.01.2023, уже была дана правовая оценка судом общей юрисдикции в рамках рассмотрения дела N 66а-3129/2022.
В силу ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, на всей территории Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты обладают свойством общеобязательности. Вступившим в законную силу судебным актом, содержащим выводы по существу дела, ликвидируется спор и отношениям участников этого спора придается правовая определенность.
Иной подход недопустим, поскольку направлен на преодоление вступившего в законную силу судебного акта, что недопустимо в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Курского областного суда от 30.06.2022 по делу N 66а-3129/2022, оставленное без изменения судом апелляционной инстанции, является обязательным для арбитражного суда.
Доводам апеллянта о нецелесообразности выкупа спорного имущества, кадастровая стоимость которого составляет 21 674 372,35 руб., апелляционный суд оценку не дает, поскольку это является предметом судебного разбирательства в деле N А35-4145/2021.
Следовательно, оспариваемое в части постановление Администрации от 20.11.2020 N 1159-па не нарушает прав и законных интересов заявителя с учетом возможности разрешения вопроса о получении собственником справедливого и равноценного возмещения за изымаемое имущество в рамках дела N А35-4145/2021.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств уплаты заявителем государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, что подтвердил представитель Общества в судебном заседании 26.01.2023, госпошлина в сумме 1 500 руб. подлежит взысканию с ООО "Большой праздник" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 03.11.2022 по делу N А35-6416/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Большой праздник" (ИНН 4632029202, ОГРН 1034637010660) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6416/2021
Истец: ООО "Большой праздник"
Ответчик: Администрация Курской области
Третье лицо: комитет по управлению имуществом Курской области, Областное казенное учреждение Курской области "Дирекция по управлению особо охраняемыми территориями Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Курской области