г. Саратов |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А57-7452/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Савенковой,
судей А.Ю. Самохваловой, В.Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарёмсудебного заседания
А.Ю. Шишкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2022 года по делу N А57-7452/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ХАПИЛИН" (ОГРН 1056405521380, ИНН 6455041330), город Саратов,
к администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026403681810, ИНН 6455026290),
третьи лица: комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),
администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
акционерное общество "Ситиматик", г. Москва, (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149),
о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за жилые помещения и расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 101 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ХАПИЛИН" (далее по тексту ООО "ХАПИЛИН", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту администрация, ответчик) о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за следующие жилые помещения:
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 3, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 24 442 рубля 34 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 5, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 4 149 рублей 34 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 5, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 11 487 рублей 58 копеек;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 7а, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 21 566 рублей 61 копейка;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 8, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 11 588 рублей 72 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 12, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 10 232 рубля 04 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 9, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 671 рубль 34 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 15, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 10 840 рублей 57 копеек;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 14, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 13 888 рублей 94 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 21, квартира 15, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 3 479 рублей 19 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 21, квартира 11, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 4 794 рубля 92 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 7, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 9 460 рублей 31 копейка;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 8, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 658 рублей 23 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 6, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 8 295 рублей 03 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 13, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 501 рубль 12 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 14, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 537 рублей 64 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 17, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 9 929 рублей 36 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 16, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 5 477 рублей 02 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 54, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 11 971 рубль 51 копейка;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 2, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 10 256 рублей 06 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 4, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 13 611 рублей 78 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 5, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 12 327 рублей 51 копейка;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 9, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 8 779 рублей 03 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 24, квартира 17, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 3 282 рубля 02 копейки и расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 101 рубль.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Ситиматик".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2022 года по делу N А57-7452/2022 исковые требования удовлетворены, с администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ХАПИЛИН" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за жилые помещения в размере 236 228 рублей 21 копейка и расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 503 рубля.
Обществу с ограниченной ответственностью "ХАПИЛИН" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 598 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд оставил без внимания и должной оценки доводы ответчика о том, что указанные в иске объекты (жилые помещения) расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными, кроме того, в части жилых помещений зарегистрированы и постоянно проживают граждане, в том числе на основании договоров социального найма без заключения последних, в связи с чем обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг должны исполнять наниматели, собственники, зарегистрированные по месту жительства граждане (непосредственные потребители), а следовательно, задолженность зарегистрированных в жилых помещениях граждан в размере 56 150 руб. 53 коп. подлежит исключению из предъявленных требований и не подлежит взысканию с ответчика.
Также апеллянт считает, что ООО "ХАПИЛИН" не подтвердило фактически понесенные затраты по содержанию и текущему ремонту, не предоставило подтверждающие документы, договоры со специализированными организациями, привлеченными для обеспечения регламентных работ при обслуживании, например, газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов, по очистке кровле в зимний период, акты выполненных работ, платежные документы, подтверждающие оплату работ по договорам, а также договоры, акты, платежные документы по договорам на аварийное обслуживание общедомового имущества, по санитарному содержанию общедомового имущества, по текущему ремонту при наличии факта проведения работ в отношении общедомового имущества и штатное расписание ООО "ХАПИЛИН" с указанием фактического наличия персонала, обеспечивающего хозяйственную деятельность организации в рамках утвержденного тарифа.
Кроме того, Администрация Фрунзенского района утверждает, что услугу по обращению с ТКО оказывалась региональным оператором - акционерным обществом "Ситиматик", а ООО "ХАПИЛИН" не являлся Исполнителем по оказанию данной коммунальной услуги. При расчете норматива на вывоз ТКО учитываются в том числе количество проживающих в МКД лиц, тогда как в жилых помещениях, являющихся аварийными никто не проживает. Сумма начислений за коммунальную услугу ТКО рассчитана ООО "ХАПИЛИН" некорректно и не подлежит взысканию.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "ХАПИЛИН" письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирных домов - по адресам: улица имени Горького А.М., дом 34, улица Яблочкова, дом 15, улица Яблочкова, дом 21, улица Яблочкова, дом 9/26, улица Яблочкова, дом 24 в городе Саратове (далее - многоквартирные дома) решением общего собрания собственников помещений многоквартирных домов в качестве управляющей организации избрали общество с ограниченной ответственностью "ХАПИЛИН" (далее - истец), что подтверждается протоколами внеочередных собраний собственников помещений многоквартирных домов, проводимых в форме очного голосования.
На основании договоров управления многоквартирными домами истец приступил к управлению вышеуказанными многоквартирными домами с 1 января 2021 года.
В отношении вышеперечисленных многоквартирных домов истец заключил договор холодного водоснабжения и водоотведения N 14833С от 1 декабря 2020 года, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 7 декабря 2020 года.
Распоряжениями комитета по управлению имуществом города Саратова объекты жилищного фонда города Саратова по вышеназванным адресам включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводный реестр объектов муниципальной казны на основании соглашений, заключаемых с собственниками жилых помещений, о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" определена держателем переданных объектов жилищного фонда.
За период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года истец выставлял ответчику счета на оплату содержания общедомового имущества и коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов за указанные выше объекты (квартиры).
В связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истец направил ответчику претензию об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующими нормами права.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ч. 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч.1 ст. 155 ЖК РФ).
Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
Однако, в случае отсутствия такого договора, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Пунктами 11, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункта "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил содержания общего имущества).
Исходя из пункта 12 Правил содержания общего имущества и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил содержания общего имущества).
Согласно уточненному исковому заявлению истец просит взыскать с ответчика задолженность за жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за следующие жилые помещения:
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 3, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 24 442 рубля 34 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 5, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 4 149 рублей 34 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 5, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 11 487 рублей 58 копеек;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 7а, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 21 566 рублей 61 копейка;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 8, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 11 588 рублей 72 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 12, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 10 232 рубля 04 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 9, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 671 рубль 34 копейки;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 15, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 10 840 рублей 57 копеек;
- город Саратов, улица имени Горького А.М., дом 34, квартира 14, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 13 888 рублей 94 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 21, квартира 15, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 3 479 рублей 19 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 21, квартира 11, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 4 794 рубля 92 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 7, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 9 460 рублей 31 копейка;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 8, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 658 рублей 23 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 6, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 8 295 рублей 03 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 13, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 501 рубль 12 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 14, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 6 537 рублей 64 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 17, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 9 929 рублей 36 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 16, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 5 477 рублей 02 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 15, квартира 54, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 11 971 рубль 51 копейка;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 2, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 10 256 рублей 06 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 4, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 13 611 рублей 78 копеек;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 5, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 12 327 рублей 51 копейка;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 9, квартира 9, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 8 779 рублей 03 копейки;
- город Саратов, улица Яблочкова, дом 24, квартира 17, за период с 1 января 2021 года по 31 января 2022 года в размере 3 282 рубля 02 копейки.
Суд первой инстанции, проверив расчет задолженности, признал его арифметически верным и правильным.
Ответчик контррасчет не представил, доказательств оплаты задолженности за жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома не представлено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 13), положения главы 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Таким образом, для определения надлежащего ответчика по делу, суду следует установить орган, которому переданы полномочия собственника по управлению спорным имуществом (орган, являющийся держателем объектов имущественной части муниципальной казны).
В соответствии с пунктом 8.4. Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246, ведение Сводного Реестра объектов муниципальной казны осуществляет комитет по управлению имуществом города.
Согласно пункту 9.1. Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246, расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны) в рамках определенной отраслевой или территориальной принадлежности объектов имущественной части муниципальной казны.
Держателем указанных в исковом заявлении объектов жилого фонда определена администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктами 1.1., 1.3. приложения 6 к решению Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398 "О Положениях об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов" администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями, в том числе: В сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами:
* в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны;
* по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах;
- взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
В силу пункта 3.1.5. Положения администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями, в том числе: в сфере обеспечения граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства:
- выступает от имени муниципального образования наймодателем муниципального жилищного фонда.
Таким образом, администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" является надлежащим ответчиком по делу.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности за жилищно-коммунальные услуги, содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за жилые помещения в размере 236 228 руб.21 коп.
Довод жалобы о том, что истцом не представлены доказательства фактического оказания услуг, апелляционным судом не принимается в силу следующего.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников, поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
По общему смыслу правовых норм ЖК РФ, освобождение ответчика от оплаты расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, а также оплаты коммунальных услуг, исполнителем которых является управляющая организация, по причине неиспользования жилых помещений или признания их аварийными противоречит действующему законодательству, договору управления МКД.
Довод ответчика о том, что ООО "ХАПИЛИН" не является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем оно не имеет право производить начисления за данную услугу, суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельным и подлежащим отклонению, как и довод об отсутствии обязанности оплачивать услугу по обращению с ТКО в отсутствие субъектов, производящих данные отходы, ввиду следующего.
Договор от 07.12.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором Саратовской области в отношении спорных МКД заключен ООО "ХАПИЛИН".
Решений собственников МКД о переходе на прямые расчеты с региональным оператором в материалы дела не предоставлено.
Таким образом, именно ООО "ХАПИЛИН" по спорным объектам жилого фонда, как управляющая организация несет обязанность по внесению платы за обращение с ТКО в рамках договора от 07.12.2020 за конечных потребителей услуги - собственников и нанимателей жилых помещений, что подтверждается также решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-20399/2021.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18 марта 2020 г. N 134 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области", действующим до 26.03.2021, был утвержден норматив накопления ТКО в МКД из расчета 1 кв. м площади в размере 2,4 м куб. в год, или 264 кг.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 26 апреля 2021 г N 157 "Об установлении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области" был утвержден норматив накопления ТКО в МКД из расчета одного проживающего собственника в размере 2,4 м куб. в год, или 264 кг, или на 1 кв. м площади из расчета 0,08 м куб. в год, или 8,8 кг.
Согласно Постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 г. N 35/111 "Об установлении единого тарифа на услугу Саратовским филиалом акционерного общества "Ситиматик" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1" в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 установлен и введен в действие Саратовскому филиалу акционерного общества "Ситиматик", оказывающему услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1, единый тариф в размере 482,94 руб. за 1 куб. м.
В многоквартирных домах для расчета платы применяется норматив на 1 кв. м площади помещения (Постановление Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области").
Кроме того, ООО "Хапилин" письменно обращалось к региональному оператору с просьбой уменьшить площадь для расчета ТКО в жилых домах, которые признаны аварийными и в квартирах которых никто не проживает (письмо от 15.04.2021).
Письмом от 13.08.2021 АО "Ситиматик" ответило отказом, сославшись на отсутствие законодательного порядка перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при неиспользовании помещения в случае установления платы за такую услугу исходя из общей площади жилого помещения.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном акте по делу N А57-7472/2022.
Ссылка апеллянта на то, что указанные в иске объекты (жилые помещения) расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными, отклоняется судебной коллегией как не являющаяся основанием для освобождения от внесения обязательных платежей. В силу ч. 2 ст. 169 ЖК РФ собственники домов, которые признаны ветхими, аварийными и подлежащими сносу или находятся на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных или муниципальных нужд освобождаются только от уплаты взносов на капремонт, но не освобождаются от оплаты коммунальных услуг и платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
Доводы о том, что в части жилых помещений зарегистрированы и постоянно проживают граждане без заключения договоров социального найма, в связи с чем обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг должны исполнять зарегистрированные по месту жительства граждане (непосредственные потребители), а следовательно, задолженность зарегистрированных в жилых помещениях граждан в размере 56 150 руб. 53 коп. подлежит исключению из предъявленных требований и не подлежит взысканию с ответчика, не принимаются судом апелляционной инстанции в силу того, что ответчиком не представлено доказательств того, что в указанных им жилых помещениях в спорный период проживали какие-либо граждане на законных основаниях.
Также ответчиком не представлено доказательств заключения с проживающими в жилых помещениях гражданами договоров социального найма.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что наличие регистрации по месту жительства не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей в отношении жилого помещения, не служит основанием приобретения права на жилое помещение и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод.
Факт принадлежности ответчику спорных жилых помещений в спорный период им не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В связи с отсутствием доказательств того, что в спорный период указанные ответчиком жилые помещения находились во владении и пользовании граждан, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Несогласие апеллянта с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2022 года по делу N А57-7452/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Савенкова |
Судьи |
А.Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7452/2022
Истец: ООО Хапилин
Ответчик: Администрация Фрунзенского района МО Город Саратов
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, Администрация муниципального образования "Город Саратов", АО "Ситиматик", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", КУИ города Саратова Администрации МО Город Саратов, МО Город Саратов в лице Комитета по финансам администрации МО Город Саратов