г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А21-8041/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шахрзаевым М.И.
при участии:
от истца: Подгородецкая А.А. (доверенность от 09.01.2023)
от ответчика: Полухина О.В. (доверенность от 11.10.2022)
от третьих лиц: не явились (извещены);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42242/2022) Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на определение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2022 по делу N А21-8041/2021 (судья Генина С.В.), принятое в деле
по иску Министерства социальной политики Калининградской области
к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
третьи лица:
1) Агентство по имуществу Калининградской области,
2) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области,
3) Министерство труда и социальной защиты РФ,
о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Калининградской области (ИНН 3906011007, ОГРН 1023901019922; адрес: 236016, г.Калининград, ул.Клиническая, 63; далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ОГРН 1043902869746, ИНН 3906132146; адрес: 236016, г.Калининград, ул.Клиническая, 63; далее - ответчик; Учреждение) о понуждении заключить договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями по форме, установленной Приложением 2 Предварительного договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 10.07.2018 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по имуществу Калининградской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением от 09.02.2022 иск удовлетворен.
Постановлением от 20.06.2022 решение оставлено без изменения. 26.07.2022 судом выдан исполнительный лист серии ФС N 041299710.
Судебным приставом Ленинградского район Лапыш Л.М. возбуждено исполнительное производство N 125530/22/39001-ИП в соответствии с исполнительным листом N ФС 041299710 от 12.08.2022 выданного Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-8041/2021 взыскателю Министерству социальной политики Правительства Калининградской области в отношении должника ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России.
Учреждение 31.10.2022 обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 125530/22/39001-ИП от 15.08.2022 по делу N А21-8041/2021.
Учреждение полагает, что исполнительный документ не исполнен по уважительным причинам, поскольку у Учреждения отсутствует помещение, в которое можно было бы переехать для осуществления своей уставной деятельности.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2022 в удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отказано.
Ответчик полагая, что его доводам о невозможности осуществления переезда, во взаимосвязи с обстоятельствами дела, дана ненадлежащая правовая оценка, обжаловал определение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2022 в апелляционном порядке.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, истец возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Тринадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации
В силу части 6 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного судебным приставом-исполнителем в соответствии с частью 3 статьи 112 настоящего Закона.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о возможности освобождения от взыскания исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Факт того, что требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не были исполнены, должником не оспаривается.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, либо освободить его взыскания принадлежит суду.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с предварительным договором безвозмездного пользования имуществом дата заключения основного договора безвозмездного пользования имуществом была определена 01.02.2021 г. с учетом необходимости проведения капитального ремонта соответствующего недвижимого имущества. Учреждению было известно, что капитальный ремонт недвижимого имущества по адресу: г. Калининград, ул. Свердлова, 27, не будет осуществлен к указанному сроку, но Учреждение не проявило должной осмотрительности и не приняло надлежащие меры для подбора необходимых площадей на коммерческой основе с целью их использования для обеспечения своей уставной деятельности.
Письмом от 29.06.2022 N 05-20/906 Учреждение направило в адрес Министерства уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования имуществом в одностороннем порядке, а затем обратилось с исковым заявлением к Министерству о расторжении указанного договора, Арбитражным судом Калининградской области возбуждено производство по делу N А21-9380/2022.
Помимо этого, Учреждение спустя 2 месяца после возбуждения исполнительного производства стало обращаться в вышестоящие органы по вопросу заключения дополнительного соглашения к предварительному договору безвозмездного пользования имуществом о продлении срока заключения основного договора.
В Министерство письмо Учреждения о заключении дополнительного соглашения о продлении сроков передачи Учреждением нежилых помещений не менее чем на 2 года поступило лишь 01.11.2022 N 01-30/1640.
В результате рассмотрения данного письма Министерство выразило согласие на продление срока передачи нежилых помещений до 01.07.2023 г. путем подписания дополнительного соглашения к основному договору безвозмездного пользования при условии:
- заключения Учреждением основного договора в редакции, утвержденной решением арбитражного суда,
- представления Учреждением плана (дорожной карты) по решению вопроса, связанного с освобождением нежилых помещений и их передаче Министерству в срок до 01.07.2023 (далее - план (дорожная карта);
- согласования условий дополнительного соглашения с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имущество в Калининградской области и Агентством по имуществу Калининградской области.
Договор не подписан.
Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии намерения у Учреждения исполнить исполнительный документ.
В адрес Учреждения были направлены соответствующие письма Министерства от 06.10.2022 N 13532/02 и от 11.11.2022 N 15687/02
Таким образом, из материалов дела следует, что Учреждение договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями по форме, установленной Приложением 2 Предварительного договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями от 10.07.2018 не заключило, что свидетельствует о неисполнении решение арбитражного суда.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции пришел к выводу о наличии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, не усмотрев при этом наличия оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, и отказал в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, основанием для отмены (изменения) судебного акта суда первой инстанции, исходя из принципа правовой определенности, могут являться только те, которые указаны в норме ст. 271 (ст. 272) АПК РФ. Судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Дополнительных доводов, позволяющих апелляционному суду переоценить выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Так, доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции не принял во внимание степень вины должника в несвоевременном исполнении решения суда, факт добровольного его исполнения, исходя из фактической возможности, опровергаются оспариваемым определением, поскольку суд учел указанные обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Иные заявленные в апелляционной жалобе обстоятельства не позволяют апелляционному суду признать наличие оснований освобождения Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора
По изложенным мотивам, оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2022 по делу N А21-8041/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
В.В. Черемошкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8041/2021
Истец: Министерство социальной политики Калининградской области
Ответчик: ФкУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области"
Третье лицо: АГЕНТСТВО ПО ИМУЩЕСТВУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство труда и социальной защиты РФ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42242/2022
06.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36093/2022
23.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11766/2022
20.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7981/2022
09.02.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8041/2021