г. Москва |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А40-285421/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Мурадян Ж.Р.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-285421/21
по заявлению ИП Мурадян Ж.Р.
к Департаменту Экономической политики и развития города Москвы
третьи лица: ИФНС России N 20 по г. Москве, Федеральная налоговая служба в лице ИФНС N20 по г. Москве, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО Г. МОСКВЕ
о признании недействительными отказов,
при участии:
от заявителя: |
Вовчук Е.В. по доверенности от 27.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Макеева И.А. по доверенности от 27.12.2022; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мурадян Жанна Рафиковна (далее - ИП Мурадян Ж.Р.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее -Департамент) о признании недействительными отказов Департамента экономической политики и развития города Москвы от 29.09.2021 N ДПР -3-16272/21-2, N ДПР-3-16272/21-3 и актов о выявлении новых объектов обложения торговым сбором N37198 от 08.02.2021, NN37307, 37308, 37310 2 от 16.02.2021, N37666 от 09.03.2021,N37381, 37382, 37383, 37385, 37388, 37389 от 25.02.2021 г., N37698 от 12.03.2021, NN38156, 38157, 38158, 38159 от 21.04.2021 г., N 38262 от 28.04.2021.
Решением суда от 19.10.2022 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
ИП Мурадян Ж.Р. не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ИП Мурадян Ж.Р. применяет патентную систему налогообложения на основании патента на розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети с площадью зала не более 50 кв. м., а именно объект по адресу: г. Москва, ул. Саянская, д.9, пл. 50 кв. м. - патент от 04.12.2019 N 7720190003028 на период с 01.01.2020 по 31.01.2020; объект по адресу: г. Москва, ул. Снайперская, д. 9А, пл. 50 кв. м. - патент N 7720190003031 от 04.12.2019 на период с 01.01.2020 по 31.01.2020.
По мнению ИП Мурадян Ж.Р., при применении патентной системы налогообложения она освобождена от уплаты торгового сбора.
Департаментом были составлены Акты о выявлении новых объектов обложения торговым сбором: Акт от 08.02.2021 N 37198; Акт от 16.02.2021 N 37307; Акт от 16.02.2021 N 37308; Акт от 16.02.2021 N 37310; Акт от 25.02.2021 N 37381; Акт от 25.02.2021 N 37382; Акт от 25.02.2021 N 37383; Акт от 25.02.2021 N 38385; Акт от 25.02.2021 N37388; Акт от25.02.2021 N 37389; Акт от 09.03.2021 N 37666; Акт от 12.03.2021 N 37698; Акт от 21.04.2021 N 38156; Акт от 21.04.2021 N 38157; Акт от 21.04.2021 N 38158; Акт от 21.04.2021 N 38159; Акт от 28.04.2021 N 38262 (далее - Акты).
08.02.2021, 16.02.2021, 09.03.2021, 25.02.2021, 12.03.2021, 21.04.2021 г. ИП Мурадян Ж.Р. для соблюдения претензионного порядка направила письмо б/н от 03.06.2021 г. в Департамент посредством электронной почты.
Письмом от 31.08.2021 г. N ДПР-3-16272/21-1 Департамент сообщил ИП Мурадян Ж.Р., что обращение принято на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве.
Департамент письмом от 29 сентября 2021 года N ДПР-3-16272/21-2 отказал ИП Мурадян Ж.Р. в отмене актов (далее - отказ 1):
- акта от 21.04.2021 N 38156 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (район Вешняки, г. Москва, ул. Снайперская, дом 9 А, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- акта от 21.04.2021 N 38157 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (район Вешняки, г. Москва, ул. Снайперская, дом 9 А, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- акта от 21.04.2021 N 38158 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (район Вешняки, г. Москва, ул. Снайперская, дом 9 А, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- акта от 21.04.2021 N 38159 о выявлении нового объекта обложения торговым Страница 3 из 4 сбором (район Ивановское, улица Саянская, дом 9Б, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- акта от 28.04.2021 N 38262 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (район Вешняки, г. Москва, ул. Снайперская, дом 9 А, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала) (далее совместно именуемые - Акты).
Письмом от 29 сентября 2021 года N ДПР-3-16272/21-3 Департамент отказал ИП Мурадян Ж.Р. в отмене актов (далее - отказ 2):
- акта от 08.02.2021 N 37198 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (г. Москва, район Ивановское, улица Саянская, дом 9Б, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- актов от 16.02.2021 N 37307, N 37308, N 37310 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором (г. Москва, район Ивановское, улица Саянская, дом 9Б, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- акта от 09.03.2021 N 37666 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (г. Москва, район Ивановское, улица Саянская, дом 9Б, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- актов от 25.02.2021 N 37381, N 37382, N 37383, N 37385, N 37388, N 37389 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором (г. Москва, район Вешняки, ул. Снайперская, дом 9 А, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала);
- акта от 12.03.2021 N 37698 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором г. Москва, район Вешняки, ул. Снайперская, дом 9 А, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала).
23.09.2021 на заседании Межведомственная комиссия отказала в отмене Актов в соответствии с пунктом 5.3.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2015 N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве", в связи с отсутствием оснований для отмены согласно пунктам 9.1.1.-9.1.5, 0.1(1).1-9.1(1).2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП "О порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве".
С отказом 1, отказом 2 Департамента, актами ИП Мурадян Ж.Р. не согласилась и обратилась в Арбитражный суд города Москвы.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил все фактические обстоятельства рассматриваемого дела и применил нормы материального права.
По мнению апелляционного суда, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что оспариваемые акты Департамента составлены надлежащим образом и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
В городе федерального значения Москве торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору установлены Законом о торговом сборе.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей. осуществляются органами государственной власти города федерального значения Москвы.
В силу пункта 2 статьи 418 НК РФ орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется законом города федерального значения Москвы.
В пункте 3 статьи 418 НК РФ указано, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 210-ПП определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
В пункте 1.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401-ПП, указано, что он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Департаментом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Департаментом сведений об объектах обложения торговым сбором Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов". Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее по тексту - ГБУ "МКМЦН"), Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное со сбором и направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Департамент в соответствии с регламентом, утвержденным Департаментом.
Пунктом 2.2 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены, в частности:
Подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы государственные предприятия и государственные учреждения, в том числе Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (п. 2.2.3.).
В силу пункта 2.3 Порядка, обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.
Приказом Департамента от 14.06.2019 г. N 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором (далее по тексту - Порядок передачи сведений).
Пунктом 2.1. Порядка передачи сведений установлено, что Объект осуществления торговли, размещенный на территории города Москвы, включается в Список объектов при одновременном соблюдении следующих условий:
2.1.1. Информация об объекте осуществления торговли получена Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2 (1) Порядка, утвержденного постановлением N 401-ПП, а также в соответствии с Регламентом;
2.1.2. Полученная Департаментом информация об объекте осуществления торговли достоверна, актуальна и достаточна для составления акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее по тексту - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Департаментом (п. 3.3. Порядка), и подлежит поддержанию в актуальном состоянии путем систематического обновления Департаментом не реже одного раза в месяц (п. 3.4. Порядка).
Во исполнение вышеназванных положений Департамент, получив от ГБУ "МКМЦН" информацию об объектах осуществления торговли ИП Мурадян Ж.Р., включил указанные объекты в список объектов 02.04.2021 и информировал об этом ИП Мурадян Ж.Р.
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанные в Списке объектов, вправе в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направить в Департамент обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее по тексту - Обращение).
Пунктом 5.1. Порядка предусмотрено, что Департамент при выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, составляет один из актов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка. Указанные акты составляются в двух экземплярах: один для Уполномоченного органа, второй - для плательщика торгового сбора.
В качестве одного из видов актов, составляемых Департаментом, в п. 5.2 Порядка указан акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (в случае выявления объекта обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление).
Согласно пункту 5.4. Порядка акты, указанные в пункте 5.2 настоящего Порядка, в случаях когда в срок, указанный в пункте 4.1 настоящего Порядка, в Департамент не поступило Обращение Заявителя составляются Департаментом в срок не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока. установленного для направления Обращения, если вопрос об исключении объектов осуществления торговли из Списка объектов не вынесен Уполномоченным органом на рассмотрение Комиссии в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка.
На основании указанных норм права Департаментом были составлены акты о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Департаменте акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Департамент жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Департаментом информации.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 402-ПП "О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве" утверждено Положение о МВК (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1. - 2.1.3. Положения, Комиссия принимает решения (п. 4.5 Положения).
Комиссия рассматривает, в частности, передаваемые Департаментом обращения организаций, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в список объектов, касающиеся исключения объектов осуществления торговли из списка объектов (п. 2.1.2. Положения), а также передаваемые Департаментом жалобы организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания МВК, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
ИП Мурадян Ж.Р. воспользовалась правом на подачу обращений об исключении объектов из списка, размещенном на официальном сайте Департамента, об отмене актов Департамента, путем направления в адрес Департамента писем от 16.03.2021 (вх. от 17.03.2021 N ДПР-3-2892/21) об отмене актов Департамента, от 08.02.2021 N 37198, от 16.02.2021 NN37307, 37308, 37310, от 25.02.2021 N 37381, 37382, 37383, 38385, 37388, 37389, от 09.03.2021 N 37666, от 12.03.2021 N 37698, а также об исключении объектов из списка; от 05.08.2021 (вх. от 05.08.2021 N ДПР-3-16272/21) об отмене актов Департамента от 21.04.2021 N 38156, 38157,38158, 38159, от 28.04.2021 N 38262.
По решению МВК от 16.04.2021 ИП Мурадян Ж.Р. отказано в отмене актов Департамента от 08.02.2021 N 37198. от 16.02.2021 N N 37307, 37308. 37310, от 25.02.2021 N 37381. 37382, 37383, 38385, 37388, 37389. от 09.03.2021 N 37666, от 12.03.2021 N 37698, а также об исключении объектов 13-16 из списка объектов, что подтверждается выпиской из протокола N 93 заседания МВК от 16.04.2021.
Письмом от 23.04.2021 N ДПР-3-2892/21-4 Департамент уведомил ИП Мурадян Ж.Р. о принятых решениях МВК.
По решению МВК от 23.09.2021 ИП Мурадян Ж.Р. отказано в отмене актов Департамента от 21.04.2021 N 38156, 38157,38158, 38159, от 28.04.2021 N 38262, что подтверждается выпиской из протокола N 98 заседания МВК от 23.09.2021.
Письмом от 29.09.2021 N ДПР-3-16272/21-2 Департамент уведомил ИП Мурадян Ж.Р. о принятых решениях МВК.
Изложенное выше подтверждает, что акты Департамента от 08.02.2021 N 37198, от 16.02.2021 NN 37307, 37308, 37310, от 25.02.2021 N 37381, 37382, 37383, 38385, 37388, 37389. от 09.03.2021 N 37666, от 12.03.2021 N 37698, от 21.04.2021 N 38156, 38157,38158, 38159, от 28.04.2021 N 38262 составлены в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение инспекции является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Общества.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что поскольку ИП Мурадян Ж.Р. не представила доказательств получения патентов на каждый из объектов организации торговли на дату сбора Департаментом сведений, подтверждающих факт осуществления ИП Мурадян Ж.Р. торговли, Департамент правомерно составил обжалуемые акты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию ИП Мурадян Ж.Р. в суде первой инстанции.
Вместе с тем, им уже дана надлежащая правовая оценка с подробным указанием мотивов и причин их отклонения.
При наличии указанных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения требований ИП Мурадян Ж.Р. не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-285421/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-285421/2021
Истец: Мурадян Жанна Рафиковна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО Г. МОСКВЕ, ИФНС России N 20 по г. Москве, Федеральная налоговая служба в лице ИФНС N20 по г. Москве