город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2023 г. |
дело N А32-23405/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания Матвейчук А. Д.
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Иващук О.В. по доверенности от 30.08.2022, паспорт;
от третьего лица - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УК Достойная"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.11.2022 по делу N А32-23405/2022
по иску ООО "ЭКСОР"
к ООО "УК Достойная"
при участии третьего лица Государственная жилищная инспекция
Краснодарского края
об обязании передать документы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эксор" (далее по тексту также - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "УК Достойная" об обязании передать, а при отсутствии изготовить и передать в тридцатидневный срок техническую документацию и иные связанные с управлением МКД документы, а именно:
1.1. Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
1.2. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, в том числе:
- проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) водосчетчика;
- проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) прибора учета тепловой энергии;
- проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) проверки коллективных приборов учета электроэнергии;
- акты весеннего и осеннего осмотров за текущий год и протоколы испытания (электроизмерений) электрических сетей;
- паспорта на лифты и акты периодического технического освидетельствования лифтов.
1.3. Акт разграничения балансовой принадлежности сетей отопления и горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения, водоотведения.
1.4. Протоколы общих собраний с бюллетенями.
1.5. Проектную и сметную документацию для проведения капитального ремонта (при наличии).
1.6. Проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения, водоотведения.
1.7. Поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда.
1.8. Копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
1.9. Паспорта на общедомовые приборы учета тепловой энергии.
1.10. Поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда.
1.11. Паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения.
Решением от 04.11.2022 суд частично удовлетворил исковые требования. Обязал ООО "УК Достойная" в течение тридцати дней с даты вступления решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-23405/2022 в законную силу передать ООО "Эксор" оборудование, техническую и иную документацию на многоквартирный дом, находящийся по адресу: г. Краснодар, ул. Домбайская, д. 10/2, а именно:
1. Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
2. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, в том числе:
- проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) водосчетчика;
- проект, паспорт и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) прибора учета тепловой энергии;
- проект, паспорт и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) проверки коллективных приборов учета электроэнергии;
- акты весеннего осмотра за текущий год и протоколы испытания (электроизмерений) электрических сетей;
- акты периодического технического освидетельствования лифтов.
3. Протоколы общих собраний с бюллетенями.
4. Проектную и сметную документацию для проведения капитального ремонта (при наличии).
5. Поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда.
6. Копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
7. Поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда.
8. Паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения.
9. Иные технические средства и оборудование многоквартирного жилого дома по ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар - пожарные рукава в количестве 99 штук.
С ООО "УК Достойная" в пользу ООО "Эксор" взыскано 6 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик ООО "УК Достойная" обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что ООО "УК Достойная" в соответствии с жилищным законодательством передало ООО "ЭКСОР" всю имеющуюся документацию, что подтверждается актами приема-передачи, представленными в материалы дела и не учтенными судом при вынесении решения. Документация, технические средства и оборудования многоквартирного дома, не переданные истцу, отсутствуют у ООО "УК Достойная" на законных основаниях. Ответчик не может передать протокол общего собрания собственников с бюллетенями, так как данные документы согласно описи вхд. П75-3011 от 20.08.2011 переданы в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края на хранение. В части требования передать поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда ответчик указывает, что не имеет таких карточек и не осуществлял их ведение и хранение, в настоящее время действует Приказ МВД России от 31.12.2017 N 984 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", вступившим в силу 17.04.2018 года. Ранее действующий Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. N 288 отменен, в связи с чем, утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов: поквартирная карточка (форма N 10); домовая (поквартирная) книга (форма N 11); карточка регистрации (форма N9). Копия кадастрового плана земельного участка под многоквартирным домом передана истцу, что подтверждается Актом приема-передачи документации от 05.10.2022. Также заявитель утверждает, что взыскание с ответчика неустойки является необоснованным, так как отсутствуют сведения о неблагоприятных последствиях, наступивших для истца.
В судебное заседание истец, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступил отзыв истца на апелляционную жалобу. От ответчика поступило возражение на отзыв на апелляционную жалобу. От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ определением от 07.02.2023 в составе суда по настоящему делу произведена замена судьи Сороки Я.Л. на судью Величко М.Г. в связи с нахождением в отпуске судьи Сороки Я.Л.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является управляющей организацией выбранной большинством собственников многоквартирного дома по ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар, на общем собрании, итоги которого оформлены Протоколом N 1/2021 от 28 ноября 2021 г., в соответствии со ст. 44 - 48 ЖК РФ, что так же подтверждается Решением Государственной жилищной инспекции N 288 от 01.02.2022 г. о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
Ранее, до 01.03.2022 г. управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар, осуществлял Ответчик - ООО "УК Достойная" (ИНН: 2311231741, ОГРН: 1172375014481).
В адрес ответчика было направленно досудебное уведомление о необходимости передать техническую документацию и иные технические средства и оборудование, к которым относятся пожарные рукава исх. N 272 от 17.05.2022 г. (почтовый идентификатор 80084472730616).
В связи с тем, что требование истца ответчиком добровольно не удовлетворено, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - правила N 416), в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Исходя из указанных правовых норм, правом на истребование технической документации наделена управляющая компания, избранная собственниками в установленном законом порядке, чье право на управление таким домом нарушено в результате отсутствия у нее необходимой для этого документации. При этом сама техническая документация на здание принадлежит собственникам помещений и не может быть удержана лицом, которое ранее оказывало им услуги по управлению.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил N 491).
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на МКД, в пункте 26 Правил N 491 поименованы иные, связанные с управлением МКД, документы (открытый перечень), в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 приведен состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен пунктами 18 - 23 Правил N 416.
На основании пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Принимая во внимание совокупность обязанностей, возложенных на управляющую организацию, при рассмотрении судами данной категории дел следует исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего управление МКД, всей предусмотренной действующим законодательством документации, технических средств и оборудования, связанных с управлением таким МКД. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении обязательства по управлению МКД управляющей организацией. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 N 307-ЭС20-19764 по делу N А21-4354/2019).
По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов, технических средств и оборудования.
В данном случае учитывая, что испрашиваемая документация входит в перечень документации, которая в обязательном порядке должна находится у управляющей организации, необходима и достаточна для управления МКД и содержания общего имущества МКД, прежняя управляющая компания обязана передать ее вновь избранной, и в случае отсутствия у нее данной документации принять все необходимые меры по ее восстановлению.
Суд исходил из того, что доказательства объективной невозможности исполнения ответчиком обязанности по представлению испрашиваемых документов в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание совокупность обязанностей, возложенных на управляющую организацию, на законодательном уровне установлена презумпция наличия у лица, осуществлявшего управление многоквартирным домом, всей предусмотренной действующим законодательством документации, в том числе переданной ей при принятии дома в управление. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем управлении многоквартирным домом со стороны ответчика.
Принимая во внимание наличие договорного обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников комплекса, надлежащей эксплуатации зданий, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и прилегающей территории, обеспечения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользующимся помещениями в здании, осуществления иной направленной на достижение целей управления зданиями деятельности, доводы ответчика о том, что для управления комплексом ответчику не требовалась истребуемая документация, свидетельствуют о непринятии ответчиком должных мер для исполнения возложенных на него законом и названным договором обязанностей.
Поскольку техническая документация на здание ответчиком, прекратившим осуществления функций управления, не была передана истцу, избранному в качестве новой управляющей компании, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика передать документы в порядке пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как верно отмечено судом, обязанность передать техническую документацию возникла у ответчика в результате принятия собственниками решения о заключении договора о предоставлении услуг по содержанию и обслуживанию нежилых помещений с собственниками нежилых помещений и ООО "Эксор", реализация данной обязанности необходима в целях осуществления истцом деятельности по обслуживанию принятого в управление МКД.
В случае отсутствия такой документации по причине ее неоформления в период управления комплексом она должна быть изготовлена за счет ответчика и передана истцу.
Выполнение функций управляющей компании напрямую связано с наличием у нее и использованием технической и иной документации на здание (включая здания с исключительно нежилыми помещениями), необходимой для полноценной деятельности по управлению.
Судом установлено, что часть документов была передана истцу, а именно: акт приемки в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии (п. 3 акта приема-передачи от 30.07.2022), акт приемки в эксплуатацию коллективных приборов учета электроэнергии (п. 5 - 8 акта приема-передачи от 30.07.2022), акт осеннего осмотра (п. 10 акта приема-передачи от 30.07.2022), паспорта на лифты (п. 5, 7, 9, 11 акта приема-передачи от 15.03.2022), акт разграничения балансовой принадлежности сетей отопления и горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения, водоотведения. (п. 1, 4 акта приема-передачи от 30.07.2022), проектная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения, водоотведения. (акт приема-передачи от 10.03.2022). Пункт 1.9. исковых требований о передаче паспорта на общедомовые приборы учета тепловой энергии дублирует п. 1.2.
Таким образом, в данной части требования истца отказано верно.
Истец также просил суд обязать ответчика передать:
Документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, в том числе:
- проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) водосчетчика;
- проект, паспорт и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) прибора учета тепловой энергии;
- проект, паспорт и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) проверки коллективных приборов учета электроэнергии;
- акты весеннего осмотра за текущий год и протоколы испытания (электроизмерений) электрических сетей;
- акты периодического технического освидетельствования лифтов.
Протоколы общих собраний с бюллетенями.
Проектную и сметную документацию для проведения капитального ремонта (при наличии).
Поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда.
Копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда.
Паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения.
Иные технические средства и оборудование многоквартирного жилого дома по ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар - пожарные рукава в количестве 99 штук.
Суд первой инстанции удовлетворил указанные требования истца об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом.
Вместе с тем в части выводов об обязании ответчика передать поквартирные карточки суд не учел следующее.
Согласно пункту 27 Правил N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, в пункте 26 Правил N 491 поименованы иные связанные с управлением многоквартирным домом документы (открытый перечень).
Справки форм N 9, 10, 11 были предусмотрены Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". 17 апреля 2018 года Регламент N 288 утратил силу, в связи с чем, утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов.
Кроме того, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ (п. 23 Приказа МВД России от 31.12.2017 N 984, п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 17.07.1995 N 713).
В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии и организации федеральной почтовой связи (п. 24 Регламента N 984). Управляющих организаций и ТСЖ среди организаций, которые оказывают государственные услуги, нет.
Роль управляющей организации в оказании гражданам услуги регистрационного учета сводится лишь к приему документов от граждан и последующей передачи в орган регистрационного учета. При этом, если в ранее действующем Регламенте N 288 содержались положения об обязанности лиц, ответственных за прием и передачу документов в МВД РФ, о заполнении и внесении изменений в установленные формы документов по жилищному учету, а также хранении таких документов, то действующая редакция регламента таких норм не содержит.
Также, решением Верховного Суда РФ от 09.02.2018 N АКПИ17-1007 признано недействующим со дня вступления решения в законную силу положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 N 288, в той мере, в какой хранение карточек регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирных карточек по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту), оформляемых при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установлено данным Регламентом.
Таким образом, довод ответчика о том, что он не имеет таких карточек и не осуществлял их ведение и хранение, подлежит признанию обоснованным.
В суде апелляционной инстанции истец также указал, что согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N АКПИ 17-1007, положение пункта 84 Регламента N 288, которое возлагало на управляющие организации и ТСЖ обязанность хранить карточки регистрации и поквартирные карточки, признано недействующим. В связи с тем, что с 17.04.2018 Регламент N 288 утратил силу, истец не поддерживает требования в части передачи поквартирных карточек на жилые помещения частного жилищного фонда (пункт 5,7).
Принимая во внимание изложенное, исковые требования в данной части об обязании ответчика представить поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда и поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда не подлежали удовлетворению. В данной части требований надлежит отказать.
Обжалуемым решением на ответчика также возложена обязанность представить технические документы на многоквартирный дом согласно пункту 24 Правил N 491.
При этом истец указал, что до настоящего времени ответчиком не переданы следующие документы:
По пункту 1. Технический паспорт (пп. "а" п. 24 Правил N 491);
По пункту 2. Акты периодического технического освидетельствования лифтов (пп. "в" п. 24 Правил N 491);
По пункту 3. Протоколы общих собраний с бюллетенями (пп. "д(3))" п. 26 Правил N 491);
По пункту 4. Проектную и сметную документацию для проведения капитального ремонта (при наличии);
По пункту 6. Копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (пп. "а" п. 26 Правил N 491);
По пункту 8. Паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения (пп. "a(l))" п. 24 Правил N 491);
По пункту 9. Иные технические средства и оборудование многоквартирного жилого дома по ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар - пожарные рукава в количестве 99 штук (В материалы дела представлен Акт от 01.03.2022 г. за подписью председателя Совета дома Джаноян Я.В. являющегося в силу ст. 161.1 ЖК РФ представителем собственников избранного решением общего собрания являющегося органом управления многоквартирным домом на основании п. 1 ст. 44 ЖК РФ, подтверждающий факт отсутствия пожарных рукавов на момент принятия МКД на обслуживание).
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у ООО "УК Достойная" вышеуказанных документов на законных основаниях подлежат отклонению судом.
Согласно правовой позиции, сформулированной ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 по делу N 17074/09, отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица. Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416, в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил N 416, принять меры к восстановлению данных документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416 передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N 303-ЭС21-5287 по делу N А04-2984/2020 управляющая организация, прекратившая управление многоквартирным домом (МКД), обязана восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению МКД, но и любую техническую документацию, предусмотренную п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации. Документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для освобождения ответчика от установленной законом обязанности передачи истцу, как вновь избранной управляющей организации, технической документации на многоквартирный дом.
Принимая во внимание изложенное, требование истца о взыскании с ответчика на случай неисполнения судебного акта неустойки в размере 2 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта, с момента истечения тридцати дней с даты вступления судебного акта в законную силу по день фактической передачи документации, законно и обоснованно удовлетворено судом с учетом следующего.
На основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 7 от 24.03.2016 г.
"О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГК РФ размер присуждаемой суммы определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. При этом в результате такого присуждения исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение.
Определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, его имущественное положение, в частности размер его финансового оборота, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Денежные средства, присуждаемые на случай неисполнения судебного акта, определяются судом в твердой денежной сумме, взыскиваемой единовременно, либо в денежной сумме, начисляемой периодически.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2.1 статьи 324 АПК РФ судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда о том, что заявленный истцом размер компенсации (неустойки) за неисполнение (ожидание) исполнения судебного акта в размере 2 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта не является чрезмерным и отвечает принципам справедливости и соразмерности.
В силу изложенного, с учетом компенсационной природы неустойки и необходимости установления баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, а также конкретных обстоятельств данного дела, исковые требования в части взыскания компенсации за ожидание исполнения решения суда по 2 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда до дня его фактического исполнения законно и обоснованно удовлетворены судом.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда подлежит изменению. Из резолютивной части решения суда подлежат исключению пункты 5 и 7 об обязании передать поквартирные карточки из перечня подлежащих передачи документов.
В остальной части апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.11.2022 по делу N А32-23405/2022 изменить.
В части требований ООО "ЭКСОР" к ООО "УК Достойная" об обязании передать поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда и поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда - отказать. Пункты 5 и 7 резолютивной части решения из перечня подлежащих передачи документов исключить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23405/2022
Истец: ООО "ЭксОр"
Ответчик: ООО "УК ДОСТОЙНАЯ"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15008/2023
21.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4095/2023
07.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21466/2022
04.11.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23405/2022