г. Краснодар |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А32-23405/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Твердого А.А., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Эксор" (ИНН 2309145140, ОГРН 1152309001195) - Павлусенко Ю.А. (доверенность от 05.10.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "УК Достойная" (ИНН 2311231741, ОГРН 1172375014481) - Волошиной Г.А. (доверенность от 15.05.2023), Иващук О.В. (доверенность от 30.08.2022), в отсутствие третьего лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Достойная" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А32-23405/2022, установил следующее.
ООО "Эксор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "УК Достойная" (далее - компания) о возложении обязанности передать, а при отсутствии изготовить и передать в тридцатидневный срок техническую документацию и иные связанные с управлением МКД документы, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, в том числе: проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) водосчетчика; проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) прибора учета тепловой энергии; проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) проверки коллективных приборов учета электроэнергии; акты весеннего и осеннего осмотров за текущий год и протоколы испытания (электроизмерений) электрических сетей; паспорта на лифты и акты периодического технического освидетельствования лифтов; акт разграничения балансовой принадлежности сетей отопления и горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения, водоотведения; протоколы общих собраний с бюллетенями; проектную и сметную документацию для проведения капитального ремонта (при наличии); проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, тепло-, электроснабжения, водоотведения; поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда; копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; паспорта на общедомовые приборы учета тепловой энергии; поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда; паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Краснодарского края.
Решением суда Арбитражного суда Краснодарского края от 04.11.2022, исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал компанию в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу передать обществу оборудование, техническую и иную документацию на многоквартирный дом, находящийся по адресу:
г. Краснодар, ул. Домбайская, д. 10/2, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, включая технический паспорт и акт состояния общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, в том числе: проект, паспорт, акт приемки в эксплуатацию и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) водосчетчика; проект, паспорт и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) прибора учета тепловой энергии; проект, паспорт и акт поверки (в случае, если прибор сдавали на поверку по истечении срока) проверки коллективных приборов учета электроэнергии; акты весеннего осмотра за текущий год и протоколы испытания (электроизмерений) электрических сетей; акты периодического технического освидетельствования лифтов; протоколы общих собраний с бюллетенями; проектную и сметную документацию для проведения капитального ремонта (при наличии); поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда; копию кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда; паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения; иные технические средства и оборудование многоквартирного жилого дома по ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар - пожарные рукава в количестве 99 штук. С компании в пользу общества взыскана судебная неустойка в размере 2000 рублей в день по истечении 30 дней, установленных для добровольного исполнения решения суда по день фактического исполнения судебного акта. В остальной части в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивированы тем, что испрашиваемая документация входит в перечень документации, которая в обязательном порядке должна находится у управляющей организации, необходима и достаточна для управления МКД и содержания общего имущества МКД, прежняя управляющая компания обязана передать ее вновь избранной, и в случае отсутствия у нее данной документации принять все необходимые меры по ее восстановлению.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 решение суда от 04.11.2022 изменено. В части требований общества к компании о возложении обязанности передать поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда и поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда - отказано. Пункты 5 и 7 резолютивной части решения из перечня подлежащих передачи документов исключено, в остальной части решение суда оставлено без изменений. Апелляционный суд исходил из того, что компания не имеет поквартирные карточки на жилые помещения частного жилищного фонда и поквартирные карточки в отношении помещений частного жилищного фонда и не осуществляла их ведение и хранение, поскольку регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ (пункт 23 Приказа МВД России от 31.12.2017 N 984, пункт 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 17.07.1995 N 713). Ведение поквартирных карточек не предусмотрено действующим законодательством в связи с отменой Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
В кассационной жалобе компания просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не учли, что компания передала обществу всю имеющуюся документацию, что подтверждается актами приема-передачи. Документация, технические средства и оборудования многоквартирного дома, не переданные истцу, отсутствуют у компании на законных основаниях, а именно: акт состояния общего имущества собственников помещений МКД переданы представителю истца, что подтверждается актом приема-передачи от 30.07.2022, суды не приняли во внимание доводы компании о том, что у застройщика отсутствовала обязанность изготавливать технический паспорт, следовательно ответчику он не передавался. Акты поверок отсутствуют у компании и не могут быть переданы обществу, поскольку срок поверки приборов учета коммунальных услуг не истек. Ответчик не может передать протокол общего собрания собственников с бюллетенями, так как данные документы согласно описи от 20.08.2011 N П75-3011 переданы в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края на хранение. Проектная и сметная документация для проведения капитального ремонта не подлежит передаче, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 01.07.2021, соответственно, капитальный ремонт зданию не требуется. Копия кадастрового плана земельного участка под многоквартирным домом передана истцу, что подтверждается актом приема-передачи документации от 05.10.2022. Паспорта на индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения не могут быть отнесены к технической документации и иной документации, связанной с управлением МКД, и должны находиться у собственником помещений. Наличие пожарных рукавов подтверждается проведенной проверкой МЧС от 25.02.2022 и фотоматериалами. Также компания утверждает, что взыскание с нее неустойки является необоснованным, так как отсутствуют сведения о неблагоприятных последствиях, наступивших для истца. Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Судами не учтено, что документы в том же объеме, в котором они получены от застройщика переданы по актам приема-передачи. Истец не доказал, что истребуемая в рамках данного дела техническая документация ранее передавалась ответчику от застройщика и фактически у него имелась.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции обжалуемые судебные акты.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в судебном заседании объявлен перерыв в пределах дня до 17 часов 15 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Ходатайство общества об отказе от части исковых требований не подлежит удовлетворению, поскольку согласно части 2 статьи 49 Кодекса истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрения дела по существу в арбитражном суде первой или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено право истца отказаться от иска в суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В части отказа в удовлетворении требований судебные акты не обжалуются, поэтому в данной части не проверяются и подлежат оставлению без изменения.
Поскольку постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, предметом проверки по доводам жалобы является постановление апелляционного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является управляющей организацией выбранной большинством собственников многоквартирного дома по ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар, на общем собрании, итоги которого оформлены протоколом от 28.11.2021 N 1/2021, что также подтверждается решением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 01.02.2022 N 288 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
До 01.03.2022 управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Домбайская, 10/2, г. Краснодар, осуществляла компания.
17 мая 2022 года общество в адрес компании направило досудебное уведомление N 272 о необходимости передать техническую документацию и иные технические средства и оборудование, к которым относятся пожарные рукава (почтовый идентификатор 80084472730616), которое оставлено компанией без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Поскольку решение вопросов пользования имуществом многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, без спорной документации затруднительно, в случае если документация не была передана в установленном законом порядке, истец вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач.
В соответствии с пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, регламентирован Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктами 18, 19 раздела 5 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления МКД, истечения срока договора управления МКД или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил N 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления МКД по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а (1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в (1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, согласно пункту 26 Правил N 491, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д (1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д (2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д (3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 22 Правил N 416 установлено, что передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 данных Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что истец является управляющей организацией в настоящее время, в связи с чем ответчик как организация, осуществлявшая управление домом ранее, обязан передать необходимую для управления МКД документацию в составе, предусмотренном законом, признав отсутствие доказательств передачи истцу указанных им документов в полном объеме, апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии у ответчика обязанности по передаче истцом документации, необходимой для управления и содержания общего имущества МКД.
Доводы кассационной жалобы относительно перечня технической и иной документации по существу направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и исследованных доказательств.
Ссылка компании на отсутствие у нее спорных документов на законных основаниях, документы в том же объеме, в котором они получены от застройщика переданы по актам приема-передачи истцу, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Апелляционный суд принял во внимание правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N 303-ЭС21-5287 по делу N А04-2984/2020, согласно которой управляющая организация, прекратившая управление многоквартирным домом (МКД), обязана восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению МКД, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации. Документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Принимая во внимание совокупность обязанностей, возложенных на управляющую организацию, при рассмотрении судами данной категории дел следует исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего в течение длительного времени управление МКД, всей предусмотренной действующим законодательством документации, технических средств и оборудования, связанных с управлением таким МКД.
Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении обязательства по управлению МКД управляющей организацией.
Вопреки доводам компании, обязательное наличие у управляющей организации технического паспорта на МКД предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правил N 491. При этом в силу подпункта "а" пункта 4 Правил N 416, управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, а также их актуализация и восстановление.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 N 307-ЭС20-19764).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Доводы компании о том, что часть документов передана в момент апелляционного и кассационного обжалования, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку правильность принятого судом первой инстанции решения и постановления апелляционного суда проверяется исходя из тех документов, которые имелись на момент рассмотрения дела. Наличие сведений об исполнении принятого судом судебного акта не опровергает его правомерность и изложенных в нем выводов, факт представления спорных документов может быть учтен на стадии исполнения судебного акта.
Указание заявителя на несоблюдение претензионного порядка не принимается во внимание, как противоречащее материалам дела и требованиям действующего законодательства. Нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, для споров по вопросам передачи технической документации не установлен претензионный или иной досудебный порядок их урегулирования.
Суд апелляционной инстанций обоснованно признал правомерным требование истца о присуждении судебной неустойки на случай неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок в сумме 2000 рублей за каждый день неисполнения судебного решения (статья 308.3 ГК РФ, пункты 28, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Судом апелляционной инстанций учтено, что установленный судом размер ответственности на случай неисполнения ответчиком судебного акта достаточен для обеспечения восстановления нарушенных прав истца и соответствует принципам добросовестности и разумности, является адекватным и определен с учетом всех обстоятельств спора, необходимости установления баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, отсутствия доказательств наступления неблагоприятных последствий для ответчика.
Вопреки доводам жалобы, основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А32-23405/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Твердой |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам жалобы, основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иные доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2023 г. N Ф08-4095/23 по делу N А32-23405/2022