город Омск |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А70-19705/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1043/2022) Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-19705/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нью Петрол Тюмень" (ОГРН 1107232043588, ИНН 7203254282, адрес: 625034, город Тюмень, улица Судостроителей, дом 33) к ведущему судебному приставу - исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области Куцевой Бибигуль Амангельдиевне о признании незаконным бездействия ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области Куневой Бибигуль Амангельдиевны, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора, в размере 2 500 070,84 руб.; к старшему судебному приставу - исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области Ембулаевой Александре Леонидовне о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области Ембулаевой Александры Леонидовны, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 руб.; к межрайоному отделению по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области о признании незаконным бездействия межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Пью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070, 84 руб.; к управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (ОГРН 1047200671100, ИНН 7203155161, адрес: 625013, город Тюмень, улица Пермякова, дом 5) о признании незаконным бездействия управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 руб.; об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в порядке восстановления нарушенного права ООО "Нью Петрол Тюмень", осуществить действия по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 руб., путем перечисления суммы в размере 2 500 070,84 руб. на расчетный счет ООО "Нью Петрол Тюмень"; о присуждении в пользу ООО "Нью Петрол Тюмень" на случай неисполнения УФССП России по Тюменской области судебного акта об обязании, в порядке восстановления нарушенного права ООО "Нью Петрол Тюмень", осуществить действия по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 руб., путем перечисления суммы в размере 2 500 070,84 руб. на расчётный счет ООО "Нью Петрол Тюмень", судебную неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, с началом срока начисления судебной неустойки со дня принятия судебного акта по день фактического его исполнения, взыскиваемую с Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Нью Петрол Тюмень" - Варданян Д.Ф. (по доверенности от 02.12.2022, сроком действия до 02.12.2023),
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области - Спирин И.К. (по доверенности от 10.01.2023 N Д-72907/23/3, сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нью Петрол Тюмень" (далее - заявитель, общество, ООО "Нью Петрол Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - МО по ОИП УФССП по Тюменской области) Куцевой Бибигуль Амангельдиевне (далее - судебный пристав-исполнитель Куцева Б.А.) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп; к старшему судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП по Тюменской области Ембулаевой Александре Леонидовне (далее - старший судебный пристав-исполнитель Ембулаева А.Л.) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Ньо Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп; к МО по ОИП УФССП по Тюменской области о признании незаконным бездействия по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп.; к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - Управление, УФССП России по Тюменской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 Коп; об обязании УФССП России по Тюменской области в порядке восстановления нарушенного права ООО "Нью Петрол Тюмень" осуществить действия по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп., путем перечисления суммы в размере 2 500 070 руб. 84 коп. на расчетный счет ООО "Нью Петрол Тюмень"; о присуждении в пользу ООО "Нью Петрол Тюмень" на случай неисполнения УФССП России по Тюменской области судебного акта об обязании, в порядке восстановления нарушенного права ООО "Ньо Петрол Тюмень", осуществить действия по возврату ООО "Нью Петрол Тюмень" незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп., путем перечисления суммы в размере 2 500 070 руб. 84 коп. на расчётный счет ООО "Нью Петрол Тюмень", судебную неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, с началом срока начисления судебной неустойки со дня принятия судебного акта по день фактического его исполнения, взыскиваемую с УФССП России по Тюменской области.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2021 суд привлек Управление в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-19705/2021 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Управления по возврату обществу незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп., суд обязал Управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по возврату обществу незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070 руб. 84 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФССП России по Тюменской области обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, Управление указывает, что материалами дела не подтверждается незаконность взыскания спорного исполнительского сбора; состоявшиеся судебные акты, устанавливающие недействительность вынесенных судебным приставом-исполнителем Куцевой Б.А. постановления о возбуждений исполнительного производства N 3965/21/72027-ИП от 04.03.2021, постановления о возбуждении исполнительного производства N 7623/21/72027-ИП от 02.04.2021, постановления о возбуждении исполнительного производства N 7389/21/72027-ИП от 01.04.2021, постановления о возбуждении исполнительного производства N 7400/21/72027-ИП от 02.04.2021, а также постановления об обращении взыскания на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 20.04.2021, не могут являться основанием для возврата исполнительского сбора, поскольку постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках возбужденных исполнительных производств не были обжалованы, признаны незаконными или отменены.
ООО "Нью Петрол Тюмень" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с доводами Управления, просило решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-19705/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФССП России по Тюменской области без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 производство по апелляционной жалобе приостановлено до окончания в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа кассационного производства по делу N А70-7289/2021.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2022 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе на 07.02.2022. Лица, участвующие в деле, извещены, что в случае положительного решения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу рассмотрение апелляционной жалобы по делу N А70-19705/2021 по существу состоится также 07.02.2023.
В судебном заседании 07.02.2023 в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом мнения явившихся представителей сторон производство по делу возобновлено арбитражным апелляционным судом, суд перешел к рассмотрению жалобы по существу.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 27.01.2020 обществом в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - инспекция) направлена налоговая декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2019 года.
Размер НДС, подлежащий уплате согласно обозначенной декларации, составил 141 069 948 руб. и включал в себя, в том числе НДС, возникший в связи с заключением между обществом и акционерным обществом "Андреапольский НПЗ" ряда договоров об отчуждении имущества в пользу последнего.
Поскольку заявитель не произвел оплату исчисленного НДС в размере 141 069 948 руб., инспекция предприняла меры по принудительному взысканию суммы задолженности. В частности, инспекцией в отношении общества вынесены постановления о взыскании налогов и сборов, включая пени: от 12.03.2020 N 720303088 - на сумму 41 064 146 руб. 38 коп., от 25.08.2020 N 720303834 - на сумму 47 103 989 руб. 97 коп., от 15.09.2020 N 720304314 - на сумму 56 335 915 руб. 77 коп., от 13.10.2020 N 720305864 - на сумму 4 349 551 руб. 53 коп.
Общая сумма задолженности составила 148 853 603 руб. 65 коп., включая НДС, налог на доходы физических лиц, соответствующие суммы пени.
На основании указанных постановлений инспекции судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства:
- от 17.03.2020 N 11019/20/72027-ИП с предметом исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени, в размере 41 064 146 руб. 38 коп.; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления; по данным заявителя срок для добровольного исполнения установлен до 26.03.2020.
03.04.2020 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 2 874 490 руб. 25 коп.
По данным налогового органа в период с 18.07.2020 по 12.10.2020 обществом произведена частичная оплата задолженности по налогам (пени). Сумма основного долга скорректирована в связи с подачей уточненных деклараций по НДС за 4 квартал 2019 года.
31.03.2021 исполнительное производство по основной задолженности N 11019/20/72027-ИП окончено в связи с полным исполнением.
- от 01.09.2020 N 27560/20/72027-ИП с предметом исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени, в размере 47 103 989 руб. 97 коп.; установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований; по данным заявителя срок для добровольного исполнения установлен до 10.09.2020;
17.09.2020 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 3 297 279 руб. 30 коп.
По данным налогового органа 17.01.2021 обществом произведена частичная оплата задолженности по налогам (пени). Сумма основного долга скорректирована в связи с подачей уточненных деклараций по НДС за 4 квартал 2019 года.
26.02.2021 исполнительное производство по основной задолженности N 27560/20/72027-ИП окончено в связи с полным исполнением.
- от 02.10.2020 N 30993/20/72027-ИП с предметом исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени, в размере 56 335 915 руб. 77 коп.; установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований; по данным заявителя срок для добровольного исполнения установлен до 22.10.2020.
20.11.2020 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 3 941 014 руб. 26 коп.
По данным налогового органа в период с 05.10.2020 по 17.02.2021 обществом произведена частичная оплата задолженности по налогам (пени). Сумма основного долга скорректирована в связи с подачей уточненных деклараций по НДС за 4 квартал 2019 года.
31.03.2021 исполнительное производство N 30993/20/72027-ИП окончено в связи с исполнением в полном объеме требований исполнительного документа.
- от 21.10.2020 N 34795/20/72027-ИП с предметом исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени, в размере 4 349 551 руб. 53 коп., должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления; по данным заявителя срок для добровольного исполнения установлен до 23.11.2020.
02.04.2021 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 304 468 руб. 61 коп.
По данным налогового органа в период с 06.02.2021 по 12.03.2021 обществом произведена частичная оплата задолженности по налогам (пени).
02.04.2021 исполнительное производство N 34795/20/72027-ИП окончено в связи исполнением в полном объеме.
При окончании основных исполнительных производств N 11019/20/72027-ИП, N 27560/20/72027-ИП, N 30993/20/72027-ИП, N 34795/20/72027-ИП постановлениями судебного пристава от 04.03.2021, 01.04.2021 и 02.04.2021 возбуждены исполнительные производства N 3965/21/72027-ИП, N 7389/21/72027-ИП, N 7400/21/72027-ИП, N 7623/21/72027-ИП, которые 05.04.2021 объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера 7400/21/72027-ИП.
Постановлением судебного пристава от 20.04.2021 установлена задолженность по сводному исполнительному производству в сумме 10 417 252 руб. 42 коп., в связи с чем указанным постановлением обращено взыскание на денежные средства должника в обозначенной сумме.
Вступившим в законную силу определением от 11.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-10545/2019 договоры об отчуждении имущества, на основании которых обществом был исчислен НДС, входящий в предмет взыскания по исполнительным производствам от 17.03.2020, 01.09.2020, 02.10.2020, 10.11.2020, признаны недействительными сделками.
31.12.2020 заявителем направлена в адрес налогового органа скорректированная декларация по НДС за 4 квартал 2019 года, в которой была указана сумма НДС, подлежащая уплате в размере 35 761 840 руб., что на 105 308 108 руб. меньше, чем в первичной налоговой декларации.
30.08.2021 в связи с уменьшением суммы задолженности, отраженной в постановлениях о взыскании налогов и сборов, судебным приставом-исполнителем внесены исправления в постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно:
- в постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 17.09.2020 N 72027/20/34540 - сумма исполнительского сбора с учетом уменьшения основного долга составила 840 090 руб. 16 коп.;
- в постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 03.04.2020 N 72027/20/15226 - сумма исполнительского сбора с учетом уменьшения основного долга составила 417 301 руб. 11 коп.;
- в постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 20.11.2020 N 72027/20/42315 - сумма исполнительского сбора с учетом уменьшения основного долга составила 1 172 713 руб. 34 коп.
Полагая, что постановления о возбуждении исполнительного производства от 04.03.2021 N 3965/21/72027-ИП, от 01.04.2021 N 7389/21/72027-ИП, от 02.04.2021 N 7623/21/72027-ИП, от 02.04.2021 N 7400/21/72027-ИП, постановление от 20.04.2021 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением от 01.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области (с учетом дополнительного решения от 02.08.2021) по делу N А70-7289/2021, оставленным без изменения постановлением от 06.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
16.08.2021 на основании постановления судебного пристава-исполнителя Куцевой Б.А. по сводному исполнительному производству N 7400/21/72027-ИП с расчётного счета ООО "Нью Петрол Тюмень", открытого в АО "Альфа-Банк", произведено списание суммы в размере 2 500 070 руб. 84 коп. в счет уплаты исполнительского сбора.
Полагая, что взыскание произведено судебным приставом в составе исполнительных производств, возбуждение которых решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2021 по делу N А70-7289/2021 признано незаконным и на основании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, которое также признано судом незаконным, общество 26.08.2021 направило в адрес МО по ОИП УФССП по Тюменской области заявление о возврате уплаченного исполнительского сбора.
Поскольку возврат исполнительского сбора заявителю осуществлен не был, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.12.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены на основании следующего.
В силу части 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим Федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 2 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из части 7 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ, одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.
Статьей 105 Закона об исполнительном производстве установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
В силу части 1 данной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно части 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерой принудительного исполнения является, среди прочих, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (пункт 1 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).
В настоящем случае, как следует из материалов дела, обращаясь с заявленными требованиями, общество указало, что согласно положениям статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор должен быть возвращен должнику.
Действительно, положения части 10 статьи 112 Закона об исполнительном производстве содержат указание на то, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:
1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
2) исполнительного документа;
3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Порядок возврата должнику исполнительского сбора определен соответствующими Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 550 (далее - Правила).
Как предусмотрено пунктом 2 Правил, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из буквального содержания указанной нормы, для возврата исполнительского сбора требуется отмена постановления судебного пристава-исполнителя о его взыскании.
Между тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда от 01.04.2008 N 419-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу соответствующая норма предполагает возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора не только при отмене вышеуказанного постановления, но и, в целом, при прекращении оснований для его уплаты.
Согласно пункту 3 Правил, возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
При принятии оспариваемого судебного акта, суд первой инстанции исходил из того, что решением от 01.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-7289/2021, оставленным без изменения постановлением от 06.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, постановления о возбуждении исполнительного производства от 04.03.2021 N 3965/21/72027-ИП, от 01.04.2021 N 7389/21/72027-ИП, от 02.04.2021 N 7623/21/72027-ИП, от 02.04.2021 N 7400/21/72027-ИП, а также постановление от 20.04.2021 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, признаны незаконными.
Между тем, постановлением от 18.01.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебные акты судов первой и апелляционной инстанции по указанному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении решением от 06.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-7289/2021, оставленным без изменения постановлением от 06.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.12.2022, в удовлетворении требований отказано.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество надлежащим образом извещено о возбуждении в отношении него исполнительных производств; в срок, установленный для добровольного исполнения, требование исполнительных документов им не было исполнено; основания для вынесения постановлений о взыскании налогов и сборов, включая пени обществом также не оспорены. В связи с чем, суды пришли к выводу о наличии у судебного пристава-исполнителя оснований для взыскания исполнительского сбора и применения мер его принудительного исполнения.
Также судами отклонены доводы об отсутствии правовых оснований для взыскания с общества исполнительского сбора в связи с уменьшением задолженности общества перед бюджетом на основании решения суда, а также с фактическим исполнением требования исполнительных документов в оставшейся части в установленный срок для добровольного его исполнения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (пункт 2 статьи 69 АПК РФ).
Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего спора, ни одного из указанных в статье 112 Закона об исполнительном производстве оснований, обосновывающих незаконность удержания взысканного исполнительского сбора, в настоящем случае не установлено.
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П также следует, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий.
В настоящем случае постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках возбужденных исполнительных производств обжалованы не были, незаконными не признаны и не отменены, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-19705/2021 подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления - удовлетворению.
Судебные расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2021 по делу N А70-19705/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19705/2021
Истец: ООО "НЬЮ ПЕТРОЛ ТЮМЕНЬ"
Ответчик: Ведущий судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области Куцева Б.А., Межрайонное отделение по особым исполнительным производствам УФССП России по ТО, Старший судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области Ембулаева А.Л., Управление Федеральной Службы Судебных Приставов по Тюменской Области
Третье лицо: Конкурсный управляющий Полушин В.М.