г. Челябинск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А07-41292/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Георесурс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2023 по делу N А07-41292/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Гафаров Н.И. (паспорт, доверенность N М09-13-10777 от 01.08.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Георесурс" (ИНН: 0219008071, ОГРН: 1150280022200, далее - заявитель, общество, ООО "Георесурс") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН: 0278151669, ОГРН: 1080278007897, далее - Минэкологии РБ) о признании незаконным Приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 07.11.2022 N 1215п "О досрочном прекращении права пользования недрами на участке Южно-Дмитриевский", об обязании Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления действия лицензии Серии УФА N 03131 вид лицензии ТЭ на геологическое изучение, разведку и добычу песчано-гравийной смеси на участке Южно-Дмитриевский, участок расположен в 1,7 км к северо-востоку от южного въезда в д. Дмитриевка МР Гафурийский район Республики Башкортостан".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан (ИНН: 0275006462, ОГРН: 1020202771357, далее - МВД РБ); Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 5902290459, ОГРН: 1025900533229, далее - Западно-Уральское Управление Ростехнадзора).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Георесурс" (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе общество указывает, что доказательств того, что деятельность ООО "Георесурс" привела к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в материалы дела не представлено. Из протокола Комиссии N 99 от 27.10.2022 следует, что ООО "Георесурс" предоставило Минэкологии запрашиваемые документы - геологическую информацию о недрах, а в ФГБУ "Росгеолфонд" необходимые отчеты, о чем есть печать о приемке; Комиссия пришла к выводу о наличии угрозы жизни и здоровью местных жителей только на основании письма МВД по РБ от 29.08.2022 N М09-15045 и протокола осмотра места происшествия. Вместе с тем, протокол осмотра не содержит сведения о том, что имеется непосредственная угроза жизни и здоровью местных жителей; уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. б ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), в отношении не только ООО "Георесурс", но и иных юридических лиц - ООО "Стройбетон", ООО "СНХМ"; фототаблица к протоколу осмотра места происшествия не приложена; оспариваемый приказ N 1215п от 07.11.2022 в отсутствие предусмотренных абз. 3 ст. 20 Закона РФ "О недрах" оснований, поскольку представителем Западно-Уральского управления Ростехнадзора подтверждено, что месторождение по добыче ПГС, которым пользовалось ООО "Георесурс" на основании лицензии, не является опасным объектом. Кроме того, Минэкологии РБ нарушило процедуру прекращения лицензии, поскольку о таком нарушении, как возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами ООО "Георесурс" не уведомлялось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Георесурс" на основании Приказа Минэкологии РБ от 07.03.2017 N 146п "О предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Южно-Дмитриевский" выдана лицензия на пользование недрами от 04.04.2017 серия УФА номер 03131 вид ТЭ с целевым назначением - геологическое изучение, разведка и добыча песчано - гравийной смеси на участке Южно - Дмитриевский. Срок действия лицензии - до 01.04.2022. Приказом Минэкологии РБ N 1141п от 29.11.2021 срок действия лицензии продлен до 01.04.2030.
29.08.2022 в адрес Минэкологии РБ поступила информация из Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, согласно которой в производстве следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан находится уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 2 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту незаконной предпринимательской деятельности ООО "Георесурс".
Как указано в сообщении "...В соответствии с отчетом АО "Башкиравтодор" о маркшейдерских работах на участке ПГС Южно-Дмитриевском и прилегающей территории в МР Гафурийском районе Республики Башкортостан, на лицензионном участке в уточненных границах горного отвода с 2018 года по 10.11.2021 добыто в выработках: гравийного грунта (ПГС) в объеме 5 100 м3, песка в объеме 8600 м3. Общий объем добычи за пределами границ лицензионного участка в выработках составляет: гравийного грунта (ПГС) 182 250 м3, песка 114 965 м3. При этом ООО "Георесурс" предоставлены в Минэкологии Республики Башкортостан нулевые отчеты о добыче ОПИ до 2020 года, 1 тыс. куб. м - за 2021 год по форме N 5-гр.
В соответствии с письмом Минэкологии РБ (N М09-08-2449/исх от 28.02.22) следует, что по расчетам Минэкологии РБ по лицензии УФА 03131 ТЭ на основании отчета маркшейдерских исследований, сумма размера ущерба по выработкам, причиненному государству в результате самовольного пользования недрами, составляет: ПГС - 85 293 000 рублей, песка - 24 372 580 рублей...".
Указанным письмом МВД по РБ просит рассмотреть вопрос о приостановлении (прекращении) права пользования недрами по выданной ООО "Георесурс" лицензии УФА 03131 ТЭ.
Министерством в адрес МВД по РБ направлено письмо от 29.08.2022 N М09-13-14107 о предоставлении дополнительных сведений, имеющих существенное значение для решения вопроса о прекращении деятельности ООО "Георесурс" по лицензии УФА 03131 ТЭ.
Также указано, что 25.05.2022 на заседании Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан рассматривались условия пользования недрами по лицензии УФА 03131 ТЭ, выданной ООО "Георесурс", а 30.05.2022 Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан в адрес ООО "Георесурс" направлено письмо о начале процедуры досрочного прекращения лицензии.
В ответ на запрос дополнительных сведений, письмом от 05.10.2022 N 33/20134-1 МВД по РБ представлена информация, согласно которой территория Южно-Дмитриевского месторождения не огорожена, добыча песка и песчаногравийной смеси (далее - ПГС) ведется за пределами границ лицензионного участка в непосредственной близости к кладбищу с. Красный Октябрь, что создает угрозу жизни и здоровью местных жителей, указанный факт подтверждается отчетом АО "Башкиравтодор" "о маркшейдерских работах на участке ПГС Южно-Дмитриевском месторождении и на прилегающей территории муниципального района Гафурийского района Республики Башкортостан"...".
По результатам рассмотрения поступившей от МВД по РБ информации, приказом от 07.11.2022 N 1215п "О досрочном прекращении права пользования недрами на участке Южно-Дмитриевский" досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное ООО "Георесурс" в связи с возникновением непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в результате осуществления пользования недрами.
Заявитель, не согласившись с приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 07.11.2022 N 1215п, посчитав его нарушающим права и законные интересы ООО "Георесурс", обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, не установив совокупности условий для признания оспоренного ненормативного акта незаконным, арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В силу пункта 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, в редакции, действующей в период предоставления лицензии, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьей 5 Закона N 144-з предусмотрено, что основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является, в том числе, решение республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом в сфере регулирования отношений недропользования, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (подпункт "д" пункта 1 статьи 5).
В силу статьи 6 Закона N 144-з предоставление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Закона (часть 1). Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляются республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования (часть 2).
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 (далее - Положение), Министерство определено в качестве республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Пунктом 3.20 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 200 от 17.05.2013 "Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан", заинтересованное лицо в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения.
Таким образом, оспариваемый приказ N 1215п от 07.11.2022 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленное заявителю в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано -гравийной смеси на участке Южно -Дмитриевский в муниципальном районе Гафурийский район принят Министерством в пределах своей компетенции.
Порядок осуществления функции предоставления права пользования участками недр, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр определен административным регламентом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения", утвержденным Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан N 81п от 12.03.2013 "Об утверждении Административного регламента Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения" (далее - Административный регламент).
Пунктом 3 Административного регламента определено, что основанием для осуществления административной процедуры по принятию решения о прекращении, досрочном прекращении является:
1) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;
2) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;
3) представления (предложения) по результатам проверок уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации, с приложением копий актов проверок, в том числе контрольных, и, в случае наличия, копий предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;
4) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации;
5) данные, полученные при осуществлении полномочий Минэкологии РБ, содержащие основания для принятия решений о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения;
6) документы о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок был предоставлен в пользование, полученные Минэкологии РБ.
Порядок принятия решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения включает в себя следующие действия (пункт 3.3.1. Административного регламента):
1) прием и регистрация заявления;
2) рассмотрение заявления, представления контрольных органов по результатам проверок (далее - представление) и направление материалов на Комиссию для принятия решения;
3) рассмотрение материалов на Комиссии и принятие решения;
4) оформление приказа о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования участком недр местного значения или отказа в предоставлении государственной услуги;
5) направление приказа пользователю недр.
Пунктом 3.3.1.4. Административного регламента предусмотрено, что решение о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения должно содержать:
- основание для принятия решения о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр в соответствии со статьей 20 Закона о недрах;
- условия прекращения права пользования участком недр;
- мероприятия, которые необходимо осуществить в соответствии с условиями лицензии и в связи с прекращением права пользования участком недр;
- порядок и сроки выполнения установленных мероприятий;
- дату вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования участком недр.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами;
2) нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
3) систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами;
4) если пользователь недр в течение установленного лицензией на пользование недрами срока не приступил к осуществлению пользования недрами;
5) ликвидации пользователя недр;
6) нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, установленных частью первой статьи 23 настоящего Закона;
7) непредставления и (или) нарушения порядка представления пользователем недр геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении участка недр местного значения);
8) подачи пользователем недр заявления о досрочном прекращении права пользования недрами;
9) возникновения обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
10) принятия Правительством Российской Федерации решения в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона;
11) возникновения обстоятельств, являющихся случаями обязательного перехода права пользования участками недр и (или) основаниями обязательного переоформления лицензии на пользование недрами, если пользователем недр не выполняются условия обязательного перехода права пользования участками недр и (или) обязательного переоформления лицензии.
При несогласии пользователя недр с решением о досрочном прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. В случае признания решения о досрочном прекращении права пользования недрами незаконным в порядке, предусмотренном законодательством, право пользования недрами подлежит восстановлению.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, в том числе в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами регламентирован статьей 21 Закона о недрах.
Данная статья предусматривает наличие различных вариантов осуществления государственной функции по досрочному прекращению права пользования недрами в зависимости от основания инициации указанной процедуры. К ним относятся: прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии; непосредственно после принятия уполномоченным органом решения об этом с письменным уведомлением недропользователя; принятие решения о прекращении права пользования недрами только по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В случаях, предусмотренных пунктами 1, 5, 9, 10 и 11 части второй статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами досрочно прекращается непосредственно с даты принятия органом, предусмотренным частью первой настоящей статьи, решения о досрочном прекращении права пользования недрами с письменным уведомлением об этом пользователя недр (часть 3 статьи 21 Закона о недрах).
В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним. Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 21 Закона о недрах).
Частью 4 статьи 20, статьей 50 Закона о недрах предусмотрено права пользователя недр в случае несогласия с решением о прекращении права пользования недрами обжаловать его в судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Изложенное означает, что предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела (пункт 2.1 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 412-О-О).
Досрочное прекращение разрешения на пользование недрами, аннулирование лицензии на этот вид деятельности в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998 N 14-П, 30.07.2001 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
Уполномоченному органу следует исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения, не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения. Решение о досрочном прекращении лицензии должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватной мерой, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц.
Оценка соразмерности мер ответственности последствиям нарушения, как связанная с установлением и оценкой фактических обстоятельств, является оценочным понятием, прерогативой суда.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия оспариваемого Приказа Министерства от 07.11.2022 N 1215п, послужили выводы о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, в результате осуществления пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Южно-Дмитриевский в муниципальном районе Гафурийский район Республики Башкортостан ООО "Георесурс" (ИНН 0219008071) по лицензии УФА 03131 ТЭ.
Как следует из п. 24 протокола N 94 от 25.05.2022 заседания комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения по инициативе Минэкологии РБ о приостановлении/досрочном прекращении действия лицензии ООО "Георесурс", установлено, что в соответствии с абз. 2 пп. 9.2 Условий пользования недрами пользователь недр обязуется "не позднее 01.02.2020 представить - геологическую информацию о недрах, полученную пользователем недр в результате проведения работ по геологическому изучению (поиска и оценки) недр и разведке ОПИ на лицензионном участке".
ООО "Георесурс" нарушены п.п. 9.2 Условий к Лицензии УФА 03131ТЭ.
Учитывая допущенное нарушение, Комиссией принято решение приостановить и начать процедуру досрочного прекращения лицензии УФА 03131ТЭ.
Из пункта 38 протокола N 99 от 27.10.2022 заседания комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения по вопросу досрочного прекращения действия лицензии УФА 03131 ТЭ ООО "Георесурс" следует, что лицензия УФА 03131ТЭ приостановлена Приказом Минэкологии РБ N 697п от 01.06.2022, в связи с нарушением существенных условий лицензии.
Письмом от 30.05.2022 N М09-08-7244 ООО "Георесурс" направлено уведомление о начале процедуры досрочного прекращения лицензии и о необходимости устранения нарушения в течении трех месяцев.
В качестве мероприятий, которые обществу необходимо было выполнить для восстановления лицензии, указано: представить геологическую информацию о недрах, полученную пользователем недр в результате проведения работ по геологическому изучению (поиска и оценки) недр и разведке ОПИ на лицензионном участке.
Как следует из пункта 38 протокола N 99 от 27.10.2022 ООО "Георесурс" направлено письмо (вх. Минэкологии от 14.06.2022 N М09-9963), в котором указано о предоставлении геологической информации в Минэкологии РБ.
Согласно письму ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому Федеральному округу от 17.06.2022 N М09-10323 и письму ФГБУ "Росгеолфонд" от 26.07.2022 N М09-13005, от 26.09.2022 N М09-16929 отчеты в Фонды не поступали (согласно представленным материалам от ООО "Георесурс" отчеты сданы ФГБУ "Росгеолфонд").
Вместе с тем, Комиссией в указанном пункте протокола N 99 от 27.10.2022 также указано на поступление письма МВД по РБ от 29.08.2022 N М09-15045, из содержания которого следует, что в производстве следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления МВД по РБ находится уголовное дело, возбужденное 30.05.2022 по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту незаконной предпринимательской деятельности организациями ООО "Георесурс", ООО "Стройбетон", ООО "СНХМ".
Расследованием установлено, что руководством ООО "Георесурс" (ИНН 0219008071), ООО "Стройбетон" (ИНН 0242012446), ООО "СНХМ" (ИНН 0268063830), в период с 2019 года по 2021 год организована незаконная добыча песчано-гравийной смеси (далее ПГС) и песка на участке местности, расположенном за пределами лицензионного карьера, находящегося в 1,7 км к северо-востоку от южного въезда в д. Дмитриевка Гафурийского района Республики Башкортостан, в результате чего незаконно добыто песка не менее 17 044,589 м3, ПГС - не менее 2 871,618 м3.
В целях добычи и перевозки ПГС и песка 01.01.2020 между ООО "СНХМ" и ООО "Стройбетон" заключен договор N 01-01/20 аренды спецтехники (самосвалов, экскаваторов), и в дальнейшем, с целью реализации ПГС и песка 10.01.2020 между ООО "Георесурс" и ООО "СтройБетон" заключен дилерский договор N 03-01/20 по продаже песка и ПГС.
Незаконно добытые в указанный период ПГС и песок в дальнейшем неустановленными лицами, действующими от имени ООО "Стройбетон", реализованы в ООО "Бергауф Строительные Технологии", ООО "АвтоСтройКомплект", муниципального унитарного предприятия "Межрайкоммунводоканал" ГО г. Стерлитамак, ООО Торговый дом "Бетон", в результате чего ООО "Георесурс", ООО "Стройбетон", ООО "СНХМ" получен доход в сумме не менее 17 719 324,54 руб., что является особо крупным размером.
В соответствии с отчетом АО "Башкиравтодор" о маркшейдерских работах на участке ПГС Южно-Дмитриевском и прилегающей территории в МР Гафурийском районе Республики Башкортостан, на лицензионном участке в уточненных границах горного отвода с 2018 года по 10.11.2021 добыто в выработках: гравийного грунта (ПГС) в объеме 5 100 м3, песка в объеме 8600 м3. Общий объем добычи за пределами границ лицензионного участка в выработках составляет: гравийного грунта (ПГС) 182 250 м3, песка 114 965 м3. При этом ООО "Георесурс" предоставлены в Минэкологии Республики Башкортостан нулевые отчеты о добыче ОПИ до 2020 года, 1 тыс. куб. м - за 2021 год по форме N 5-гр.
В соответствии с письмом Минэкологии РБ (N М09-08-2449/исх от 28.02.22) следует, что по расчетам Минэкологии РБ по лицензии УФА 03131 ТЭ на основании отчета маркшейдерских исследований, сумма размера ущерба по выработкам, причиненному государству в результате самовольного пользования недрами, составляет: ПГС - 85 293 000 рублей, песка - 24 372 580 рублей.
В целях недопущения дальнейшей разработки карьера на участке местности, расположенном за пределами лицензионного карьера, находящегося в 1,7 км к северо-востоку от южного въезда в д. Дмитриевка Гафурийского района Республики Башкортостан, Минэкологии РБ предложено рассмотреть вопрос о приостановлении (прекращении) права пользования недрами по лицензии УФА 03131 ТЭ, выданной 04.04.2017 ООО "Георесурс".
Согласно пункту 38 протокола N 99 от 27.10.2022, в адрес Минэкологии РБ также поступило письмо МВД по РБ от 05.10.2022 N 33/20134-1 (вх.N М09-17688 от 06.10.2022), согласно которому сообщено о невыполнении ООО "Георесурс" установленных протоколом технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ООО "Георесурс" на 2021 год N 28-16/2021-123 от 29.06.2021 условий согласования ПРГР, а именно: не предоставлена информация по отводу земельного участка для целей недропользования, приказ о назначении на должность мастера участка, приказ о назначении ответственного лица за безопасное ведение горных работ на участке недропользования.
Кроме того, согласно протоколу осмотра места происшествия от 01.09.2021, установлено, что территория Южно-Дмитриевского месторождения не огорожена. При этом добыча песка и ПГС за пределами границ лицензионного участка велась в непосредственной близости к кладбищу с. Красный Октябрь, что может создать угрозу жизни и здоровью местных жителей. Согласно отчету АО "Башкиравтодор" о маркшейдерских работах на участке ПГС Южно - Дмитриевском и прилегающей территории в МР Гафурийском районе РБ граница выработки "В 6" находится в 60 метрах от кладбища.
Согласно статье 24 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" строительство и эксплуатация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является, помимо прочего, разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 537 утверждены Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ (далее - Требования).
Согласно пунктам 8, 8.1 Требований мероприятия по выполнению основных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, должны обеспечивать соблюдение требований по безопасному ведению горных и взрывных работ, включая меры по охране населения, зданий, сооружений и природных объектов, расположенных на земной поверхности в зоне вредного влияния горных разработок, подземных горных выработок, объектов и сооружений.
В свою очередь, согласно информации Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.09.2022 N 284-8421 (предоставленной по запросу МВД по РБ и приложенной к сопроводительному письму от 05.10.2022 N 33/20134-1), в 2022 году заявлений по рассмотрению плана развития горных работ (далее - ПРГР) от ООО "Георесурс" не поступало, техническое совещание по рассмотрению ПРГР в 2022 году не проводилось, протокол технического совещания не выдавался.
Ранее, Западно-Уральским управлением Ростехнадзора рассмотрен и согласован ПРГР ООО "Георесурс" на 2021 год, однако информация об исполнении условий, предусмотренных протоколом технического совещания по рассмотрению ПРГР на 2021 в Западно-Уральское управление Ростехнадзора от ООО "Георесурс" не поступала.
Таким образом, ООО "Георесурс" в период с 2019 по 2022 год осуществляло пользование недрами в отсутствие надлежащего обеспечения безопасности для населения, что способствует риску причинения вреда жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, нарушений Министерством порядка досрочного прекращения прав пользования ООО "Георесурс" по процедуре и по основаниям, предусмотренным законом судом не установлено, в связи с чем оснований для признания оспариваемого приказа Министерства от 07.11.2022 N 1215п Приказа "О досрочном прекращении права пользования недрами на участке Южно - Дмитриевский" - не имеется.
Доводы о том, что Минэкологии РБ нарушило процедуру прекращения лицензии, поскольку о таком нарушении, как возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами ООО "Георесурс" не уведомлялось, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в силу положений части 3 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 1, 5, 9, 10 и 11 части второй статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами досрочно прекращается непосредственно с даты принятия органом, предусмотренным частью первой настоящей статьи, решения о досрочном прекращении права пользования недрами с письменным уведомлением об этом пользователя недр. При этом уведомление о наличии непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами до принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами указанной нормой права не предусмотрено.
Доводы апеллянта о том, что уголовное дело возбуждено в отношении также иных юридических лиц по факту незаконной предпринимательской деятельности, кроме того, в рамках указанного дела не установлено, что именно общество своими действиями создавало угрозу жизни и здоровью людей, апелляционной коллегией также отклоняются.
Недропользование - это деятельность, связанная с повышенным экологическим риском, а также возможной опасностью для населения, пользование отдельными участками недр может быть прекращено в целях обеспечения безопасности и охраны окружающей природной среды, а также, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам.
Исходя из документального подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о том, что ООО "Георесурс" в период с 2019 по 2022 год осуществляло пользование недрами в отсутствие надлежащего обеспечения безопасности для населения, что способствует риску причинения вреда жизни и здоровью граждан, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о законности приказа 07.11.2022 N 1215п Приказа "О досрочном прекращении права пользования недрами на участке Южно - Дмитриевский" и мотивированно отказал обществу в удовлетворении требований в полном объеме.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений судом в процессе судопроизводства основополагающих принципов правосудия - равенства, состязательности сторон материалы дела не содержат.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2023 по делу N А07-41292/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Георесурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Георесурс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по чеку от 11.12.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-41292/2022
Истец: ООО Георесурс
Ответчик: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. Уфимское территориальное управление. Старший государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальник уфимского территориалтьного управления министерства природопользования и экологии республики башкортостан Абзелилова Альфия Шарифовна
Третье лицо: ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, МВД по РБ, ООО "Судебное агенство "Барристер"