г. Владимир |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А79-9698/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.02.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.12.2022 по делу N А79-9698/2022,
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии о привлечении акционерного общества "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии - Дурнаева Н.В. по доверенности от 01.02.2023 N 4 сроком действия до 31.12.2025.
Акционерное общество "Тандер", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, административный орган) на основании решения от 27.10.2021 N 181 проведена плановая выездная проверка в отношении акционерного общества "Тандер" (далее - Общество).
В ходе рассмотрения документов, представленных Обществом на вырабатываемую пищевую продукцию, готовую к употреблению, по адресам: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, 21А и ул. Энгельса, д. 7, Управление посчитало, что Обществом допущено нарушение законодательства в области технического регулирования в части недостоверного декларирования, а именно:
- на хлеб и хлебобулочные изделия из муки ржаной или из смеси различных сортов ржаной и пшеничной муки, зерновых продуктов в ассортименте, вырабатываемые по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, 21 А, представлена декларация о соответствии, регистрационный номер которой ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.В.85292/19 (срок действия декларация с даты регистрации по 03.11.2022 включительно) о соответствии вышеуказанных продуктов требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", которая принята на основании протоколов 10426 (выдан 16.08.2019), 10425 (выдан 16.08.2019), 10424 (выдан 16.08.2019) испытательного лабораторного центра Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии". Однако, в указанных протоколах лабораторных испытаний отсутствуют результаты лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", по следующим показателям: содержание микотоксинов, пестицидов;
- на изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте, вырабатываемые по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, 21 А, представлена декларация о соответствии, регистрационный номер которой ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.B.16817/20 (срок действия декларация с 27.11.2020 по 26.11.2025 включительно) о соответствии вышеуказанных продуктов требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", которая принята на основании протоколов 2147 (выдан 06.07.2020), 2146 (выдан 06.07.2020) испытательной лаборатории "Испытательная лаборатория ФБУ "Чувашский ЦСМ". Однако, в указанных протоколах лабораторных испытаний отсутствуют результаты лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", по следующим показателям: содержание микотоксинов, пестицидов;
- на изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте, вырабатываемые по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Энгельса, д. 7, представлена декларация о соответствии, регистрационный номер которой ЕАЭС N RU Д-RU.РА01.В.51628/20 (срок действия декларация с 19.06.2020 по 18.06.2023 включительно) о соответствии вышеуказанных продуктов требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", которая принята на основании протоколов испытательной лаборатории "Испытательная лаборатория ФБУ "Чувашский ЦСМ" от 20.05.2020 N N 1593, 1596, 1594, 1595, 1592. Однако, в указанных протоколах лабораторных испытаний отсутствуют результаты лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", по следующим показателям: содержание микотоксинов, пестицидов.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо административного органа 14.01.2022 составило протокол об административном правонарушении N 14.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статье 14.44 КоАП РФ.
Решением от 08.12.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Управлению в удовлетворении заявления.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что исходя из раздела 4. Мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия Приложения 3 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" можно сделать вывод, что продукты переработки зерна включают в себя продукты переработки злаковых, зернобобовых и масличных культур, а хлеб и булочные изделия, в свою очередь, входят в состав продуктов переработки злаковых и зернобобовых культур.
Управление полагает, что поскольку хлеб и булочные изделия охватываются понятием продуктов переработки злаковых, следовательно, норматив по содержанию микотоксинов и пестицидов распространяется, в числе прочих, на хлеб и булочные изделия.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что в ГОСТ 26791-2018 после названия указан номер "МКС 67.060", которому соответствуют зерновые, бобовые и продукты их переработки, включая хлебные злаки, кукурузу, муку, хлебопекарные изделия и так далее. То есть ГОСТ 26791-2018 разработан для пищевой продукции, закодированной в классификаторе за номером 67.060.
Как полагает Управление, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению статья 1 Федерального закона от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки", которая к продуктам переработки зерна относит муку, крупу, хлебобулочные и макаронные изделия, комбикорма, побочные продукты переработки зерна (на сегодняшний день признан утратившим силу). Несмотря на то, что данный нормативный акт фактически утратил силу 19.08.2011, иного определения продуктов переработки зерна законодательство не содержит.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии.
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктах" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Статьей 1 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 184-ФЗ определено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно пункту 2 данной статьи при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В пункте 3 указанной статьи установлено, что при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), который устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Согласно пункту 1 статьи 7 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу пункта 1 статьи 10 TP ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Статьей 21 ТР ТС 021/2011 регламентированы формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции и процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации.
Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: - подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; - государственной регистрации специализированной пищевой продукции; - государственной регистрации пищевой продукции нового вида; - ветеринарно-санитарной экспертизы.
Пищевая продукция, выпущенная в обращение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме декларирования соответствия (часть 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011).
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется нарушение в части недостоверного декларировании хлебобулочных изделий, а именно то, что декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д- RU.РА01.Б.85292/19, ЕАЭС N RU Д-RU.РА01.В.16817/20, ЕАЭС N RU Д-RU.РА01.В.21628/20 приняты на основании протоколов лабораторных испытаний, в которых отсутствуют сведения о результатах лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателям - содержание микотоксинов, пестицидов.
Административный орган исходит из того, что хлеб и хлебобулочные изделия являются непосредственно продуктом переработки злаковых, следовательно, требования, содержащиеся в приложении N 3 таблице N 4 TP ТС 021/2011, распространяющие свое действие на продукты переработки пшеницы, злаковых культур, распространяют свое действие и на хлеб и хлебобулочные изделия.
Суд первой инстанции правильно посчитал данный вывод административного органа ошибочным по следующим основаниям.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ 31807-2018. Межгосударственный стандарт. Изделия хлебобулочные из ржаной хлебопекарной и смеси ржаной и пшеничной хлебопекарной муки. Общие технические условия, введенному в действие Приказом Росстандарта от 09.10.2018 N 733-ст, содержание токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов и радионуклидов в хлебобулочных изделиях из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки не должно превышать допустимых уровней, установленных, санитарно-эпидемиологическими требованиями, гигиеническими нормативами или нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего настоящий стандарт.
На территории Российской Федерации действует Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), который, в том числе, в таблице 4 устанавливает требования к хлебу, хлебобулочным и сдобным изделиям по таким параметрам токсичных элементов: как свинец, кадмий, ртуть, а к продуктам переработки зерна и злаковых культур дополнительно установлены требования по содержанию микотоксинов и пестицидов.
Как правильно отметил суд первой инстанции, законодатель сознательно разделил хлеб, хлебобулочные изделия и продукты переработки зерна, то есть данные понятия не тождественны.
Кроме того, ГОСТ 26791-2018. Межгосударственный стандарт. Продукты переработки зерна. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение, введенный в действие Приказом Росстандарта от 05.10.2018 N 714-ст, содержит определение, из которого следует, что продуктами переработки зерна, предназначенными для пищевых целей являются - мука, толокно, крупа, зародыш зерна, мучные и зерновые смеси, хлопья, отруби, зерно для проращивания, мюсли, продукты, полученные путем экструзии или термообработки зерна или крупы.
Указанный ГОСТ также не относит хлеб и хлебобулочные изделия к продуктам переработки зерна. Согласно области применения ГОСТ 26791-2018 он не охватывает хлеб и хлебобулочные изделия, несмотря на пометку "МКС 67.060".
Отражение в ГОСТ 26791-2018 "МКС 67.060" не раскрывает понятие продуктам переработки зерна и злаковых культур в целях применения TP ТС 021/2011.
Как следует из письма Евразийской экономической комиссии от 01.05.2019, продуктом переработки зерна является мука, а не хлебобулочное изделие.
При этом использование на территории Российской Федерации продуктов переработки зерна, в данном случае муки, при производстве хлебобулочных изделий невозможно без наличия на данный продукт (муку) декларации соответствия, в которой должны содержаться сведения о лабораторных исследованиях по показателям: содержание микотоксинов, пестицидов в соответствии с таблицей 4 ТР ТС 021/2011.
С учетом изложенного нормативного регулирования суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при изготовлении хлеба и хлебобулочных изделий из муки ржаной или из смеси различных сортов ржаной и пшеничной муки, зерновых продуктов, хлебобулочных слоеных изделий не требуется проводить лабораторных испытания по показателям: содержание микотоксинов, пестицидов, поскольку данное требование ТР ТС 021/2011 к хлебобулочным изделиям не содержит.
Утверждение административного органа об обратном основано на неверном толковании действующих норм права.
Суд первой инстанции правильно признал ошибочной ссылку административного органа на положения СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", Решения Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", поскольку в соответствии с пунктом 3.2 Решения комиссии Таможенного союза то 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" утратил силу 19.08.2011 и применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежит.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт вменяемого Обществу нарушения требований ТР ТС 021/2011 Управлением не доказан.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В данном случае ссылки в апелляционной жалобе на утративший силу нормативный акт, учебную литературу вызывают такие сомнения.
Согласно пункту 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 08.12.2022 по делу N А79-9698/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9698/2022
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии
Ответчик: АО "Тандер"