город Омск |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А46-655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Воронова Т.А., Грязниковой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ((регистрационный номер 08АП-8871/2022) индивидуального предпринимателя Золотухиной Ольги Михайловны на решение от 20.06.2022 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-655/2022 (судья Ярковой С.В.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к индивидуальному предпринимателю Золотухиной Ольге Михайловне (ИНН 550503349700, ОГРНИП 319554300086951) о взыскании 121 760 руб. 60 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Золотухиной Ольги Михайловны - Денисенко Анастасии Александровны по доверенности от 11.11.2020,
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручининой Ксении Юрьевны по доверенности от 07.06.2022 N Исх-ДИО/7796,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Золотухиной Ольге Михайловне (далее - ИП Золотухина О.М., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности по договору N Д-С-14-6108 в сумме 73 682 руб. 69 коп. за период с 01.08.2017 по 30.03.2021, пени в сумме 48 077 руб. 91 коп. за период с 10.08.2021 по 30.09.2021, с последующим начислением процентов на сумму долга по день фактической уплаты долга.
Решением от 20.06.2022 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-655/2022 исковые требования удовлетворены частично, с предпринимателя в пользу Департамента взыскана задолженность в размере 42 958 руб. 82 коп., пени за просрочку платежей за период с 18.12.2018 по 30.09.2021 в сумме 14 319 руб. 61 руб., с последующим начислением пени, начиная с 01.10.2021 на сумму основного долга из расчета 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемые кредитором". С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 2 291 руб. В удовлетворении иска в остальной части требований отказано.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, ИП Золотухина О.М. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу итогового судебного акта Омского областного суда по административному делу N 3а-324/2021.
Мотивируя свою позицию, податель жалобы указывает, что в целях расчета арендной платы с 01.01.2019 необходимо применять кадастровую стоимость земельного участка в размере 1 047 000 руб., что установлено решением от 11.06.2021 Омского областного суда по делу N 3а-42/2021. Кроме того, в настоящее время одним из арендаторов земельного участка (Серебряков С.В.) в судебном порядке оспаривается решение Бюджетного учреждения Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" N ОРС-55/2021/000130 от 23.07.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 1 851 000 руб.
От Департамента поступил отзыв, в котором истец выразил несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе.
Определением от 21.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда производство по делу приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта Омского областного суда по делу N 3а-32/2022.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 19.10.2022 состоялось решение Омского областного суда по делу N 3а-32/2022, соответствующее решение оставлено без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, в связи с чем производство по настоящему делу возобновлено судом апелляционной инстанции в судебном заседании 09.02.2023.
До начала судебного заседания от Департамента поступил условный расчет задолженности по арендной плате за период с 01.01.2019 по 30.09.2021 с учетом результата рассмотрения дела N 3а-32/2022, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав сторон спора, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Положением "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утверждённым Решением Омского юродского совета от 26.10.2011 N 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, имеющим основном "елью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск. Основными задачами департамента являются, в том числе, осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.
Реализуя свои функции, департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска в пределах своей компетенции, а также обеспечивает текущий контроль за полнотой и своевременностью поступления арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции.
В соответствии с договором аренды земельного участка N Д-С-14-6108 (далее - договор) с учетом соглашения от 06.10.2016 (государственная регистрация которого произведена 24.10.2016) ИП Золотухина О.М. является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 55:36:050301:53 площадью 2 589 кв.м..
По условиям договора арендатор обязуется своевременно и полностью выплачивать арендную плату, установленную договором и последующими изменениями и дополнениями к нему, а также налоги, связанные с перечислением арендной платы на нее в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.7, 4.1, 5.1 договора).
Арендатор перечисляет арендную плату получателю в размере, исчисляемом согласно приложению к настоящему договору, за каждый месяц вперед с оплатой до 10-го числа месяца, за который производится оплата. В случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки. (пункты 2.3., 7.2. договора в редакции соглашения от 28.09.2010, государственная регистрация которого произведена 20.12.2010).
Письмом от 26.01.2018 N Исх-ДИО/1046, от 14.03.2019 N Исх-ДИО/3426, от 13.10.2021 N Исх-ДИО/13524 Департамент уведомил ответчика о изменениях порядка расчета арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 года N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года N 275-п" (далее - Постановление N 419-п).
По утверждениям истца, на стороне ответчика возникла задолженность по арендной плате за период с 01.08.2017 по 30.03.2021 (фактически расчет задолженности произведен за период по 30.09.2021) в сумме 73 682 руб. 69 коп., а также начислены пени за период с 10.08.2017 по 30.09.2021 в сумме 48 077 руб. 91 коп.
14.10.2021 письмом N Исх-ДИО/13624 в адрес ИП Золотухиной О.М. направлена претензия с требованием о погашении задолженности по арендной плате и пени.
Поскольку претензионные требования ответчиком не исполнены, истец обратился в суд первой инстанции с исковым заявлением о взыскании суммы задолженности и неустойки.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено ходатайство о пропуске Департаментом срока исковой давности, а также о необходимости применения при расчете арендной платы кадастровой стоимости земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением от 11.06.2021 Омского областного суда по делу N 3а-42/2021.
Суд первой инстанции, применив срок исковой давности, удовлетворил требования истца частично за период с 18.12.2018 по 30.09.2021, при этом доводы ответчика о применении кадастровой стоимости, установленной решением от 11.06.2021 Омского областного суда по делу N 3а-42/2021, отклонил, что послужило основанием для обращения предпринимателя в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Учитывая, что возражения со стороны Департамента против проверки судебного акта в полном объеме не поступили, суд апелляционной инстанции с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ осуществляет проверку судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для взыскания задолженности и пени за период с 18.12.2018 по 30.09.2021.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемого решения.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Системное толкование норм пункта 1 статьи 606, пункта 1 статьи 614, статьи 622 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязанность по уплате арендных платежей существует у арендатора в течение всего периода использования арендованного имущества с момента передачи такого имущества арендодателем и прекращается в момент возврата такого имущества арендатором арендодателю.
Статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73), при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Как указано в пункте 19 постановления N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, с 01.01.2019 установлен Постановлением N 419.
Пунктом 3 Постановления N 419 предусмотрено, что расчет размера арендной платы за использование земельных участков осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле: Ап = Кс x Кф, где: Ап - размер годовой арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Кф - экономически обоснованный коэффициент.
Из обстоятельств спора следует, что при определении размера арендной платы за исковой период у сторон возникли разногласия относительно правильности определения кадастровой стоимости земельного участка.
В материалы дела представлено решение от 11.06.2021 Омского областного суда по делу N 3а-42/2021, которым кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:050301:533 установлена в размере 1 047 000 руб. Датой подачи заявления считать 06.08.2019.
Решением от 19.10.2022 Омского областного суда по делу N 3а-324/2021 установлена кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:050301:533 в размере его рыночной стоимости 1 966 916 руб. Датой подачи заявления считать 30.06.2021.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
К таким исключениям относится установление кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (абзац 5 статьи 24.20). В таком случае для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня начала применения кадастровой стоимости.
Ранее действовавшая редакция статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ предусматривала, что в случае установления кадастровой стоимости судом с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако в связи с внесением Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 269-ФЗ) в данный абзац изменений, вступивших в силу 11.08.2020, положения о применении новой кадастровой стоимости с года, в котором подано заявление, изменены: кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня начала ее применения, изменяемая вследствие, в том числе установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом Закон N 269-ФЗ не содержит норм, предусматривающих распространение его положений на отношения, возникшие до введения его в действие, а в соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Также подпункт 1 пункта 2 статьи 6 Закона N 269-ФЗ предусматривает право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принять решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Омской области от 16.12.2020 N 542-п дата 01 января 2021 года установлена датой перехода к применению на территории Омской области положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ. Поэтому все споры о пересмотре кадастровых стоимостей объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, должны с 01 января 2021 года осуществляться в соответствии с положениями статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ (по заявлениям, поданным с 01 января 2021 года) или с положениями статьи 22 Закона N 237-ФЗ (по заявлениям, поданным до 01 января 2021 года), а результаты этого пересмотра могут применяться только с 1 января года подачи заявления в суд или комиссию. Нормы Закона N 135-ФЗ при этом применяться уже не могут.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора следует, что по отношению к определению порядка размера арендной платы за 2019 год следует руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением суда по делу N 3а-42/2021, что составляет 1 047 000 руб., поскольку дата подачи заявления 06.08.2019, а в отношении порядка определения стоимости арендной платы за 2021 год следует руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением суда по делу N 3а-32/2022, что составляет 1 966 916 руб., поскольку дата подачи заявления 30.06.2021.
В данной связи, доводы жалобы о применении арендодателем неверной кадастровой стоимости при расчете долга за периоды 2019-2021 годы является обоснованными.
При изложенных обстоятельствах, размер ежемесячной арендной платы по отношению к ответчику за период 2019 год составляет 499 руб. 51 коп., за 2020 год - 514 руб. 49 коп., за 2021 год - 938 руб. 39 коп., что в общей сумме за период с января 2019 года по сентябрь 2021 года составляет 20 613 руб. 51 коп.
Как следует из представленных в материалы дела условных расчетов и не оспаривается истцом, ответчиком произведена оплата в общей сумме 31 458 руб. 50 коп.
В связи с наличием переплаты, основания для взыскания арендной платы в присужденной сумме отсутствовали у суда первой инстанции.
Относительно неустойки с учетом изложенных выводов в настоящем постановлении суд апелляционной инстанции отмечает, что просрочка в арендной плате допущена ответчиком в январе 2019 года, поскольку оплата произведена 15.01.2019 в сумме 11 993 руб. 50 коп., в связи с чем размер неустойки на сумму платежа 541 руб. 64 коп. (ежемесячный платеж) за период с 11.01.2019 по 15.01.2019 составляет 2 руб. 70 коп., оплата которой произведена предпринимателем 27.01.2022 (чек по операции Сбербанк онлайн на сумму 3 руб.).
При таких обстоятельствах в удовлетворении акцессорных требований надлежит отказать.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, являются основанием для отмены судебного акта (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта соответственно изложенному выше.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.06.2022 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-655/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу индивидуального предпринимателя Золотухиной Ольги Михайловны судебные расходы по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-655/2022
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ИП Золотухина Ольга Михайловна
Третье лицо: МИФНС N 12 по Омской области, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Омской области