г. Ессентуки |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А15-1237/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" - Хамзаева З.Д. (по доверенности от 09.01.2023), представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - Миримовой К.А. (по доверенности от 21.12.2022), представителя ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального образования "город Махачкала" - Магомедова Г.А. (по доверенности от 20.01.2023), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2022 по делу N А15-1237/2022, принятое по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572019545) к администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (ИНН 0562042520) о признании права собственности Республики Дагестан в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:975, общей площадью 1966 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, пр. Имама Шамиля, об исключении из ЕГРН записи N 05-05-01/072/2010-795 от 23.08.2010 о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа "город Махачкала" Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:975,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности Республики Дагестан в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:975, общей площадью 1966 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, пр. Имама Шамиля, об исключении из ЕГРН записи N 05-05-01/072/2010-795 от 23.08.2010 о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа "город Махачкала" Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:975.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по РД, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД, ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальном образовании "город Махачкала", Представительство министерства иностранных дел России в г.Махачкале и ТУ Росимущества в Республике Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2022 по делу N А15-1237/2022 заявление удовлетворено. Суд признал право собственности Республики Дагестан в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0572019545) на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000054:975, общей площадью 1966 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, пр. Имама Шамиля.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2022 по делу N А15-1237/2022 администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальном образовании "город Махачкала", Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального образования "город Махачкала" поддерживали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2022 по делу N А15-1237/2022 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2022 по делу N А15-1237/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно выписке из ЕГРН от 18.02.2022 МО ГО "город Махачкала" РД на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1966 кв. м с кадастровым номером 05:40:000054:975 с видом разрешенного использования "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (объект здравоохранения)", расположенный по адресу: РД, г. Махачкала, пр.И.Шамиля, о чем в ЕГРН внесена запись от 23.08.2010 N 05-05-01/072/2010-795.
Основанием для регистрации права собственности муниципального образования на указанный земельный участок послужила выписка из реестра объектов муниципальной собственности г. Махачкалы N 207 от 30.07.2010, выданная Комитетом по управлению имуществом г. Махачкалы. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2010.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.02.2022 Республике Дагестан на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 531,2 кв. м с кадастровым номером 05:40:000062:8684, расположенное по адресу: РД, г. Махачкала, пр.И.Шамиля, 44-а, о чем в ЕГРН внесена запись от 17.06.2015 N 05-05/001-05/140/001/2015-6953/2. На указанное здание 16.07.2015 зарегистрировано право оперативного управления ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальном образовании "город Махачкала".
Переданное учреждению в оперативном управлении нежилое здание, находящееся по адресу: РД, г. Махачкала, пр.И.Шамиля, 44-а, расположено на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000054:975, общей площадью 1966 кв. м, которое находится в собственности МО ГО "город Махачкала" РД. Данные обстоятельства подтверждаются актом фактического осмотра земельного участка с кадастровым номером 05:40:000054:975 и расположенных на нем объектов (построек) от 25.11.2022, составленного с участием гл.специалиста отдела инвентаризации ГБУ РД "Дагтехкадастр" Багатаровой П.М., гл./вед. специалиста отдела инвентаризации ГБУ РД "Дагтехкадастр" Ярахмедова А.М., и.о. начальника отдела инвентаризации ГБУ РД "Дагтехкадастр" Казалиева О.У., гл.специалиста отдела муниципального земельного контроля УИиЗО г. Махачкалы Саидова С.А. и юриста ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальном образовании "город Махачкала" Магомедова Г.А.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.11.2015 по делу N А15-2743/2015 отказано в удовлетворении искового заявления Комитета по управлению имуществом г. Махачкалы (ИНН 0541002220) к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (ИНН 0562073430), ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Махачкала" (ОГРН 1060562000751), о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан на помещения: N 8, 12-43 на 1 этаже, 8-9 и 20-25 на 2 этаже (кадастровый номер N 05:40:000062:8684) общей площадью 531,2 кв. м, расположенные по адресу пр. И. Шамиля, 44-а; не применении распоряжения Мингосимущества РД N 153-р от 26.05.2009; о признании права собственности МО ГО "город Махачкала" на помещения N 8, 12-43 на 1 этаже, N 8-9 и 20-25 на 2 этаже общей площадью 531,2 кв. м (кадастровый номер N 05:40:000062:8684), расположенные по адресу пр. И. Шамиля, 44-а; об обязании аннулировать запись регистрации N 05-05/001-05/140/001/2015-6953/2 от 17.06.2015 к об обязании освободить переданные по договору N 2 от 01.01.2006 помещения N 8, 12-43 на 1-м этаже, N 8, 9, 20-25 на 2-м этаже литера А общей площадью 531,2 кв. м (кадастровый номер 05-05-01/098/2009-177), расположенные по адресу: г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 44 а.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени не решен вопрос о переоформлении в государственную собственность Республики Дагестан спорного земельного участка, истец обратился в суд с настоящим иском
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Пункт 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Согласно абзацу 8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 30 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Анализ изложенных норм законодательства и фактических обстоятельств дела позволили суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что земельный участок N 05:40:000054:975 под зданием, находящимся в собственности Республики Дагестан, относятся к республиканской собственности в силу прямого указания закона.
Такой вывод судов соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 18.11.2008 N 7321/08, согласно которым безвозмездная передача имущества предполагает необходимость согласованных действий соответствующих уровней органов государственной власти.
При этом отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в собственность Республики Дагестан не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности, подтверждено документально.
Наличие объективной необходимости в использовании Республики Дагестан спорного имущества непосредственно через государственное учреждение для целей, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации, установлена судами. При этом достаточных и мотивированных оснований для отказа в передаче данного имущества арбитражными судами не выявлено.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об удовлетворении требования министерства в данном случае соответствуют имеющимся в деле доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Довод Администрации о незаконности решения суда в связи с необходимостью соблюдения установленной процедуры добровольной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации основан на ошибочном толковании норм материального права.
Так, силу абз. 3 п. 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, необходимость согласованных действий органов власти при безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой напрямую связана с недопустимостью принятия федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ решения о безвозмездной передаче того или иного имущества в одностороннем порядке. При этом в абз. 3 п. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ, на которое ссылается Ответчик, прямо указывается на то, что спор о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2022 по делу N А15- 1237/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1237/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА"
Третье лицо: ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город "Махачкала", ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИД РОССИИ В Г. МАХАЧКАЛЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РД